г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А42-650/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Пономарева О.С.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Ельдецов А.А., по доверенности от 26.01.2023; Лысенко Я.Е.. по доверенности от 23.01.2023; Шаров С.С., по доверенности от 10.01.2023;
от заинтересованного лица: Елихов А.А., по доверенности от 12.01.2023 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-7623/2023, 13АП-9904/2023) акционерного общества "Апатит"; Балтийско - Арктического Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2023 по делу N А42-650/2022 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по заявлению акционерного общества "Апатит"
к Балтийско - Арктическому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании частично недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Апатит" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора) о признании недействительными пунктов 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18 предписания от 10.11.2021 N 7337/041/2021.
Решением суда от 26.01.2023 заявленные требования Общества удовлетворены частично, признано недействительными, как не соответствующие положениям Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункты 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17 предписания Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 10.11.2021 N 7337/041/2021. Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Апатит". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда от 26.01.2023, Общество и Управление обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить в части и признать недействительным пункт 18 предписания, в остальной части решение суда оставить без изменения. Податель жалобы ссылается, что на момент проверки Управлением деятельности Общества на Восточном руднике (октябрь-ноябрь 2021 г.), деятельность по строительству объекта ДТК была закончена (июль 2021 г.), объект введен в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения, в связи с чем, Обществу не могло быть выдано предписание с указанием на нарушение проектной документации на строительство Дробильно - транспортировочного комплекса.
По мнению подателя жалобы, выпуски N 5 и N 8 для отвода сточных вод с территории Восточного рудника в контексте проектной документации не рассматриваются в качестве решений, необходимых для выполнения строительства комплекса. Выпуски сточных вод N 5 и N 8 относятся к системе водослива ГТС Коашвинского отстойника N 2 (КО-2) Восточного рудника, построенного (комплекс ГТС) в 1990 году, то есть по иной проектной документации, не являвшейся предметом экспертизы в рамках заключения ГЭЭ N 374.
Актом проверки приведены результаты в том числе проверки контролируемого воздействия Обществом на водный объект - озеро Китчепахк, в которое отводятся очищенные сточные воды с территории Восточного рудника, где расположен Дробильно - транспортировочный комплекс, через выпуск N 5; и такая деятельность проверяющим органом признана соответствующей требованиям закона.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда в части признания пунктов 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17 предписания Балтийско - Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 10.11.2021 N 7337/041/2021 как не соответствующих положениям Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Кировский филиал АО "Апатит" осуществляет строительные работы на хвостохранилище АНОФ-3 (код объекта НВОС 47-0151-000316-П) в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Отвал N 1а Северного карьера Объединенного Кировского рудника АО "Апатит" не состоит на учете в государственном реестре объектов негативного воздействия в составе объекта "Кировский филиал АО "Апатит" Объединенный Кировский рудник (ОКР)" (код объекта 47-0151-000322-П).
Податель жалобы считает, что тот факт, что юридическим лицом проведена инвентаризация источников выбросов не отдельно по каждому объекту, как установлено п. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и п. 3, 17, 32 порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, а по всем трем объектам в целом, говорит о том, что АО "Апатит" при осуществлении хозяйственной деятельности не разделяет это три объекта как несвязанные.
Согласно п.14 ст.12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель. То есть, исходя из смысла толкования вышеуказанных пунктов, у юридического лица возникает обязанность наличия проекта ликвидации и консервации горных выработок перед началом вышеуказанных работ. Однако в ходе проверки данный проект Обществом представлен не был. Факт размещения отхода вскрышных пород подтверждается Отчетом юридического лица. Исходя из документации АО "Апатит" не представляется возможным определить каким образом юридическое лицо, имея два внутренних отвала, но на разных рудниках, в одном случае (Экспертиза 179-Э, представленная АО "Апатит") говорит о том, что это "засыпка выработанного пространства, а в другом случае (Экспертиза N 345-Э) при аналогичных работах считает, что внутренний отвал действительно является ОРО. Считает, что в связи с тем, что по отвалам N 2, 3 и 4 приняты решения о расширении границ контуров отсыпки существующих ярусов, соответственно должны быть обустроены нагорные канавы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Управления отказать.
Представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Общества отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 18.10.2021 по 10.11.2021 Управлением на основании решения N 078-02/Рш от 11.10.2021 в рамках федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, эксплуатируемых АО "Апатит" по месту нахождения своего филиала в городе Кировске Мурманской области, проведена плановая выездная проверка, по окончании которой составлен акт проверки N7337/02/052 от 10.11.2021 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 7337/041/2021 от 10.11.2021.
Не согласившись с фактами и выводами, изложенными в Акте проверки, а также с выданным Обществу Предписанием в части пунктов N N 5, 6, 7, 9,10,11, 12, 14,15,16,17 и 18, АО "Апатит" обратилось с жалобой в Управление.
Решением от 13.12.2021 N 03/11332 Управление, частично удовлетворило жалобу Общества на предписание и изменило предписание в части пунктов 5 и 12, в остальной части предписание оставлено без изменения; по итогу рассмотрения жалобы на Акт проверки, жалоба Общества решением от 21.12.2021 N 03/11634 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с предписанием в части пунктов пунктов 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
С 01.03.2022 Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (далее - Приказ Минприроды России от 19.11.2021 N 871), который подлежит применению в данном случае.
Согласно пункту 27 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 с 01.02.2022 расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования, применяются для инвентаризации выбросов от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт.
