г. Саратов |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А57-34056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей Т. В. Волковой, Л. Ю. Луевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представитель Невейницын Н.А., действующий на основании доверенности от 16.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Саратовкой области от 28 марта 2023 года по делу N А57-34056/2022
по исковому заявлению акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании пени за просрочку доставки грузов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 805 764 руб. 42 коп., расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовкой области от 28 марта 2023 года по делу N А57-34056/2022 исковые требования удовлетворены частично.
С ОАО "РЖД" в пользу АО "РН-Транс" взысканы пени за просрочку доставки грузов в размере 564 035 руб. 09 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 19 115 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе, просит отказать во взыскании пени в размере 10 288,44 руб., на сумму пени в размере 795 475,98 руб. применить статью 333 ГК РФ, взыскав с ОАО "РЖД" пени в размере 556 833,18 руб.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного рассмотрения извещен надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период апрель-июль 2022 года ОАО "РЖД" оказывало АО "РН-Транс" услуги по доставке груженых (порожних) вагонов до станции назначения.
ОАО "РЖД" приняло к доставке груз по следующим транспортным железнодорожным накладным: ЭР468416, ЭС405350, ЭС475742, ЭТ113116, ЭТ542474, ЭТ936444, ЭУ167085, ЭУ210181, ЭУ250924, ЭУ281566, ЭУ295745, ЭУ297698, ЭУ297670, ЭУ358475, ЭУ654659, ЭУ919642, ЭУ847261, ЭУ922621, ЭФ042351, ЭФ051699, ЭФ051270, ЭФ065599, ЭФ065789, ЭФ297272, ЭФ428960, ЭФ486415, ЭФ508371, ЭФ510036, ЭФ509953, ЭФ616092, ЭФ700747, ЭФ760335, ЭФ783575, ЭФ802241, ЭФ802324, ЭФ802338, ЭФ828535, ЭФ842843, ЭФ842787, ЭФ842637, ЭФ843316, ЭФ858656, ЭХ021796, ЭХ061949, ЭХ098946, ЭХ112631, ЭХ195791, ЭФ525796, ЭХ227760, ЭХ241933, ЭХ241893, ЭХ266879, ЭХ266857, ЭХ342160, ЭХ534060.
Истец указывает, что вагоны были доставлены с нарушением срока, установленного статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В связи с нарушением ответчиком сроков доставки грузов, истец начислил ОАО "РЖД" пени в общем размере 901 149 руб. 18 коп. в соответствии со статьями 33, 97, 120 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В целях досудебного урегулирования спора истец 15.07.2022, 16.08.2022, 07.09.2022 направил в адрес ответчика претензии с требованием уплатить пени в связи с допущенной просрочкой доставки порожних вагонов, которые оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец, с учетом частичного принятия доводов ответчика в части увеличения срока доставки по железнодорожным накладным N ЭФ760335, ЭФ799725, ЭХ098946, уточнил исковые требования, уменьшив размер взыскиваемой пени до 805 764 руб. 42 коп.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 133 Устава железнодорожного транспорта закреплено, что ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом железнодорожного транспорта.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 27 грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Поскольку в рассматриваемом случае не имеется обстоятельств, предусмотренных ч. 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от уплаты неустойки за несоблюдение сроков доставки грузов.
Ответчик, возражая против заявленного истцом требования о взыскании неустойки, в отзыве на иск сослался на отсутствие оснований для начисления неустойки по спорным железнодорожным накладным со ссылкой на введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемых кредиторами" мораторий по начислению штрафных санкций.
Данный довод ответчика судом первой инстанции был рассмотрен и отклонен, поскольку норм, освобождающих должника от ответственности за неисполнение обязательств неимущественного характера Законом N 127-ФЗ и Постановлением N 497 не предусмотрено.
Учитывая, что в данном случае истцом заявлено требование о взыскании с исполнителя неустойки за неисполнение должником неденежного обязательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от взыскания спорной неустойки.
