г. Красноярск |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А33-14730/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" мая 2023года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Автоколонна 1967": Ильянкова М.Т., генерального директора на основании протокола от 29.06.2011 N 62, паспорта (до и после перерыва); Крылова В.В., представителя на основании доверенности от 08.10.2020, паспорта, удостоверения адвоката (до и после перерыва); Дюкова А.В., представителя на основании доверенности от 01.01.2022 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - Север": Крылова В.В., представителя на основании доверенности от 06.06.2022, паспорта, удостоверения адвоката (до и после перерыва);
от Министерства транспорта Красноярского края: Коноваловой Д.В., представителя на основании доверенности от 16.02.2023 N 11 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: Романюта М.Г., представителя на основании доверенности от 26.12.2022 N 47 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - М": Дюкова А.В., представителя на основании доверенности от 01.01.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до и после перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - Городские перевозки": Дюкова А.В., представителя на основании доверенности от 01.01.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, Министерства транспорта Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" января 2023 года по делу N А33-14740/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автоколонна 1967" (ИНН 2460000959, ОГРН 1022401786032, далее - ОАО "А/К 1967") и общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967-Север" (ИНН 2460055330, ОГРН 1032401799297, далее - ООО "А/К-1967-С") обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству транспорта Красноярского края (ИНН 2466230204, ОГРН 1102468025670, далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 25.05.2022 N 9/161 об исключении строки 16 из приказа Министерства транспорта Красноярского края от 26.06.2020 N 6/281; о возложении на Министерство обязанности выдать ОАО "А/К 1967" и ООО "А/К-1967-С" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 557 "г. Красноярск - г. Назарово" сроком до 28.10.2025.
Определением от 20.06.2022 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС по Красноярскому краю, Управление).
Протокольным определением от 10.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967-М" (далее - ООО "А/К-1967-М"), общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967-Заказные перевозки" (далее - ООО "А/К-1967-ЗП"), общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - Городские перевозки" (далее - ООО "А/К-1967-ГП").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" января 2023 года по делу N А33-14740/2022 заявление удовлетворено. Признан недействительным приказ Министерства транспорта Красноярского края от 25.05.2022 N 9/161. На Министерство возложена обязанность совершить действия, направленные на восстановление допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей, с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении, в том числе путем восстановления аннулированного свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту и карт маршрута. С Министерства в пользу ОАО "А/К 1967" взыскано 1500 руб. государственной пошлины. С Министерства в пользу ООО "А/К-1967-С" взыскано 1500 руб. государственной пошлины.
ОАО "А/К 1967" из федерального бюджета возвращено 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 08.06.2022 N 563.
ООО "А/К-1967-С" из федерального бюджета возвращено 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 08.06.2022 N 388.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) Министерство приводит следующие доводы:
- оспариваемый приказ принят Министерством в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства; Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет ограничивающих конкуренцию согласованных действий хозяйствующих субъектов; заявление на участие в спорных торгах было подано ОАО "А/К 1967", к нему были приложены договоры на взаимное оказание услуг с ООО "А/К-1967-ГП"; ООО "А/К-1967-М"; ООО "А/К-1967-ЗП";
ООО "А/К-1967-МП"; ООО "А/К-1967-С"; ООО "А/К-1967-СП", копиями СТС, лицензиями и иными документами, однако из заявления не следовало, что ОАО "А/К 1967" выступало как участник договора простого товарищества; сведения о том, что ОАО "А/К 1967" действовало как участник простого товарищества, отсутствовали и в договоре от 27.10.2015 N 72-5/2015, заключенном между Министерством и названным обществом;
- вывод суда первой инстанции об осуществлении перевозок простым товариществом не соответствует действительности, поскольку договор простого товарищества прекратил свое действие 24.06.2022; ООО "А/К-1967-СП" и ООО "А/К-1967-МП" прекратили деятельность путем реорганизации в форме присоединения 14.11.2022 и 24.06.2022 соответственно, однако уведомлений об исключении данных юридических лиц из числа участников простого товарищества в Министерство не поступало; умолчание ОАО "А/К 1967" о прекращении деятельности вышеуказанных обществ свидетельствует о недобросовестности заявителя.
