г. Саратов |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А57-21813/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гадисовой Ольги Витальевны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2023 года по делу N А57-21813/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гадисовой Ольги Витальевны (ОГРНИП 319645100026039, ИНН 645110035430)
к Министерству сельского хозяйства Саратовской области
о признании недействительным требования,
по встречному заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, зд. 45/51, стр. 1, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гадисовой Ольге Витальевне
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гадисовой Ольги Витальевны - Баталина А.В., действующего на основании доверенности от 01.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гадисова Ольга Витальевна (далее - заявитель, ИП глава КФХ Гадисова О.В., предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования Министерства сельского хозяйства Саратовской области (далее - Минсельхоз Саратовской области, Министерство) от 14.07.2022 N 01-01-19-4059 о возврате средств субсидии, вынесенного на основании приказа Министерства сельского хозяйства Саратовской области "О принятии мер по возврату средств субсидий в бюджет" N161-пр от 04.07.2022.
В Арбитражный суд Саратовской области поступило встречное заявление Министерства сельского хозяйства Саратовской области о взыскании с предпринимателя денежных средств в размере 3 000 000 рублей, выделенных в качестве субсидии в бюджет Саратовской области за нарушение условия предоставления средств субсидии, подпункта 3.1.3 пункта 3.1 и плана расходов в достижении показателя по приобретению 32 головы КРС (приложение N 1 к соглашению от 12.08.2019 N 8) соглашения от 12.08.2019 N 8 на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап).
Решением суда первой инстанции от 02 марта 2023 года в удовлетворении заявленных ИП Главой КФХ Гадисовой О.В. требований отказано. Встречные требования Министерства сельского хозяйства Саратовской области удовлетворены. Суд взыскал с ИП Главы КФХ Гадисовой О.В. в пользу Министерства денежные средства в размере 3 000 000 рублей, выделенные в качестве субсидии в бюджет Саратовской области за нарушение условия предоставления средств субсидии, подпункта 3.1.3 пункта 3.1 и плана расходов в достижении показателя по приобретению 32 головы КРС (приложение N 1 к соглашению от 12.08.2019 N 8) соглашения от 12.08.2019 N 8 на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап).
ИП Глава КФХ Гадисова О.В. не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные предпринимателем требования удовлетворить в полном объёме, в удовлетворении встречных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при заключении соглашения от 12.08.2019 N 8 стороны руководствовались Положением о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках регионального проекта потребительской кооперации, утверждённым постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П. Предметом соглашения являлось приобретение крупного рогатого скота (далее - КРС) мясного направления. Согласно форме федерального статистического наблюдения N 3 - фермер "Сведения о производстве продуктов животноводства и поголовье скота" (N3-ФЕРМЕР) за 2021 и 2022 годы прирост в 2021 году составил 11 голов КРС, в 2022 году - 17 голов КРС. Подпункты "д"-"к" Положения не содержат запрета на распоряжение имуществом, приобретённым на средства субсидий. Податель жалобы ссылается также на неверное применение норм действующего законодательства Российской Федерации во времени. Предприниматель указывает, что субсидия предоставлялась на основании Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап)", утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П, а приказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 04.07.2022 N 161-пр "О принятии мер по возврату средств субсидий в бюджет" исполнялся в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П "Об утверждении порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на условиях софинансирования в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (вступило в силу со дня внесения изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" - 24.12.2021). Податель жалобы считает, что к данным отношениям должно применяться Положение, утверждённое постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П.
В судебное заседание явился представитель ИП главы КФХ Гадисовой О.В.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Саратовской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам конкурсного отбора между ИП главой КФХ Гадисовой О.В. и Минсельхозом Саратовской области заключено соглашение от 12.08.2019 N 8 о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап) в размере 3 000 000 рублей (т.1 л.д.14-18).
В соответствии с планом расходов к соглашению на средства гранта ИП Гадисовой О.В. планировалось приобретение племенных нетелей специализированной мясной породы в количестве 27 голов на общую сумму 3 375 000 руб., в т.ч. средства гранта 3 000 000 руб., собственные средства 375 000 руб.
В соответствии с п. 3.1.3 соглашения получатель обязуется обеспечивать ежегодный прирост объема производства с/х продукции в размере не менее 10 процентов в течение 5 лет, начиная с 2019 г.
Срок действия соглашения - соглашение вступает в силу с даты его подписания, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует до полного исполнения сторонами обязательств в рамках Соглашения (пункт 7.2 Соглашения).
