г. Пермь |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А50-31159/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Оксюта Д.А., паспорт, доверенность от 20.04.2022, диплом,
от заинтересованного лица: Сибирякова С.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пресса-Маркет" и заинтересованного лица Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 марта 2023 года
по делу N А50-31159/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пресса-Маркет" (ОГРН 1155958044770 ИНН 5906128129)
к Департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми (ОГРН 1145958090486 ИНН 5902000833)
о признании незаконными отказов в оформлении продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выраженных в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРЕССА-МАРКЕТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту экономики и промышленной политики Администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительными отказов в оформлении продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выраженных в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 16.03.2023) требования ООО "ПРЕССА-МАРКЕТ" удовлетворены. Признаны незаконными отказы Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми в продлении ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, изложенные в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362. Суд обязал Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявлений общества с ограниченной ответственностью "ПРЕССА-МАРКЕТ" в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу. С Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПРЕССА-МАРКЕТ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, не соглашаясь с изложением резолютивной части решения суда, просит ее изменить, принять новый судебный акт (в соответствующей части), в котором обязать Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми в целях устранения допущенного им нарушение прав и законных интересов ООО "Пресса-Маркет" незамедлительно произвести действия по оформлению продления на 7 лет без проведения торгов срока действия договоров на размещение НТО N 82-15 от 10.09.2015, N 11-16 от 15.01.2016, N 27-16 от 01.04.2016.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в мотивировочной части решения указан вывод суда первой инстанции по поводу требований ООО "Пресса-Маркет": "С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме"; однако, в резолютивной части решения от 20.03.2023 отсутствует прямое указание на то, что требования Заявителя о возложении на Департамент обязанности незамедлительно произвести действия по оформлению продления срока договоров на размещение НТО удовлетворены судом.
По мнению заявителя, это свидетельствует от отказе Арбитражного суда Пермского края в удовлетворении требований Заявителя в указанной части.
Департамент также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неправильно сделаны выводы и истолкованы нормы материального права.
Договоры с Заявителем были заключены в соответствии с действующими на дату заключения договоров следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 1.08.2010 N 483-п; Положение о размещении нестационарных торговых объектоЕ на территории города Перми, утвержденное решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 (далее - Положение).
Данные нормативные правовые акты предусматривали, что размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, для осуществления торговой деятельности, осуществляется в местах, определенных в схеме размещения, на срок 5 лет, на основании заключенного договора на размещение НТО.
Таким образом, предметом заключенных Договоров было предоставление права для размещения НТО для осуществления торговой деятельности на срок 5 лет.
Договоры предусматривали исполнение всех прав и обязательств для осуществления торговой деятельности со сроком в 5 лет по договору N 82-15 от 10.09.2015 до 10.09.2020 года; по договору N 11-16 от 15.01.2016 до 15.01.2021 года; по договору N 27-16 от 01.04.2016 до 01.04.2021 года, кроме одного обязательства - демонтаж НТО.
Согласно пункту 4.2.6. обязательство по демонтажу (перемещению) НТО должно быть исполнено по окончании срока действия Договора.
Следовательно, обязательство по демонтажу (перемещению) НТО должно быть исполнено последним после уже всех исполненных обязательств по Договорам.
Постановление N 411 устанавливало возможность предоставления отсрочки исполнения обязательства по демонтажу при условии уже всех исполненных обязательств по заключенному договору, кроме одного оставшегося неисполненного обязательства - демонтаж НТО.
Таким образом, подписывая Соглашение об отсрочке исполнения обязательства по демонтажу НТО в соответствии с постановлением N 411, стороны осознавали, что на дату его подписания все обязательства по Договорам уже были исполнены, кроме обязательства по демонтажу.
Часть 1 ст. 408 ГК РФ предусматривает, что надлежащее исполнение обязательства прекращает обязательство.
Следовательно, подписанное Соглашение к Договорам не могло продлить прекращенные обязательства по Договорам, т.е. продлить Договоры.
