город Воронеж |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А35-3049/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Курска: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства финансов Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства имущества Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов города Курска: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2023 по делу N А35-3049/2022 по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" (ОГРН 1164632060361, ИНН 4632219475) к муниципальному образованию "Город Курск" в лице Администрации города Курска о взыскании расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов, процентов за пользование чужими денежными средствами с продолжением их начисления по день фактической оплаты долга,
третьи лица: Министерство финансов Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Министерство имущества Курской области и Комитет финансов города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Курск" в лице Администрации города Курска (далее - Администрация г.Курска, Администрация, ответчик) о взыскании расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов в сумме 57 146 руб. и процентов в размере 2 367,84 руб., с продолжением их начисления по день фактической оплаты долга (с учетом уточнений).
Определением от 08.04.2022 указанное заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; определением от 06.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Министерство имущества Курской области и Комитет финансов города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.03.2023 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, муниципальное образование город Курск в лице Администрации города Курска обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что поскольку собственность на земельный участок, на котором обнаружено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, не разграничена, право распоряжения таким участком принадлежит уполномоченному Губернатором Курской области исполнительному органу государственной власти Курской области - Комитету по управлению имуществом Курской области, в связи с чем, обязанность нести расходы по уборке его территории от несанкционированно размещенных отходов возлагается на указанный орган.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" возражает в отношении доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что в представленном по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" отзыве АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" на апелляционную жалобу содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции рассматривал дело в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09 октября 2017 года.
07.07.2021 комиссией в составе АО "САБ по уборке г. Курска", консультанта отдела коммунального хозяйства АСО, начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: 4-я ул. Энергетиков вблизи д.29, ул. Серегина, координаты места: 51.665144, 36.133216, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 07.07.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 8 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 4 куб.м, характер (вид, тип) отходов - древесно-растительные отходы, ТКО (т. 1 л.д.13-16).
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска, Администрации Курской области требование от 13.07.2021 N 01-10/21-1059 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
В ответ на указанное требование Администрация г.Курска в лице Комитета городского хозяйства г.Курска письмом от 20.07.2021 N 4975/02.2 (т.1 л.д.19) указала на то, что ликвидация свалки отнесена к обязанности органов управления Курской области.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 31.08.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Акт составлен с применением средств фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 8 кв. м. - категории земель - неразграниченный земельный участок; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 4 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО, древесно-растительные отходы (т.1 л.д.20-22).
Понесенные региональным оператором затраты составили 6 804 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами (место разгрузки - полигон д. Чаплыгино).
АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г.Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 01.11.2021 N 01-10/21-1683 о необходимости возмещения затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
Кроме того, 22.06.2021 комиссией в составе АО "САБ по уборке г. Курска", консультанта отдела коммунального хозяйства АСО, начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, пр-т Хрущева вблизи д. 1Б координаты места 51.735996, 36.136435, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 22.06.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 6 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 3 куб.м, характер (вид, тип) отходов - древесно-растительные отходы, ТКО (т. 1 л.д.32-36).
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска и Администрации Курской области требование от 24.06.2021 N 01-10/21-925, о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
В ответ на указанное требование Администрация г.Курска в лице Комитета городского хозяйства г.Курска письмом от 24.06.2021 (т.1 л.д.38) указала на то, что ликвидация свалки отнесена к обязанности органов управления Курской области.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 31.08.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Акт составлен с применением средств фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 6 кв. м. - категории земель - неразграниченный земельный участок; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 3 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО, древесно-растительные отходы (т.1 л.д.39-41).
Понесенные региональным оператором затраты составили 6 692,40 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами (место разгрузки - полигон д. Чаплыгино).
АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г.Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 01.11.2021 N 01-10/21-1681 о необходимости возмещения затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
31.05.2021 комиссией в составе АО "САБ по уборке г. Курска", главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства, начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г.Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, вблизи дома N 61 А по ул. Карла Маркса, координаты места 51.758795, 36189209, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 31.05.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 60 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 8 куб.м, характер (вид, тип) отходов - древесно-растительные отходы, ТКО (т. 1 л.д.50-54).
