город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2023 г. |
дело N А01-2443/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель Долголева А.С. по доверенности от 23.01.2023,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: представитель Безручко В.А. по доверенности от 21.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу учредителя общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" Мужицкого Андрея Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.03.2023 по делу N А01-2443/2022
по заявлению Администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (ИНН 2314018323, ОГРН 1052308544210)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
(ИНН 0105043805, ОГРН 1040100552095)
при участии третьего лица: учредителя общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" Мужицкого Андрея Владимировича
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление, УФНС России по Республике Адыгея), обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" (далее - ООО "ЖилСтрой") о признании незаконным решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" (ОГРН 1210100000428) путем его ликвидации (ГРН записи 2220100025946, дата внесения записи: 04.05.2022), об обязании устранить допущенные нарушения, путем восстановления записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" (далее - общество, ООО "ЖилСтрой").
Заявление мотивировано тем, что ликвидация общества произведена с нарушением норм действующего законодательства.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2022 произведена замена ответчика ООО "ЖилСтрой" на надлежащего ответчика Мужицкого Андрея Владимировича.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.11.2022 из числа заинтересованных лиц исключен учредитель ООО "ЖилСтрой" Мужицкий А.В.
Учредитель ООО "ЖилСтрой" Мужицкий А.В. привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.03.2023 признано недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" (ОГРН 1210100000428) путем его ликвидации (ГРН записи 2220100025946, дата внесения записи: 04.05.2022).
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея обязано устранить допущенные нарушения права, путем восстановления записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой".
Решение мотивировано тем, что ликвидационный баланс общества содержал недостоверные сведения, не соответствовал требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (далее Закон N 129-ФЗ), порядку уведомления о ликвидации.
Учредитель ООО "ЖилСтрой" Мужицкий А.В. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что о вынесенном судом первой инстанции определении о привлечении учредителя ООО "ЖилСтрой" Мужицкого А.В. к участию в деле в качестве третьего лица уведомлен не был, в связи с чем был лишен возможности осуществлять свои процессуальные права. Кроме того, заявитель жалобы считает, что факт якобы выявленных нарушений по недостаткам работ, как и факт наличия задолженности в виде штрафа в размере 10 000 руб., не подтверждены истцом объективными доказательствами с учетом фактических обстоятельств дела, следовательно, являются недоказанными, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Заявитель жалобы в качестве основания для отмены решения также указывает на то, что общество не знало о наличии кредиторской задолженности перед истцом в размере 10 000 руб. на момент утверждения и подачи в регистрирующий орган ликвидационного баланса, следовательно, ликвидационный баланс, как и в общем процедура ликвидации в полной мере отвечали требованиям ГК РФ и Закона N 129-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация апелляционную жалобу не признала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражая против заявленных доводов апелляционной жалобы, администрация, в том числе, пояснила, что о наличии кредиторской задолженности в виде штрафа в размере 10 000 руб. ООО "ЖилСтрой" было уведомлено путем получения претензии от 10.01.2022 N 11-01-21, в котором было заявлено данное требование. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, указанная претензия была получена учредителем ООО "ЖилСтрой" Мужицким А.В. 13.01.2022, а в настоящее время, данный штраф оплачен учредителем ООО "ЖилСтрой" Мужицким А.В. в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу управление апелляционную жалобу не признало. Пояснило, что после исполнения ООО "ЖилСтрой" всех требований, установленных Законом N 129-ФЗ, регистрирующим органом - УФНС России по Республике Адыгея в установленные сроки была внесена запись о государственной регистрации ликвидации ООО "ЖилСтрой". Управление считает, что наличие задолженности у общества не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а неисполнение обязательств по погашению задолженности общества перед кредиторами при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных статьей 21 Закона N129-ФЗ, не препятствует совершению регистрационных действий. За время осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган заявлений и обращений с возражениями от заинтересованных лиц не поступало. Вместе с тем, истец вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов, исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, которые установлены действующим законодательством. В связи с изложенным, управление считает, что регистрирующим органом была внесена запись о ликвидации юридического лица в строгом соответствии с Законом N 129-ФЗ, а требования заявителя апелляционной жалобы являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района 17.05.2021 заключила с ООО "ЖилСтрой" муниципальный контракт N 0118300003821000014 по благоустройству общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды" (1 этап) по адресу: 352500, РФ, Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, ул. Сочинская, 14 (далее - муниципальный контракт) на сумму 73 883 000 руб.. Финансирование данного муниципального контракта произведено с использованием, в том числе, средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4.1.10 муниципального контракта, подрядчик обязан представлять заказчику (комиссии заказчика) информацию и документы, необходимые для осуществления заказчиком контроля над ходом исполнения подрядчиком условий исполнения контракта.
Отсутствие вышеназванных документов может свидетельствовать о некачественном выполнении работ по контракту, а также в последующем при приемке может повлечь невозможность подтверждения порядка, процедуры и условий выполнения работ.
Так на почтовый адрес ООО "ЖилСтрой", а также на адрес электронной почты: jilstroy2021@mail.ru 09.12.2021 направлено уведомление N 6503/01-21, в соответствии с которым было рекомендовано в кратчайшие сроки, с момента получения уведомления, представить в адрес администрации Лабинского городского поселения Лабинского района подлинники документов, необходимых для осуществления контроля над ходом исполнения организацией условий муниципального контракта от 17.05.2021 N 0118300003821000014, а также информацию о причинах не предоставления оригиналов вышеуказанной исполнительной документации по окончании выполнения работ.
Однако, ответ на уведомление и запрашиваемая документация в установленный срок в адрес администрации не поступили.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 6.4 муниципального контракта администрация посредством направления претензии от 10.01.2022 N 11/01-21 предложила обществу оплатить штраф, а именно, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, (при наличии в контракте таких обязательств) взыскивается штраф в размере 10 000 рублей.
Ответ на данную претензию в адрес администрации не поступал, претензия удовлетворена не была.
В связи с чем, у ООО "ЖилСтрой" перед администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района образовалась дебиторская задолженность в размере 10 000 руб.
Кроме того, в соответствии с условиями муниципального контракта, ООО "ЖилСтрой", в рамках выполнения работ по благоустройству общественной территории зоны отдыха "Чистые пруды" (1 этап) по адресу: 352500, РФ, Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, ул. Сочинская, д. 14, взяло на себя обязательства по обеспечению соответствия выполненных работ предъявляемым к ним требованиям и устранению недостатков выполненных работ, в случае их обнаружения.
Так, 22.03.2022 и 26.05.2022 был осуществлен выезд комиссии по фиксации недостатков (дефектов), выявленных в результате проведения работ на объекте, в ходе которого установлен ряд недостатков.
Данные факты подтверждаются актами фиксации недостатков (дефектов) от 22.03.2022 и 26.05.2022.
Гарантийный срок на выполненные в рамках муниципального контракта работы составляет 36 месяцев со дня подписания сторонами документа о приемке выполненных работ.
В соответствии с пунктом 8.3 муниципального контракта заказчик вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим качеством результата выполненных работ, в течение установленного гарантийного срока. Подрядчик обязуется за свой счет производить необходимый ремонт, в том числе замену товара, используемого в результате выполненных работ, устранение недостатков в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 11. 1 муниципального контракта, окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Между тем, в ходе изучения документа, подтверждающего полномочия на представление интересов ООО "ЖилСтрой", представленной в ходе проведения обследования комиссией объекта благоустройства от 26.05.2022, администрации стало известно, что данное юридическое лицо прошло процедуру ликвидации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на официальном сайте Федеральной налоговой службы следует, что 04.05.2022 государственным органом внесена запись N 2220100025946 о ликвидации ООО "ЖилСтрой". При этом, письменных уведомлений в адрес администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, как заказчика по муниципальному контракту, от ликвидационной комиссии не поступало.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 63 ГК РФ администрация Лабинского городского поселения Лабинского района, как кредитор не была своевременно уведомлена ликвидатором о ликвидации ООО "ЖилСтрой" (всеми установленными в законе способами), в связи с чем, была лишена возможности направить свои требования до ликвидации общества, в том числе в рамках гарантийных обязательств по заключенному муниципальному контракту.
Полагая, что действия управления по внесению записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "ЖилСтрой" являются незаконными, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно взаимосвязанным положениям статьи 13 ГК РФ, части 2 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), основанием для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, решений и действий (бездействия) этих органов (должностных лиц) незаконными является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из этих условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьями 61, 62, 63, 64 ГК РФ, статьями 20, 21, 21.2, 22 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В пункте 6 статьи 63 ГК РФ указано, что после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом N 129-ФЗ посредством внесения в государственный реестр сведений о юридическом лице.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления по форме N Р15016 о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В пункте 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
- установленного для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;
- завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле).
Данный перечень условий, которые не позволяют ликвидатору общества представить в налоговый орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса является исчерпывающим.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 статьи 21 Законом N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ указано, что документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Как усматривается из материалов дела, решение единственного участника ООО "ЖилСтрой" Мужицким А.В. о ликвидации и назначении ликвидатора принято 26.01.2022, а налоговый орган направлено заявление о ликвидации юридического лица.
08.02.2022 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыге внесена запись в ЕГРЮЛ о принятом решении о ликвидации ООО "ЖилСтрой" и назначении ликвидатора ГРН 2220100006245.
Информация о принятом решении о ликвидации ООО "ЖилСтрой" была опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрацию" от 24.02.2022/2 часть 1 N 7 (877) с указанием следующего: "Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 385011, Адыгея респ., Майкоп г., Дмитрова ул., д. 4, офис 308, тел.: +79898163262".
Журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования подобных извещений. Информация о принятом решении учредителями общества о ликвидации, публикуемая в журнале "Вестник государственной регистрации", является общедоступной и заявитель не был лишен возможности ее получения.
Кроме того, информация о принятом решении учредителями общества о ликвидации размещена в открытом доступе на сайте ФНС (www.nalog.ru).
04.05.2022 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгее внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества под ГРН 2220100025935, а также запись о ликвидации юридического лица под ГРН 2220100025946.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения: составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчета.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация нарушает права и законные интересы кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
ООО "ЖилСтрой" в регистрирующий орган были представлены следующие документы:
заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016;
бухгалтерская (финансовая) отчетность при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, последняя отчетность);
уведомление о принятии юридическим лицом решения о ликвидации.
На основании данных документов управлением внесена запись об исключении ООО "ЖилСтрой" из ЕГРЮЛ.
Формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством, подтверждающим законность процедуры ликвидации общества.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.
На момент исключения из ЕГРЮЛ (04.05.2022) ООО "ЖилСтрой" имело неисполненные обязательства перед администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района, что подтверждается претензионной перепиской с обществом, а также вышеуказанными актами фиксации недостатков на объекте благоустройства.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс общества содержал недостоверные сведения, не соответствовал требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 21 Закона N 129-ФЗ, Порядку уведомления о ликвидации.
Таким образом, представленный в налоговый орган ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию о размере кредиторской задолженности ООО "ЖилСтрой".
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации. Президиум ВАС РФ в данном деле указал, поскольку при ликвидации компании установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, у судов не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Возложение на инспекцию обязанности по восстановлению записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "ЖилСтрой" (ОГРН 1210100000428) как о действующем юридическом лице, соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Мужицким А.В. также ссылается на допущенное судом процессуальное нарушение: неизвещение судом первой инстанции о вынесенном определении о привлечении учредителя ООО "ЖилСтрой" Мужицкого А.В. к участию в деле в качестве третьего лица.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Кодекса лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном данным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В силу подпункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Согласно, представленной отделом адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, адресной справке от 08.02.2023, Мужицкий Андрей Владимирович зарегистрирован с 19.09.2013 по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Мира, дом 127, кв.39 (л.д. 110). Данный адрес также указан непосредственно в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеются возвращенные заказные письма с почтовыми идентификаторами N N 38500066664671, 38500077251419 с определениями Арбитражного суда Республики Адыгея, направленные Мужицкому А.В. по адресу Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Мира, дом 127, кв.39. Все письма возвращены по причине "истек срок хранения" (л.д. 58, 93).
Таким образом, суд первой инстанции предпринимал неоднократные попытки известить Мужицкого А.В. и после замены ответчика на надлежащего ответчика Мужицкого А. В., и после привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, по адресу который сам Мужицкий А. В. указывает в апелляционной жалобе.
Лицо, не обеспечившее получение корреспонденции, направленной по адресу его государственной регистрации, несет риск последствий своего бездействия. В данном случае таковым риском является констатация судом факта надлежащего извещения Мужицкого А.В. о состоявшемся судебном разбирательстве.
Между тем, по общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 17412/08).
Ненадлежащая организация деятельности индивидуального предпринимателя в части получения по адресу его регистрации почтовой корреспонденции является риском самого индивидуального предпринимателя и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должен нести он сам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2019 N 301-ЭС19-9842 по делу N А28-12030/2017).
Кроме того, судом первой инстанции в адрес ответчика направлена телеграмма (л.д. 77-78), с извещением о назначении судебного заседания на 21.02.2023, которая была вручена Мужицкому А.В. лично 16.02.2022, о чем заявитель жалобы подтвердил в апелляционной жалобе.
При данных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Мужицкий А.В. надлежащим образом извещен судом первой инстанции о рассмотрении дела.
Таким образом, он мог и должен был представить доказательства в обоснование своей позиции по спору, что в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет соответствующие процессуальные риски.
Уважительных причин непредставления возражений и доказательств в обоснование своей позиции в суд первой инстанции не приведено.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.03.2023 по делу N А01-2443/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2443/2022
Истец: Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района
Ответчик: ООО "ЖилСтрой", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, УФНС России по РА
Третье лицо: ООО Учредитель "ЖилСтрой" Мужицкий Андрей Владимирович