Обществом в суд первой инстанции были представлены паспорта на топливосжигающие установки мощностью не более 50 МВт, в связи с чем АО "Апатит" правомерно использует расчетные методы для инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС "Котельная Апатит-нефелиновой обогатительной факбрики-3 (АНОФ-3)" (код объекта 47-0151-000327-П), следовательно, отсутствуют основания для оборудования мест для отбора проб отходящих газов на ИЗА в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90.
С учетом изложенного требования Общества по пункту 6 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 33 Закона N 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Законом N 174-ФЗ.
Согласно пункту 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотъемлемых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ установлено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объектов капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из материалов дела следует, что 19.10.2021 в ходе проведения осмотра территории хвостохранилища АНОФ-3 Управлением зафиксировано, что тело хвостохранилища АНОФ-3 поделено на две части, разделяемые насыпной дамбой. На одной части хвостохранилища АНОФ-3 происходил намыв пульпы, на второй части намывов не зафиксировано. Под дамбой хвостохранилища АНОФ-3 проходит металлическая труба, по которой вода перетекает из одной части хвостохранилища в другую. Также производится строительство разделительной дамбы, а также замена старого пульпопровода на новый, большего диаметра. Видны следы проведения работ по вырубке зеленых насаждений (деревьев), что подтверждается протоколом осмотра N 1 от 21.10.2021и фототаблицей к протоколу.
Судом установлено, что эксплуатация хвостохранища осуществляется в соответствии с Проектом эксплуатации на период 2020-2022, разработанным по требованиям безопасности, предъявляемым к гидротехническим сооружениям (том 1 л.д. 153-169).
В Проекте эксплуатации выполнены расчеты по системам гидротранспорта и складирования хвостов, расчеты баланса хвостохранилища, определены отметки заполнения хвостохранилища, включены решения по техническому перевооружению системы гидротранспорта и складирования: монтаж, замена и перекладка магистральных пульповодов, монтаж и перекладка распределительных пульповодов, перекладка самотечных коллекторов, техническое перевооружение дренажной насосной станции, замена насосов.
Хвостохранилище АНОФ-3 образовано естественным рельефом и ограждающими намывными дамбами, по гребням которых проложены распределительные пульповоды с намывными выпусками.
В рамках технического перевооружения складирования предусмотрен намыв первичной разделительной дамбы и последующее устройство на ней ярусов из хвостов. При возведении разделительной дамбы используются отходы - крупные фракции хвостов обогащения апатит-нефелиновых руд, поступающих в хвостохранилище с обогатительной фабрики АНОФ-3.
В соответствии с проектом эксплуатации основание разделительной дамбы -техногенные грунты (хвостовые отложения). Разделительная дамба устраивается внутри чаши хвостохранилища.
Таким образом, намыв пляжей и наращивание дамб являются частью технологических процессов эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3, регламентируемых Проектом эксплуатации.
Обществом в суде первой инстанции проведена экспертиза, по результатам которой составлено заключение АНО "Промышленная безопасность" N 314/22 "О работах, выполняемых на хвостохранилище АНОФ-3" (том 3, л.д. 152-156), которое подтверждает, что:
- намыв пляжей, наращивание дамб, в том числе разделительной дамбы, является непрерывным технологическим процессом эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3, и не относится к строительству и реконструкции. Намывная разделительная дамба не является объектом капитального строительства, поскольку, не имеет несущих строительных конструкций, не имеет заглубленного фундамента и имеет временный срок эксплуатации;
- предусмотренные Проектом эксплуатации хвостохранилища АНОФ-3 на период 2020-2022 гг. работы, в частности, работы по монтажу, замене и перекладке магистральных пульповодов, монтажу и перекладке распределительных пульповодов, замене (перевооружению) пульповода, не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства за отсутствием у пульповодов признаков капитальности;
- работы по техническому перевооружению системы гидротранспорта и складирования, возведению путем намыва разделительной дамбы и разделению тем самым чаши хвостохранилища на 2 секции вызваны эксплуатационной необходимостью, и выполняются в соответствии с Проектом эксплуатации хвостохранилища, получение заключения ГЭЭ на который, не требуется.
Таким образом, возведение разделительной дамбы, замена существующего магистрального пульповода левого крыла и распределительного пульповода с увеличением диаметров намывных выпусков осуществляется не в рамках строительства/реконструкции, а в порядке технического перевооружения, предусмотренного Проектом эксплуатации.
Техническое перевооружение отличается от строительства/реконструкции тем, что эксплуатация объекта во время техперевооружения не прекращается, тогда как при строительстве/реконструкции текущая эксплуатация невозможна. Между тем, Общество осуществляет постоянный намыв хвостов обогащения апатит-нефелиновых руд, в т.ч. путем формирования дамб и наращивания дамб.
Суд соглашается с позицией Общества о том, что если бы указанные работы выполнялись в рамках строительства или реконструкции, то хвостохранилище бы никогда не было введено в эксплуатацию.
В данном случае хвостохранилище принято в постоянную эксплуатацию в 1963 году.
Довод Управления Росприроднадзора об уменьшении вместимости хвостохранилища в связи с формированием разделительной дамбы правомерно отклонен судом первой инстанции, как неподтвержденный актом проверки.
Обществом работы на хвостохранилище АНОФ-3 осуществлялись в рамках технического перевооружения, а не строительства/реконструкции, и для их ведения Обществу не требовалось разработки проектной документации на строительство и получения на нее положительного заключения ГЭЭ.