Кроме того, Постановление N 411 было издано в рамках полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона о г 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в виде создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, а также в соответствии с пунктом 1.12 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края 0*28.11.2017 N 966-п, устанавливающим право органам местного самоуправления муниципальных образований на заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта сроком только на 5 лет.
Соглашение к Договорам не было направлено на продление договора, т.к. 5-летний срок, на который возможно было заключить договоры на размещение НТО, был реализован, прав на продление данных договоров у органов местного самоуправления не было.
В связи с тем, что исполнение обязательства по демонтажу не включалось в 5-летний срок действия Договоров (п.2.1, и п.4.2.6, договоров) орган местного самоуправления вправе был предоставить только отсрочку по исполнению обязательства по демонтажу за пределами срока действия договора.
Следовательно, подписанное Соглашение к Договорам во исполнение Постановления N 411 не продляло действие Договоров, а предоставляло только отсрочку исполнения обязательства по демонтажу.
Если Арбитражный суд Пермского края признает данное Соглашение, как сделку о продлении Договоров, то она является ничтожной в виду нарушения вышеуказанных правовых актов.
Следовательно, отказ Департамента в оформлении продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выраженный в письмах от 01.12.2022 N 059-13- 06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 являлся законным и обоснованным.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах и возражали против жалоб друг друга.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.09.2015 между Департаментом и Обществом (Владелец) заключен договор N 82-15 (далее - Договор от 10.09.2015) (л.д. 22-24) на размещение НТО, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 4.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет Владельцу право на размещение НТО: - вид: киоск; - адресные ориентиры: ж/д станция Пермь-Сортировочная; - площадь: 8,0 кв.м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением Администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - Д-КП-6.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 Договора от 10.09.2015).
Пунктом 2.1 Договора от 10.09.2015 предусмотрено, что Договор от 10.09.2015 вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до 10.09.2020, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
24.07.2020 в соответствии с постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" на основании поступившего заявления Владельца НТО между Департаментом и заявителем подписано дополнительное соглашение к Договору от 10.09.2015 (далее - Соглашение от 24.07.2020), согласно пункту 1 которого Владельцу НТО предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из Договора от 10.09.2015, до 31.12.2020 (л.д. 25).
31.12.2020 в соответствии с постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 05.04.2021 N 227) на основании поступившего заявления Владельца НТО между Департаментом и заявителем подписано дополнительное соглашение к Договору от 10.09.2015 (с учетом соглашения от 24.07.2020 ) (далее - Соглашение от 31.12.2020), согласно пункту 1 которого Владельцу НТО предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из Договора, до 31.12.2022.
Пунктом 3 Соглашения от 31.12.2020 установлено, что Владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по Договору от 10.09.2015 в размере и сумме, установленными настоящим соглашением.
В силу пункта 10 Соглашения от 31.12.2020 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются Договором от 10.09.2015.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и является неотъемлемой частью Договора от 10.09.2015 (пункт 11 Соглашения от 31.12.2020).
10.11.2022 Общество обратилось в Департамент заявлением N 22/1 о продлении срока Договора от 10.09.2015 на основании Постановления N 577-п (л.д. 36).
Департаментом в адрес Общества направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного Договора от 10.09.2015 (л.д. 41).
В обоснование отказа в продлении Договора от 10.09.2015 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия Договора 10.09.2020, следовательно, названный договор под действие Постановления N 577-п не подпадает.
15.01.2016 между Департаментом и Обществом (Владелец) заключен договор N 11-16 (далее - Договор от 15.01.2016) (л.д. 26-28) на размещение НТО, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 4.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет Владельцу право на размещение НТО:
- вид: киоск;
- адресные ориентиры: ул. Писарева, 34;
- площадь: 10,0 кв.м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением Администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - О-КП-8.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 Договора от 15.01.2016).
