г. Челябинск |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А47-9348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Бабиной О.Е., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орска на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2023 по делу N А47-9348/2022.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Орска Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) N ТЭ1807-05201 от 26.12.2019 в сумме 375 876 руб. 18 коп. за период с декабря 2019 года по апрель 2020 года, с января по апрель 2022 года (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом г. Орска" (далее - третье лицо, МУ КУИ г. Орска).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2023 исковые требования удовлетворены в полном размере, с Администрации за счет средств бюджета муниципального образования "город Орск" Оренбургской области в пользу ПАО "Т Плюс" взыскано 375 876 руб. 18 коп. задолженности, а также 10 518 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Истцу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 260 руб.
Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилась с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на незаконность требований истца, поскольку Комитет по управлению имуществом г. Орска является структурным функциональным подразделением администрации г. Орска, осуществляет функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, является самостоятельным юридическим лицом, и администрация г. Орска не может выступать ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, в собственности муниципального образования г. Орска по указанному адресу: г. Орск, ул. Васнецова, д. 25, находятся 4 нежилых помещения:
- встроенное нежилое помещение N 1, год постройки 1970, общая площадь 590,5 кв.м., кадастровый номер 56:43:0201026:2511 (находится в пользовании Орского отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" и Религиозной организации "Иверский женский монастырь г. Орска Оренбургской области Орской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)");
- встроенное нежилое помещение N 2, год постройки 1970, общая площадь 93,6 кв.м., кадастровый номер 56:43:0201026:2508;
- встроенное нежилое помещение N 3, год постройки 1970., основная площадь 17,3 кв.м., кадастровый номер 56:43:0201026:2509 (передано по договору аренды нежилого недвижимого имущества от 17.03.2022 N 1380/22 с 17.03.2022 по 16.03.2027 индивидуальному предпринимателю Атакишиеву Рашаду Гурбат оглы);
- встроенное нежилое помещение N 4. год постройки 1970, общая площадь 17.3 кв.м., кадастровый номер 56:43:0201026:2989 (передано по договору аренды нежилого недвижимого имущества от 08.07.2019 N 1334/2019 с 16.06.2019 по 15.06.2024 индивидуальному предпринимателю Мусаханову Мусахану Орудж оглы).
При этом ни из искового заявления, ни из расчетов размера задолженности, ни из оспариваемого решения невозможно определить, за какое именно нежилое помещение взыскивается задолженность.
Пользователи помещений N 3 и N 4 к участию в деле привлечены не были.
Неопределенность с помещением, за которое истцом предъявляются требования, в последующем в случае удовлетворения требований истца не позволит администрации г. Орска взыскать денежные средства в регрессном порядке с фактических пользователей помещений, которые обязаны оплачивать потребленные коммунальные услуги в соответствии с договором.
Помещение N 5 В, расположенное по адресу г. Орск, пер. Музыкальный 1. общей площадью 413,6 кв.м., в том числе:
- помещение площадью 229,7 кв.м., передано по договору безвозмездного пользования N 197 от 29.05.2019 (с 29.05.2019 по 28.05.2029) Оренбургскому региональному отделению Всероссийской политической партии "Единая Россия":
- помещение площадью 32 кв.м., передано по договору аренды нежилого недвижимого имущества N 1357/2021 от 04.11.2021 (с 04.11.2021 по 02.11.2022) - ООО "Академия";
- помещение площадью 36,5 кв.м., передано по договору безвозмездного пользования N 203 от 23.07.2020, 36,5 кв.м. (с 23.07.2020 по 22.07.2025) - Орской городской организации Оренбургской области организации профсоюза работников гос. учреждений и общественного обслуживания;
- помещение площадью 115,4 кв.м. - муниципальная казна.