В отношении проектной документации от 1959 и 1979 года на строительство хвостохранилища и расширение производственных мощностей обогатительной фабрики не требуется ГЭЭ, поскольку:
- применительно к пункту 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, ГЭЭ подлежит ПД на строительство, реконструкцию объектов размещения отходов, за исключением введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 11.01.2009 (хвостохранилище АНОФ-3 введено в эксплуатацию в 1963 году);
- применительно к пункту 7.9 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, ГЭЭ подлежит ПД ОКС, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне РФ после 28.08.2020 (хвостохранилище АНОФ-3 введено в эксплуатацию в 1963 году, в связи с чем, не является объектом, планируемым к строительству после 28.08.2020).
При таких обстоятельствах требования по пункту 7 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Основанием для включения в предписание пунктов 10 и 11 послужили выводы Управления Росприроднадзора о том, что объекты НВОС "Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-3(АНОФ-3)", "Хвостохранилище Апатит-нефелиновой обогатительной фабрики-3 (АНОФ-3)", "Котельная Апатит-нефелиновой обогатительной фабрики-3 (АНОФ-3)" и "Очистные сооружения Гидротехнических сооружений Кировского Района" Объекты НВОС "Блочно-модульная котельная Восточного рудника" и "Промплощадка Восточного рудника" связаны между собой технологически и территориально, в связи с чем, должны быть поставлены на государственный учет объектов НВОС как единый объект НВОС"; объекты НВОС "Блочно-модульная котельная Восточного рудника" и "Промплощадка Восточного рудника", связанные между собой технологически и территориально, в связи с чем, должны быть поставлены на государственный учет объектов НВОС как единый объект НВОС" со ссылкой на нарушение статьи 1, подпунктов 1,2 статьи 69 Закона N 7-ФЗ.
Управление ссылается, в том числе на Информацию Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" (стр. 14 Акта проверки), согласно которой объект ОНВ может включать несколько источников негативного воздействия (в том числе источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.
В случае, если юридическое лицо осуществляют хозяйственную и/или иную деятельность на 2-х и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
Между тем, указанная Информация Росприроднадзора направлена на формирование подхода при постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, а не после того когда объекты уже поставлены на государственный учет.
При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В дальнейшем учетные сведения об объектах могут быть изменены в порядке актуализации.
В соответствии с пунктом 28 Правил изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 29 Правил).
Согласно пункту 31 Правил Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.
На основании изложенного определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет в порядке, установленном ст.69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ.
При постановке объекта на учет ему присваивается код и категория в соответствии с Критериями утвержденными Правительством РФ и заявителю выдается свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Категория объекта может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.
Так, на этапе рассмотрения заявки устанавливается также достаточность предоставленных сведений, и выявляются основания для отказа в постановке объектов на учет. Аналогичным образом рассматривается заявление об актуализации учетных сведений об объекте и изменении в связи с этим его категории.
В силу пункта 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.
Если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления сведений, недостаточных для включения в государственный реестр, такой факт рассматривается как непредставление сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.
Таким образом, проверка указанных в заявке данных (в т.ч. сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат; сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) обязательна.
Данный вывод подтверждается позицией Управления Росприроднадзора, изложенной в пункте 1.4 Информационного письма Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов ОНВ на государственный учет".
Управление ссылается, что Обществом представлены заявки на свои объекты и в заявках указаны предусмотренные законом сведения, которые Управление Росприроднадзора признало достаточными для постановки объектов на учет в качестве самостоятельных объектов соответствующей категории.
Таким образом, спорные объекты поставлены на государственный учет в качестве самостоятельных, объектам присвоены соответствующие категории негативного воздействия, Обществу выданы соответствующие свидетельства, и затем сведения об объектах были актуализированы, в том числе неоднократно.
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится только один раз, что и было сделано Обществом. Повторная постановка на учет таких объектов, в том числе в качестве единого, действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, у Общества отсутствуют предусмотренные законодательством РФ основания для проведения актуализации учетных сведений об объектах ОНВ.
Кроме того, несоблюдение данной процедуры Обществу оспариваемой частью предписания не вменяется.
Постановлением Правительства РФ с 01.09.2022 вводятся обновленные правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, предусматривавшие помимо постановки объектов на учет, актуализации сведений о них, снятия объектов с учета, еще и процедуру корректировки сведений о них.
Пунктом 42 Правил N 830 перечислены случаи осуществления корректировки сведений об объектах по заявлению хозяйствующего субъекта или по инициативе органа Росприроднадзра:
- изменение критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
- выявление фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более;
- утрата объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установление неразрывной физической или технологической связанности;
- исправление допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре.
Пунктом 46 Правил N 830 установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, в случаях внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более, утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности, в том числе в случае выявления указанных фактов в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подает в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявление об исключении учетных сведений об объекте из государственного реестра в отношении каждого из объектов, сведения о которых предполагается исключить из государственного реестра, заявку о постановке объекта на государственный учет в отношении каждого из объектов, предполагаемых к постановке на государственный учет.
По смыслу положений статьи 69.2 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение об отнесении используемых объектов к категории объектов ОНВ, об определении в качестве объекта ОНВ совокупности объектов и (или) отдельных самостоятельных объектов.
В связи с чем, названные в пункте 42 Правил N 830 случаи как "Изменение критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий" и "Утрата объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединение объектов по единому назначению и (или) установление неразрывной физической или технологической связанности", является поводом для корректировки сведений об объекте по заявлению самого хозяйствующего субъекта, что также следует из пункта 21 Правил N830, а не по инициативе Управления Росприроднадзора.
При этом ни наличие технологической или физической связи, ни расположение объектов в пределах одного или нескольких земельных участков, не могут рассматриваться в качестве основания для понуждения хозяйствующего субъекта рассматривать отдельные объекты в качестве совокупности.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (статья 133.1 ГК РФ).