Пунктом 2.1 Договора от 15.01.2016 предусмотрено, что договор вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до 15.01.2021, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
02.08.2021 в соответствии с Постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 22.12.2020 N 1286) на основании поступившего заявления Владельца НТО между Департаментом и заявителем подписано дополнительное соглашение к Договору от 15.01.2016 (далее - Соглашение 02.08.2021), согласно пункту 1 которого Владельцу НТО предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из Договора от 15.01.2016, до 31.12.2022 (л.д. 29-31).
В соответствии с пунктом 2 Соглашения от 02.08.2021 на дату подписания настоящего дополнительного соглашения Владелец подтверждает, что объект, установленный им по Договору от 15.01.2016, расположен в месте с адресными ориентирами: ул. Писарева, 34, и является нестационарным торговым объектом, вид, специализация, площадь Объекта соответствует требованиям, установленным Договором от 15.01.2016.
Пунктом 3 Соглашения от 02.08.2021 установлено, что владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по Договору от 15.01.2016, рассчитанную из размера платы, установленной Договором от 15.01.2016, за период:
- с 15.01.2021 по 31.12.2021, в размере 16 598,60 руб., в срок до 01.11.2021;
- с 01.01.2022 до 31.12.2022, в размере 17 247,71 руб., в срок до 01.11.2022.
В силу пункта 10 Соглашения от 02.08.2021 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются Договором от 15.01.2016.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и является неотъемлемой частью Договора от 15.01.2016 (пункт 11 Соглашения от 02.08.2021).
10.11.2022 Общество обратилось в Департамент с заявлением N 22/3 о продлении срока Договора от 15.01.2016 на основании Постановления N 577-п (л.д. 38).
Департаментом в адрес Общества направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного Договора от 15.01.2016 на размещение НТО (л.д. 40).
В обоснование отказа в продлении Договора от 15.01.2016 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия Договора 15.01.2021, следовательно, названный Договор от 15.01.2016 под действие Постановления N 577-п не подпадает.
01.04.2016 между Департаментом и индивидуальным предпринимателем Пигасовой Лидией Ивановной (далее - предприниматель Пигасова Л.И.) (Владелец) заключен договор N 27-16 (далее - Договор от 01.04.2016) на размещение НТО, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 151 решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет Владельцу право на размещение НТО:
- вид: киоск;
- адресные ориентиры: ул. Степана Разина, 75;
- площадь: 6,0 кв.м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением Администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - М-КП-23.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 Договора от 01.04.2016).
Пунктом 2.1 Договора от 01.04.2016 предусмотрено, что договор вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до 01.04.2021, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
Соглашением от 08.06.2016 N 1 произведена замена стороны по Договору от 01.04.2016 с предпринимателя Пигасовой Л.И. на Общество (л.д. 32).
Так, согласно пункту 1 соглашения от 08.06.2016 N 1 предприниматель Пигасова Л.И. добровольно и с согласия Департамента передала, а Общество приняло права на объект - киоск, а также права и обязанности по Договору от 01.04.2016 на размещение НТО по адресу: г. Пермь, ул. Степана Разина, 75.
08.04.2021 в соответствии с Постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 22.12.2020 N 1286) на основании поступившего заявления Общества между Департаментом и заявителем подписано дополнительное соглашение к Договору от 01.04.2016 (далее - Соглашение 08.04.2021), согласно пункту 1 которого Владельцу НТО предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из Договора от 01.04.2016, до 31.12.2022 (л.д. 33-35).
В соответствии с пунктом 2 Соглашения от 08.04.2021 на дату подписания настоящего дополнительного соглашения Владелец подтверждает, что объект, установленный им по Договору от 01.04.2016, расположен в месте с адресными ориентирами: ул. ул. Степана Разина, 75, и является нестационарным торговым объектом, вид, специализация, площадь Объекта соответствует требованиям, установленным Договором от 01.04.2016.