УФАС по Красноярскому краю также обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Управление при обжаловании судебного акта указывает следующее:
- ни в договоре от 27.10.2015 N 72-5/201, ни в приложениях к нему не указано, что перевозка по маршруту N 557 будет осуществлять простое товарищество, или что договор заключен с ОАО "А/К 1967" как участником товарищества, представляющем интересы товарищества; при заключении договора ОАО "А/К 1967" выступало как самостоятельный субъект;
- в приложении N 4 к договору отражены маршрутные карты, в которых в качестве перевозчика указано одно лицо - ОАО "А/К 1967", иные лица не указаны; расписание движения автобусов также утверждено только для данного общества; маршрутные карты были выданы на транспортные средства, принадлежащие ОАО "А/К 1967" и ООО "Автоколонна 1967-Север", соответственно, иные транспортные средства не могли использоваться для осуществления перевозок;
- нормативными правовыми актами не была предусмотрена возможность участия в открытом конкурсе на право заключения договоров об организации перевозок автомобильным транспортом участников простого товарищества;
- в заявке на участие в конкурсе ОАО "А/К 1967" не отразило, что действует как участник простого товарищества;
- в 2015 году между обществами были заключены договоры о совместном оказании услуг, что, как следует из решения суда, свидетельствует об их участии в простом товариществе, в таком случае у обществ отсутствовала необходимость заключать договор о совместной деятельности от 01.01.2019.
ОАО "А/К 1967", ООО "А/К-1967-С", обществами, являющимися третьими лицами, представлены отзывы на апелляционные жалобы, в которых изложено несогласие с доводами жалоб Министерства и Управления. В отзывах заявители и третьи лица просят оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства изложил доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал позицию Управления по делу.
Представители заявителей и третьих лиц изложили возражения на апелляционные жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03.05.2023 объявлялся перерыв до 11 час. 10 мин. 11.05.2023. Информация о перерыве размещена в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 "О транспортом обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам", в 2015 году министерством проведен открытый конкурс на право заключения договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородному (межмуниципальному) маршруту, включая маршрут N 557 "г. Красноярск - г. Назарово" (лот N 55, лот N 56).
От ОАО "А/К 1967" в Министерство поступило заявление на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту по лоту N 56.
К заявлению, в том числе, приложен список подвижного состава (включающий как собственные транспортные средства ОАО "А/К 1967", так и транспортные средства ООО "А/К 1967-ГП"), ООО "А/К 1967-ЗП", ООО "А/К 1967-М", ООО "А/К 1967- МП"), ООО "А/К 1967-С", "А/К 1967-СП", список предлагаемого подвижного состава для обслуживания маршрута, предусмотренного лотом (включающий как собственные транспортные средства заявителя, так и транспортные средства ООО "А/К 1967-С") и копии договоров о взаимном оказании услуг, заключенные ОАО "А/К 1967" со всеми приведенными обществами.
ООО "А/К 1967-С", ООО "А/К 1967-СП", ООО "А/К 1967-МП", ООО "А/К 1967-ГП", ООО "А/К 1967-ЗП", ООО "А/К 1967-М" осуществляли перевозки в период с 10.08.2014 бессрочно, на основании договоров о взаимном оказании услуг от 10.08.2014 с ОАО "А/К 1967".
В составе заявки на участие в открытом конкурсе в 2015 году ОАО "А/К 1967" представило договоры с вышеуказанными перевозчиками.
ОАО "А/К 1967" с учетом совместной работы с иными 6 перевозчиками было признано победителем конкурса. В карты маршрутов включены сведения обо всех перевозчиках.
По результатам конкурса в соответствии с протоколом об определении победителя конкурса от 22.09.2015 N 4 Министерством с ОАО "Автоколонна 1967" заключен договор от 27.10.2015 N 72-5/2015 об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородному (межмуниципальному) маршруту N 557 "г. Красноярск - г. Назарово", срок действия - до 27.10.2020.
