город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2023 г. |
дело N А32-46088/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.02.2023 по делу N А32-46088/2022
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399,)
к администрации Ейского городского поселения Ейского района
(ИНН 2306032420, ОГРН 1072306004044)
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
(ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Ейский полипрофильный колледж" (ИНН 2306004750, ОГРН 1022301125153)
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Ейского городского поселения Ейского района (далее - ответчик) согласно которого просит:
о признании отсутствующим права муниципальной собственности Ейского городского поселения Ейского района на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, 23/2;
исключить из ЕГРН запись от 03.11.2020 N 23:42:0202049:16-23/260/2020-1 о государственной регистрации права муниципальной собственности Ейского городского поселения Ейского района на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, 23/2;
указать в резолютивной части, что решение суда по настоящему делу является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН: 1042304982510, ИНН: 2309090540) исключить (погасить) из ЕГРН регистрационную запись от 03.11.2020 23:42:0202049:16-23/260/2020-1 о государственной регистрации права муниципальной собственности Ейского городского поселения Ейского района на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, 23/2;
признать за субъектом РФ - Краснодарский край право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, 23/2;
указать в резолютивной части, что решение суда по настоящему делу является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН: 1042304982510, ИНН: 2309090540) внести в ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности субъекта РФ - Краснодарский край на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16, площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, 23/2.
В обоснование исковых требований истец ссылается на отсутствие оснований для регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-46088/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:1, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, на образованный из него земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 возникло право государственной собственности Краснодарского края.
Таким образом, наличие государственной регистрации права муниципальной собственности Ейского городского поселения Ейского района на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 нарушает права и имущественные интересы Краснодарского края.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что в рамках настоящего спора избранный департаментом способ защиты права является единственным возможным способом восстановления нарушенного права Краснодарского края.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Ейска Краснодарского края от 16.04.2004 N 1123 ГОУ НПО "Профессиональное училище N 20 г. Ейска" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 9699 кв. м, расположенный в г. Ейске по ул. Таманской, 23/1.
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р "О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования" ГОУ НПО "Профессиональное училище N 20 г. Ейска" передано в ведение Краснодарского края.
На основании вышеуказанных документов в целях разграничения государственной собственности на землю, 03.04.2006 зарегистрировано право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:1, площадью 9699 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Таманская, дом 23/1.
В рамках проведенной департаментом инвентаризации земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, установлено, что согласно сведениям ЕГРН из земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:1 образован земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16, площадью 81 кв. м с видом разрешенного использования - "профессиональное училище" по адресу: г. Ейск, ул. Таманская, 23/2, на который зарегистрировано 03.11.2020 право муниципальной собственности Ейского городского поселения (регистрационная запись 23:42:0202049:16-23/260/2020-1).
При этом департаментом, осуществляющим полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:1, решений о его преобразовании и передаче в муниципальную собственность не принималось.
Департамент, ссылаясь на отсутствие основания для регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок (в отсутствие волеизъявления собственника - Краснодарского края), обратился в арбитражный суд с иском о признании права отсутствующим.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами, а также с применением иных способов, предусмотренных в законе.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.01.2012 N 12576/11, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
По общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Как уже было указано выше, государственная собственность на исходный земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:1 разграничена, право собственности Краснодарского края на него зарегистрировано 03.04.2006 (запись с номером регистрации 23-23-20/003/2006-637).
По информации Управления Росреестра (письмо от 11.10.2021 N 30-35/2453) сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:42:0202049:16 внесены в государственный кадастр недвижимости 24.12.2014 на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 18.12.2014 и представленного совместно с ним межевого плана от 11.12.2014, подготовленного в результате осуществления процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:1 с сохранением исходного участка в измененных границах в соответствии со схемой раздела, утвержденной директором ГБ ПОУ КК "Ейский полипрофильный колледж".
Также Управление Росреестра в указанном письме проинформировало департамент о том, что на основании пункта 3 статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края (запись регистрации от 03.11.2020 N 23:42:0202049:16 - 23/260/2020-1).
В письме от 27.01.2022 N 142 "Об изменении площади земельного участка с КН 23:42:0202049:1" ГБ ПОУ КК "Ейский полипрофильный колледж" сообщил, что в 2016 году произошла реорганизация колледжа путем присоединения к нему ГОУ НПО "Профессиональное училище N 20 г. Ейска". Земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:1, площадью 9699 кв. м включен в передаточный акт и передан в постоянное (бессрочное) пользование колледжу, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 20.09.2016.
При проведении реорганизации колледжу не передавались документы относительно земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:16. Учебным заведением не осуществлялись мероприятия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка с кадастровым номером 23:42:0202049:1.
В обоснование заявленных исковых требований департамент ссылается на возникновение в силу закона (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации) права собственности Краснодарского края на образованный земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16, в связи с чем, регистрация права муниципальной собственности на спорный участок незаконна.
В то же время, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления N 10/22 и пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Аналогичные требования в части фактического владения имуществом содержатся в пункте 58 постановления N 10/22, в соответствии с которым лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу 01.07.2006 Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в настоящее время установлены ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), действующего с 01.07.2006. В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3.1. Вводного закона, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Из пояснений администрации, изложенных в отзыве на иск, и в письме от 27.10.2021 N 01-6475/21-25 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0202049:16 расположена закрытая трансформаторная подстанция N 6 с кадастровым номером 23:08:0906001:1213, которая состоит в реестре муниципального имущества Ейского городского поселения Ейского района на основании постановления главы администрации города Ейска от 29.11.1993 N 3440. Данная трансформаторная подстанция является технологической и обеспечивает электроэнергией близлежащий микрорайон, входит в систему муниципального энергетического комплекса. На основании договора от 17.09.2012 N 106 указанная трансформаторная подстанция передана в аренду АО "НЭСК - Электросети".
Согласно выписке из ЕГРН от 01.11.2022 N КУВИ-001/2022-193859078 право собственности муниципального образования город Ейск на нежилое помещение - закрытую трансформаторную подстанцию-6, с кадастровым номером 23:08:0906001:1213 по адресу: г. Ейск, ул. Таманская, 23/2 зарегистрировано 23.07.2004, то есть до издания Распоряжения Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р и государственной регистрации права собственности Краснодарского края на исходный земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:1.
Таким образом, государственная регистрация права собственности муниципального образования на спорный земельный участок осуществлена в силу закона (статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
Кроме того, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец не является фактическим владельцем спорного земельного участка.
В отсутствие доказательств нахождения спорного земельного участка в фактическом владении истца, права последнего не могут быть восстановлены посредством удовлетворения требования о признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:42:0202049:16 и признании права собственности Краснодарского края на данный земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2023 по делу N А32-46088/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46088/2022
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Администрация Ейского городского поселения Ейского района
Третье лицо: ГБПОУ КК "Ейский полипрофильный колледж", Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Ейский полипрофильный колледж", РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю