г. Москва |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А40-6712/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.М.Мухина,
судей: |
Г.М.Никифоровой, В.И.Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК "Мастер ЖКХ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2023 по делу N А40-6712/2023
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Мастер ЖКХ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 46 по городу Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Зыков В.Д. по дов. от 01.03.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Мастер ЖКХ" (заявитель, Общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве (налоговый орган, Иннспекция) о признании незаконным решения от 22.09.2022 N 326067А об отказе в государственной регистрации; о возложении обязанности принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, согласно представленному заявлению за вх. N 326067А от 16.08.2022 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Общество, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организаций.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 16.08.2022 вх. N 326067А Обществом в Инспекцию были поданы документы на государственную регистрацию изменений, внесённых в учредительный документ юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
22.09.2020 налоговым органом было принято Решение N 326067А об отказе в государственной регистрации изменений.
Решением УФНС России по Москве от 02.12.2022 N 12-13/143338@ оспариваемое налогоплательщиком решение оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа противоречит нормам налогового законодательства и нарушает его права, ООО "УК "Мастер ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 9 и 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о законности действий регистрирующего органа и отказал в удовлетворении заявленных требований в силу нижеследующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон N 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст. ст. 4, 12 Закона N129-ФЗ, ст. ст. 3, 13, 14 N 149-ФЗ). Обязанность по обеспечению достоверности информации, содержащейся в данной информационной системе, возлагается законодателем на определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы государственные органы.
Из совокупности положений Закона N 129-ФЗ и Закона N 149-ФЗ следует, что ЕГРЮЛ, в силу своей публичности, является официальным источником сведений о юридическом лице, в связи с чем, содержащиеся в данном федеральном информационном ресурсе сведения и документы должны быть достоверны.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре, перечень которых определен ст. 5 Закона N 129-ФЗ относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица" в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также комплект документов в соответствии с пп. а), б), в), г), д), е), ж) п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В заявлении подтверждается, что изменения, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении соответствующих изменений.
Статья 9 Закона N 129-ФЗ регламентирует, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Формы необходимых для государственной регистрации заявления, уведомления или сообщения, представляемых в регистрирующий орган, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2).
Положения пунктов 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определяют порядок представления документов при государственной регистрации юридических лиц, а не содержание ЕГРЮЛ.
Представляемые документы в регистрирующий орган, оформленные с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз.1 п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (пп. "ц" п.1 ст.23 указанного закона). Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст.23 Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872) (далее - Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, вступил в силу 25.11.2020), и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617 утверждена форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - заявление по форме N Р13014), а также требования к оформлению (заполнению) данной формы заявления (далее - Требования). Порядок заполнения заявления по форме N Р13014 установлен главой VI Требований.
В соответствии с положением п. 14 Требований указание в форме заявления сведений о месте нахождения и адресе юридического лица, адресе места жительства физического лица, регистрируемого (зарегистрированного) в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (далее - ГАР).
Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О федеральной информационной адресной системе и о внесении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ).
Согласно п.1 ст.2 Закона N 443-ФЗ адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 443-ФЗ Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия:
- присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 26.07.2022) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов");
- размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 443-ФЗ, содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет разместивший их орган местного самоуправления, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (ч. 2 ст.4 Закона N 443-ФЗ), а за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, предоставленной для размещения в нем информации - оператор федеральной информационной адресной системы (ч. 3 ст.4 Закона N 443-ФЗ).
При написании адреса используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 17н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2015, регистрационный номер 40069) (далее - Приказ N 171н) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2018 N 207н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.11.2018, регистрационный номер 52649) и от 17.10.2019 N 97н "О внесении изменения в Перечень сокращенных наименований видов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети и идентификационных элементов объекта адресации, являющийся приложением к Правилам сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.07.2019, регистрационный номер 55197).
В соответствии с Приказом N 171н утверждён перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, разбитых по группам, в том числе: типы зданий (сооружений) - Дом, Корпус, Строение, Шахта; типы помещений - Квартира, Комната, Офис, Павильон, Помещение, Рабочий участок, Склад, Торговый зал, Цех.