Маршрут N 557 "Красноярск-Назарово" внесен в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории края (далее - Реестр) с указанием в графе "вид перевозок" информации о перевозках "по регулируемым тарифам", дата начала осуществления перевозок 27.10.2015, дата окончания - 27.10.2020.
На срок действия договора (до 27.10.2020) Министерством выдано 6 карт маршрута каждому из перевозчиков с учетом приложенных в составе заявки договоров о взаимном оказании услуг от 10.08.2014, заключенных с ОАО "А/К 1967", признанным победителем по результатам проведения конкурса. Данными действиями Министерство реализовало компетенцию соответствующего этапа переходных положений, предусмотренных частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, которым подтверждается факт принадлежности ОАО "Автоколонна 1967" к числу лиц, осуществляющих регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджета края, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в реестр.
По результатам рассмотрения обращения ОАО "А/К 1967" от 27.02.2020 N 88 о намерении продолжать осуществление регулярных перевозок по данному маршруту после окончания срока действия договора и карт маршрута, приказом Министерства от 26.06.2020 N 6/281 выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N 557 "Красноярск-Назарово" и новые карты маршрута в количестве 6 штук на срок 5 лет на основании пункта 1 части 4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В строке 16 приказа Министерства от 26.06.2020 N 6/281 в качестве перевозчиков по маршруту N 557 указано "Простое товарищество: ОАО "Автоколонна 1967", ООО "Автоколонна 1967-МП", ООО "Автоколонна 1967-СП", ООО "Автоколонна 1967-ГП", ООО "Автоколонна 1967-ЗП", ООО "Автоколонна 1967-С", ООО "Автоколонна 1967-М".
Заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 557 было подано ОАО "Автоколонна 1967" до окончания срока действия карт маршрута, выданных на основании части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, что соответствует части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ.
На основании приказа N 6/281 внесены изменения в Реестр в части указания вида перевозок по маршруту N 557 "по нерегулируемым тарифам". Данные изменения внесены в целях приведения информации Реестра в соответствие с фактически сложившимся видом перевозок по указанному маршруту.
18.03.2022 в Министерство поступило вынесенное УФАС по Красноярскому краю предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства N 4179А (далее - предупреждение). Министерству надлежало аннулировать (отозвать) карты маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 557 "г. Красноярск - г. Назарово", выданные ООО "А/К 1967-ГП", ООО "А/К 1967-ЗП", ООО "А/К 1967-М", ООО "А/К 1967- МП", ООО "А/К 1967-С", ООО "А/К 1967-СП".
Антимонопольный орган указал, что действия Министерства, связанные с выдачей карт маршрута и свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, предоставляющих право осуществлять регулярные пассажирские перевозки, по маршруту N 557 "г. Красноярск - г. Назарово" ООО "А/К 1967-ГП", ООО "А/К 1967-ЗП", ООО "А/К 1967-М", ООО "А/К 1967-МП", ООО "А/К 1967-С", ООО "А/К 1967-СП", не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства. Данные общества получили доступ на рынок пассажирских перевозок в обход конкурентных процедур, вне правовых оснований, закрепленных в Законе N 220-ФЗ.
На основании приказа Министерства от 25.05.2022 N 9/161 внесены изменения в ранее изданный приказ Министерства от 26.06.2020 N 6/281 в части исключения в приложении строки 16.
Министерство направило в адрес ОАО "А/К 1967"Письмом от 31.05.2022 N 83-1851, в котором указало на аннулирование решения о выдаче простому товариществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту N 557 и карт соответствующего маршрута, в связи с чем просило прекратить перевозки пассажиров по межмуниципальному маршруту N 557. Одновременно проинформировало о намерении провести конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
"А/К-1967" и "А/К-1967-С", полагая, что оснований для вынесения приказа от 25.05.2022 N 9/161 у Министерства не имелось, обратились с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен компетентным органом. Данное обстоятельство не оспаривается участвующими в деле лицами.
После вступления в силу Закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются названным Законом.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе (часть 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
В силу части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ, по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 указанного Закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе требованию о наличии договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества) (пункт 5 части 1 стать 23 Закона N 220-ФЗ).
