город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2023 г. |
дело N А32-44613/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи и Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 по делу N А32-44613/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью фирма "Интерьер" (ИНН 2320003082 ОГРН 1022302934081)
к ответчикам - администрации муниципального образования города-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (ИНН 2320034940 ОГРН 1022302919374)
об обязании заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Интерьер" (далее - истец, ООО Фирма "Интерьер", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - ответчик 1, администрация), к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - ответчик 2, департамент) с требованиями об обязании администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с обществом с ограниченной ответственностью дополнительное соглашение от 09 августа 2022 года к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900003127 от 28 апреля 2004 г., ООО "Фирма "Интерьер"., на правах аренды принадлежит земельный участок общей площадью 1 602 кв. м с кадастровым номером 23:49:0201006:71, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица Полтавская, с видом разрешенного использования - "Для реконструкции и перепрофилирование административного здания", категория земель -земли населенных пунктов, изложив п. 1 дополнительного соглашения от 09 августа 2022 года к договору о предоставлении в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900003127 от 28 апреля 2004 г., в следующей редакции:
Пункт 2.2. "Размер годовой арендной платы за участок составляет: Кадастровая стоимость земельного участка 29 331 690,84 руб. Налоговая ставка 1,2% 29 331690,84 руб. * 1,2% = 351980 руб. (триста пятьдесят одна тысяча девятьсот восемьдесят) рублей 29 копеек и устанавливается в соответствии с пунктом 3. Г. правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 суд обязал администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Интерьер" дополнительное соглашение от 09.08.2022 к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 28.04.2004 N 4900003127, изложив п. 1 дополнительного соглашения от 09.08.2022 в следующей редакции:
- пункт 2.2. "Размер годовой арендной платы за участок составляет:
Кадастровая стоимость земельного участка 29 331 690,84 руб.
Налоговая ставка 1,2% 29 331 690,84 руб. * 1,2% = 351 980 руб. (триста пятьдесят одна тысяча девятьсот восемьдесят) рублей 29 копеек и устанавливается в соответствии с пунктом 3. Г. правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условии и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости.
С администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интерьер" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявители указали на то, что размер годовой арендной платы по договору аренды от 28.04.2004 N 4900003127 установлен в соответствии постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699 "О порядке расчета регулируемой арендной" платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов", на основании отчета об оценке величины (размера) годовой арендной платы за земельный участок от 19.09.2017 N 453/17 и составляет с учетом инфляции 2018-2020 годов - 690 095,75 руб. в год. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Таким образом, режим особо охраняемой территории в отношении курортов федерального значения заключается не в ограничении оборотоспособности земельных участков, а во введении ограничений для размещения соответствующих объектов в границах округов санитарной (горносанитарной) охраны. Кроме того, до принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ) лечебнооздоровительные местности и курорты имели статус особо охраняемых природных территорий, а земельные участки в их границах ограничивались в обороте в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2022 N308-ЭС22-12459 по делу NА32-5748/2020 содержится позиция, согласно которой курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий до принятия Федерального закона N 406-ФЗ. За земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Сочи, порядок определения размера арендной платы установлен постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699 "О порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки" находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов". В связи с чем, размер арендной платы за участок рассчитывается на основании Отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.06.2004 произведена государственная регистрация N 23-01/50-22/2004-489, договора о переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка муниципальной собственности от 28.04.2004 N 4900003127.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 28.04.2004 N 4900003127 предусмотрено, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 1 602 (одна тысяча шестьсот два) кв. м для обеспечения эксплуатации административного здания с перепрофилированием его под оздоровительный центр по ул. Полтавской, 32-б в Центральном районе г. Сочи. Земельный участок расположен в первой зоне санитарно-защитной охраны скважины N 3 "Мамайка", категория земель - земли поселений. Земельному участку присвоен кадастровый номер 23:49:0020010006:0071.
Срок действия настоящего договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 01.09.2051 г. (пункт 2.1 договора аренды). Условия настоящего договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 01.09.2004 (пункт 2.1 договора аренды).
Исчисление арендной платы устанавливается с 01.05.2004 до 01.09.2051 (пункт 2.1 договора аренды).
Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке величины годовой арендной платы от 19.09.2017 N 453/17 и составляет 617 667,12 (шестьсот семнадцать тысяч шестьсот шестьдесят семь рублей 12 копеек) в год (в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 19.10.2017 года к договору о предоставлении земельного участка в пользовании на условиях аренды от 28.04.2004 года N 4900003127).
Внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал до истечения пятнадцатого дня последнего месяца квартала, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Оплата за 4 квартал производится до 15 ноября текущего года (пункт 2.3 договора аренды).
Как установлено в пункте 2.4 договора размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2.2 может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения базовых ставок (исходных) ставок, устанавливаемых администрацией города, либо в других случаях, предусмотренных законодательными актами, но не может быть менее вышесказанных базовых (исходных) ставок.
Истец указывает, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201006:71 ограничен в гражданском обороте, так как входит во вторую зону округа горно-санитарной охраны курорта (утв. пр. Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297), и на данном участке расположен объект капитального строительства, а именно: нежилое здание, назначение пансионат, площадью 1 572,8 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0201006:1833, ООО "Фирма "Интерьер" как арендатор земельного участка считает, что арендная плата, предусмотренная пунктом 2.2 договора от 28.04.2004 N 4900003127 и установленная в соответствии с отчетом об оценке величины (размера) годовой арендной платы от 19.09.2017 N453/17, определена с нарушением действующего законодательства.
