г. Саратов |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А12-27489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу публично-правовой компании "Роскадастр" (107078, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1227700700633, ИНН 7708410783) в лице филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области (400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, д. 9)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2023 года по делу N А12-27489/2022
по заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 24, оф. 35, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
о признании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", изложенного в письме от 19.07.2022 N 14-8096-ЕБ/2022, по отказу во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости, незаконным,
при участии в судебном заседании представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Поляковой Т.Г., действующей на основании доверенности от 07.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с уточненным заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Волгоградской области", учреждение) во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости изложенного в письме от 19.07.2022 N 14-8096-ЕБ/2022 и обязании публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Определением суда от 17.01.2023, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на правопреемника Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области (далее - уполномоченный орган, ППК "Роскадастр").
Решением суда первой инстанции от 30.01.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости, выраженный в письме от 19.07.2022 N 14-8096-ЕБ/2022. Суд обязал публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости.
ППК "Роскадастр" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что пункт 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть применён к заявленным требованиям. Статья 105 ЗК РФ не предусматривает установление зоны "Лесопарковые зеленые пояса" в качестве ЗОУИТ. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1755 от 21.12.2019 были признаны утратившими силу нормы постановления Правительства Российской Федерации N 1007 от 14.12.2009, в связи с чем, ссылки заявителя на сложившуюся судебную практику несостоятельны. Суд не указал, какие именно нормы нарушены уполномоченным органом. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не регулирует ведение ЕГРН и порядок внесения сведений в ЕГРН о лесопарковых зеленых поясах в качестве ЗОУИТ и не может служить основанием для внесения таких зон. Действующим законодательством РФ не предусмотрено установление судом срока для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121 - 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.06.2022 Комитет обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
19.07.2022 письмом N 14-8096-ЕБ/2022 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области отказал Комитету во внесении сведений в ЕГРН (т.1 л.д.11-12).
Данный отказ мотивирован тем, что в число видов зон с особыми условиями использования территории не входят виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс. Внесение сведений о лесопарковом зеленом поясе в ЕГРН, как ЗОУИТ, законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с указанным отказом, Комитет обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в ЕГРН подлежат отражению сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах и т.д., к которым, в силу норм пункта 1 статьи 62.1, пунктов 1, 12 статьи 62.2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся и лесопарковые зеленые пояса. Сведения о границах лесопаркового зеленного пояса года Урюпинска утверждены в установленном законом порядке, в связи с чем, у Учреждения не имелось оснований для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социальноэкономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
Исходя из подпункта 3 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социальноэкономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ, действующего с 01.07.2019) предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях.
Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно пункту 1 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ)
Пунктом 8 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
Как следует из материалов дела, постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.2019 N 72/5357 "О создании лесопаркового зеленого пояса городского округа город Урюпинск Волгоградской области" создан лесопарковый зеленый пояс городского округа город Урюпинск Волгоградской области площадью 646 гектаров (т.1 л.д.13).
16.09.2019 между Комитетом и Обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" заключен государственный контракт N 3141/19 на выполнение работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса городского округа город Урюпинск Волгоградской области (ИКЗ 192344210303034420100100690027112244), по которому выполнены работы по установлению границ лесопаркового зеленого пояса городского округа город Урюпинск.
Приказом Комитета от 06.11.2019 N 2806 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса города Урюпинск" утверждена схема расположения и установлены границы лесопаркового зеленого пояса городского округа город Урюпинск согласно приложениям N 1 и N 2 (т.1 л.д.14-19).
В силу пункта 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса, а также необходимость включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесопарковых зеленых поясов.
Согласно статье 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены (в том числе по использованию земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий) по основаниям, установленным настоящим Кодексом, а также федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В статье 105 ЗК РФ перечислены виды зон с особыми условиями использования территорий (28 зон), среди которых лесопарковые зеленые пояса не названы.
Однако, в статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.
Как установлено пунктом 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН (пункт 24 статьи 106 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила N 1532), в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.
В случае если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.
Из материалов дела следует, что постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.2019 N 72/5357 создан лесопарковый зеленый пояс городского округа город Урюпинск Волгоградской области. Приказом Комитета от 06.11.2019 N 2806 утверждена схема расположения и установлены границы лесопаркового зеленого пояса городского округа город Урюпинск согласно приложениям N 1 и N 2
Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами N 1532, что соответствует пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным отказ Учреждения во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Доводы учреждения об отсутствии в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 ЗК РФ лесопарковых зон как отдельного вида зоны, относящейся к особым условиям использования территории, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, в том числе положений пункта 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилам N 1532, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 09.12.2020 г. по делу N 302-ЭС20-19936, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2021 г. по делу N А72-3423/2020.
В апелляционной жалобе ППК "Роскадастр" ссылается на то, что постановлением Правительства Российской Федерации N 1755 от 21.12.2019 были признаны утратившими силу нормы постановления Правительства Российской Федерации N 1007 от 14.12.2009, в связи с чем, ссылки заявителя на сложившуюся судебную практику несостоятельны.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пункт 22 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, предусматривал, что сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Данный нормативно-правовой акт признан утратившим силу с момента вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755.
Вместе с тем, данное обстоятельство не прекращает статус лесопарковых зеленых поясов как зон с особыми условиями использования территорий, сведения о которых подлежат включению в ЕГРН в силу прямого указания выше приведенных положений норм действующего законодательства.
Необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами N 1532, что соответствует пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в связи с чем, отказ Учреждения во внесении соответствующих сведений в ЕГРН, является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы ППК "Роскадастр" основаны на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы в рассматриваемом случае подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно признан незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости, выраженный в письме от 19.07.2022 N 14-8096-ЕБ/2022.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания в судебном порядке незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, суд устанавливает обязанность этого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд обязал публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Заявитель жалобы указал, что действующим законодательством РФ не предусмотрено установление судом срока для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.
Суд апелляционной инстанции считает, что указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения. По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Следовательно, способ устранения допущенных нарушений должен соответствовать материальному требованию, быть соразмерным нарушенному праву и обеспечивать его восстановление.
В качестве способа восстановления права Обществом в заявлении указано на обязание публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Урюпинска Волгоградской области в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ст. 34 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Предложенный заявителем способ устранения допущенных нарушений применительно к предмету рассмотрения настоящего спора правомерно признан судом обоснованным, поскольку соответствует материальному требованию, является соразмерным нарушенному праву и обеспечивает его восстановление.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2023 года по делу N А12-27489/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27489/2022
Истец: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", Филиал ППК "Роскадастр" по Волгоградской области