При этом на основании нормы части 1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.
В силу части 6 статьи 27 Закона N 220-ФЗ, если свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдается уполномоченному участнику договора простого товарищества, сведения, предусмотренные пунктом 6 части 4 названной статьи, указываются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения в установленном порядке маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства, и (или) фамилии, и (или) имени, и (или) отчества индивидуального предпринимателя, изменения состава участников договора простого товарищества в связи со смертью одного из участников такого договора (часть 7 статьи 27 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, в Законе N 220-ФЗ предусмотрена возможность участия в конкурсе участников договора простого товарищества, интересы которых может представлять уполномоченный участник договора простого товарищества.
Из материалов дела следует, что открытый конкурс на право на право заключения договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородному (межмуниципальному) маршруту, включая маршрут N 557 "г. Красноярск - г. Назарово" (лот N 55, лот N 56), который проводился Министерством в 2015 году, был проведен до начала действия Закона N 220-ФЗ в соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 "О транспортом обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам".
Указанные нормативные правовые акты, действующие в период проведения конкурса, как и конкурсная документация не предусматривали возможности подачи заявки на участие в конкурсе участниками простого товарищества, в то же время отсутствовал запрет на подачу заявки одним из участников простого товарищества, представляющего интересы всех его участников (с учетом предусмотренного в Гражданском кодексе Российской Федерации такого вида договора, как договор простого товарищества).
В составе заявки ОАО "А/К 1967" были представлены договоры взаимного оказания услуг с ООО "А/К 1967-ГП", ООО "А/К 1967-ЗП", ООО "А/К 1967-М", ОО "А/К 1967-МП", ООО "А/К 1967-Север", ООО "А/К 1967-СП", согласно которым сторона 1, которой является ОАО "А/К 1967", обязуется от своего имени участвовать в конкурсах на право заключения договоров об организации и выполнению регулярных пассажирских перевозок, заключать соответствующие договоры. Список подвижного состава, представленный в составе документов для участия в конкурсе, содержал не только транспортные средства ОАО "А/К 1967", но и транспортные средства иных перечисленных обществ.
Таким образом, из заявки с учетом приложенных к ней документов (в том числе договоров о взаимном оказании услуг) усматривалось, что ОАО "А/К 1967" является одним из участников товарищества и действует не только от своего имени и в своих интересах.
ОАО "А/К 1967" было признано победителем конкурса именно с учетом представленных документов, учитывающих совместную работу данного общества с иными вышеуказанными юридическими лицами.
Действительно, договор от 27.10.2015 N 72-5/2015 об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородному (межмуниципальному) маршруту подписан между Министерством и ОАО "А/К 1967". Согласно договору Министерство организует, а перевозчик выполняет регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 557 сообщением (г. Красноярск - г. Назарово" в соответствии с утвержденным расписанием движения автобусов (приложение N 1 к договору) и схемой движения автобуса (приложение N 2 к договору).
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора перевозчик обязан использовать для осуществления регулярных пассажирских перевозок подвижной состав, перечисленный в приложении N 3 к договору. В данном приложении указаны как транспортные средства, собственником которых является ОАО "А/К 1967", так и транспортные средства, принадлежащие ООО "А/К 1967-С".
На срок действия договора (до 27.10.2020) Министерством выдано 6 карт маршрута.
Статьей 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей (пункт 1 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме (пункт 2 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, принимая во внимание условия договоров о взаимном оказании услуг, обоснованно пришел к выводу, что правоотношения сторон направлены на заключение договора простого товарищества. При этом, как верно отметил суд первой инстанции, договорами между участниками распределены обязанности по предоставлению места обслуживания автомобилей, обеспечения проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей, выполнения норм охраны труда, техники безопасности и других работ, необходимых для оказания услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок. В апелляционных жалобах не приведены обстоятельства для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Таким образом, то обстоятельство, что заявка подана ОАО "А/К 1967" с учетом приложенных к ней документов, не свидетельствует о том, что она подана исключительно от указанного общества, а не от имени всех товарищей. Наличие у ОАО "А/К 1967" с иными обществами подтверждает право данной организации выступать как участник товарищества.
