г. Тула |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А09-8083/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1033265000526, ИНН 3234007455) - Осташук Е.И. (доверенность от 14.09.2018 N 65), от заинтересованного лица - отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202737062, ИНН 3201002268) - Скориновой Е.А. (доверенность от 12.01.2023 N 16), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.03.2023 по делу N А09-8083/2022 (судья Черняков А.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Брянск" (далее - АО "Газпром газораспределение Брянск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Брянское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, фонд) о признании недействительным решения от 12.08.2022 N 32002280002256 "О возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения" в части предложения возмещения 31 511 руб. 09 коп. расходов, излишне понесенных фондом в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в отношении работника.
Определением суда от 16.02.2023 произведена замена стороны - заинтересованного лица - ГУ - Брянское РО Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее - ОСФР по Брянской области, отделение).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.03.2023 заявленные требования удовлетворены, решение фонда от 12.08.2022 N 32002280002256 в части предложения возместить расходы, излишне понесенные АО "Газпром газораспределение Брянск" в связи с недостоверностью представленных сведений, в размере 31 511 руб. 09 коп. признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОСФР по Брянской области обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что нахождение работника на карантине обусловлено не заболеванием или травмой, а исполнением им и работодателем соответствующих распорядительных указаний государства, в силу чего, с учетом положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", оплате подлежат дни нахождения на карантине, не приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ГУ - Брянское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 01.07.2022 по 19.07.2022 в отношении АО "Газпром газораспределение Брянск" проведена выездная проверка полноты и достоверности документов (сведений), влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера представленных страхователем за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 19.07.2022 N 32002280002254.
Фондом выявлено нарушение по предоставлению обществом недостоверных сведений, что повлекло излишние расходы фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 39 394 руб. 37 коп., в том числе: 31 511 руб. 09 коп. на выплату пособия по временной нетрудоспособности в отношении работников АО "Газпром газораспределение Брянск" в связи с карантином.
По результатам рассмотрения акта фондом вынесено решение от 12.08.2022 N 32002280002256 о предложении страхователю возмещении расходов, излишне понесенных фондом на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Полагая, что указанное решение фонда является незаконным в части предложения возмещения 31 511 руб. 09 коп. расходов, а также нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375), при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно пункту 10 Положения N 2375 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 11 Положения N 2375).
Пунктом 19 Положения N 2375 предоставлено, что за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, целевым назначением пособия является возмещение застрахованному лицу утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлены случаи, в которых осуществляется обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности, в том числе, утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1), карантина застрахованного лица (пункт 3).
В силу части 6 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся за периоды, указанные в части 1 статьи 9 данного Закона (часть 8 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды: 1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; 2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; 3) за период заключения под стражу или административного ареста; 4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы; 5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 данного Закона.
Как следует из материалов дела, работнику АО "Газпром газораспределение Брянск" Алешину Геннадию Ивановичу (СНИЛС 030-446-354 14) согласно приказу от 06.04.2020 N 362-ок оформлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 13.04.2020 по 26.04.2020 в соответствии с графиком отпусков на 2020 год. Вместе с тем, Алешин Г.И. предоставил для оплаты листок нетрудоспособности N 910026291996 (код заболевания 03 (карантин), период освобождения от работы с 14.04.2020 по 30.04.2020) и личное заявление от 30.04.2020 о продлении неиспользованной в связи с временной нетрудоспособностью части ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 10 календарных дней, на период которого был оформлен больничный лист, связанный с карантином.
На основании указанных документов АО "Газпром газораспределение Брянск" издан приказ о продлении отпуска, сведения внесены в личную карточку работника.
Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином.
Работнику АО "Газпром газораспределение Брянск" Бурцеву Сергею Владимировичу (СНИЛС 054-040-236 05) согласно приказу от 14.04.2020 N 420-ок оформлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20.04.2020 по 04.05.2020 в соответствии с графиком отпусков на 2020 год. Вместе с тем, Бурцев С.В. предоставил для оплаты листок нетрудоспособности N 910026316250 (код заболевания 03 (карантин), период освобождения от работы с 17.04.2020 по 02.05.2020) и личное заявление от 04.05.2020 о переносе неиспользованной в связи с временной нетрудоспособностью части ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 13 календарных дней, на период которого был оформлен больничный лист, связанный с карантином.
На основании указанных документов АО "Газпром газораспределение Брянск" издан приказ о переносе отпуска, сведения внесены в личную карточку работника.
Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином.
Работнику АО "Газпром газораспределение Брянск" Буянову Денису Михайловичу (СНИЛС 102-632-026 92) согласно приказу от 19.06.2020 N 847-ок оформлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 29.06.2020 по 26.07.2020 в соответствии с графиком отпусков на 2020 год. Вместе с тем, Буянов Д.М. предоставил для оплаты листок нетрудоспособности N 910028995409 (код заболевания 03 (карантин), период освобождения от работы с 15.06.2020 по 05.07.2020) и личное заявление от 06.07.2020 о переносе неиспользованной, в связи с временной нетрудоспособностью, части ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 7 календарных дней, на период которого был оформлен больничный лист, связанный с карантином.