Из пункта 5 Постановления Правительства РФ N 830 от 07.05.2022 следует, что новые Правила постановки объектов на учет применяются к правоотношениям (в частности, таких правоотношений как, проверка соблюдения требований законодательства в области постановки вновь введенных в эксплуатацию объектов на учет в качестве "единого объекта" или самостоятельных объектов, последующей актуализации/корректировки сведений о таких объектах, и исключении их реестра), возникшим с 01.09.2022.
На основании изложенного Правила N 830 не могут быть применены к результатам проверки, состоявшейся в отношении Общества в 2021 году, а также ввиду того, что спорные объекты не являются вновь введенными в эксплуатацию, Общество не определяло их в качестве "Единого" объекта, и не осуществляло постановку такого объекта на учет.
При таких обстоятельствах требования Общества по пунктам 10 и 11 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора сделаны выводы о размещении скальных пород в Отвале N 1а Северного карьера и отнесении Отвала N 1а Северного карьера Объединенного Кировского рудника к ОРО.
Как следует из материалов дела АО "Апатит" является владельцем лицензии на пользование недрами МУР 00903 ТЭ, с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, сроком действия до 31.12.2025, на участке недр: месторождение Кукисвумчорр и Юкспор на территории Мурманской области (том 2 л.д. 34-56).
В пункте 8 Приложения N 1 к лицензии МУР 00903 ТЭ указано, что "Пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств".
Таким образом, на основании лицензии МУР 00903 ТЭ АО "Апатит" предоставлено право по своему усмотрению использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр.
Согласно пункту 5.37 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки). Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
АО "Апатит" осуществляет пользование недрами на основании лицензии МУР 00903 ТЭ в соответствии с Техническим проектом разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор Кировским рудником /АО "НИУИФ", Санкт-Петербург, 2018 г./согласован ЦКР-ТПИ Роснедр 17.07.2018 (том 2 л.д. 57-78).
В Техническом проекте разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор Кировским рудником предусмотрены, в частности, следующие мероприятия:
Раздел Технического проекта |
Извлечения |
Раздел 2 "Геологическое строение месторождения", том 2, шифр 01-01-0200-4418-ГС, стр.34 |
Основным источником образования отходов при отработке месторождений подземными горными работами являются проходческие работы, в процессе которых образуются пустые вскрышные и проходческие породы, не состоящие на балансе, как полезное ископаемое и не предназначенные для извлечения апатит-нефелиновой руды. В данной документации предусмотрена утилизация горных пород от проходческих работ в качестве закладки выработанного пространства, засыпки провалов, как первого этапа рекультивации нарушенных горными работами земель. Пустые породы от проходческих работ размещаются в выработанном пространстве Северного карьера Кировского рудника. |
Раздел 3 "Технические решения", часть 1 "Подземные горные работы", том 3.1, шифр 01-01-02200- 4418-ТР1, стр.стр.88-98 |
11. Использование горных пород 11.1. Общие сведения В данной документации предусмотрено использование горных пород от проходческих работ в качестве закладки выработанного пространства, засыпки провалов, как первого этапа рекультивации нарушенных горными работами земель. Пустые породы от проходческих работ размещаются в выработанном пространстве Северного карьера Кировского рудника. Проходческие породы представлены подстилающими уртитами (95 %) и рисчорритами, которые по данным геологической службы АО "Апатит" не стоят на балансе, как полезное ископаемое и являются пустыми вскрышными и проходческими породами. Породы от проходки вывозятся по автоуклонам N 1 и N 3 подземными автосамосвалами и отсыпаются в выработанное пространство карьера Северный. Порода перемещается автосамосвалами по существующей системе съездов до площадок использования горных пород от проходческих работ....проходческие породы отсыпаются на двух независимых площадках: северной и южной в выработанном пространстве Северного карьера. |
Таким образом, положения Технического проекта разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор Кировским рудником указывают на то, что АО "Апатит" осуществляет использование пустых пород от проходческих работ в качестве закладки выработанного пространства Северного карьера Кировского рудника.
Довод Управления Росприроднадзора о необходимости наличия для ведения указанных работ проекта рекультивации, предусмотренного постановлением Правительства РФ N 800 от 10.07.2018, и/или проекта ликвидации горной выработки правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (действовало до 01.03.2022) утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
На основании подпункта "г" пункта 12 Положения N 118 в проектную документацию включается, в частности, информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
В силу пункта 5 Положения N 118 проектная документация, за исключением документации по участкам недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Роснедрами или его соответствующим территориальным органом.
В пункте 9 Положения N 118 указано, что комиссия осуществляет согласование, в частности, в отношении твердых полезных ископаемых следующих видов проектной документации: проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологическая схема первичной переработки минерального сырья.
Таким образом, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок являются самостоятельными видами проектной документации, подлежащими согласованию и утверждению в установленном законом порядке.
При этом технический проект на ликвидацию/консервацию горных выработок должен содержать, в частности, раздел 9 "Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ", включающий подраздел 9.4 "Рекультивация нарушенных земель" (требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утверждены приказом Минприроды России N 218 от 25.06.2010).
В свою очередь, проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых должна содержать, в том числе, раздел 11 "Охрана недр и окружающей среды", включающий подразделы 11.1.4 "Использование вскрышных и вмещающих пород, отходов горного производства", 11.2.1 "Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель".
В связи с чем, мероприятия по утилизации отходов горных пород от проходческих работ для рекультивации/ликвидации или консервации горных выработок, отражаются в соответствующих подразделах проектной документации разработки месторождения/ликвидации или консервации горных выработок.