Пунктом 3 Соглашения от 08.04.2021 установлено, что владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по Договору от 01.04.2016, рассчитанную из размера платы, установленной Договором от 01.04.2016, за период:
- с 01.04.2021 по 31.12.2021, в размере 10 718,71 руб., в срок до 01.11.2021;
- с 01.01.2022 до 31.12.2022, в размере 14 291,61 руб., в срок до 01.11.2022.
В силу пункта 10 Соглашения от 08.04.2021 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются Договором от 01.04.2016.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и является неотъемлемой частью Договора от 01.04.2016 (пункт 11 Соглашения от 08.04.2021).
10.11.2022 Общество обратилось в Департамент заявлением N 22/2 о продлении срока Договора от 01.04.2016 на основании Постановления N 577-п (л.д. 37).
Департаментом в адрес Общества направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного Договора от 01.04.2016 на размещение НТО (л.д. 39).
В обоснование отказа в продлении Договора от 01.04.2016 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия Договора 01.04.2021, следовательно, названный Договор от 01.04.2016 под действие Постановления N 577-п не подпадает.
Считая, что отказы в продлении Договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий акт.
Пунктом 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Как указано в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Материалами дела подтверждается предоставление заявителю права на размещение 3 нестационарных торговых объектов в связи с заключением договоров. Срок действия указанных договоров составлял 5 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Дополнительными соглашениями к указанным договорам заявителю установлена отсрочка исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства на срок до 31 декабря 2022 года. Помимо указанного условия стороны предусмотрели исполнение сторонами договоров на прежних условиях, т.е. общество реализовывало предоставленное ему право на размещение нестационарных торговых объектов, осуществляло торговую деятельность с их использованием, а Департамент принимал вносимую обществом плату.
Указанные дополнительные соглашения заключены в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 670-р, Указом Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2020 г. N 156-п "О мерах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства".
Согласно абзацу п. 1 Постановления Администрации г. Перми от 06.05.2020 N 411 (ред. от 05.04.2021) "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" отсрочка предоставляется при соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства следующих условий: отсутствие задолженности за период срока действия договора; исполнение требований к виду, специализации, площади нестационарного торгового объекта, установленных договором.
В пункте 2 Постановления Администрации г. Перми от 06.05.2020 N 411 указано, что за период отсрочки исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, вносится плата за фактическое размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая за период размещения из размера платы, предусмотренной договором, в срок до 20 декабря 2020 года, до 1 ноября 2021 года, до 1 ноября 2022 года.
Таким образом, заинтересованное лицо подтвердило правомерность размещения заявителем нестационарных торговых объектов на срок до 31 декабря 2022 г.
Указанный вывод соотносится с иными нормативными актами, принятыми в целях реализации поддержки малого и среднего предпринимательства.
В частности ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" устанавливает, что до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Согласно ч. 3 ст. ст. 8, Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации) в качестве одного из основных принципов, создающих надлежащий уровень прав и свобод человека и гражданина, признается общеправовой принцип правовой определенности, включающий в себя требования разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 10.10.2013 N 20-П и др.).
Принцип защиты правомерных ожиданий может применяться, если ожидания того или иного лица основаны на явном, безусловном и последовательном подтверждении правомерности его поведения со стороны государства.
Принимая во внимание цель заключения дополнительных соглашений - поддержка малого и среднего предпринимательства, буквальное толкование условий дополнительных соглашений, систему принятых в целях поддержки малого и среднего предпринимательства нормативных актов, а также исходя из принципов соблюдения разумных ожиданий, поддержания доверия к закону и действиям государства, следует признать правомерным довод заявителя о продлении срока действия указанных выше договоров в результате заключения указанных выше дополнительных соглашений.
Поскольку при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1 ст. 453 ГК РФ), сторонами достигнуто соглашение о продлении договоров на срок до 31 декабря 2022 года, заявитель вправе рассчитывать на продление договоров на основании постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, Постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 23.01.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" по 31 декабря 2026 г.
Сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" предусмотрено продление на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов (далее - Правила благоустройства).
Отклоняя доводы Департамента относительно того, что в действующей схеме размещения НТО на территории города Перми не предусмотрено места для размещения НТО, размещенного ранее на основании договора от 10.09.2015, владельцем которого является заявитель, а также, что площади НТО, размещенных по договорам от 15.01.2016, от 01.04.2016, не соответствуют требованиям Правил благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, судом рассмотрены и не приняты во внимание, поскольку из анализа писем от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 следует, указанные обстоятельства не явились основаниями для отказа в продлении договоров.
Поддерживая соответствующий вывод, апелляционный суд считает необходимым отметить, что внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, что следует из п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п (ред. от 30.11.2022) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы.
Пунктом 4.5 Порядка предусмотрено, что внесение в Схему изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения соответствующих изменений.
В случае внесения в Схему изменений по основаниям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из Схемы, уполномоченный орган обязан предложить субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в данном нестационарном торговом объекте, альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы.
Порядок предоставления субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, размещенном на месте, исключаемом из Схемы, альтернативного места размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы, устанавливается правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края. В случае согласия субъекта торговли на изменение места размещения нестационарного торгового объекта орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края заключает с данным субъектом торговли дополнительное соглашение к договору на право размещения нестационарного торгового объекта в части изменения места размещения нестационарного торгового объекта.
Альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта должно обеспечивать сохранение вида, площади и специализации нестационарного торгового объекта.
Таким образом, исключение мест размещения нестационарных торговых объектов, которые были размещены до внесения изменений в Схему, не влечет автоматического прекращения заключенных договоров, не может являться основанием для отказа в заключении дополнительных соглашений, поскольку ограничивает уровень тех правовых гарантий, которые представлены владельцам нестационарных торговых объектов законодателем.
Также следует принять во внимание, что решением Пермского краевого суда от 16.02.2023 дело N с 3а-56/2022 признан недействующим со дня вступления в законную силу пункт 1 Постановления N 577-п в части слов "при соблюдении требований правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края установленных для данных объектов".
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что сроки действия Договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 с учетом заключенных Соглашений от 31.12.2020, от 02.08.2021 и от 08.04.2021 продлены до 31.12.2022, учитывая, что Договоры от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 соответствуют условиям, изложенным в пункте 1 Постановления N 577-п, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что выраженные в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 отказы Департамента в продлении Договоров, являются незаконными.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства. Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает. Доводы апелляционной жалобы Департамента иных выводов не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании как условий договоров, так и нормативных правовых актов.
Заявитель, оспаривая решение суда, приводит доводы о несоответствии мотивировочной части решения и резолютивной части со ссылкой на п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме.
По правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию (п. 3).
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21, к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Например, предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами). Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет".
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (п. 5).
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Из содержания оспариваемых отказов Департамента следует, что они являются решениями, подлежащими оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ.
Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из совокупности указанных положений следует, что полномочиями по принятию соответствующего решения и по совершению необходимых действий в целях исполнения судебного акта обладает государственный орган, орган местного самоуправления, ненормативный акт которого признан недействительным. Соответствующие решение и действия должны иметь целью устранение нарушенных прав с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части судебного акта.
Таким образом, определение надлежащего способа устранения нарушения права зависит от оценки спорных правоотношений, совокупности конкретных обстоятельств по делу.
Учитывая изложенное, довод заявителя о несоответствии резолютивной части решения требованиям статьи 201 АПК РФ следует отклонить как основанный на неверном применении норм процессуального права к обстоятельствам дела с учетом заявленного предмета спора.
Оснований для внесения изменений в резолютивную часть решения с учетом оспаривания заявителем решений Департамента, а также принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 26 Постановления N 21, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 марта 2023 года по делу N А50-31159/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31159/2022
Истец: ООО "ПРЕССА-МАРКЕТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Оксюта Дмитрий Андреевич