г. Саратов |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А06-3007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 февраля 2023 года по делу N А06-3007/2022
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (414000, г. Астрахань, ул. Джона Рида, д. 41, ОГРН 1033002812050, ИНН 3017037981) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "Сити Групп Девелопмент", общество с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "Разум-Сердце Каспия", общество с ограниченной ответственностью "НКТ",
при участии в судебном заседании до перерыва:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Иванова И.А., по доверенности от 13.01.2023,
представителей муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" Павловой О.В., по доверенности от 03.04.2023, Тихонова А.В., по доверенности от 11.01.2023,
при участии в судебном заседании после перерыва:
представителей муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" Павловой О.В., по доверенности от 03.04.2023, Тихонова А.В., по доверенности от 11.01.2023,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - МУП г. Астрахани "Астрводоканал", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 24.03.2022 N 030/04/9.21-68/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., и представления от 24.03.2022 N 030/04/9.21-68/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.02.2023 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановление и представление признаны незаконными и отменены.
Астраханское УФАС России, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель Астраханского УФАС России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в судебном заседании возражали против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 29.12.2021 жалобы общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "Сити Групп Девелопмент" (далее - ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент") Астраханским УФАС России вынесено определение от 20.01.2022 N 030/04/9.21-68/2022 о возбуждении в отношении МУП г. Астрахани "Астрводоканал" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведенного административного расследования административным органом установлено нарушение МУП г. Астрахани "Астрводоканал" требований Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, выразившееся в нарушении порядка подключения (технологического присоединения) объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б", застройщик общество с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "Разум-Сердце Каспия" (далее - ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия"), к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент".
По факту выявленных нарушений 17.02.2022 в отношении МУП г. Астрахани "Астрводоканал" составлен протокол N 030/04/9.21-68/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.03.2022 N 030/04/9.21-68/2022 предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В отношении МУП г. Астрахани "Астрводоканал" вынесено представление 24.03.2022 N 030/04/9.21-68/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно: согласовать технические условия на подключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б" (застройщик ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия"), к сетям водоснабжения, водоотведения и линевой канализации от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент".
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, МУП г. Астрахани "Астрводоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконными и отмене постановления и представления административного органа, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (действовавшим в период спорных правоотношений) были утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 83 в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Согласно пункту 7 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 12 Правил N 83 в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей водоснабжения и водоотведения также с учетом схем водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 14 Правил N 83 предусмотрено, что в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.
На основании пункта 17 Правил N 83 в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 05.10.2021 ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия" обратилось с письмом исх. N 102/21 в МУП г. Астрахани "Астрводоканал" о согласовании подключения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б", к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" (т. 1 л.д. 111-112).
Письмом от 11.10.2021 исх. N 01-08-13836 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" пояснило, что в адрес предприятия не поступали на согласование технические условия от основного абонента - ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент". Кроме того, необходимо предоставить анализ резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 12 Правил N 83 (т. 1 л.д. 113-114).
ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия" письмом от 22.10.2021 исх. N 108/21 направило в адрес МУП г. Астрахани "Астрводоканал" технические условия на подключение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б", к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, выданные ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" (т. 1 л.д. 109-110).
08.11.2021 МУП г. Астрахани "Астрводоканал" письмом исх. N 01-08-15219 сообщило, что не имеет возможности согласовать технические условия, так как они не согласованы с ресурсоснабжающей организацией и к ним не приложены документы, подтверждающие проведение анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 108).
22.12.2021 ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" письмом исх. N 440/21 направило в адрес МУП г. Астрахани "Астрводоканал" для согласования технические условия на подключение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б", к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" (т. 1 л.д. 115-116).
МУП г. Астрахани "Астрводоканал" письмом от 27.12.2021 исх. N 03-01-18014 сообщило ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент", что не имеет возможности согласовать представленные технические условия, так как к представленным техническим условиям не приложены документы, подтверждающие проведение анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему суточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 103).
ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия" обратилось в ООО "НКТ" за анализом резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б".
ООО "НКТ" был подготовлен анализ резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б".
Письмом от 12.01.2022 исх. N 02/22 ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" направило в адрес МУП г. Астрахани "Астрводоканал" анализ резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б" (застройщик ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия") и просило согласовать технические условия на подключение указанного объекта к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" (т. 1 л.д. 104-107).
МУП г. Астрахани "Астрводоканал" письмом от 14.01.2022 исх. N 03-01-00396 сообщило ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент", что не имеет возможности согласовать представленные технические условия, так как к представленным техническим условиям, кроме анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод, необходимо приложить анализ резерва пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса (т. 1 л.д. 118).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения предприятия к административной ответственности.
Согласно пояснениям заявителя техническая документация N 01/2022-А "Анализ резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта "Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, 20 "Б", разработанная проектной организацией ООО "НКТ", имеет в своем названии только слова "анализ... резерва пропускной способности", фактически представленный документ не содержит такого анализа.
Анализ резерва пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения к объекту, расположенному по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского тона, д. 20 "Б", должен содержать анализ резерва пропускной способности сетей, через которые возводимый объект, на который требуется согласование технических условий, обеспечивается ресурсом, то есть анализ резерва пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения многоэтажных жилых домов I, II этапы строительства, ул. Набережная Приволжского затона, 20 к. 1:20 к. 2. ул. Набережная Приволжского затона, 22.
Анализ должен быть произведен в соответствии и на основании положения СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр. Анализ резерва пропускной способности может быть рассчитан исключительно при предоставлении данных от правообладателя сетей о диаметрах сетей, максимальном пиковом потреблении ресурса с учетом коэффициента суточной неравномерности.