22.06.2020 между ИП главой КФХ Гадисовой О.В. и Министерством заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 12.08.2019 N 8 с целью изменения содержания приложения N 1 к Соглашению в части изменения плана расходов по увеличению показателя собственных средств получателя субсидии (т.1 л.д.19-20).
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.06.2020 к соглашению N 8 от 12.08.2019 ИП главой КФХ Гадисовой О.В. планировалось приобретение 32 голов племенных нетелей специализированной мясной породы на общую сумму 3 400 000 рублей, в том числе средства гранта 3 000 000 рублей, собственные средства - 400 000 рублей.
Предпринимателю перечислена субсидия в размере 3 000 000 руб., что подтверждено платёжным поручением от 20.08.2019 N 158139 (т.2 л.д.118).
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21.02.2022 N 43-пр "О проведении плановой выездной проверки" с изменениями в соответствии с приказами министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21 марта 2022 года N63-пр "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21.02.2022 N 43-пр" и от 14 апреля 2022 года N87-пр "О внесении изменений в приказ министерства, сельского хозяйства Саратовской области от 21.02.2022 N 43-пр", в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5.1 постановления Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П "Положение о порядке предоставления грантов "Агроcтартап" в форме субсидий на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на условиях софинансирования в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" проведена плановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими их предоставление, получателем средств Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области ИП главой КФХ Гадисовой О.В.
По результатам плановой выездной проверки составлен акт от 25.04.2022 N 1/2022 (т.1 л.д.45-53).
Проверкой установлено, что в соответствии с договором о намерениях N 1 от 16.12.2019 г. предпринимателем приобретено 32 головы племенных нетелей специализированной мясной породы на общую сумму 3 400 000 руб.
В ходе осмотра имеющихся в наличии животных установлено фактическое присутствие 14 голов. 11 голов пали, 2 головы вынужденно забиты по причине нарушения процессов жизнедеятельности организма, что подтверждается официальными документами от Базарно-Карабулакской районной станции по борьбе с болезнями животных.
Местонахождение оставшихся 5 голов КРС не установлено, их реализация ветеринарной сопроводительной документацией не подтверждается.
Выявлены многочисленные нарушения ветеринарных правил содержания КРС, отклонения от плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом (бизнес-планом) по созданию и развитию КФХ ИП Гадисовой О.В., нарушение обязательства обеспечить выполнение показателей, предусмотренных планом по созданию и развитию КФХ.
Учитывая изложенное, Министерство пришло к выводу о нецелевом использовании имущества, приобретённого на средства гранта.
По результатам проверки Министерством издан приказ от 04.07.2022 N 161-пр о принятии мер по возврату средств субсидий в бюджет (т.2 л.д.113-114).
14 июля 2022 года на основании указанного приказа Министерством в адрес предпринимателя направлено требование N 01-01-19-4059 о возврате средств субсидии, в соответствии с которым, Министерство указывает ИП главе КФХ Гадисовой О.В. обеспечить возврат средств субсидии в размере 3 000 000 руб. в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего требования по указанным в нём реквизитам (т.1 л.д. 115-116).
Не согласившись с требованием Министерства от 14.07.2022 N 01-01-19-4059, ИП глава КФХ Гадисова О.В. оспорила его в судебном порядке, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для возврата средств субсидии.
Министерство обратилось в суд со встречным требованием к предпринимателю о взыскании средств субсидии в размере 3 000 000 руб. в доход бюджета Саратовской области, в связи с нарушением условий предоставления субсидии, подпункта 3.1.3 пункта 3.1 и плана расходов в достижении показателя по приобретению 32 голов КРС соглашения от 12.08.2019 N 8.
Отказывая в удовлетворении первоначальных требований ИП главы КФХ Гадисовой О.В. и удовлетворяя встречные требования Минсельхоза Саратовской области, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения предпринимателем условий соглашения о предоставлении субсидии.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьёй 78 БК РФ, в соответствии с частью 1 которой, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определённом нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключённым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учётом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьёй 38 БК РФ закреплён принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П "Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области" данное Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер в том числе, в области поддержки начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации целевых программ.
Министерство в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство", предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках реализации Ведомственного проекта 1.1 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области".
