г. Вологда |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А66-10586/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эколайн Менеджмент" Бахаевой Т.А. по доверенности от 27.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайн Менеджмент" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 января 2023 года по делу N А66-10586/2022,
УСТАНОВИЛ:
Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 150055, Ярославская область, город Ярославль, улица Красноборская, дом 8; ОГРН 1047600206334, ИНН 7603028094; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эколайн Менеджмент" (адрес: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Тимофеевская, дом 180, строение 1, офис 1; ОГРН 1156952022171, ИНН 6950041750; далее - Общество) о взыскании 1 034 906 руб. 86 коп., в том числе 977 364 руб. 53 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 год, 57 542 руб. 33 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 15.12.2022 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Апелляционную жалобу мотивирует тем, что коэффициент 100 можно применять только при превышении объемов, указанных в декларации. Приказом Управления Росприроднадзора по Тверской области от 22.08.2019 N 1481 Обществу утверждены нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сроком действия с 22.08.2019 по 21.08.2026. Управлением данный приказ не оспорен. Следовательно, оснований для взыскания не имелось.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05.03.2021 Обществом представлена первичная декларация о плате за НВОС за 2020 год N 4040430, в которой при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками был применен коэффициент 1.
Предписанием от 18.05.2021 истец по результатам проверки декларации потребовал произвести перерасчет платежей исходя из коэффициента 100 и уточнить декларацию, применив коэффициент 100.
Ответчик 30.06.2021 декларацию уточнил, применив коэффициент 25.
Истец направил ответчику повторное требование от 15.10.2021 о внесении исправлений в декларацию с применением коэффициента 100, которое ответчик исполнить отказался, о чем уведомил истца письмом от 24.11.2021.
Письмом от 22.12.2021 истец уведомил ответчика о наличии задолженности по плате за НВОС в сумме 977 364 руб. 53 коп. с начислением пеней и направил ответчику акт от 14.12.2021 проведения контроля за исчислением платы за НВОС.
Истец 29.04.2022 направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить 977 364 руб. 53 коп. платы за НВОС.
Поскольку ответчик требование истца не исполнил, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
В силу приведенных положений законодательства об охране окружающей среды ответчик, являясь природопользователем, обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
По расчетам истца, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составил 977 364 руб. 53 коп.
Ссылка ответчика на факт установления Обществу на период с 22.08.2019 по 21.08.2026 нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников, расположенных по адресу: Биологические очистные сооружения - Тверская область, Осташковский район, г. Осташков, ул. Тимофеевская, д. 180, судом правомерно отклонена с указанием на то, что установленные нормативы предельно допустимых выбросов не являются разрешительным документом.
С правовой аргументацией вывода суда первой инстанции апелляционная инстанция согласна.
Согласно части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ (временно согласованные выбросы), разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ.
Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и примечанию по заполнению формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2023 по делу N А13-9393/2022.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу (пункт 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
При расчете размера платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами истцом применен Кпр=100, что предусмотрено пунктом 4.12 приложения 2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчик доказательств своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 977 364 руб. 53 коп. не представил.
Также истцом заявлено требование о взыскании 57 542 руб. 33 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 15.12.2022.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определённого пунктом 3 настоящей статьи.
Расчет пеней произведен истцом на основании пункта 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 02.07.2021 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главу XVI Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статей 1 и 4 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закона N 342-ФЗ), а также с учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Пени были начислены на сумму 488 682 руб. 66 коп. с учетом освобождения организаций от уплаты пеней в первом и третьем кварталах 2020 года на основании Закона N 342-ФЗ.
Расчет суммы 488 682 руб. 66 коп. осуществлен путем разделения суммы задолженности 977 364 руб. 53 коп. на четыре квартала, что составляет в квартал 244 341 руб. 13 коп., далее оплата в квартал 244 341 руб. 13 коп. умножалась на два квартала, соответственно пени были начислены на сумму 488 682 руб. 66 коп.
Проверив расчет пеней, суд первой инстанции признал его неверным.
По расчету суда, с учетом положений Закона N 342-ФЗ и введенного в соответствии с Постановлением N 497 моратория на начисление неустоек, размер обоснованно заявленных к взысканию пеней составляет 57 420 руб. 16 коп.
С расчетом суда апелляционная коллегия согласна.
По мнению суда апелляционной инстанции, судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, единообразие в толковании и применении норм права судом первой инстанции не нарушено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 января 2023 года по делу N А66-10586/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайн Менеджмент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10586/2022
Истец: Верхне-Волжское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Ответчик: ООО "ЭКОЛАЙН МЕНЕДЖМЕНТ"
Третье лицо: АС Тверской области