Пунктом 21 Правил охраны недр, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (документ утратил силу с 01.01.2021 вследствие "Регуляторной гильотины") было предусмотрено, что мероприятия по рекультивации земель, нарушенных горными разработками, могут разрабатываться в специальном проекте.
В статье 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" закреплено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к видам землеустроительной документации. Содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
В отношении проекта рекультивации должны быть осуществлены следующие процедуры по его согласованию, экспертизе, утверждению: согласование проектов рекультивации с Росреестром, согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, получить заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Таким образом, использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств возможно на основании одного из следующих проектов: либо технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, либо технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, либо проекта рекультивации.
АО "Апатит", осуществляется разработка месторождения по утвержденному в установленном порядке техническому проекту, предусматривающему в т.ч. отработку запасов месторождений Кукисвумчорр и Юкспор подземным Кировским рудником до 2025 года, и утилизацию горных пород от проходческих работ в качестве закладки выработанного пространства Северного карьера Кировского рудника в процессе эксплуатации месторождения.
В свою очередь, проект ликвидации месторождения и/или проект рекультивации требуются по завершении отработки запасов месторождений, что на месторождениях Кукисвумчорр и Юкспор, разрабатываемых Кировским рудником, произойдет не ранее 2025 года.
Таким образом, наличие таких проектов Обществу на дату проверки (2021 год) не требовалось.
Как следует из материалов дела, Обществом осуществляется утилизация отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" в процессе засыпки такими породами выработанного пространства Северного карьера Кировского рудника.
Понятие "утилизация отходов" раскрыто в Законе N 89-ФЗ через термин "использование отходов".
Таким образом, деятельность по использованию отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5), осуществляемая АО "Апатит" на основании лицензии МУР 00903 ТЭ и Технического проекта разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор Кировским рудником в целях закладки выработанного пространства Северного карьера Кировского рудника, является утилизацией отходов в значении данного понятия, установленном в статье 1 Закон N 89-ФЗ.
Помимо лицензии и Технического проекта разработки месторождений факт осуществления Обществом деятельности по утилизации отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5) в выработанном пространстве Северного карьера Кировского рудника подтверждается также разрешительной, отчетной, учетной документацией в области обращения с отходами:
а) Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для объекта "Объединенный Кировский рудник АО "Апатит", код 47-0151000322 (том 2 л.д. 79-102).
Обществом разработан ПНООЛР от 2020 года для объекта "Объединенный Кировский рудник АО "Апатит", в соответствии с которым, в результате выемки породы при сооружении подземных горных выработок для обработки месторождений полезных ископаемых подземным способом на Кировском руднике будут образовываться отходы "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5), весь объем которых, будет использован на засыпку выработанного пространства горных выработок (карьеров).
Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) установлены Методическими указаниями по разработке ПНООЛР, утвержденном Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания N 349; действовали до 01.01.2021 в период разработки и утверждения Обществом ПНООЛР для ОКР) и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (действуют с 01.01.2021).
ПНООЛР, согласно Методических указаний N 349, представляет собой документ, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.
Пунктом 24 Методических указаний N 349 было предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно удаляют образованные ими отходы путем использования и (или) обезвреживания, включают в ПНООЛР раздел "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов". При этом, такие сведения приводятся в табличном виде в соответствии с рекомендуемым образцом в приложении N 12 к Методическим указаниям.
Согласно рекомендуемому образцу указания сведений, приводятся в т.ч. сведения о "наименовании технологического процесса".
Под технологическими процессами понимаются части производственного процесса, содержащие целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предметов труда (заготовок, изделий), включая процедуры добычи сырья, его обработки, переработки при производстве продукции, транспортирования, складирования и хранения товаров, что является составными частями производственного процесса на стадиях жизненного цикла продукции (2.193 технологические процессы; ГОСТ Р 56828.152016. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Термины и определения).
В соответствии с примечанием 1 к пункту 2.88 ГОСТ Р 56828.15-2016, к "наилучшим доступным технологиям" (далее - НДТ) относят в т.ч. технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения.
Для целей ПНООЛР, определяющее значение имеет сам технологический процесс: "Использование для засыпки выработанного пространства горных выработок (карьеров, шахт)", а не конкретная горная выработка (карьер или шахта), т.е. место использования отходов.
б) материалами (данными) учета в области обращения с отходами по Кировскому району (том 2 л.д. 103-144);
в) отчетностью по форме 2-ТП (отходы) (том 2 л.д. 145-149);
г) отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (том 3 л.д. 1-25);
4) Из всех видов деятельности по обращению с отходами обложению платой за НВОС подлежит только размещение (хранение, захоронение) последних (пункт 1 статьи 16 Закон N 7-ФЗ).
Образование отходов, равно как и утилизация (использование) последних, платой за НВОС не облагаются.
Поскольку Обществом не осуществлялась в 2020 году (и в иные периоды) деятельность по размещению отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5) в выработанном пространстве Северного карьера Кировского рудника, то:
- плата за НВОС в отношении данных отходов обоснованно не исчислена и не внесена Обществом за 2020 год;
- декларация о плате за НВОС для объекта Кировский филиал АО "Апатит" Объединенный Кировский рудник (ОКР) (код объекта 47-0151-000322-П) за 2020 г. не содержит недостоверных сведений в отношении отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5);
- Обществом не допущено нарушений Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Закона N 89-ФЗ, под объектами размещения отходов (ОРО) понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Сооружение - это объект капитального строительства (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
Положения пункта 2, 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ определяют ОРО как сооружение, месторасположение которого определено на основании результатов инженерных изысканий чтобы исключалось захоронение отходов в т.ч. в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ.
