город Омск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А70-27568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3603/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2023 по делу N А70-27568/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Юдиной Анны Сергеевны, о признании незаконным постановления от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-515/2022 об административном правонарушении, представления от 08.12.2022 N 072/04/9.21-515/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. (по доверенности от 14.07.2022 N 81437, сроком действия 29.04.2023),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Колтыпина С.М. (по доверенности от 09.01.2023 N 14, сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-515/2022 об административном правонарушении и представления от 08.12.2022 N 072/04/9.21-515/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением от 07.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Юдина Анна Сергеевна (далее - третье лицо, Юдина А.С.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2023 по делу N А70-27568/2022 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного АО "Россети Тюмень" постановлением от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-515/2022 уменьшен до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Юдиной А.С. требовалось осуществить строительство ВЛ 0,4 кВ севернее старого Московского тракта протяженностью 0,5 км; строительство ТП 10 кВ от ВЛ-10кВ ф.ТП 450-1 с силовыми трансформаторами 100 кВА; строительство ВЛ 10 кВ от ВЛ-10кВ ф.ТП 450-1 протяженностью 0,16 км, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии, кроме того осуществить мероприятия по реконструкции объектов электросетевого хозяйства, необходимые для присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
АО "Россети Тюмень" указывает, что поскольку Юдина А.С., является зависимым (отлагательным) от иного заявителя Немцевой Т.Н., после завершения основных мероприятий по договору технологического присоединяя заявителя Немцевой Т.Н., филиалом планировалась незамедлительная реализация исполнения обязательств по договору и технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя Юдиной А.С. Вместе с тем, при проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору.
АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами, без привлечения подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензий и свидетельств на проведение подобного вида работ, ввиду чего мероприятия технологического присоединения проводились в рамках рамочного соглашения от 16/2021/48 от 28.05.2021 с взаимозависимым лицом акционерным обществом "Тюменьэнерго Инжиниринг" по строительству PC 0,4-10 кВ Северного, Южного РЭС (626 группа) филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для технологического присоединення под "ключ".
Вместе с тем, отказы подрядных организаций от участия в закупках, вызванные сложной экономической ситуацией, которая обусловлена отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование и затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации на фоне сложившейся геополитической ситуации привели к увеличению сроков выполнения мероприятий.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что 08.02.2023 АО "Россети Тюмень" были выполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Юдиной А.С, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N Т13/22/1088-АТП от 08.02.2023.
Податель апелляционной жалобы полагает, что в настоящем случае имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку на момент технологического присоединения на земельном участке отсутствовали энергопринимающие устройство потребителя готовые осуществлять потребление электрической энергии.
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить оспариваемое решение без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.03.2022 между АО "Россети Тюмень" и Юдиной А.С. был заключен договор N 113/22/1088-ДТП от 04.03.2022 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с.Перевалово, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1908002:1385, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению шесть месяцев, в соответствии с абз. 13 подп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В Тюменское УФАС России поступило обращение Юдиной А.С. на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Уполномоченным должностным лицом управления в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 06.10.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-515/2022 и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил N 861 обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
В связи с установлением изложенных обстоятельств, уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2022 N 072/04/9.21-515/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
08.12.2022 Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-515/2022 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Кроме того, вынесено представление N 072/04/9.21-515/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что указанные постановление и представление являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 03.03.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, между обществом и Юдиной А.С. был заключен договор N 113/22/1088-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с условиями договора и изложенными выше нормами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора. Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем.
Согласно квитанции об оплате N 1-4-369378-457 Юдиной А.С. 12.03.2022 внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
Материалами дела подтверждено и Обществом не оспорено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору истек 12.09.2022.
Согласно материалам дела, мероприятия по технологическому присоединению ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с.Перевалово, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1908002:1385, обществом в установленный срок не проведены.
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что общество не оспаривает обстоятельства заключения договора с третьим лицом, однако ссылается на то, что принимало меры к исполнению договора; увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено сложной экономической ситуацией, которая обусловлена отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861, в том числе соблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является для общества обязательным.
Вместе с тем, общество, располагая достаточно длительным сроком исполнения обязательств могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию необходимого оборудования, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по договору N 113/22/1088-ДТП от 04.03.2022
Однако, указанные меры обществом приняты не были, что повлекло за собой нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861.
Суд апелляционной инстанции подтверждает выводы управления о нарушении обществом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, нарушению Правил N 861, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения вменяемого правонарушения общество уже было привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган на основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ вынес в адрес заявителя оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Поскольку оспариваемое представление внесено антимонопольным органом на основании обстоятельств, установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания представления не соответствующим закону.
Административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств реального причинения вреда потребителю, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб.
В силу положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Соответственно, назначенный обществу административный штраф в размере 300 000 руб. не может быть еще больше уменьшен в силу положений КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2023 по делу N А70-27568/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-27568/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Юдина А.С.