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска и Администрации Курской области требование от 03.06.2021 N 01-10/21-746, о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
В ответ на указанное требование Администрация г.Курска в лице Комитета городского хозяйства г.Курска письмом от 10.06.2021 N 3725/02.2 (т.1 л.д.56) указала на то, что ликвидация свалки отнесена к обязанности органов управления Курской области.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 07.06.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Акт составлен с применением средств фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 60 кв. м. - категории земель - неразграниченный земельный участок; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 8 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО, древесно-растительные отходы (т.1 л.д.57-59).
Понесенные региональным оператором затраты составили 10 277,22 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами (место разгрузки - полигон д. Чаплыгино).
АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г.Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 15.07.2021 N 01-10/21-1075 о необходимости возмещения затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
10.06.2021 комиссией в составе АО "САБ по уборке г. Курска", начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Железнодорожного округа, начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, в районе дома N 6 по ул. Октябрьская, координаты 51.750.802, 36.220558, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 10.06.2021, площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 10 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 4 куб.м, характер (вид, тип) отходов - древесно-растительные отходы, ТКО (т. 1 л.д.67-71).
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г.Курска и Администрации Курской области требование от 17.06.2021 N 01-10/21-879, о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
В ответ на указанное требование Администрация г.Курска в лице Комитета городского хозяйства г.Курска письмом от 30.06.2021 N 4347/02.2 (т.1 л.д.73) указала на то, что ликвидация свалки отнесена к обязанности органов управления Курской области.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 23.08.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Акт составлен с применением средств фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 10 кв. м. - категории земель - неразграниченный земельный участок; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 8 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО, древесно-растительные отходы (т.1 л.д.74-76).
Понесенные региональным оператором затраты составили 14 085,98 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами (место разгрузки - полигон д. Чаплыгино).
АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г.Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 26.08.2021 N 01-10/21-1318 о необходимости возмещения затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
03.06.2021 комиссией в составе АО "САБ по уборке г. Курска", консультанта отдела коммунального хозяйства АСО, главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, вблизи дома N 1 по пр-т Кулакова, координаты 51.679462, 36.145557, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 03.06.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 10 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 4 куб.м, характер (вид, тип) отходов - ТКО (т. 1 л.д.84-88).
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска и Администрации Курской области требование от 08.06.2021 201-10/21-777, о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
В ответ на указанное требование Администрация г.Курска в лице Комитета городского хозяйства г.Курска письмом от 23.06.2021 N 4067/02.2 (т.1 л.д.90) указала на то, что ликвидация свалки отнесена к обязанности органов управления Курской области.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 01.11.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Акт составлен с применением средств фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 10 кв. м. - категории земель - неразграниченный земельный участок; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 15 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО (т.1 л.д.91-93).
Понесенные региональным оператором затраты составили 19 286,40 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами (место разгрузки - полигон д. Чаплыгино).
АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г.Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 19.11.2021 N 01-10/21-1812 о необходимости возмещения затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что понесенные затраты на ликвидацию несанкционированных мест размещения ТКО в общей сумме 57 146 руб. подлежат возмещению муниципальным образованием город Курск, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда области соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
Из приведенной правовой нормы следует, что юридически значимыми при рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения являются факт приобретения или сбережения имущества приобретателем за счет потерпевшего, отсутствие законных оснований для такого приобретения или сбережения, а также отсутствие предусмотренных законом оснований для освобождения приобретателя от обязанности возвратить неосновательное обогащение потерпевшему.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
В силу статьи 51, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктами 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7 Закона об охране окружающей среды определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Подпункт 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 29.09.2014 N 458-ФЗ положения ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами изменены, в объем полномочий включено участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7).
Согласно п. п. 12 и 25 ст. 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Курска, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку право собственности на него не разграничено, и, как следствие, отсутствие обязанности по уборке места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на таком участке.