То есть, ОРО должен располагаться за пределами мест залегания полезных ископаемых и ведения горных работ.
Согласно пункту 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49, следует, что источником информации об ОРО служит в т.ч. проектная документация на его строительство.
На основании изложенного ОРО может быть только специально оборудованное капитальное сооружение, построенное по соответствующей проектной документации на строительство в специальном месте, определенном на основании специальных изысканий.
В целях исполнения требований законодательства РФ о недрах и Технического проекта разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор Кировским рудником Обществом осуществляется закладка выработанного пространства Северного карьера Кировского рудника с использованием отходов скальных пород для восстановления нарушенных горными работами земель.
Выработанное пространство - пространство, образующееся после извлечения полезных ископаемых или вмещающих горных пород, в результате ведения очистных работ (пункт А.1.3 Приложения А к ГОСТ Р 57719-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Горное дело. Выработки горные. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1247-ст.).
Таким образом, выработанное пространство Северного карьера Кировского рудника не является ОРО (объектом капитального строительства).
Отработка месторождения Кировским рудником осуществляется на основании Дополнения к проектной документации "Технический проект разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор подземными горными работами до 2020 года. Дополнение 1" (разработчик - АО "НИУИФ", 2016 год), - в соответствии с "Техническим проектом разработки месторождений апатит-нефелиновых руд Кукисвумчорр и Юкспор подземными горными работами" (разработчик АО НИУИФ, Санкт-Петербург, 2018 год), согласованным с ЦКР-ТПИ Роснедр и утвержденным Роснедрами (протокол ЦКР-ТПИ Роснедр N 117/18-стп от 17 июля 2018 года), которым предусмотрено использование горных пород от проходческих работ в качестве закладки выработанного пространства карьера "Северный" Кировского рудника.
В указанной проектной документации на разработку месторождений Кировским рудником, "Отвал 1а" не рассматривается в качестве объекта размещения отходов (том 5 л.д. 1-27).
Обществом также утверждена проектная документация "АО "Апатит". Кировский рудник. Отработка запасов апатит-нефелиновых руд месторождений Кукисвумчорр и Юкспорр Кировским рудником" /АО НИУИФ, 2022 (том 4 л.д. 13-15), в которой "Отвал 1а" также не рассматривается в качестве объекта размещения отходов.
В Разделе 8 Проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", Материалах по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности указано, что для закладки выработанного пространства и засыпки провалов используются горные породы от проходческих работ в соответствии с технической документацией КФ АО "Апатит", что является первым этапом рекультивации нарушенных горными работами земель (внутренний отвал 1а). К моменту выхода Кировского рудника на максимальную производительность 25 млн. тонн в год засыпка выработанного пространства Северного карьера (внутренний отвал 1а) будет выполнена до отметки дневной поверхности.
На проектную документацию "АО "Апатит". Кировский рудник. Отработка запасов апатит-нефелиновых руд месторождений Кукисвумчорр и Юкспорр Кировским рудником" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы N 51 -101-1-79-0064-22, утвержденное приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области N 179-Э от 13.05.2022 (том 4 л.д. 16-21).
В указанном заключении "Отвал 1а" также не рассматривается в качестве объекта размещения отходов; в контексте заключения он рассматривается как выработанное пространство Северного карьера, засыпка которого осуществляется пустой скальной породой.
В свою очередь, размещение отходов от проходческих работ во время отработки месторождений Кировским рудником осуществлялось в специально спроектированные как ОРО и расположенные за контуром (границей) карьера Северный отвалы 3 и 3А, что следует из проектной документации на отработку запасов месторождений Кировским рудником (том 5 л.д. 1-27).
В данном случае у Общества отсутствуют основания для актуализации учетных сведений об объекте "Кировский филиал АО "Апатит" Объединенный Кировский рудник (ОКР)" (код объекта 47-0151-000322-П) в соответствии с требованием в пункте 9 предписания на основании следующего.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), - ОКС и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты ОНВ, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: I, II, III и IV. При этом отнесение объекта ОНВ к соответствующей категории осуществляется на основании критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, критерием отнесения объектов к объектам ОНВ I категории является такой критерий как "Осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности в т.ч. по размещению отходов производства и потребления в части, касающейся захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более)" (подпункт 14 пункта 1 Критериев).
Критерием отнесения объектов к объектам ОНВ II категории является такой критерий как "Осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся хранения отходов IV и V классов опасности" (подпункт 23 пункта 2 Критериев).
Из указанных критериев следует, что объектом ОНВ как самостоятельно, так и в составе единого объекта может быть объект, на котором осуществляется размещение (хранение и захоронение) отходов.
Такие объекты, согласно статье 2 Закона N 89-ФЗ именуются объектами размещения отходов (ОРО).
Поскольку выработанное карьерное пространство - "Отвал 1а" не является ОРО, следовательно, выработанное пространство не может рассматриваться для целей учета объектов ОНВ, так как не является объектом ОНВ (ОРО).
Также необходимо отметить, что Обществу вменяется неосуществление актуализации сведений об объекте ОНВ (пункт 6 статьи 69.2 ФЗ N 7-ФЗ) "Объединенный Кировский рудник (ОКР)", на котором, по мнению Управления Росприроднадзора, находится ОРО в виде Отвала 1а.
Обществом исполнена обязанность по направлению заявки о постановке на государственный учет объекта ОНВ "Кировский филиал АО "Апатит" Объединенный Кировский рудник (ОКР)" (код объекта 47-0151-000322-П).