В соответствии с пунктом 3 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках регионального проекта потребительской кооперации, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П (далее - постановление от 20.05.2019 N 342-П) в редакции, действующей на дату предоставления субсидии (12.08.2019 N 8), Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап), в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части средств субсидии на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство, в размере, не превышающем 4 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат (далее - мероприятия Агростартап).
Субсидии предоставляются участнику на основании решения Минсельхоза Саратовской области (пункт 7 Постановления).
Субсидии предоставляются за счёт средств областного бюджета при условии заключения соглашения между Минсельхозом Саратовской области и получателем субсидии о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Министерством финансов области (пункт 14 Постановления).
Согласно бизнес-плану проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап) цель настоящего проекта заключалась в разведении КРС мясного направления продуктивности, приобретение племенных нетелей специализированной мясной породы, создание дополнительных рабочих мест, дальнейшее расширение деятельности КФХ.
Период реализации проекта составил 2019-2024 годы.
По плану расходов для реализации данного проекта из средств субсидии потребовалось 3 000 000 рублей.
Судом установлено, что по итогам конкурсного отбора между ИП главой КФХ Гадисовой О.В. и Минсельхозом Саратовской области заключено соглашение от 12.08.2019 N 8 о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап) в размере 3 000 000 рублей (т.1 л.д.14-18).
В соответствии с планом расходов к соглашению на средства гранта ИП Гадисовой О.В. планировалось приобретение племенных нетелей специализированной мясной породы в количестве 27 голов на общую сумму 3 375 000 руб., в т.ч. средства гранта 3 000 000 руб., собственные средства 375 000 руб.
В соответствии с п. 3.1.3 соглашения получатель обязуется обеспечивать ежегодный прирост объема производства с/х продукции в размере не менее 10 процентов в течение 5 лет, начиная с 2019 г.
Срок действия соглашения - соглашение вступает в силу с даты его подписания, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует до полного исполнения сторонами обязательств в рамках Соглашения (пункт 7.2 Соглашения).
22.06.2020 между ИП главой КФХ Гадисовой О.В. и Министерством заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 12.08.2019 N 8 с целью изменения содержания приложения N 1 к Соглашению в части изменения плана расходов по увеличению показателя собственных средств получателя субсидии (т.1 л.д.19-20).
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.06.2020 к соглашению N 8 от 12.08.2019 ИП главой КФХ Гадисовой О.В. планировалось приобретение 32 голов племенных нетелей специализированной мясной породы на общую сумму 3 400 000 рублей, в том числе средства гранта 3 000 000 рублей, собственные средства - 400 000 рублей.
Предпринимателю перечислена субсидия в размере 3 000 000 руб., что подтверждено платёжным поручением от 20.08.2019 N 158139 (т.2 л.д.118).
На основании договора о намерениях от 16.12.2019 N 1 предприниматель приобрела у ООО "НИВА" (ОГРН 1054000016014) племенных нетелей абердин-ангусской породы в количестве 32 (тридцать две) головы, общей стоимостью 3 400 000 рублей, факт передачи указанного товара подтверждается актом приема-передачи товара от 12.06.2020 и товарной накладной N 39 от 12.06.2020 (т.1 л.д.21-24).
Исходя из смысла положений статей 78, 306.4 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим, нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Саратовской области N 187-П от 22.04.2016 (в ред. от 24.03.2020 N 196-П) в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, в случае недостижения результатов показателей, указанных в пункте 3 настоящего постановления:
а) Министерство в течение 5 рабочих дней с момента выявления нарушения принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидий получателю и установлении суммы субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет;
б) Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидий письменное требование о возврате средств субсидий с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидий;
в) получатель субсидий обязан в течение 90 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидий в областной бюджет;
г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидий не возвратил средства субсидии в областной бюджет, министерство обращается в суд в течение 30 календарных дней с момента истечения указанного срока с заявлением о взыскании средств субсидий.
Как установлено судами и следует из акта проверки от 25.04.2022 N 1/2022 в ходе осмотра имеющихся в наличии животных установлено фактическое присутствие 14 голов. 11 голов пали, 2 головы вынужденно забиты по причине нарушения процессов жизнедеятельности организма, что подтверждается официальными документами от Базарно-Карабулакской районной станции по борьбе с болезнями животных.
Местонахождение оставшихся 5 голов КРС не установлено, их реализация ветеринарной сопроводительной документацией не подтверждается.