Указание в договоре только одного участника товарищества, действующего от имени товарищества, не противоречит вышеприведенным нормам гражданского законодательства.
С учетом изложенного, суд не соглашается с доводами Министерства и Управления о том, что из заявления на участие в конкурсе не следовало, что общество действует как участник простого товарищества, поскольку данные обстоятельства опровергаются как документами, приложенными к заявлению на участие в конкурсе, так и последующими действиями самого Министерства.
Частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона (часть 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной Законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 2 названной статьи указанные в части 4 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 данной статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 указанной статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса. По окончании срока действия выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута их действие продлевается на неограниченный срок (часть 51 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
ООО "А/К 1967" обратилось в Министерство с заявлением от 27.02.2020 N 88, в котором сообщило о намерении продолжать осуществление регулярных перевозок по спорному маршруту после окончания срока действия договора и карт маршрута. В соответствии с приказом Министерства от 26.06.2020 N 6/281 выдано свидетельство об осуществлении ОАО "А/К 1967" перевозок по маршруту N 557 "Красноярск-Назарово" и новые карты маршрута в количестве 6 штук на новый 5-тилетний срок на основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ.
В строке 16 вышеуказанного приказа Министерством в качестве перевозчиков по спорному маршруту указано: "Простое товарищество: ОАО "Автоколонна 1967", ООО "Автоколонна 1967-МП", ООО "Автоколонна 1967-СП", ООО "Автоколонна 1967-ГП", ООО "Автоколонна 1967-ЗП", ООО "Автоколонна 1967-С", ООО "Автоколонна 1967-М". Впоследствии Приказом от 25.05.2022 N 9/161 в отсутствие на то правовых оснований, строка 16 была исключена из ранее изданного приказа.
Антимонопольный орган полагает, что если суд квалифицирует отношения обществ, сложившиеся из договоров 2015 года как отношения в рамках простого товарищества, то у обществ отсутствовала необходимость заключать договор о совместной деятельности от 01.01.2019.
Между тем, указанный довод Управления не может быть принят во внимание апелляционным судом, поскольку гражданско-правовые отношения между юридическими лицами регулируются ими самостоятельно. Заключение нового договора и актуализация правоотношений, не свидетельствует о том, что ранее между сторонами договора отсутствовали соответствующие правоотношения.
Министерство в апелляционной жалобе заявляет, что договор простого товарищества прекратил свое действие 24.06.2022, поскольку ООО "А/К-1967-СП" и ООО "А/К-1967-МП" прекратили деятельность путем реорганизации в форме присоединения 14.11.2022 и 24.06.2022 соответственно, однако уведомлений об исключении данных юридических лиц из числа участников простого товарищества в Министерство не поступало.
Вместе с тем, Министерством не учтено, что, во-первых, суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта на дату его вынесения. Оспариваемый приказ N 9/161 датирован 25.05.2022, то есть до реорганизации обществ.
Во-вторых, как указывает само Министерство ООО "А/К-1967-СП" и ООО "А/К-1967-МП" прекратили деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "А/К 1967-М", которое является действующим юридическим лицом и участником простого товарищества. Доказательств наличия в простом товариществе одного участника (обстоятельства необходимого для вывода о прекращении простого товарищества), Министерством не представлено.
Ссылка Министерства на судебные акты по делу N А10-5992/2019 в качестве подтверждения заявленного довода отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты по указанному делу вынесены при иных фактических обстоятельствах. В рамках указанного Министерством дела несколько товарищей отказались от участия в договоре, тогда как в рассматриваемом случае ООО "А/К-1967-СП" и ООО "А/К-1967-МП" были присоединены к юридическому лицу, также являющемуся членом договора простого товарищества.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, изучены судом апелляционной инстанции, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство и Управление освобождены от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб не понесены, в связи с чем не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" января 2023 года по делу N А33-14740/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14730/2022
Истец: ОАО "Автоколонна 1967", ООО "АВТОКОЛОННА 1967-СЕВЕР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Красноярское УФАС России