Данный объект поставлен на государственный учет как объект ОНВ II категории, сведения об объекте ОНВ актуализированы 25.09.2017 (том 3 л.д. 40-41).
Таким образом, основания для актуализации сведений об объекте ОНВ 47-0151-000322-П, предусмотренные пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, отсутствуют.
В разрешительной экологической документации заявителя (декларация о воздействии на окружающую среду - том 3 л.д. 26-39, ПНООЛР - том 2 л.д. 79-102) для объекта ОНВ 47-0151-000322-П учтено образование отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5) и обоснована его утилизация для засыпки выработанного пространства.
Северный карьер Кировского рудника находится внутри координат угловых точек объекта ОНВ 47-0151-000322-П, что подтверждается сведениями, указанными в составе заявки о постановке объекта ОНВ 47-0151-000322-П на государственный учет.
Требования законодательства РФ обязывают хозяйствующих субъектов включать в ПНООЛР информацию о количестве подлежащих утилизации отходов и технологическом процессе их утилизации (Приложение N 12 к Методическим указаниям N 349, Приложение N 6 к Методическим указаниям N 1021).
При этом технологический процесс утилизации отхода "скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые" (код по ФККО 2 99 101 99 20 5), а именно путем закладки выработанного пространства, не менялся с момента постановки объекта ОНВ 47-0151-000322-П на государственный учет.
При таких обстоятельствах требования Общества по пунктам 9, 14, 15, 16 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора в ходе проверки осмотрена территория Коашвинского месторождения Восточного рудника, изучено заключение ГЭЭ N 264 на проектную документацию об отработке запасов месторождения Коашва открытыми горными работами/горно-транспортная часть, получены объяснения от должностных лиц Восточного рудника, в результате чего, Управление Росприроднадзора пришло к выводу об осуществлении Обществом на месторождении деятельности с отхождением от проектной документации, получившей положительное экологическое заключение, выразившимся в отсутствии организации водоотводных канав N 1 -6 до начала отсыпки отвала N 5.
При этом, как усматривается из акта проверки, под водоотводными канавами надзорный орган имеет ввиду нагорные канавы.
Обществом разработана проектная документация "АО "Апатит". Восточный рудник. Этап II: отработка запасов месторождения Коашва открытыми горными работами. Горнотранспортная часть" (ГорноХимический Инжиниринг, 2014) и получено положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ N 264 от 03.02.2017 (том 3 л.д. 4256).
Данное заключение в разделе "Общие сведения об объекте экспертизы" содержит следующую информацию.
В представленной на экспертизу проектной документации предусматривается отработка запасов Коашвинского месторождения открытым способом - в период с 2013 по 2079 год. Месторождение Коашва - действующий объект со сложившейся инфраструктурой, эксплуатируется с 1978 года Восточным рудником КФ АО "Апатит".
Решениями проектной документации предусмотрено расширение поля карьера в северо-восточном и северо-западном" направлениях для отработки всех запасов руды. Для размещения всего объема вскрышных пород предусматривается расширение существующего отвала N 3 в границах имеющегося земельного отвода и отвалов N 2 и N4 в границах вновь прирезаемых земель, а также предусмотрено формирование нового отвала N 5 в границах вновь прирезаемых земель.
В подразделе "Оценка воздействия на водные объекты" указано, что для повышения устойчивости внешних отвалов для перехвата поверхностных вод, формирующихся за счет атмосферных осадков и таяния снега вне территории отвалов, предусматривается проходка нагорных канав N 1 - 6.
В предписании содержится указание на то, что Обществом не сформированы канавы 1-6 до начала отсыпки отвала N 5.
Между тем, судом установлено, что из проектной документации и заключения ГЭЭ не следует, что все шесть нагорных канав (N 1 - 6) предназначены для отвала N 5, как на это указано в формулировке нарушения в пункте 17 Предписания.
Так, с целью перехвата условно чистых вод, формирующихся за счет атмосферных осадков и таяния снега вне территории, занятой отсыпкой отвала N 5, проектной документацией предусмотрена проходка нагорных канав N 1 и N 2 с северной, западной и восточной его частей, о чем также указано в заключении ГЭЭ.
Кроме того, проектной документацией и заключением ГЭЭ на проектную документацию установлено, что нагорные канавы организуются до начала расширения границ отсыпки отвалов, а не до начала формирования отвала, как на это указано в пункте 17 Предписания.
Как правильно указано судом первой инстанции, проектные решения не предписывают обустраивать нагорные канавы до отсыпки отвала ( то есть до его формирования), а предполагают их проходку лишь после того как будет принято решение о расширении границ отсыпки существующего отвала.
Так, на Коашвинском месторождении, помимо отвала N 5, эксплуатируются и другие отвалы: N 2, 3 и 4.
При этом, проектной документацией для них предусмотрено следующее:
- существующий внешний отвал N 2 - предусмотрено дополнительное складирование породы в объеме 507,2 млн. м3 (423,0 млн. м3 в целике) за счет дополнительной отсыпки четырех ярусов и увеличения контуров отсыпки существующих ярусов с расширением границ земельного отвода.
Проектная емкость отвала обеспечивает его эксплуатацию на длительный период отработки запасов месторождения:
- существующий внешний отвал N 3 - предусмотрено складирование породы в объеме 51,7 млн. м3 (43,1 млн. м3 в плотном теле). Размещение вскрыши производится за счет расширения контуров отсыпки существующих ярусов.
- существующий внешний отвал N 4 - предусмотрено дополнительное складирование породы в объеме 146,0 млн. м3 (121,7 млн. м3 в плотном теле) за счет расширения его границ и дополнительного формирования трех ярусов с абсолютными отметками 500 м, 550 м, 600 м, на отвал планируется транспортировать вскрышу с западного торца и южного борта карьера при их разносе.