Проверкой установлено, что расход имеющихся по данным предпринимателя кормов является недостаточным для содержания и воспроизводства имеющегося поголовья голов, наблюдается систематическое нарушение технологии содержания КРС мясных пород. Выездами ветеринарных специалистов ОГУ "Базарно-Карабулакская РСББЖ" установлено, что животные находились в истощенном состоянии, условия содержания не соответствуют ветеринарным правилам и нормам кормления КРС.
Выявлены многочисленные нарушения ветеринарных правил содержания КРС, отклонения от плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом (бизнес-планом) по созданию и развитию КФХ ИП Гадисовой О.В., нарушение обязательства обеспечить выполнение показателей, предусмотренных планом по созданию и развитию КФХ.
Документального подтверждения относительно отсутствия сельскохозяйственных животных на месте или распоряжения судьбы сельскохозяйственными животных предпринимателем в материалы дела не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами Министерства и суда первой инстанции о том, что данные выявленные обстоятельства свидетельствуют о снижении поголовья КРС, что ведет к невыполнению взятых на себя ИП главой КФХ Гадисовой О.В. обязательств по соблюдению целей, порядка и условий предоставления средств гранта.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о соблюдении условий Соглашения об обеспечении ежегодного прироста объема производства сельскохозяйственной продукции в размере не менее 10 процентов в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 3 - фермер "Сведения о производстве продуктов животноводства и поголовье скота" (N3-ФЕРМЕР) за 2021 и 2022 годы, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела.
Исходя из условий Соглашения, Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии путём проведения плановых и (или) внеплановых проверок (пункт 4.1.5 Соглашения).
Подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязан обеспечить ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в размере не менее 10 процентов в течение 5 лет, начиная с 2019 года.
Фактически установленное в ходе проверки снижение количества КРС правомерно учтено Министерством при оценке достижения предпринимателем показателей результативности, поскольку сказалось на показателях прироста объема сельскохозяйственной продукции, произведенной получателем субсидии, по отношению к предыдущему году.
По результатам проведенных проверочных мероприятий Минсельхозом Саратовской области по состоянию на 25.04.2022 по определенному направлению субсидирования было установлено отсутствие количества голов КРС у ответчика, приобретенных на средства субсидии в форме гранта.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих падеж, выбытие, забой или выбраковку оставшихся 5 голов КРС, в материалы дела не представлено. Сведения о местонахождении указанных животных с приложением подтверждающих документов в материалах дела отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства документального подтверждения факта отсутствия сельскохозяйственных животных на месте или распоряжения судьбой сельскохозяйственных животных предпринимателем не представлено.
Приказом Минсельхоза России от 28.04.2022 N 269 утверждены ветеринарные правила убоя животных и ветеринарные правила назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и продуктов убоя (промысла) животных, предназначенных для переработки и (или) реализации.
Убой продуктивных животных и птицы, мясо (туши (тушки), части туши (полутуши и четвертины) (далее - мясо) и продукты убоя (промысла) (субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, кишечное сырье, коллагенсодержащее сырье) которых предназначены для пищевых целей, производится в специально отведенных для этих целей местах: производственных объектах и иных местах, предназначенных для убоя животных (пункт 1 приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2022 N 269).
Направляемые на убой животные сопровождаются ветеринарными сопроводительными документами, оформленными согласно ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным Минсельхозом России в соответствии с пунктом 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии (пункт 4 приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2022 N 269).
Животные, поступившие в места убоя животных, подвергаются предубойному ветеринарному осмотру. Предубойный ветеринарный осмотр осуществляется специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее по тексту - Госветслужба) (пункт 7 приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2022 N 269).
По результатам предубойного ветеринарного осмотра животных специалистами Госветслужбы принимается решение о направлении животных на убой при отсутствии оснований, установленных пунктом 5 настоящих Ветеринарных правил (пункт 11 приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2022 N 269).
Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 N 68 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья.
Данные унифицированные формы применяется для учета животных, птицы в случаях их падежа, вынужденной прирезки, а также забоя животных всех учетных групп (молодняк животных, животные на откорме, птица, животные основного стада).
По фактам выбытия животных и птицы (забой, прирезка и падеж), убоя и падежа животных утверждены унифицированные формы: СП-54 "Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж)" и СП-55 "Учетный лист убоя и падежа животных".
Выбраковка животных из основного стада для постановки на откорм и реализации, т.е. без забоя в организации оформляется актами выбраковки животных из основного стада.