Для анализа также необходимы данные о числе жителей в объектах, подключенных к сетям водоснабжения и водоотведения, степени благоустройства, категории и иных данных, предусмотренных СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжения. Наружные сети и сооружения".
В представленном анализе не содержатся необходимые данные. В приведенной таблице указано только, что потребляемая мощность по водоснабжению спорного объекта составляет 111,191 куб.м/сут, по водоотведению - 109,001 куб.м/сут.
В ходе судебного разбирательства ООО СЗ "Разум-Сердце Каспий" не отрицало, что подготовленный ООО "НКТ" анализ действительно не содержит расчета пропускной способности сетей объекта.
Судами установлено, что техническая документация N 01/2022-А "Анализ резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта: многоквартирный жилой дом по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, 20 "Б", разработанная проектной организацией ООО "НКТ" содержит анализ резерва мощностей по водоснабжению, но фактически не содержит анализа пропускной способности сетей объекта.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлен уточненный "Анализ резерва мощностей по водоснабжению, приему сточных вод и пропускной способности сетей объекта: многоквартирный жилой дом по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б" N 01/2022-А, доработанный проектной организацией ООО "НКТ", который содержит, в том числе анализ пропускной способности сетей объекта (т. 2 л.д. 89-96).
Данный документ был направлен ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент" в адрес МУП г. Астрахани "Астрводоканал" письмом от 09.12.2022 исх. N 81/22 (т. 2 л.д. 86-87).
Заявитель пояснил, что, получив, в том числе и указанный документ, МУП г. Астрахани "Астрводоканал" письмом от 10.01.2023 исх. N 03-01-00140 согласовало технические условия на подключение многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б" (т. 2 л.д. 97-98).
Довод административного органа, что форма анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, не установлена, следовательно, у МУП г. Астрахани "Астрводоканал" не было оснований для отказа в согласовании технических условий, судом правомерно отклонен как несостоятельный.
В данном случае речь идет не о форме анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а о его содержании.
Представленный в материалы дела дополнительный анализ содержит в себе, в том числе расчеты: по анализу резерва пропускной способности на хозяйственно-питьевые нужды и пожаротушения внутриплощадочной сети водоснабжения Д-315 мм; по анализу резерва пропускной способности внутриплощадочной сети хозяйственно-бытовой канализации Д-200 мм жилых домов.
В представленном ранее документе такие расчеты отсутствовали.
Следовательно, руководствуясь пунктом 12 Правил N 83, в отсутствии представленного полного анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения МУП г. Астрахань "Астводоканал" обоснованно указало, что не имеет возможности согласовать технологическое подключение, в связи с необходимостью предоставления анализа пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы о неправомерности отказа МУП г. Астрахани "Астрводоканал" в согласовании технических условий на подключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 20 "Б" (застройщик ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия") к сетям водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации от существующих сетей, принадлежащих ООО СЗ "Сити Групп Девелопмент", антимонопольный орган указывает на то, что требование о представления расчета резерва пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, и резерва мощности по производству соответствующего ресурса для согласования технических условий ООО СЗ "Разум-Сердце Каспия" на подключение многоквартирного дома не предусмотрено законодательством и является излишним.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы антимонопольного органа по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 83 на организацию, получившую запрос о выдаче технических условий, возлагается обязанность согласования технических условий с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса, в целях подтверждения наличия резервов мощности, а также пропускной способности.
В силу абзаца 5 пункта 13 Правил N 83 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
В соответствии с нормами, указанными в СНиП 2.04.01-85* (СП 30.13330.2020), пропускная способность сети - максимальный объемный или весовой расход жидкости через поперечное сечение трубопровода или санитарно-технической арматуры в единицу времени.
Таким образом, пропускная способность сети является техническим параметром. Параметры пропускной способности определяют техническую возможность подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 18 указанного закона предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Учитывая, что на момент обращения ООО "Сити Групп Девелопмент" срок действия ранее выданных технических условий истек, МУП г. Астрахани "Астрводоканал" имело возможность согласовать выданные ООО "Сити Групп Девелопмент" технические условия на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, что и позволило бы во исполнение абзаца 5 пункта 13 Правил N 83 определить наличие технической возможности подключения объекта заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и признаны утратившими силу Правила N 83.
Законодатель в указанных Правилах N 2130 конкретизировал понятие "техническая возможность подключения". Одним из критериев наличия такой возможности является наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема горячей или холодной воды и (или) отведение необходимого объема сточных вод для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки).
Выданные технические условия без учета оценки резервов мощности, а также пропускной способности сетей на хозяйственно-питьевые нужды и пожаротушения внутриплощадочной сети водоснабжения Д-315 мм, внутриплощадочной сети хозяйственно-бытовой канализации Д-200 мм жилых домов, не гарантирует предоставление впоследствии услуг надлежащего качества, а также безаварийную эксплуатацию данных объектов.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013N 644, несостоятельна, поскольку данные правила регулирует непосредственно порядок подключения объектов капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Определяющее значение в целях установления законности оспариваемого представления имеет законность привлечения заявителя к административной ответственности.
Поскольку представление от 24.03.2022 N 030/04/9.21-68/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, признанном незаконным, у суда первой инстанции имелись основания для признания незаконным оспариваемого представления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 февраля 2023 года по делу N А06-3007/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3007/2022
Истец: Временный управляющий Беляков Владимир Алексеевич, МУП г. Астрахани "Астрводоканал"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Арбитражный суд Астраханской области, ООО "НКТ", ООО Специализированный Застройщик "Разум-Сердце Каспия", ООО Специализированный Застройщик "Сити Групп Девелопмент", Двенадцатый арбитражный апелляционный суд