Указанные отвалы введены в эксплуатацию с началом эксплуатации Коашвинского карьера, а именно: отвал N 2 - в 1978 году, отвал N 3 - в 1981 году, отвал N 4 - в 1989 году.
При этом проектные решения на строительство отвалов позволили ввести их в эксплуатацию и без нагорных канав.
Отвал N 5 введен в эксплуатацию в 2017 году (характеристика ОРО прилагается); проектные решения на его строительство (в т.ч. отвод поверхностных стоков в существующую водоотводную систему для "грязных вод" с последующей очисткой и сбросом в водные объекты) позволили ввести его в эксплуатацию и без нагорных канав.
Как следует из проектной документации, у всех отвалов достаточно высокая несущая способность основания, что обеспечивает его устойчивость; отсыпка всех отвалов будет осуществляться на устойчивое основание; при этом, фильтрационные свойства пород основания отвалов исключают возможность избыточного обводнения пород в основании отвалов, подъема уровня депрессионной поверхности и возникновения слабого контакта в их основании; при этих условиях, параметры внешних отвалов определяются характеристиками отвальной массы; с учетом характеристик отвальной массы, расчеты устойчивости проектируемых отвалов показали, что отвалы устойчивы.
При этом, устройство нагорных канав - дополнительная мера по обеспечению устойчивости уже сформировавшегося отвала; отвал считается сформировавшимся, когда он достиг проектной вместимости (когда отвальные породы уложены в предусмотренное количество ярусов; для отвала N 5 - это устройство в 7 ярусов).
Если бы проектные решения предполагали необходимость устройства нагорных канав до начала формирования (отсыпки) отвалов, то ни один отвал не был бы введен в эксплуатацию.
Как видно из графической части проектной документации, нагорные канавы у отвала N 5 не предполагаются даже на 2039 год; они предполагаются только на конец отработки месторождения - т.е. на 2079 год.
На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу о том, что Общество не обязано было иметь нагорные канавы на начало формирования отвала N 5; такая обязанность возникает в будущем на конец отработки месторождения.
При таких обстоятельствах требования Общества по пункту 17 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Принципы экологической экспертизы перечислены в статье 3 Закона N 174-ФЗ к ним, в том числе, отнесены: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно пункту 8 статьи 11 Закона N 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Актом проверки от 10.11.2021 установлено, что проектным решением, получившим положительное заключение ГЭЭ от 05.10.2017 N 374, предусмотрено водоотведение через выпуски N 5 и N 8.
Заключение сделано на основании проектной документации по объекту производственного назначения: "АО "Апатит". Восточный рудник. Коашвинский карьер. Дробильно-транспортировочный комплекс с отвалообразованием вскрышных пород".
Согласно разделу 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" часть 1 "Текстовая часть" шифр 01-04-4515-0103-ООС1 указанной проектной документации (листы 129-130) пункт 8.3 "Существующая и проектируемая системы водоотведения" "...Сброс сточных вод с территории Восточного рудника в настоящее время осуществляется в два поверхностных водных объекта через три организованных выпуска:
Выпуск N 5 - сброс рудничных вод Коашвинского и Ньоркпахкского карьеров в озеро Китчепахк;
Выпуск N 6 - сброс воды водопонизительных скважин в реку Вуоннемйок; Выпуск N 8 - сброс фильтрационных вод отстойника N2 Коашвинского карьера в озеро Китчепахк.
Проектными решениями предусмотрена организация водоотведения в существующие выпуск 5 и выпуск 8.
Разрешения на сброс представлены в приложении А1 тома 8.3.
Сточные воды Восточного рудника сбрасываются в существующую систему гидротехнических сооружений, предусматривающую отведение загрязненных стоков с двух карьеров (Ньоркпахкского и Коашвинского), их смешение в канале N 11 и совместный сброс на существующие очистные сооружения Восточного рудника.
Карьерные воды Ньоркпахкского и Коашвинского месторождений проходят двухступенчатое отстаивание в отстойниках КО-1 и КО-2, а так же подвергаются реагентной обработке перед сбросом в поверхностный водный объект. Водоотведение из отстойника КО-2 осуществляется через два выпуска: N 5, 8. При этом выпуск N 5 предназначен для сброса воды при аварийных и паводковых переливов, N 8 предназначен для сброса очищенного стока....".
Таким образом, ведение хозяйственной деятельности с отступлением от технологии предусмотренной проектной документацией имеющей положительную ГЭЭ является нарушением экологического законодательства и может приводить к неконтролируемому воздействию на окружающую среду.
При планировании АО "Апатит" прекратить сброс вод по выпуску N 8 необходимо было внести изменение в проектную документацию, имеющую положительную ГЭЭ, и получить новое заключение, подтверждающее отсутствие увеличения воздействия на окружающую среду при использовании только выпуска N 5.
Управление Росприроднадзора не обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении Общества и не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, ограничивая в выборе способа исполнения предписания. Общество, обладая собственной правоспособностью, вправе самостоятельно принимать решения, необходимые для осуществления своей деятельности, в том числе связанные с выбором способа и приемлемого для него механизма исполнения предписания.
При таких обстоятельствах требования Общества по пункту 17 предписания правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы Общества и Управления, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом была дана надлежащая исчерпывающая оценка.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2023 по делу N А42-650/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Апатит" из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины по платежному поручению N 595265 от 20.02.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-650/2022
Истец: АО "АПАТИТ"
Ответчик: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