Приведенные доводы правильно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N1156) собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Судом области установлено и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что государственная собственность на земельные участки по адресным ориентирам: г.Курск, 4-ая ул.Энергетиков вблизи д.29, ул.Серегина, координаты места: 51.665144, 36.133216; г. Курск, пр-т Хрущева вблизи д. 1Б координаты места 51.735996, 36.136435; г. Курск, вблизи дома N 61 А по ул. Карла Маркса, координаты места 51.758795, 36189209; г. Курск, в районе дома N 6 по ул. Октябрьская, координаты 51.750.802, 36.220558; г. Курск, г. Курск вблизи дома N 1 по пр-т Кулакова, координаты 51.679462, 36.145557, не разграничена.
На основании Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья" Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск" для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды.
Понятие "освоение территории" определено в ст. 55.27 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заключают договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо наемного дома коммерческого использования.
В ст. 46.5 ГрК РФ дано понятие "комплексное освоение территории в целях строительства стандартного жилья". Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что договор комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Таким образом, полномочия Комитета по управлению имуществом Курской области как представителя исполнительной власти Курской области в соответствии с перечисленными нормативными актами сводятся лишь к предоставлению земельных участков, расположенных на территории городского округа город Курск, государственная собственность на которые не разграничена, в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров). Иных полномочий Комитету по управлению имуществом Курской области перечисленными нормативными актами не предоставлено.
В этой связи, ссылки ответчика на то, что субъект РФ - Курская область, наделен полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором было обнаружено и ликвидировано место несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов, а, следовательно, именно у него возникла обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов и возмещению понесенных региональным оператором расходов ответчику, являются ошибочными и правомерно отклонены судом области.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится администрация, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
В соответствии с положениями ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено разграничение государственной собственности на землю (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов).
Определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, в п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделены, в том числе и органы местного самоуправления муниципальных образований. Однако с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом, которые необходимо исполнять.
Поскольку в данном случае несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального округа город Курск, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании. Соответственно, Администрация города Курска несет ответственность за территорию муниципального образования, на которой размещены несанкционированные отходы, а также за организацию работы по их ликвидации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно положениям норм статьи 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв. м, за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Поскольку границы этих участков территориально не определены, с достоверностью установить тот факт, что площади спорных земельных участков превышают установленные указанным нормативным актом 200 кв.м. по каждому участку, суду первой инстанции не представилось возможным.
Вместе с тем, площадь ликвидированных свалок составляет всего лишь 8 кв.м. по г.Курск, 4-ая ул.Энергетиков вблизи д.29, ул.Серегина, координаты места: 51.665144, 36.133216; 6 кв.м. по адресу г. Курск, пр-т Хрущева вблизи д. 1Б координаты места 51.735996, 36.136435; 60 кв.м. по адресу г. Курск, вблизи дома N 61 А по ул. Карла Маркса, координаты места 51.758795, 36189209; 10 кв.м. по адресу г. Курск, в районе дома N 6 по ул. Октябрьская, координаты 51.750.802, 36.220558; 10 кв.м. по адресу г. Курск, г. Курск вблизи дома N 1 по пр-т Кулакова, координаты 51.679462, 36.145557.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что территории, на которых были несанкционированно размещены ТКО, не могут быть отнесены к категории земельных участков, в отношении которых органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, определен Комитет по управлению имуществом Курской области, поскольку площадь размещения ТКО по каждому месту не превышала 200 кв. м.
Возражения ответчика относительно того, что Администрация города Курска не является собственником земельных участков, на которых расположены свалки, несостоятельны, поскольку ст. 42 ЗК РФ возлагает соответствующие обязанности не только на собственников земельных участков, но и на лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по проведению мероприятий по очистке спорных земельных участков от несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов правильно отклонены арбитражным судом области как необоснованные.
Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов законодательством Российской Федерации не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Материалами дела подтверждается, что истец в соответствии с приведенными требованиями направил в адреса Администрации города Курска и Администрации Курской области требования о ликвидации несанкционированных свалок.