В связи с тем, что согласно буквальному толкованию пункта 2.4. договора аренды изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к договору и подписывается сторонами, ООО "Фирма "Интерьер" подготовлен и направлен в адрес ответчика проект дополнительного соглашения к договору аренды, согласно которому размер арендной платы устанавливается в соответствии с пунктом 3 "Г" правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, и, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Ответ на проект дополнительного соглашения, поданного истцом, из департамента не поступил, что послужило причиной обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582", вступившим в законную силу с 12.08.2017, основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом N 7.
Данный принцип предусматривает, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 28.04.2004 N 4900003127 предусмотрено, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 1 602 (одна тысяча шестьсот два) кв. м для обеспечения эксплуатации административного здания с перепрофилированием его под оздоровительный центр по ул. Полтавской, 32-б в Центральном районе г. Сочи. Земельный участок расположен в первой зоне санитарно-защитной охраны скважины N 3 "Мамайка", категория земель - земли поселений. Земельному участку присвоен кадастровый номер 23:49:0020010006:0071.
Как следует из сведений информационный системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, указанный земельный участок находится в границах территории исторического поселения регионального значения в соответствии с Законом Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края".
Кроме того, данный земельный участок расположен во второй зоне округа горно- санитарной охраны курорта (утв. Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297).
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями, и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (пункт 2 статьи 32 Закона N 33-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В постановлении Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров - Правительства РФ от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-Р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", установлено, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
При этом, признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения. Верховный суд Российской Федерации (определение от 16.12.2016 N 308-КГ16-17577, от 07.02.2018 N 18-ККГ17-248) разъяснил, что курорт Сочи является курортом федерального значения, соответственно все земельные участки, расположенные в административных границах город-курорт Сочи входят в границы округов горно-санитарной охраны курорта и относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017, вступившим в действие с 12.08.2017, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, которым основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были дополнены новым принципом следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201006:71 ограничен в обороте.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201006:71 является ограниченным в обороте, так как входит во вторую зону санитарной охраны курорта, не подлежит передаче в частную собственность.
Таким образом, с 12.08.2017 до момента внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты размер арендной платы будет определяться по правилам пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 8 Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017), в размере ставки земельного налога, действующей в соответствующие периоды и установленной в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 г. по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями.
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018.
Таким образом, поскольку договор аренды заключен без проведения торгов, арендная плата по данному договору является регулируемой и подлежит определению согласно абзацу 3 подпункта "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, согласно которому в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5% в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А32-45097/2019, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2020, указано на возможность применения по аналогии норм абзаца 1 пункта 5 Порядок расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации города Сочи N 1699 от 18.07.2016 (в редакции постановления администрации города Сочи N 2116 от 19.09.2016) в той части, в которой они закрепляют размер арендной платы при заключении договора аренды в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, в размере земельного налога.
Согласно материалам дела, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201006:71 имеются объекты недвижимости: нежилое здание, назначение пансионат, площадью 1 572,8 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0201006:1833, принадлежащее на праве собственности ООО "Фирма "Интерьер", что подтверждается выписками из ЕГРН о государственной регистрации права от 05.08.2020 номер регистрации, N 23-23-22/014/2011-148 от 01.08.2011 и 12.01.2021 номер регистрации N 23-23-50/084/2009-519 от 30.12.2008.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу, что истец имеет право уплачивать арендную плату в размере, равном земельному налогу.
В соответствии с положениями главы 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства и ставкой земельного налога.
Учитывая, что применительно к договорам аренды государственных и муниципальных земельных участков, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата является регулируемой, то есть изменяется при изменении нормативных актов, установление судом того обстоятельства, что на момент вынесения решения договор содержит условие об арендной плате, несоответствующее требованиям нормативных актов, с одновременной констатацией того, что испрашиваемые истцом изменения такому закону соответствуют, влечет необходимость удовлетворения иска. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 прямо указано, что, несмотря на то, что новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, стороны договора не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм объявлено общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Данная позиция арендатора нашла свое подтверждение во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2021 по делу N А32-44394/2020, где суд указал, что арендная плата по договору аренды от 28 апреля 2004 года N 4900003127 за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0201006:71 должна рассчитываться от кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 3 подпунктом "Г" правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и взыскал с муниципального образования город-курорт Сочи в лице администрации города Сочи - исполнительного-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интерьер" 1 630 022,43 руб. неосновательного обогащения за период с 14.08.2017 по 30.09.2020, а также 28 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно пункта 2.9. "налоговые ставки" решения Городского Собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" ставка земельного налога составляла 1,2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостинец, кемпингов, домов отдыха, пансионатов, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгодой из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Установление арендной платы, рассчитанной от кадастровой стоимости по формуле: Кадастровая стоимость земельного участка 29 331 690,84 руб., налоговая ставка 1,2 %, 29 331 690,84 руб.* 1,2 % = 351 980,29 руб., обеспечивает достижение баланса интересов сторон договора, данный размер арендной платы определяется в соответствии с действующим законодательством РФ, а соразмерность платы, отсутствие нарушения интересов публичного образования город-курорт Сочи подтверждены материалам дела, представленными истцом.
В апелляционной жалобе апеллянты ошибочно полагают, решением суда нарушены нормы материального права. Данный довод апеллянтов не соответствуют материалам дела.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что заявленные требования о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчиков не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 по делу N А32-44613/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44613/2022
Истец: ООО "Фирма "Интерьер"
Ответчик: Администрация МО г. Сочи, Администрация муниципального образования города-курорт Сочи, Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Администрация г. Сочи