Акт на выбытие животных составляется комиссией, в которую входят: заведующий фермой, зоотехник, ветврач (веттехник) и работник, ответственный за содержание данного животного.
При выбытии животных вследствие падежа или вынужденной прирезки в акте указывается причина выбытия и диагноз. Акт составляется в день падежа (прирезки) и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. После утверждения руководителем организации акт передается в бухгалтерию для записей по счетам.
В случае падежа или гибели животных и птицы по вине отдельных работников стоимость этих животных и птицы записывается на счет виновного работника с дооценкой до рыночной цены и взыскивается с него в установленном порядке.
Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдается на склад организации по накладной, которая с подписью кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы.
Использование продукции допускается лишь строго на те цели, которые указываются в акте.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено отсутствие соответствующих документов установленной формы в материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии запрета на распоряжение имуществом, приобретённым на средства субсидий, противоречат самой цели предоставления ИП главе КФХ Гадисовой О.В. рассматриваемой субсидии.
Подпунктом "к" пункта 9 Положения, утверждённого постановлением от 20.05.2019 N 342-П, предусмотрено, что для участия в мероприятиях Агростартап заявитель представляет в Министерство обязательство использовать имущество, приобретаемое с участием средств гранта, исключительно в целях развития и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое обязательство представлено ИП главой КФХ Гадисовой О.В. в Министерство (т.1 л.д.151).
Подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязан обеспечить ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в размере не менее 10 процентов в течение 5 лет, начиная с 2019 года.
Как указывает Минсельхоз Саратовской области, со слов предпринимателя, поголовье КРС было реализовано, на вырученные средства приобретены строительные материалы для постройки животноводческого помещения, однако документы, подтверждающие факт приобретения строительных материалов, в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Исходя из пункта 4.1.7 Соглашения, в случае установления факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, в том числе указания в документах недостоверных сведений, Минсельхозу Саратовской области необходимо направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет.
С учётом изложенного, Министерством правомерно установлено нецелевое использование имущества, приобретённого на средства гранта, в связи с чем, требование Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 14.07.2022 N 01-01-19-4059 о возврате средств субсидии обоснованно признано судом первой инстанции законным и обоснованным
Обжалуя решение суда по настоящему делу, предприниматель указывает, что субсидия предоставлялась на основании Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап)", утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П, а приказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 04.07.2022 N 161-пр "О принятии мер по возврату средств субсидий в бюджет" исполнялся в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П "Об утверждении порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на условиях софинансирования в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (вступило в силу со дня внесения изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" - 24.12.2021). Податель жалобы считает, что к данным отношениям должно применяться Положение, утверждённое постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о неверном применении в данном случае норм действующего законодательства Российской Федерации во времени ввиду следующего.
Согласно общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П).
Проверка в отношении ИП главы КФХ Гадисовой О.В. проведена Минсельхозом, в том числе, на основании пункта 5.1 Порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на условиях софинансирования в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П (далее - Порядок от 20.04.2021 N 275-П).
Приказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 04.07.2022 N 161-пр "О принятии мер по возврату средств субсидий в бюджет" издан во исполнение постановления Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П.
Данным постановлением Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 342-П, на основании которого ИП главе КФХ Гадисовой О.В. предоставлена субсидия.
На момент проведения проверки (25.04.2022) Минсельхоз Саратовской области обоснованно руководствовался положениями действующего законодательства (постановления Правительства Саратовской области от 20.04.2021 N 275-П) при осуществлении возврата средств субсидий.
Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы не свидетельствуют об отсутствии факта нецелевого использования предпринимателем имущества, приобретённого на средства гранта.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ИП главой КФХ Гадисовой О.В. требований.
Средства субсидии предпринимателем не возвращены, что явилось основанием для обращения Министерства в суд со встречными требованиями о взыскании с предпринимателя денежных средств в размере 3 000 000 рублей, выделенных в качестве субсидии в бюджет Саратовской области за нарушение условия предоставления средств субсидии, подпункта 3.1.3 пункта 3.1 и плана расходов в достижении показателя по приобретению 32 головы КРС (приложение N 1 к соглашению от 12.08.2019 N 8) соглашения от 12.08.2019 N 8 на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной потребительской кооперации" (Агростартап).
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы денежных средств, полученных им в качестве субсидии.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2023 года по делу N А57-21813/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21813/2022
Истец: ИП Глава КФХ Гадисова Ольга Витальевна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства СО