город Омск |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А46-20725/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4431/2023) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Альфа" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2023 по делу N А46-20725/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Альфа" (ОГРН 1033500052410, ИНН 3525125260, адрес: 160004, город Вологда, шоссе Белозерское, дом 3, кабинет 2) к Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (ОГРН 1105543030031, ИНН 5504221054, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента транспорта Администрации города Омска (ОГРН 1025501179736, ИНН 5503054185, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), общества с ограниченной ответственностью "ПК Транспортные Системы" (ОГРН 1147746636180, ИНН 7707220772, адрес: 125047 город Москва, площадь Миусская 9, строение 1), о признании незаконными действий по осуществлению закупок, выразившихся в необоснованном отклонении заявки в рамках аукциона N0152300011922001370, о признании недействительным протокола от 11.11.2022 в части отклонения заявки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска - Трегубенко Анастасия Ивановна по доверенности от 20.04.2023 N 1 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Альфа" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТД "Транс-Альфа") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) по осуществлению закупок, выразившихся в необоснованном отклонении заявки в рамках аукциона N 0152300011922001370, об отмене протокола подведения итогов определения поставщика от 11.11.2022 в части отклонения заявки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта Администрации города Омска (далее - Департамент транспорта), общество с ограниченной ответственностью "ПК Транспортные Системы" (далее - ООО "ПК Транспортные Системы").
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2023 по делу N А46-20725/2022 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "Транс-Альфа" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "ТД "Транс-Альфа" ссылается на то, что Общество не должно было обладать одобрением типа транспортного средства (далее - ОТТС) на момент подачи заявки, так как ОТТС предоставляется поставщиком транспортных услуг одновременно с поставкой транспортного средства заказчику; на момент подачи заявки предлагаемый троллейбус полностью соответствовал по длине и характеристикам запасной тормозной системы; в рамках указанного аукциона Общество могло поставить транспортные средства удовлетворяющие пожеланиям заказчика, что подтверждается тем, что 01.03.2023 было получено ОТТС, которое содержит все требуемые характеристики к объекту закупки.
Заинтересованное лицо представило отзыв на жалобу.
До начала судебного заседания от ООО "ТД "Транс-Альфа" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ООО "ТД "Транс-Альфа", Департамент транспорта, ООО "ПК Транспортные Системы", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Департаментом 24.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 964 096 409 руб. 65 коп. на поставку троллейбусов.
По окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано две заявки, лучшее ценовое предложение 959 275 927 руб. 60 коп. подано участником ООО "ТД "Транс-Альфа".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 Департаментом принято решение об отклонении заявки Общества в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке по позициям N 1-8 в отношении характеристик предлагаемого к поставке товара.
Заявка ООО "ПК Транспортные Системы" признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки., в связи с чем электронный аукцион признан несостоявшимся, а муниципальный контракт на поставку автотранспортных средств заключен между Департаментом транспорта с ООО "ПК Транспортные системы".
Не соглашаясь с действиями заинтересованного лица по отклонению заявки, а также с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.11.2022 исключительно в части отклонения заявки, считая их незаконными, ООО "ТД "Транс-Альфа" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
20.03.2023 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжалуется ООО "ТД "Транс-Альфа" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В позицию 92 Перечня включен товар с укрупненным кодом ОКПД2 29.10.3 "Средства автотранспортные для перевозки 10 или более человек".
В частности, подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона в отношении приобретаемого товара определен код позиции КТРУ 29.10.30.120-00000001 ("Троллейбус"), также в извещении установлен запрет на допуск иностранных товаров на основании Постановления N 616.
Описание объекта закупки осуществлено на основании указанной позиции КТРУ, при этом в целях исполнения требований пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, к извещению об осуществлении закупки был приложен документ, включающий обоснование необходимости использования дополнительной к выбранной позиции каталога информации.
Так, дополнительными характеристиками (их значениями) товара, включенными в описание объекта закупки, являлись, в том числе следующие:
- "Габаритные размеры, мм: длина, без опущенных токоприемников - не менее 12200",
- "Тормозные системы: запасная - каждого контура рабочей тормозной системы",
- "Количество сидений, установленных на низком полу без обустройства на постаментах, штука: не менее 12".
Из заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112950502 (ООО "Торговый Дом "Транс-Альфа") были указаны следующие спорные показатели и соответствующие им значения:
- "Габаритные размеры, мм: длина, без опущенных токоприемников - 12200",
- "Тормозные системы: запасная - каждого контура рабочей тормозной системы",
- "Количество сидений, установленных на низком полу без обустройства на постаментах, штука: 12".
К заявке участника также прилагалась выписка из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись 2613\2\2021), выданная АО "Транс-Альфа" в отношении производимой им промышленной продукции "Троллейбус типа 5298-0000010, модификации 5298-0000010-01, коммерческого наименования Авангард (категории М3/I класс)" в соответствии с заключением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации N 75173/20 от 03.09.2021.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152300011922001370 от 11.11.2022 свидетельствует о том, что членами комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа принято решение об отклонении заявки ООО "Торговый Дом "Транс-Альфа" по причине невозможности однозначно (достоверно) определить характеристики предлагаемого к поставке товара.
Департамент указал, что в результате изучения технических характеристик, указанных в ОТТС с регистрационным номером ТС RU Е-RU.МТ14.00026, размещенном на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (https://www.rst.gov.ru/portal/gost) предлагаемая к поставке модель транспортного средства имеет следующие параметры - "Габаритные размеры, мм - длина: 12000", "Тормозные системы - запасная: один из контуров рабочей тормозной системы".
В связи с тем, что указанное одобрение размещено не в полном объеме и информация о количестве сидений отсутствовала, заинтересованным лицом были использованы данные о представленном одобрении типа транспортного средства с регистрационным номером N ТС RU E-RU.MT14.00026.P2 для целей участия в закупке с извещением N 0152300011922000819, тип троллейбуса, модификации и наименования в котором соответствовали указанным в Выписке из реестра российской промышленной продукции.
Так, согласно приложению N 4 к ОТТС N ТС RU E-RU.MT14.00026.P2 на странице 31 в разделе "Общий вид транспортного средства" по типу модификации 5298-0000010-01, коммерческое наименование Авангард, размещен чертеж компоновки салона, из которого следует, что количество сидений, расположенных по низкому полу без обустройства на постаментах, составляет 7 штук.
Кроме того, в приложении N 4 на странице 26 в разделе "Общий вид транспортного средства" указаны габаритные размеры без опущенных токоприемников - 12000.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, сведения о товаре, указанные Обществом в своей заявке, на момент подачи заявки и на момент их рассмотрения комиссией по осуществлению закупок являлись недостоверными.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Общество не должно было обладать ОТТС, так как ОТТС предоставляется поставщиком транспортных услуг одновременно с поставкой транспортного средства заказчику, являются ошибочными и судом отклоняются, в силу того аукционная комиссия при рассмотрении заявок не может исходить из вероятного производства товара с заявленными участником закупки характеристиками товара в будущем, с учетом специальных требований законодательства к закупаемому товару (транспортное средство) о прохождении процедуры одобрения и проверки на соответствие техническому регламенту.
Кроме того, каких-либо гарантийных писем или иных документов, подтверждающих намерение участника изготовить товар с необходимыми характеристиками комиссии, заказчику не предоставлялось.
Обстоятельства того, что 01.03.2023 ООО "ТД "Транс-Альфа" было получено ОТТС ТС RU ЕRU.МТ14.00026.Р4, из которого следует, что транспортные средства соответствуют требованиям указанным при описании объекта закупки, не свидетельствуют о необоснованности отклонении заявки заказчиком, поскольку, как было выше сказано, соответствие заявки требованиям документации рассматривается на момент принятия соответствующего решения.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.01.2016 по делу N 301-ЭС15-12618, и исходит из того, что ООО "ТД "Транс-Альфа" оспаривает итоговый протокол только в части отклонения заявки Общества, а не в части подведения итогов.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы о правомерности отклонения заявки ООО "ТД "Транс-Альфа".
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на её подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Альфа" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2023 по делу N А46-20725/2022 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Альфа" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излошне уплаченной платежным поручением от 10.04.2023 N 161.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20725/2022
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТРАНС-АЛЬФА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: департамент транспорта Администрации города Омска, ООО "ПК Транспортные системы"