город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2023 г. |
дело N А01-3635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.03.2023 по делу N А01-3635/20222
по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к АО "Автономная теплоэнергетическая компания"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - ответчик, общество) об обязании вернуть излишне уплаченные денежные средства в размере 73 694,01 рублей за период с января по июнь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы истец указал, что в рамках исполнения контракта, заключенного между истцом и ответчиком, учреждением понесены затраты по покупке коммунальных услуг на спорную сумму, при этом сети не находятся на балансе у истца и не включены в состав общего имущества собственников помещений, в связи с чем, истец не является лицом, обязанным нести расходы по тепловым потерям на сетях, расположенных по адресам: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Кочубея, 52, и Шоссейная, 2а.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" 05.05.2023 от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 20.12.2021 между АО "АТЭК" (ресурсоснабжающая организация - далее РСО) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - исполнитель) был заключен контракт N 658 на теплоснабжение, по условиям которого РСО обязалась подавать заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме теплоснабжения в целях выполнения обязательств по снабжению коммунальными ресурсами по отоплению, горячему водоотведению.
В соответствии с пунктом 3.1.1 контракта теплоснабжающая организация обязуется поставлять коммунальный ресурс на границе раздела надлежащего качества и в количестве, предусмотренном настоящим договором, в соответствии с температурным графиком работы тепловых сетей с допустимыми действующим законодательством отклонениями параметров качества поставляемого коммунального ресурса.
Пунктом 5.6 контракта предусмотрено, что плата за потребленную в расчетном периоде тепловую энергию вносится потребителем не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО любыми способами, которые допускаются действующим законодательством.
Расчетным считается календарный месяц, в котором отпускалась тепловая энергия.
В соответствии с пунктом 7.2 договора, последний вступает в силу с 01.01.2022 по 30.06.2022, а по расчетам - до полного их исполнения. Контракт считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или о его пересмотре.
Заявлений об отказе от исполнения контракта истцом не представлено.
С целью урегулирования разногласий ответчику была направлена претензия от 13.09.2022 о возврате указанных денежных средств, однако, неисполнение ответчиком требования по возврату спорной суммы явилось основанием к обращению в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", деятельность по производству и реализации тепловой энергии является регулируемой. Тарифы на услуги теплоснабжения для АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (Филиала АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети"), оказываемые потребителям муниципального образования "Город Майкоп", установлены Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20 декабря 2018 года N 250-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала АО "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети" на 2019 год и на период 2020 - 2023 годов".
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (в лице филиала АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети") осуществляет поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение потребителям муниципального образования "Город Майкоп" с февраля 2011 г.
Начисление размера платы потребителям производится филиалом АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети" в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Процесс передачи тепловой энергии, состоящий в перемещении перегретого теплоносителя по инженерным сетям от источника теплоты до точки поставки конечного потребителя, сопряжен с потерей части ресурса, как вследствие рассеивания тепловой энергии в пространстве (естественного остывания теплоносителя), так и по причине утраты (например, вследствие утечек) самого теплоносителя. При этом действующее законодательство в сфере теплоснабжения предусматривает существование нормативных и сверхнормативных (фактических) технологических потерь при передаче тепловой энергии.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Тепловые сети, расположенные в городе Майкоп, по ул. Кочубея 52 принадлежат на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации.
Судом обоснованно установлено, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления принадлежат тепловые сети, расположенные в городе Майкоп, по ул. Кочубея, 52, что подтверждается письмом от 13.05.2022 N 370/У/5/3-1492.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (ресурсоснабжающая организация) осуществляет поставку тепловой энергии потребителям муниципального образования "Город Майкоп", по централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Тепловые сети, расположенные по адресу: г. Майкоп, ул. Кочубея, 52 и ул. Шоссейная, 2а, присоединены к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.
На основании письма от 21.12.2021 многоквартирный дом N 52 по ул. Кочубея был отключен от централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, что подтверждается актом отключения объекта от системы теплоснабжения от 30.12.2021.
Соответственно, за период с января 2022 г. по июль 2022 г. тепловые потери в сетях расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Кочубея, 52, истцу не выставлялись. В этой связи доводы истца об оплате тепловых потерь по вышеуказанному адресу правомерно признаны судом ошибочными.
Данное обстоятельство подтверждается товарными накладными N МТС000000000173 от 31.01.2022, N МТС000000001179 от 28.02.2022, N МТС000000002231 от 31.03.2022, N МТС000000003355 от 30.04.2022, N МТС000000004422 от 31.05.2022, N МТС000000004883 от 30.06.2022.
Суд верно исходил из того, что спорная сумма 73 694,01 руб. была оплачена истцом за тепловые потери на сетях, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, 2а, владение которыми истец отрицает, однако, доказательств указанного в дело не представлено.
Напротив, исходя из содержания письма от 15.02.2022 N 370/9/5/3-1492 ВрИО начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации сообщает о нахождении у него на праве оперативного управления тепловых сетей по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, 6а, и просит Администрацию муниципального образования "город Майкоп" рассмотреть вопрос о принятии их в собственность.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Согласно уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденным приказом Директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 12 устава).
Пунктом 13 устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предусмотрено, что основными целями деятельности учреждения является 12 содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и представление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О теплоснабжении", теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 84-ФЗ)
Применительно к установленному ст. 210 ГК РФ бремени содержания собственником своего имущества и требованиям ч. 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении владельцы тепловых сетей, которыми чаще всего выступают теплосетевые организации, обязаны компенсировать теплоснабжающим организациям потери в своих тепловых сетях (как нормативные, так и сверхнормативные), что, по сути, охватывается юридическим составом договора поставки тепловой энергии.
При этом наличие либо отсутствие гражданско-правового титула, подтверждающего законность владения субъектом энергетического правоотношения соответствующим имуществом, для целей участия этого имущества в энергетическом обязательстве и возникновения обязанности его фактического владельца по оплате потребленного ресурса (включая потери), не является безусловно необходимым (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 N 2255/10 по делу N А12-4820/2009, Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 303-ЭС15-6562 по делу N А73-6824/2014, от 03.12.2015 N 305-ЭС15-11783 по делу N А73-6824/2014, от 25.07.2016 N 305-ЭС16-974 по делу N А41-25397/14 А31-7543/2015; А31-8323/2018).
Обязанность владельца тепловых сетей оплатить потерянную в них тепловую энергию вытекает из положений п. 5 ст. 13, п. 11 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 544 ГК РФ.
Отсутствие статуса сетевой организации не освобождает истца от обязанности возмещать ответчику стоимость потерь тепловой энергии в сетях, находящихся в его законном владении (ст. ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении", п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808). В ином случае у владельца сетей, не желающего реализовать право на оказание услуг по транспортировке, но в силу закона обязанного не препятствовать перетоку энергии, отсутствует стимул по поддержанию своего имущества в надлежащем состоянии, исключающем сверхнормативные потери.
Таким образом, поскольку ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ обязаны оплачивать тепловые потери в сетях, принадлежащих им на праве собственности (оперативного управления), независимо от того, используется ли тепловая энергия непосредственно собственником тепловых сетей или есть ли на балансе собственника потребители, то основания для возврата денежных средств в размере 73 694,01 руб. отсутствуют.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, однако не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.03.2023 по делу N А01-3635/20222 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3635/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "Автономная теплоэнергетическая компания" а лице филиала "Майкопсие тепловые сети"