Судом установлено, что 16.08.2022 в Инспекцию поступили документы заявителя для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ ООО "УК "Мастер ЖКХ" (вх. N 326067А).
Документы представлены в связи с внесением в реестр сведений о новом месте нахождения и адресе общества в пределах места его нахождения: г. Москва, ул. Лавриненко, д.5, помещ. VII, ком. 9 на основании решения N 16 единственного участника ООО "УК "Мастер ЖКХ" от 29.06.2022, договора аренды нежилого помещения N УКМ/М/АП-05/22 от 28.06.2022.
Заявитель указывает, что сведения об адресе ООО ООО "УК "Мастер ЖКХ": г. Москва, ул. Лавриненко, д.5, помещ. VII, ком. 9 указанные в заявлении являются достоверными, ссылаясь на сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной при государственной регистрации, а также указывает на то, что Обществом при заполнении формы заявления соблюдены требования, в соответствии с которыми сведения об адресе указаны в структурированном виде, в соответствии со сведениями, содержащимися в ГАР.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Согласно п. 1.1 договора аренды нежилого помещения N УКМ/М/АП-05/22 от 28.06.2022 ООО "УК "Мастер ЖКХ" предоставлено во временное владение и пользование помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лавриненко, д. 5, помещ. VII, ком. 9. Лицом, владевшим на праве собственности указанным нежилым помещением, является индивидуальный предприниматель Михайловская Э.Д., кадастровый номер 77:16:0010105:38135.
Вместе с тем, основываясь на содержании сведений, размещенных в ГАР, объекту недвижимости с кадастровым номером 77:16:0010105:38135 соответствует адрес - г. Москва, ул. Лавриненко, д. 5, с расположенным в нем помещением - 7/1/Н.
Адрес - г. Москва, ул. Лавриненко, д. 5, помещ. VII, ком. 9, заявленный ООО "УК "Мастер ЖКХ" отсутствует в государственном адресном реестре.
Таким образом, отражение заявителем в заявлении о государственной регистрации - "помещ. VII, ком. 9", не соответствует сведениям, содержащимся в ГАР об адресе: г. Москва, ул. Лавриненко, д. 5, помещение 7/1/Н.
Отражение Заявителем в листе "Б" в разделе 2 (стр. 003) заявления адреса: г. Москва, ул. Лавриненко, д.5, помещ. VII, ком. 9 свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, не соответствующим сведениям об адресе, содержащемуся в ГАР.
Следовательно, довод Заявителя о заполнении заявление по форме N Р13014, в части адреса, с учетом данных, содержащихся в ФИ АС несостоятелен и правомерно был не учтен судом.
Довод заявителя о том, что в заявлении по форме N Р13014 указан адрес, содержащийся в правоустанавливающем документе, не может быть признан состоятельным для признания незаконным решения N 326067А, поскольку наличие объекта недвижимости и прав собственности на него у третьего лица, предоставившего объект для аренды, не является безусловным основанием для регистрации изменений, в части адреса места нахождения.
Учитывая изложенное, поступившее на регистрацию заявление по форме N Р13014 оформлено с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, что является основанием для отказа в государственной регистрации согласно подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в нарушение требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ.
Ссылка апеллянта на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", который раскрывает обстоятельства, при которых адрес может быть признан недостоверным, не является обоснованным, поскольку обжалуемое решение об отказе в государственной регистрации принято не на основании недостоверности адреса, а в связи с нарушением порядка заполнения заявления.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции соблюдены нормы материального и процессуального права, а также верно дана оценка всем обстоятельствам настоящего спора, в связи с чем оснований для отмены настоящего судебного акта нет.
Учитывая законность и обоснованность оспоренного акта ответчика, права и охраняемые законом интересы заявителя не могут быть признаны нарушенными.
Всем доводам, в том числе содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Иное толкование норм права и оценка имеющихся в деле доказательств, изложенные подателем жалобы, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2023 по делу N А40-6712/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6712/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МАСТЕР ЖКХ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