г. Пермь |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А60-62287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест и Белоярском районе,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 марта 2023 года
по делу N А60-62287/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" (ИНН 6658092629, ОГРН 1026602335264)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест и Белоярском районе (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании недействительными пунктов 3, 5, 6, 7 предписания N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" (далее - заявитель, общество, ООО "ФОРЭС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными пунктов 3, 5, 6, 7 предписания N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022 в части пунктов 3, 5, 6, 7. На Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ФОРЭС".
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы Управления сводятся к законности и обоснованности вынесенного предписания.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Ходатайство ООО "Форэс" о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам эпидемиологического расследования Асбестовским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в адрес ООО "ФОРЭС" было вынесено предписание N 66-03-17/17-6502-2022 от 12.09.2022 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, согласно пунктам 3, 5, 6, 7 которого обществу предписано:
- обеспечить контроль и учет результатов предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (обследования) на туберкулез у работников предприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 3).
- обеспечить прохождение работниками предприятия профилактического обследования на туберкулез при проведении медицинских осмотров, которые проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, а также учет данных сведений на предприятии (пункт 5).
- обеспечить своевременное прохождение профилактического медицинского осмотра на туберкулез работниками с нормативно установленной кратностью не реже 1 раза в год и обеспечить контроль за прохождением профилактических осмотров на туберкулез, согласно требований действующих санитарных правил (в муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год (показатель заболеваемости на 100 тысяч населения в Асбестовском городском округе в 2021 году составил - 65,03, при среднеобластном показателе -51,31). Контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулез осуществляется руководством организации в соответствии с установленными Санитарными правилами сроками" (пункт 6);
- обеспечить прохождение профилактического медицинского осмотра на туберкулез двукратно (1 раз в 6 месяцев) лицам, находящимися в производственном контакте с больным туберкулезом Шицеловым Д.С. (электрогазосварщик) на базе специализированной противотуберкулезной организации по месту расположения предприятия.
Полагая, что предписание в указанной части не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного (муниципального) органа в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого акта нормативным требованиям, нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), эта Федеральная служба (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Законом N 52-ФЗ и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательные для исполнения в установленные сроки.
Таким образом, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, которые имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
По правилам пункта 5.1 данного Положения Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как установлено статьей 1 Закона N 52-ФЗ, под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Как установлено пунктом 1 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее СанПиН 3.3686-21), настоящие санитарные правила и нормы разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 803 СанПиН 3.3686-21 планирование профилактических осмотров взрослого населения на туберкулез проводится медицинской организацией после уточнения численности населения, прикрепленного к медицинской организации (работающего и неработающего), его возрастного и профессионального состава, анализа данных индивидуальных учетных форм и медицинских документов, содержащих сведения о проведенном обследовании, картотеке.
Контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулез осуществляется руководством организации в соответствии с установленными Санитарными правилами сроками (пункт 808 СанПиН 3.3686-21).
В соответствии с п. 58 СанПиН 3.3686-21 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования).
При этом, данный пункт СанПиНа не возлагает на общество осуществлять контроль и учет результатов предварительного медицинского осмотра (обследования) на туберкулез.
Из положений п. 12 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" следует, что при проведении предварительных осмотров лица, поступающие на работу проходят, в том числе флюорографию или рентгенографию легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) для граждан в возрасте 18 лет и старше.
При этом, флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что п. 3 оспариваемого предписания возлагает на общество обязанность, не предусмотренную законодательством.
Требования оспариваемого предписания об обеспечении прохождения работниками предприятия профилактического обследования на туберкулез при проведении медицинских осмотров, которые проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, а также учет данных сведений на предприятии (пункт 5) также не соответствуют действующему законодательству, поскольку в соответствии с пп. 31.2 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки. В связи с чем в обязательном порядке обеспечить прохождение работниками профилактического обследования на туберкулез при прохождении медицинских осмотров общество не может в силу положений действующего законодательства.
Согласно пункту 6 обществу предписано обеспечить своевременное прохождение профилактического медицинского осмотра на туберкулез работниками с нормативно установленной кратностью не реже 1 раза в год и обеспечить контроль за прохождением профилактических осмотров на туберкулез, согласно требований действующих санитарных правил (в муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год (показатель заболеваемости на 100 тысяч населения в Асбестовском городском округе в 2021 году составил - 65,03 при среднеобластном показателе -51,31).
Признавая необоснованным оспариваемое предписание в части пункта 6, суд первой инстанции отметил, в соответствии с пунктом 802 СанПиН 3.3686-21 проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год, обеспечивается медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население.
Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что показатель заболеваемости на 100 тысяч населения в Асбестовском городском округе в 2021 году составил - 65,03, при среднеобластном показателе - 51,31.
В силу положений п. 802 СанПиН 3.3686-21 медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год.
Таким образом, действующим законодательством в рассматриваемом случае установлено, что проведение профилактических медицинских осмотров с целью выявления туберкулеза должно проводится 1 раз в год.
В силу положений п. 808 СанПиН 3.3686-21 контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулез осуществляется руководством организации в соответствии с установленными Санитарными правилами сроками.
Также организация прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез обеспечивается на руководителей организаций по месту работы, учебы, проживания, нахождения лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез (п. 815 СанПиН 3.3686-21).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на организации по месту работы, учебы, проживания, нахождения лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез, возложена обязанность по обеспечению прохождения профилактических медицинских осмотров и соответствующий контроль.
Материалами проверки установлено и обществом не оспаривается, что в обществе данная обязанность не исполняется, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности предписания Управления в рассматриваемой части.
В соответствии с пунктом 7 оспариваемого предписания обществу необходимо обеспечить прохождение профилактического медицинского осмотра на туберкулез двукратно (1 раз в 6 месяцев) лицам, находящимися в производственном контакте с больным туберкулезом Шицеловым Д.С. (электрогазосварщик) на базе специализированной противотуберкулезной организации по месту расположения предприятия.
В соответствии с пунктом 809 СанПиН 3.3686-21 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, находящиеся в контакте с источниками туберкулезной инфекции, в том числе лица, осуществляющие сопровождение больных туберкулезом иностранных граждан.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" лицо, находящееся в контакте с источником туберкулеза, - лицо, которое по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоит в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным.
Материалами дела подтверждено, что трудовые отношения с Шицеловым Д.С. прекращены в связи с его смертью 22.04.2021.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания от 12.09.2022 лица, находящиеся в контакте, на предприятии отсутствуют, следовательно, возложение на общество исполнение пункта 809 СанПиН 3.3686-21, незаконно.
На основании изложенного, предписание N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022 в части пунктов 3, 5, 7 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, заявление подлежит удовлетворению.
Таким образом, пункт 6 оспариваемого предписания соответствует закону и не нарушает прав заявителя, что исключает возможность признать данный пункт предписания недействительным на основании статьи 201 АПК РФ.
Выводы суда о незаконности пункта 6 предписания не соответствуют нормам материального права, противоречат обстоятельствам дела.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда первой инстанции на основании частей 1, 2 статьи 270 АПК РФ следует отменить в части признания в части признания недействительным пункта 6 предписания Управления, частично удовлетворив апелляционную жалобу Управления.
В остальной части требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2023 года по делу N А60-62287/2022 отменить в части признания недействительным пункта 6 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022.
В удовлетворении требований в части признания недействительным пункта 6 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 66-03-17/17- 6502-2022 от 12.09.2022 отказать.
Решение в остальной части оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62287/2022
Истец: ООО "ФОРЭС"
Ответчик: Главный государственный санитарный врач по городу Асбест и Белоярскому району Брагина Е.А. Территориальный отдел в города Асбесте и Белоярском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области