Ликвидация истцом несанкционированных свалок на территории муниципального образования город Курск подтверждается актами ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск по адресам: г.Курск, 4-ая ул.Энергетиков вблизи д.29, ул.Серегина, координаты места: 51.665144, 36.133216; г. Курск, пр-т Хрущева вблизи д. 1Б координаты места 51.735996, 36.136435; г. Курск, вблизи дома N 61 А по ул. Карла Маркса, координаты места 51.758795, 36189209; г. Курск, в районе дома N 6 по ул. Октябрьская, координаты 51.750.802, 36.220558; г. Курск, г. Курск вблизи дома N 1 по пр-т Кулакова, координаты 51.679462, 36.145557, составленными с применением средств фотофиксации, подписанными представителем отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, а также путевыми листами от 27.08.2021 N00000045731, от 27.08.2021 N00000045731, от 06.07.2021 N00000041596, от 22.07.2021 N00000042788, от 11.10.2021 N00000049132.
На основании вышеуказанных документов, составлены локальные сметные расчеты уборки мест несанкционированного размещения отходов, включающие в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающие фактическую себестоимость выполненных работ. Согласно указанным локальным сметным расчетам, общая сумма расходов по ликвидации несанкционированных размещений твердых коммунальных отходов составила 57 146 руб.
Представленные расчеты проверены судом области и признаны верными, ответчиком не опровергнуты.
В силу п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
То есть по смыслу п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с муниципального образования город Курск в лице Администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования город Курск в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 57 146 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и отклоняются судебной коллегией.
Одновременно, выводы суда первой инстанции подтверждаются имеющейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2022 N Ф10-2640/2021 по делу N А35-1423/2020; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2020 N Ф06-57610/2020 по делу N А06-5913/2019; Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N 306-ЭС20-9414 по делу N А06-5913/2019).
Также Обществом были заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проверив представленный истцом расчет процентов, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении несанкционированной свалки по адресу г. Курск, ул. Энергетиков вблизи д. 29 подлежат взысканию проценты за период с 14.12.2021 по 28.03.2022; в отношении несанкционированной свалки по адресу: г. Курск, проспект Хрущева вблизи д. 1 Б - проценты за период с 14.12.2021 по 28.03.2022; в отношении несанкционированной свалки по адресу: г. Курск, вблизи дома 69 А по ул. К.Маркса - проценты за период с 20.08.2021 по 28.03.2022; в отношении несанкционированной свалки по адресу: г. Курск, в районе д. N 6 по ул. Октябрьская - проценты за период с 05.10.2021 по 28.03.2022; в отношении несанкционированной свалки по адресу г. Курск, вблизи дома N 1 по пр. Кулакова - проценты за период с 26.01.2022 по 28.03.2022.
При этом суд первой инстанции, удовлетворяя требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, обоснованно учел, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, что влечет невозможность начисления пеней (процентов) в период с 01.04.2022 по день прекращения действия моратория (01.10.2022).
Соответственно, судом области был сделан обоснованный вывод о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с 02.10.2022 по 18.10.2022 в отношении каждой вышеперечисленной несанкционированной свалки всего на общую сумму 2 367,84 руб.
Ответчик указанный расчет процентов за пользование чужим денежными средствами не оспорил, контррасчет в материалы дела не представил, соответствующих доводов в апелляционной жалобе не заявил.
В силу части 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015), а также в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве
Поскольку ответчиком в материалы дела не было представлено доказательств уплаты задолженности на момент рассмотрения спора судом области, а равно и на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, вывод суда об удовлетворении требований истца о продолжении начисления процентов за пользование чужими денежными средствами до даты фактического исполнения обязательств, также является обоснованным.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, которые не были ранее заявлены и проверены судом первой инстанции, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Администрации города Курска как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2023 по делу N А35-3049/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3049/2022
Истец: АО "САБ по уборке города Курска"
Ответчик: Администрация города Курска
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска, Министерство финансов Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд