г. Челябинск |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А07-38710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Калашника С.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 по делу N А07-38710/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан - Бейда З.Р. (доверенность от 12.10.2022, диплом);
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Самойлова А.С. (доверенность N 0100-19-06/2741 от 19.05.2023, диплом).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по РБ, управление) о признании недействительным представления от 30.09.2022 N 28.
Впоследствии заявитель отказался от заявленных требований в части признания недействительными пунктов 1, 4 и 6 представления от 30.09.2022 N 28, просил признать недействительными пункты 2 и 3 этого представления.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 01.03.2022) принят отказ заявителя от части заявленных требований, производство по делу в этой части прекращено. Требования заявителя в остальной части удовлетворены, пункты 2 и 3 представления от 30.09.2022 N 28 признаны недействительными.
УФК по РБ не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств и неправильное применение судом норм материального права. Полагает оспоренные пункты представления управления законными и обоснованными. Приводит возражения в отношении выводов суда первой инстанции применительно к каждому пункту представления. Обращает внимание на следующие обстоятельства: в отчетах о достижении значений показателей результативности Министерства указано на достижение этих показателей, однако, проверкой установлено, что по состоянию на 31.12.2019 и на 01.01.2021 по Соглашению N 069-09-2019-272 объекты в эксплуатацию введены не были, то есть, плановое значение показателя "Доля населения РФ, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованного водоснабжения", которое должно было быть достигнуто в связи с вводом объектов в эксплуатацию, фактически достигнуто не было, а указанная в отчетах заявителя информация являлась недостоверной; по Соглашению N 069-09-2021-408 отчет о достижении значений показателей от 01.01.2022 содержит сведения о достижении значений в части завершения строительства и реконструкции шести объектов, однако, на момент сдачи этого отчета ни один из объектов в эксплуатацию не введен, то есть, отчет содержит недостоверные сведения о достижении значений результатов использования субсидии.
Представитель УФК по РБ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по РБ от 01.07.2022 N 201 в период с 01.01.2019 по 01.07.2022 должностными лицами управления в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Чистая вода" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации" государственной программы российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0004-0100.004).
По результатам проверки составлен акт проверки 08.08.2022 и в адрес Министерства выдано представление от 30.09.2022 N 28, которым в числе прочего содержится требование устранить 6 нарушении и принять меры по устранению их причин и условий. В том числе указано на следующие выявленные нарушения бюджетного законодательства: в нарушение пункта 1 статьи 130, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999), пункта 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта "Чистая вода" (Республика Башкортостан)" на территории Республики Башкортостан от 05.02.2019 N 069-2019-G50048-1 (далее - Соглашение N069-2019-G500048-1), пункта 4.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 25.12.2022 N069-09-2021-408 (далее - Соглашение N069-09-2021-408) заявителем в Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) представлена недостоверная информация в Отчете о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 января 2022 года (пункт 2 представления); в нарушение пункта 1 статьи 130, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 10 Правил N999, пункта 2.2.3 Соглашения N069-2019-G50048-1, пункта 4.3.3. Соглашения N069-09-2019-272, пункта 4.3.3 Соглашение N069-09-2021-408 не достигнуты плановые значения результатов использования субсидии, в результате чего размер средств, подлежащих возврату из бюджета Республики Башкортостан в федеральный бюджет составляет 67127075,29 руб. (пункт 3 представления).
Не согласившись с представлением управления, Министерство оспорило его в судебном порядке. Впоследствии Министерство отказалось от заявленных требований в части признания недействительными пунктов 1, 4-6 представления. Частичный отказ от заявленных требований принят судом первой инстанции, производство по делу в этой части прекращено. Каких-либо возражений в отношении решения суда первой инстанции в этой части сторонами не заявлено, а потому оснований для изменения решения в этой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления от 30.09.2022 N 28, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности представления управления в оспоренной заявителем части.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 подпункт "а" пункт 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункт 68).
Таким образом, оспоренное представление выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу статьи 306.7 БК РФ нарушение условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе использование соответствующих средств бюджета на цели, не предусмотренные правовым актом (договором), являющимся основанием для предоставления указанных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов (статья 129 БК РФ).
Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета приведены в статье 130 БК РФ, в силу пункта 1 которой Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены в пункте 1 статьи 158 БК РФ, в силу подпункта 13 которого Главный распорядитель бюджетных средств в числе прочего осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать в том числе: обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий (пункт "б(1)"); перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества с указанием наименований, адресов (при наличии), мощности объектов, сроков ввода в эксплуатацию (приобретения) объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества), стоимости (предельной стоимости) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества (пункт 10). В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б(1)" пункта 10 настоящих Правил, в отношении единой субсидии - соглашением, предусмотренным абзацем третьим пункта 28 Положения о системе управления государственными программами и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по соответствующей формуле (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Постановление N 1710).
С 2019 года на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект "Чистая вода". С 01.01.2021 мероприятия этого федерального проекта осуществляются в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
05.02.2019 между руководителем федерального проекта "Чистая вода", заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и руководителем регионального проекта "Чистая вода (Республика Башкортостан)", заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан подписано соглашение N 069-2019-G50048-1 о реализации регионального проекта "Чистая вода (Республика Башкортостан)" на территории Республики Башкортостан.
02.12.2020 между теми же должностными лицами заключено новое соглашение N 069-2020-G5001-3.
30.01.2019 Правительством Российской Федерации принято постановление N 62, которым Постановление N 1710 дополнено новым приложением N 15.1 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения" (далее - Правила N1710).
Согласно пункту 1 Правил N 1710, данные правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга, на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации, по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
30.07.2019 Правительством Республики Башкортостан принято Постановление от 30.07.2019 N 450, которым утверждена Региональная программа Республики Башкортостан по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки на 2019-2024 годы (с последующими изменениями) (далее - Региональная программа).
Региональная программа является государственной программой и республиканским нормативным правовым актом, учитываемым в целях, предусмотренных в пункте 1 Правил N 1710, и которым предусмотрено финансирование мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Целями Региональной программы обозначены: обеспечение к 2024 году достижение значения показателя "доля населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" - 92,5%; обеспечение к 2024 году достижения значения показателя "доля городского населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" - 100%.
Ресурсное обеспечение Региональной программы (в ред. от 30.12.2021): а) федеральный бюджет - 4149467,70 тыс. руб., б) бюджет Республики Башкортостан - 788261,95 тыс. руб., в) местные бюджеты - 59536,00 тыс. руб., г) внебюджетные источники - 431648,61 тыс. руб.
Мероприятия и характеристики объектов, финансирование которых предусмотрено Региональной программой представлены в Приложениях N 1 и N 2.
12.02.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 069-09-2019-272 (в редакции дополнительных соглашений от 30.10.2019, 18.12.2019, 24.12.2019, 18.09.2020, 25.02.2021) (далее - Соглашение-272), предметом которого (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019) является предоставление из федерального бюджета в 2019-2022 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии па строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта "Чистая вода" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением N1710.
Пунктами 4.3.5, 4.3.8.2 и 4.3.8.3 Соглашения-272 на Министерство возложена обязанность представлять квартальные отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, отчеты об исполнении графика выполнения мероприятий, отчеты о достижении значений показателей результативности, а также годовые отчеты о достижении значений результатов регионального проекта. Кроме того, Министерство обязалось обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии.
Согласно Приложению N 1 "Перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к Соглашению-272 (в редакции дополнительного соглашения от 18.09.2020), за счет субсидии из бюджета Российской Федерации предусмотрено строительство (модернизация) трех объектов.
В Приложении N 2 "Значения результатов регионального проекта" к Соглашению-272 (в редакции дополнительного соглашения от 12.02.2019) установлено следующее значение результата регионального проекта: "Завершено строительство и реконструкция (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом" всего "18", дата достижения результата "31.12.2024".
Приложением N 4 "График выполнения мероприятий по проектированию и (или строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства" к Соглашению-272 (в редакции дополнительного соглашения от 25.02.2021) установлены следующие сроки ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом по объектам: март 2020 - "Строительство системы очистки питьевой воды в ГП г.Давлеканово"; декабрь 2021 - "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. куб.м в сутки)", "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ".
Во исполнение пункта 4.3.5 Соглашения-272 заявителем в Минстрой России представлен отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, на 01.01.2020 (сформирован по состоянию на 01.01.2020, подписан 15.01.2020), в соответствии с которым, всего поступило софинансирование в размере 140736020,41 руб., в том числе из федерального бюджета - 137921300 руб., израсходовано - 140735972,69 руб., в том числе средств федерального бюджета - 137921254,34 руб., неиспользованный остаток средств составил 46,66 руб.
Также заявителем представлены отчеты о достижении значений показателей результативности: по состоянию на 31.12.2019 - достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" на 2019 год - в размере 87,6; по состоянию на 31.03.2020 - достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" на 2019 год - в размере 87,6; по состоянию на 01.07.2020 - достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" на 2019 год - в размере 87,6; по состоянию на 01.10.2020 - достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" на 2019 год - в размере 87,6; по состоянию на 01.01.2021 - достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" на 2020 год - в размере 87,8.
Как указывает управление, в ходе изучения представленных Министерством документов установлены следующие обстоятельства:
- по объекту "Строительство системы очистки питьевой воды в ГП г.Давлеканово" составлены: акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, подписанный 01.10.2021 представителями подрядчика и органа местного самоуправления; акт ввода в эксплуатацию, подписанный представителями подрядчика и органа местного самоуправления. Заключение о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при проведении проверки не представлены;
- по объекту "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ" строительство по состоянию на 25.07.2022 не завершено;
- по объекту "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. куб.м в сутки)" представлены: заключение о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 31.03.2022 N 22-17/618(п); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2022 N 03-03307000-1-2022.
С учетом этих обстоятельств управление пришло к выводу о том, что по состоянию на 31.12.2019 и на 01.01.2021 объекты по Соглашению-272 не введены в эксплуатацию, следовательно, не достигнуто плановое значение "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %", которое должно было быть достигнуто в связи с введением указанных объектов водоснабжения в эксплуатацию, а представленная в отчетах общества информация о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2019, 31.03.2019, 01.07.2020, 01.10.2020 и 01.01.2021 является недостоверной.
20.12.2020 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и заявителем заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 069-09-2021-408 (в редакции дополнительных соглашений от 15.03.2021, 16.07.2021, 19.07.2021, 30.07.2021,03.09.2021, 06.10.2021, 02.12.2021, 30.12.2021) (далее Соглашение-408).
Предметом Соглашения-408 является предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта "Чистая вода" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением N 1710.
Пунктами 4.3.3, 4.3.7 Соглашения-408 на Министерства возложена обязанность представлять квартальные отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, отчеты об исполнении графика выполнения мероприятий, отчеты о достижении значений показателей результативности, отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения. Кроме того, Министерство обязалось обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии.
Согласно Приложению N 2 "Информация об объемах финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества), софинансирусмых из федерального бюджета" к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020), за счет субсидии из бюджета Российской Федерации предусмотрено строительство (модернизация) девяти объектов.
Приложением N 4 "Значения результатов регионального проекта" к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) установлено следующее значение результата регионального проекта: "Завершено строительство и реконструкция (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом": "15" на "31.12.2024", в том числе: "1" - на 31.12.2019, "1" - на 31.12.2020, "5" - на 31.12.2021, "8" - на 31.12.2022, "11" - на 31.12.2023.
Приложением N 3 "График выполнения мероприятий по проектированию и (или строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства" к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2020) установлены следующие сроки ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом по объектам: "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)" - в срок до 31.12.2021; "Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения рп Чишмы МР Чишминский район РБ" - в срок до 31.12.2021; "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ" - в срок до 31.12.2021.
20.04.2022 года Приказом Минстроя России N 302/пр финансирование строительства объекта "Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения рп Чишмы МР Чишминский район РБ" за счет средств федерального бюджета перенесено на 2023 год, в связи с чем завершение строительства также переносится на 2023 год.
В соответствии с Соглашснием-408, значение результатов регионального проекта, которое должно быть достигнуто к декабрю 2021 года, установлено "5", к этому же сроку должно быть построено "3" объекта софинансируемые за счет федерального бюджета (с учетом приказа Минстроя России N 302/пр).
Министерством представлены следующие отчеты по Соглашению-408:
- отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на 01.01.2022, согласно которому "Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовка, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом", а именно: плановые значения - с даты заключения соглашения - 5шт., из них с начала текущего года - 4шт.; фактически достигнутые значения - с даты заключения соглашения - 5шт., из них с начала текущего года - 6шт.;
- отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и(или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 01.01.2022 с показателями - получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а также срок ввода в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом.
Как указано выше, в соответствии с Соглашением-408, по состоянию на 31.12.2021 предусматривалось получение заключений о соответствии и ввод в эксплуатацию следующих объектов: "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)"; "Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения рп Чишмы МР Чишминский район РБ"; "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ".
Проведенной управлением проверкой установлено, что ни один из указанных объектов капитального строительства в 2021 году в эксплуатацию не введен, заключение о соответствии получено только по одному объекту ("Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)"). При этом, приказом от 20.04.2022 N 302/пр ввод в эксплуатацию объекта "Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения рп Чишмы МР Чишминский район РБ" перенесен на 2023 год. Объект "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ" фактически введен в эксплуатацию после проведения проверки - 24.10.2022.
С учетом этих обстоятельств управление пришло к выводу о том, что не достигнуто плановое значение результата использования субсидии "Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовка, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом", а представленная в отчетах общества информация о достижении этого значения по состоянию на 01.01.2022 является недостоверной.
С учетом установленных обстоятельств управлением в порядке пункта 16 Правил N 999 определены подлежащие возврату в бюджет Российской Федерации из бюджета Республики Башкортостан по Соглашению-272 и по Соглашению-408 денежные средства в общей сумме - 67127075,29 руб. (29932685,29 руб. - по Соглашению-272 и 37194390 руб. - по Соглашению-408).
Оспоренными пунктами представления управление предложило обществу принять меры по устранению указанных нарушений, их причин и условий.
Признавая представление управления в указанной части недействительным, суд первой инстанции руководствовался выводом об ошибочности позиции управления о недостижении заявителем плановых значений показателей результативности.
При этом, суд поддержал доводы заявителя, заключающиеся в следующем:
- общее количество объектов к 2024 году по Соглашению-272 и Соглашению-408 установлено 15шт., из них 10 объектов - с привлечением федерального бюджета и 5 объектов - финансируемых только из бюджета РБ и (или) внебюджетных источников;
- согласно Отчетам об исполнении графика с 1 июля 2019 года по 1 января 2022 года, направленным в Минстрой России, имеется один акт ввода в эксплуатацию ("Строительство системы очистки воды в городском поселении город Давлеканово"), а строительство двух объектов велось с нарушением графиков выполнения мероприятий (приложение N 3 к Соглашению-408) ("Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности па насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)", "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ"). Минстрой России эти отчеты принял, недостоверность сведений в отчетах Минжилкомхоза РБ не усмотрел;
- согласно пунктам 1.2, 1.3 Соглашения-408, значения результата использования субсидии устанавливаются в соответствии с Региональной программой;
- согласно письму Минстроя России N 48761-МЕ/11 от 30.11.2020, документы, подтверждающие завершение реализации мероприятий в рамках федерального проекта "Чистая вода", направляются включая объекты, реализованные без привлечения средств федерального бюджета;
- в представленном Министерством "Отчете о достижении значений результатов использования субсидий и обязательств, принятых в целях их достижения на 1 января 2022 года" указано фактически достигнутое значение результата - 6 объектов;
- по состоянию на 1 января 2022 года в рамках реализации федерального проекта в соответствии с Региональной программой построено 6 объектов водоснабжения, копии актов были представлены в ходе выездной проверки: "Строительство системы очистки воды в городском поселении город Давлеканово"; "Водоснабжение с.Первомайский и с.Старые Санны", 3) "Проект инженерной инфраструктуры микрорайона N 2 Западного района городского округа город Стерлитамак РБ. II этап наружные сети водоснабжения III очередь. Сети водоснабжения от ВК-25А до ВК15А"; "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. м3 в сутки)"; "Водоснабжение 8-го квартала малоэтажной застройки в г.Дюртюли"; "Строительство сетей водоснабжения в с.Ангасяк Дюртюлинского района". Из них 5 объектов введены в эксплуатацию;
- согласно Соглашения-408, значение результата регионального проекта, который подлежит достижению к декабрю 2021 года, составляет "5", при этом должно быть построено всего "3" объекта софинансирумые за счет федерального бюджета (с учетом приказа Минстрой России от 20.04.2022 N 302/нр о переносе 2023 год срока финансирования строительства объекта "Реконструкция водовода от Исаковского водозабора для водоснабжения рп Чишмы МР Чишминский район РБ");
- показатель результата по завершению строительства (количество объектов) установлен исходя из предусмотренных Региональной программой, которой предусмотрено финансирование мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств, учитываемым в целях, предусмотренных в пункте 1 Правил N 1710;
- допущенное управлением произвольное толкование УФК по РБ положений Соглашений в части достижения "значения результата" за счет строительства объектов, финансируемых в рамках Соглашения-272 и Соглашения-408, расходится с их буквальным содержанием.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной поддержанной судом первой инстанции позицией заявителя.
В частности, эти доводы заявителя по существу не опровергают вывод управления о том, что в установленные Соглашениями даты (по Соглашению N 272 - по состоянию на 31.12.2019 и на 01.01.2019; по Соглашению-408 - по состоянию на 31.12.2021) требуемые объекты водоснабжения в эксплуатацию не введены.
Вопреки доводам заявителя, материалы дела не содержат доказательств ввода в эксплуатацию по состоянию на 1 января 2022 года в рамках реализации федерального проекта в соответствии с Региональной программой объектов водоснабжения: "Строительство системы очистки воды в городском поселении город Давлеканово" (представлен лишь акт ввода в эксплуатацию без номера и без даты, тогда как разрешение на ввод в эксплуатацию не представлено); "Внедрение мембранного метода очистки питьевой воды от мутности на насосной станции 3 подъема (сооружения очистки питьевой воды от мутности видеоисточника "Берхомут" для город Стерлитамак мощностью 60 тыс. куб.м в сутки)" (по состоянию на 25.07.2022 строительство объекта было не завершено, что установлено проведенной проверкой).
Также, заявителем по существу не оспаривается то обстоятельство, что объект водоснабжения "Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное хозяйство МР Уфимский район РБ" введен в эксплуатацию 24.10.2022. То есть, по состоянию на 31.12.2021 этот объект также не был введен в эксплуатацию.
Таким образом, предусмотренные Соглашениями плановое значение показателя "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %" (которое должно было быть достигнуто в связи с введением указанных объектов водоснабжения в эксплуатацию) и плановое значение результата использования субсидии "Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовка, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом" в 2019 и 2020 году фактически достигнуты не были и по состоянию на 01.01.2022 года эти нарушения не устранены, что в силу подпункта "б(1)" пункта 10 и пункта 16 Правил N 999 является основанием для возврата из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет бюджетных средств в объеме, рассчитываемом по соответствующей формуле.
В части произведенного управлением расчета подлежащих возврату средств Министерством возражений не заявлено. В этой связи оснований полагать не соответствующим закону пункт 3 оспоренного представления о возврате из бюджета Республики Башкортостан в федеральный бюджет 67127075,29 руб. у суда не имеется.
Учитывая подтверждение материалами дела факта предоставления Министерством недостоверных сведений в отчете о достижении значений результатов использования субсидий и обязательствах, принятых в целях их достижения на 01.01.2022 по Соглашению-408, следует также признать законным и обоснованным пункт 2 оспоренного представления.
Законность и обоснованность ненормативного правового акта в оспоренной части исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого акта недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 2 и 3 представления от 30.09.2022 N 28 подлежит отмене на основании пунктов 2 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.
Оснований для изменения решения суда первой инстанции в части прекращения производства по делу в части требований заявителя о признании незаконными пунктов 1, 4-6 представления от 30.09.2022 N 28 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 по делу N А07-38710/2022 в части удовлетворения требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан о признании недействительным пунктов 2 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 30.09.2022 N 28 отменить. В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 по делу N А07-38710/2022 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-38710/2022
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН