город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2023 г. |
дело N А32-25025/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475)
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023 о прекращении производства по делу N А32-25025/2022
по заявлению департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475)
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954),
при участии третьего лица: Дорошенко Натальи Викторовны,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заявитель, департамент муниципальной собственности и городских земель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо, департамент архитектуры и градостроительства) с требованиями:
- признать незаконным отказ от 07.04.2022 N 5192/29;
- обязать устранить допущенные нарушения путем подготовки необходимого заключения о соответствии предполагаемого к строительству объекта документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки в целях дальнейшего формирования испрашиваемого земельного участка.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023 производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что письмо N 5192/29 от 07.04.2022 не несет каких-либо властных полномочий, действие департамента архитектуры (удовлетворение им обращения заявителя) не наделяет заявителя какими-либо правами, является информативным документом и не является документом, принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащим обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия, которое подлежит обжалованию в порядке 24 главы Арбитражном процессуального кодекса Российской Федерации в судебном порядке. По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. В данном случае стороны равноправны и являются структурными подразделениями местной администрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент муниципальной собственности и городских земель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что департамент муниципальной собственности и городских земель администрации наделен правами юридического лица, имеет печать, штампы и бланки установленного образца. В полномочия департамента муниципальной собственности непосредственно входит не только подготовка пакета документов для государственной регистрации прав муниципальной собственности на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в установленном порядке, подготовка и проведение торгов в отношении распоряжения земельными участками, подготовка проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар, а также и контроль за выполнением таких постановлений. Департамент архитектуры и градостроительства администрации также наделен правами юридического лица, имеет печать, штампы и бланки установленного образца и положением о департаменте архитектуры и градостроительства администрации, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 N 17 п. 26.
В рамках исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16499/2015 с учетом положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности его исполнения, департаментом муниципальной собственности в соответствии и во исполнение обязательного порядка принятия решения о проведении аукциона, регламентированного ранее упомянутым постановлением администрации от 24.07.2020 N 2795, направлены соответствующие межведомственные запросы, в том числе в департамент архитектуры и градостроительства. Вместе с тем, департамент архитектуры и градостроительства, несмотря на наличие вступивший в законную силу судебный акт по делу N А32-16499/2015, должником по которому является администрация муниципального образования город Краснодар, функциональным и специально уполномоченным органом которой он является, направляет в адрес департамента муниципальной собственности обжалуемый отказ.
В отзыве на апелляционную жалобу Дорошенко Наталья Викторовна указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции определения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ).
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От Дорошенко Натальи Викторовны поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 по делу N А32-16499/2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016, признано незаконным бездействие администрации по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 609 кв.м - для размещения офисного здания по ул. им. Дзержинского, 98/Ж в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Суд обязал администрацию в течение 4 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 609 кв.м - для размещения офисного здания по ул. им. Дзержинского, 98/Ж в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара: организовать проведение работ по формированию участка; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированного земельного участка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю от 20.09.2016 возбуждено исполнительное производство N 58235/16/23042-ИП в отношении должника - администрации в пользу Дорошенко Н.В. на основании исполнительного листа от 11.08.2016 N ФС 006988147, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-16499/2015.
Администрация обращалась в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 20.09.2016 N 58235/16/23042-ИП, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар от 02.03.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" земельный участок площадью 609 кв.м расположенный по ул. им. Дзержинского, 98/Ж в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара находится в рекреационной зоне назначения (городские земельные насаждения общего пользования).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017, оставленным без изменения Постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2018, администрации отказано в прекращении исполнительного производства от 20.09.2016 N 58235/16/23042-ИП.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2020 производство по заявлению администрации о прекращении исполнительного производства от 20.09.2016 N 58235/16/23042-ИП прекращено.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - уполномоченное структурное подразделение администрации, являющееся ответственным исполнителем вышеуказанного решения суда.
Заявитель обратился в департамент архитектуры с заявлением о подготовке заключения о возможности формирования земельного участка, расположенного по ул. им. Дзержинского, 98/Ж в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, для строительства офисного здания.
Вместе с тем, письмом от 07.04.2022 N 5192/29 департамент архитектуры и градостроительства отказал в подготовке необходимого заключения о соответствии предполагаемого к строительству объекта документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки в целях дальнейшего формирования испрашиваемого земельного участка, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" (в редакции решения от 22.07.2021 N 17 п. 19), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры Т-1, где размещение офисных зданий не соответствует видам разрешенного использования зоны.
Считая вышеуказанный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции с учетом положений статей 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно квалифицировал спорные правоотношения и пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ не является ненормативным документом, обжалование которого предусмотрено Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Прекращая производство по делу, Арбитражный суд Краснодарского края обоснованно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательное предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Из оспоренного письма следует, что в нем, действительно, содержатся лишь сведения и информация, полученные в результате анализа соответствующей муниципальной документации, а также сделанные на основании выявленных сведений выводы. При этом указанные сведения не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливают прав и не возлагают на общество каких-либо обязанностей.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Краснодар утверждённым решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне городских зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар утверждённым решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, рассматриваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2). Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 22.07.2021 N 17 п. 19), рассматриваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (Т-1), где размещение офисных зданий не соответствует видам разрешенного использования зоны. В соответствии со статьей 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления в Краснодарском крае управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статьёй 38 Устава муниципального образования г. Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 "О принятии Устава муниципального образования г. Краснодар", определено, что администрация муниципального образования г. Краснодар является исполнительно распорядительным органом муниципального образования г. Краснодар.
Согласно статье 39 вышеуказанного Устава в структуру администрации муниципального образования г. Краснодар входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования город Краснодар. Отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования г. Краснодар являются департаменты, управления и отделы администрации муниципального образования г. Краснодар.
В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 14.10.2005 N 74 "О структуре администрации муниципального образования г. Краснодар", пунктом 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 39, подпунктом 28 пункта 2 статьи 25 Устава муниципального образования г. Краснодар принято решение городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 "Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар" (далее - Положение о департаменте муниципальной собственности).
Согласно разделу 1 Положения о департаменте муниципальной собственности последний является функциональным органом администрации муниципального образования г. Краснодар.
Согласно Положению о департаменте (в ред. Решений городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п.12, от 27.12.2007 N 35 п.12, от 30.09.2008 N 46 п.11) департамент архитектуры и градостроительства является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования г. Краснодар в области градостроительной деятельности и осуществляет свою деятельность в рамках своих полномочий.
Суд первой инстанции правильно указал, что письмо от 07.04.2022 N 5192/29 не несет каких-либо властных полномочий, действие департамента архитектуры (удовлетворение им обращения заявителя) не наделяет заявителя какими-либо правами, а, по сути, является информативным документом и не является документом, принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащим обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия, которое подлежит обжалованию в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном порядке.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. В данном случае стороны равноправны и являются структурными подразделениями местной администрации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N 32-24658/2022.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения оспариваемого определения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023 о прекращении производства по делу N А32-25025/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25025/2022
Истец: Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодара, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Дорошенко Н В, Департамент архитектуры и градостроительства администрации мо г Краснодар