Встроенное нежилое помещение N 1, расположенное по адресу г. Орск. ул. Васнецова 25, общей площадью 590,5 кв.м., в том числе:
- помещение площадью 367,5 кв.м., передано по договору безвозмездного пользования N 65/1 от 21.08.2019 (с 21.08.2019 по 20.08.2029) - Орскому отделению Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России";
- помещение площадью 100,8 кв.м., передано по договору аренды N 1395/2021 от 09.11.2021 (с 09.11.2021 по 07.11.2022) - "Религиозной организации" Иверскии женский монастырь г. Орска Оренбургской области Орской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат);
Помещения, расположенные по адресу г. Орск, ул. Энтузиастов, 4:
- N 1, этаж 1, общей площадью 161,3 кв.м., передано по договору безвозмездного пользования от 01.09.2020 N 205 (с 01.09.2020 по 31.08.2030) - частному учреждению дополнительного образования "Школа "Блоссом",
- N 2, этаж 1, площадью 44,4 кв.м., передано по договору аренды N 1400 от 30.08.2021 (с 30.08.2021 по 29.08.2022) - ОАО "Ростелеком;
Помещения, расположенные по адресу г. Орск, пер. Бажова, 22, в том числе:
- помещение N 1, этаж в цокольной части (опорный пункт), площадью 149,6 кв.м., передано по договору безвозмездного пользования N 170 от 29.03.2016 (29.03.2016 - 28.03.2026) - МУ МВД России "Орское".
Согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению имуществом г. Орска, непосредственными пользователями нежилых помещений производится оплата потребляемой тепловой энергии, а именно ООО "Академия" за помещение, расположенное в г. Орске, пер. Музыкальный, д. 1, и ЧУДО "Школа "Блоссом" г. Орска" за помещение, расположенное в г. Орске, ул. Энтузиастов, д. 4.
Вышеуказанными пользователями муниципальных нежилых помещений производится оплата по договорам теплоснабжения, заключенным непосредственно между пользователями помещений и ПАО "Т Плюс".
Таким образом, истцом предъявляются требования об оплате поставленной тепловой энергии, которая уже фактически оплачена пользователями нежилых помещений.
От ПАО "Т Плюс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От МУ КУИ г. Орска также поступили возражения на апелляционную жалобу, в приобщении которых к материалам дела отказано, ввиду не представления третьим лицом доказательств заблаговременного направления возражений в адрес иных участников процесса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Т Плюс" (энергоснабжающая организация) является ресурсоснабжающей организацией.
Приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов для истца установлены тарифы на поставку коммунальных ресурсов.
Администрация города Орска Оренбургской области является собственником нежилых помещений расположенных в г. Орске по ул. Ялтинская, д. 74; Комарова, д. 20; ул. Краматорская, д. 11А, д. 19А; ул. Ленина, д. 58; ул. Омская, д. 71А; пр. Орский, д. 31; ул. Радостева, д. 13; ул. Тагильская, д. 9а, д. 13а; нежилых помещений N 2, этаж 01 и N 7, этаж цокольный по ул. Шалина, д. 7; нежилого помещения N 1, этаж 1, по ул. Васнецова, д. 25; ул. Волкова, д. 3; ул. Просвещения, д. 45; ул. Беляева, д. 2а; ул. Горького, д. 153; ул. Ленина, д. 130; ул. Горького/Нефтяников, д. 30/15; ул. Карельская, д. 41, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Между сторонами договор на теплоснабжение не заключен.
Истец в период с декабря 2019 года по апрель 2020 года, с января по апрель 2022 года осуществил поставку тепловой энергии в указанные нежилые помещения, ответчик оплату не произвел, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о погашении задолженности. Указанная претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение обязательства по своевременной оплате поставляемой в спорный период тепловой энергии послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Как следует из материалов дела, исковые требования обусловлены взысканием задолженности за потребленную тепловую энергию.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (части 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Из приведенных положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, по общему правилу, лицом, обязанным нести бремя содержания принадлежащего ему имущества является собственник. Вместе с тем, обязанность по несению бремени содержания принадлежащего собственнику имущества может быть возложена и на иное лицо, например, соответствующим договором.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Кодекса).
Факт оказания истцом коммунальных услуг по поставке тепловой энергии в заявленный период подтвержден документально и ответчиком не оспорен (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела не следует, что до обращения истца в арбитражный суд ответчиком не заявлялись какие-либо возражения относительно количества принятой тепловой энергии, либо о ее ненадлежащем качестве.
Объем полученной тепловой энергии, отраженный в расчетах истца, ответчиком не оспорен, доказательств предоставления ответчиком в адрес истца сведений об ином объеме потребленного ресурса, в порядке установленном договором, материалы дела не содержат.
То есть обязанность по доказыванию объема поставленного ресурса истцом исполнена надлежащим образом. Вместе с тем, не доверять сведениям, изложенным в расчетах истца у суда апелляционной инстанции оснований нет, поскольку доказательств, свидетельствующих о поставке в спорный период в адрес ответчика иного объема тепловой энергии, материалы дела не содержат.
Таким образом, расчет стоимости тепловой энергии, поданной (принятой) в спорный период, соответствует условиям договора, подтвержден надлежащими доказательствами, ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный истцом расчет не опровергнут.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности за поставленную истцом тепловую энергию в размере 375 876 руб. 18 коп. не представлено, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что истцом взыскивается задолженность, которая уже была взыскана в рамках дела N А47-12401/2021, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках дела N А47-12401/2021 истцом предъявлена к взысканию задолженность за нежилые помещения N 1 на 1 этаже, площадью 17,3 кв.м. с кадастровым номером 56:43:0201026:2509 и N 3 площадью 590,5 кв.м. с кадастровым номером 56:43:0201026:2511 за апрель 2019 года - май 2021 года, в то время как в рамках настоящего дела истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за декабрь 2019 года - апрель 2020 за нежилые помещения N 4 на 1 этаже, площадью 17,3 кв.м., с кадастровым номером 56:43:0201026:2989 и N 2 площадью 93,6 кв.м., с кадастровым номером 56:43:0201026:2508 (долг по помещению с кадастровым номером 56:43:0201026:2508 предъявлен только за декабрь 2019 года, т. 1 л.д.134).
Таким образом, в рамках дела N А47-12401/2021 истцом предъявлялось потребление ресурса по ул. Васнецова, д. 25 за иные помещения, что подтверждается указанием иных кадастровых номеров в расчетных ведомостях.
Доводы апеллянта о том, что по части помещений по пер. Музыкальный 1, ул. Васнецова, д. 25, пер. Бажова, 22, ул. Энтузиастов, 4, ресурс к оплате предъявлен неправомерно, ввиду передачи данных помещений в аренду и безвозмездное пользование подлежат отклонению судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2.2.19 Положения об администрации города Орска, утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 23.08.2017 N 27-469, к полномочиям Администрации города Орска относится решение вопросов от имени муниципального образования "Город Орск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.01.2019 N 303-ЭС18-22434 по делу N А37-2034/2017, само по себе обстоятельство передачи спорного помещения по договорам безвозмездного пользования и аренды не снимает с собственника имущества обязанности по несению расходов, возложенных на него в силу закона.
Кроме того, в части оплаты коммунальных платежей при отсутствии договоров на поставку энергоресурса, которые прямо определяют лицо, оплачивающее их потребление в нежилых помещениях, переданных в аренду, безвозмездное пользование, обязанность по оплате перед исполнителями, ресурсоснабжающими организациями в силу положений статей 210, 249, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на собственнике нежилого помещения, который, в свою очередь, вправе требовать от арендатора, ссудополучателя компенсации понесенных расходов на оплату коммунальных услуг.
Таким образом, по общему правилу, лицом, обязанным нести бремя содержания принадлежащего ему имущества является собственник. Вместе с тем, обязанность по несению бремени содержания, принадлежащего собственнику имущества, может быть возложена и на иное лицо, например, соответствующим договором. При этом, наличие в договоре аренды, безвозмездного пользования, заключенном между собственником помещения и арендатором, ссудополучателя условия, согласно которому арендатор, ссудополучатель обязан заключить договоры на предоставление коммунальных услуг, само по себе, не является основанием для взыскания с арендатора, ссудополучателя такой платы, в случае если арендатор, ссудополучатель рассматриваемый договор не заключил или не исполняет своих обязательств по оплате коммунальных услуг. В этом случае речь может идти об ответственности перед собственником в связи с неисполнением условия договора аренды, безвозмездной ссуды.
В настоящем случае наличие исключений из приведенного общего правила ответчиком не подтверждено.
Довод апеллянта о выставлении к оплате ресурса, поставленного в помещения по адресам: пер. Музыкальный, д. 1 и ул. Энтузиастов, д. 4, оплата за который производится непосредственными пользователями данных помещений, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как согласно расчетным ведомостям задолженность по спорным помещениям начислена истцом за январь 2022 года, в том числе по помещению пер. Музыкальный, д. 1 в сумме 20 724 руб. 26 коп., по помещению ул. Энтузиастов, д. 4 в сумме 2 379 руб. 64 коп.
Впоследствии расчетная ведомость за январь 2022 года скорректирована истцом, указанные суммы истцом из расчета вычтены. Начисления по указанным адресам за спорный период в расчете задолженности отсутствуют.
Довод Администрации о том, что суд первой инстанции неправомерно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора пользователей помещений, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Предусмотренный процессуальным законодательством институт третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, является предполагаемым участником материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия в судебном деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является предотвращение неблагоприятных для них правовых последствий.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае разрешение спора между истцом и ответчиком по существу непосредственно не затронет прав и обязанностей указанных лиц по отношению к одной из сторон спора, ввиду чего, исходя из положений вышеизложенных норм, безусловные основания для привлечения указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц отсутствуют.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Администрации в части предъявления требований к ненадлежащему ответчику, судом апелляционной инстанции принимается во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, Администрация города Орска Оренбургской области является собственником поименованных выше нежилых помещений.
Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Так, на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При этом, судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
При этом, судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданным ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находится только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьями 31 Устава муниципального образования "Город Орск" Оренбургской области, принятого решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.06.2012 N 23-362 (далее - Устав), пункта 1.1 решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 23.08.2017 N 27-469 "Об утверждении "Положения "Об администрации города Орска" (далее - положение об Администрации) Администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов Орского городского Совета депутатов, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль за исполнением требований муниципальных правовых актов города Орска, наделенным Уставом города Орска полномочиями по решению вопросов местного значения города Орска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Орска федеральными законами и законами Оренбургской области.
Нормами статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с возникающими в судебной практике вопросами об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Пленум Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13).
Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Из содержания подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Исполнение судебных актов за счет бюджетных средств (которые входят в состав казны наряду с иным государственным имуществом) производится уполномоченными органами.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет лиц ответственных за исполнение судебных актов в установленном действующим законодательством порядке. В данном случае требования о взыскании задолженности предъявлены к ответчику - муниципальному образованию, как к собственнику помещений, в лице его уполномоченного органа, требований о взыскании убытков, вреда истцом ответчику не заявлено. Требования заявлены о взыскании платы за оказанные услуги.
В рассматриваемом случае обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, отличного от поименованных в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, не подлежат применению положения названной нормы, регламентирующей порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, администрация является надлежащим ответчиком по настоящему иску, взыскание денежных средств в рамках настоящего дела производится за счет средств бюджета муниципального образования "город Орск" в лице администрации города Орска, поскольку при рассмотрении настоящего спора указанное публично-правовое образование участвует в лице представляющего его уполномоченного органа местного самоуправления - в лице администрации.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2023 по делу N А47-9348/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Орска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9348/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРСКА"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, МУ КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г.ОРСКА, МУ КУИ Г.ОРСКА
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4073/2023