Представленный истцом расчет неустойки проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан верным.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о применении положений статьи 333 ГК РФ и снижении суммы неустойки в связи с ее явной несоразмерностью, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разъяснено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Устава железнодорожного транспорта.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 36 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Судом первой инстанции учтено, что по основной части заявленных в исковых требованиях транспортных накладных просрочка носила кратковременный характер и составила от 1 до 4 суток, истцом не представлены сведения о наступивших для него отрицательных последствиях в связи с нарушением ответчиком сроков доставки груза по спорным железнодорожным накладным, которые позволили бы определить размер неустойки с учетом реальных или предполагаемых потерь для истца.
Данная позиция соответствует позиции ВАС РФ по делу N А53-5609/11. В определении по данному делу ВАС РФ подтвердил правомерность судебных актов нижестоящих судов, указав, что снижение пени было обоснованно, так как просрочка доставки груза на станцию назначения составила от 2 до 13 дней, что несоразмерно сумме начисленных пеней последствиям нарушения обязательства в связи с его кратковременностью.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленная к взысканию истцом сумма неустойки несоразмерна последствиям нарушения обязательства, поскольку период просрочки носит кратковременный характер, является незначительным.
Неустойка в силу положений статьи 330 ГК РФ является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора и не может являться способом обогащения кредитора.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции счел возможным уменьшить размер взыскиваемой неустойки за просрочку доставки груза на 30% до суммы в размере 564 035 руб. 09 коп. на основании статьи 333 ГК РФ, что, как указал суд, позволит сохранить баланс интересов сторон, не допустив при этом извлечение какой-либо финансовой выгоды одной стороны за счет другой в связи с начислением денежных санкций.
Довод апеллянта относительно увеличения срока доставки по причине заключенного договора на установление иного срока доставки с грузополучателем по железнодорожной накладной ЭФ616092 рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Железнодорожные накладные в соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта РФ и статьей 785 Гражданского кодекса РФ являются основанием для признания договора перевозки заключенным. Указанные в них сроки истечения доставки груза считаются согласованными сторонами договора перевозки.
Истец не является стороной договора N 2-УСДп/20-1 от 06.05.2020, заключенного между ОАО "РЖД" и ИП Сиротовой Е.Г., на который ссылается ответчик.
Данный договор на увеличение срока доставки, заключенный ответчиком с грузополучателем, не является основанием для возникновения обязательств на стороне истца, не порождает правовых последствий для АО "РН-Транс" и не может ограничивать его законного права на взыскание с ответчика пени за нарушение срока доставки груза.
Оформляя спорные накладные, стороны согласовали срок доставки, маршрут доставки, расстояние, по которому пройдут вагоны, а также стоимость за перевозку в виде провозной платы. Даты исчисления сроков доставки грузов определены и отражены в накладных, что является основанием для признания договора перевозки заключенными в соответствие со ст. 25 Устава, ст. 785 ГК РФ. Одностороннее изменение условий договора недопустимо.
Ответчик принял на себя обязательства осуществить доставку грузов в установленный срок, независимо от иных грузополучателей.
В просительной части апелляционной жалобы заявитель просит применить положения статьи 333 ГК РФ, и снизить размер неустойки на 30 %.
Вместе с тем, заявленное в суде первой инстанции аналогичное ходатайство было удовлетворено, суд снизил размер неустойки на 30 %, следовательно, оснований для ещё большего снижения взысканной неустойки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, итоговая сумма неустойки, взысканная Арбитражным судом Саратовской области, по мнению суда апелляционной инстанции, является соразмерной допущенному нарушению и изменению не подлежит.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным ответчиком в суде первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой в данном случае апелляционным судом не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовкой области от 28 марта 2023 года по делу N А57-34056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-34056/2022
Истец: АО РН-Транс
Ответчик: ОАО РЖД