На основании указанных документов АО "Газпром газораспределение Брянск" издан приказ о переносе отпуска, сведения внесены в личную карточку работника.
Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином.
Работнику АО "Газпром газораспределение Брянск" Щипалкину Роману Николаевичу (СНИЛС 030-445-761 21) согласно приказу от 06.04.2020 N 366-ок оформлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 13.04.2020 по 26.04.2020 в соответствии с графиком отпусков на 2020 год. Вместе с тем, Щипалкин Р.Н. предоставил для оплаты листок нетрудоспособности N 910026270268 (код заболевания 03 (карантин), период освобождения от работы с 17.04.2020 по 30.04.2020) и личное заявление от 30.04.2020 о продлении неиспользованной, в связи с временной нетрудоспособностью, части ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 10 календарных дней, на период которого был оформлен больничный лист, связанный с карантином.
На основании указанных документов АО "Газпром газораспределение Брянск" издан приказ о продлении отпуска, сведения внесены в личную карточку работника.
Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином.
В ходе проверки установлено, что страхователь при наступлении временной нетрудоспособности в связи с карантином во время ежегодного оплачиваемого отпуска производил отмену отпуска (части отпуска) с момента наступления нетрудоспособности и предоставлял его после окончания нетрудоспособности, в связи с чем страхователю предложено произвести возмещение понесенных страховщиком расходов в размере 31 511 руб. 09 коп.
Вместе с тем, фондом не учтено следующее.
Из части 1 статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 712-О, абзац второй части 1 статьи 124 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя продлить или перенести отпуск на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника, предусматривает дополнительные гарантии реализации права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск, направлен на защиту прав и интересов работников.
Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность работника, как правило, является листок нетрудоспособности независимо от причины нетрудоспособности. Перерасчет отпускных выплат при временной нетрудоспособности работника предусмотрен нормами трудового законодательства, закрепляющими обязанность работодателя перенести или продлить время отдыха работника в связи с временной нетрудоспособностью.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, получение работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска листка нетрудоспособности с кодом "03", является основанием для продления (переноса) его отпуска.
Ссылка фонда на письмо Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-393 "О продлении (перенесении) ежегодного оплачиваемого отпуска, совпавшего с периодом временной нетрудоспособности в связи с карантином", согласно которому обязанность продлевать отпуск на число календарных дней нетрудоспособности, в случае если временная нетрудоспособность наступила в период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске, возникает у работодателя только в случае временной нетрудоспособности самого работника вследствие заболевания или травмы, правомерно не принята судом на основании следующего.
Временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска в соответствии со статьей 124 ТК РФ.
Вместе с тем исходя из норм пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, пункта 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, разъяснения Минтруда России по вопросам, отнесенным к его компетенции, изложенные в письме, не являются нормативным правовым актом, носят исключительно рекомендательный характер в части обеспечения соблюдения законодательства о труде.
Согласно "ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 643-ст, карантин - это система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.
Таким образом, нахождение работника на карантине обусловлено исполнением им и работодателем соответствующих распорядительных указаний государства, то есть по объективным основаниям, которые не зависят от воли работника и работодателя, которым указанные лица обязаны подчиняться и исполнять в силу их обязательности.
Работники АО "Газпром газораспределение Брянск" Алешин Г.И., Бурцев С.В., Буянов Д.М., Щипалкин Р.Н. оформили должным образом заявление о переносе, продлении (отмене) отпуска, реализовали свое право, предусмотренное статьей 124 ТК РФ.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Как верно отметил суд, в связи с введенными ограничительными мерами в период нахождения работника на карантине, работнику запрещается посещать какие-либо места скопления людей, в обратном случае гражданин подлежит административной ответственности. Тем самым, в случае отказа работнику в продлении (переносе) ежегодного оплачиваемого отпуска (по причине нахождения его на карантине) работодатель нарушает право работника на отдых, закрепленное ТК РФ, а также иными нормативными актами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы фонда о том, что издание АО "Газпром газораспределение Брянск" приказов об отзыве из отпусков в период отпуска, либо после его окончания на период временной нетрудоспособности в связи с карантином является искусственно созданной ситуацией для получения пособия по временной нетрудоспособности, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Перенос (продление после окончания периода нетрудоспособности) отпуска произведен на основании заявлений работников с изданием соответствующих приказов, по инициативе работников.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что назначение спорного пособия за период нетрудоспособности работников Алешина Г.И., Бурцева С.В., Буянова Д.М., Щипалкина Р.Н., правомерно, поскольку пособие назначено и оплачено не в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Ссылка фонда на решение Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 N АКПИ12-1459 подлежит отклонению, поскольку указанный судебный акт принят при иных фактических обстоятельствах.
В связи с изложенным, суд по праву признал решение ГУ - Брянское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.08.2022 N 32002280002256 "О возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения" в части предложения возмещения 31 511 руб. 09 коп. расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, недействительным.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2022 по делу N А27-7267/202, от 21.04.2022 по делу N А27-8205/2021 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2023 по делу N А09-8312/2022.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.03.2023 по делу N А09-8083/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8083/2022
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСК"
Ответчик: ГУ БРЯНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ОСФР по Брянской области