г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А40-221650/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2023 по делу N А40-221650/22
по заявлению АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ,
третье лицо: ООО "ГРАНД КАДАСТР",
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Яровикова Е.А. по доверенности от 13.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 25.04.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ о признании незаконными решений от 05.09.2022 N N КУВД-001/2022-20658162/5 и КУВД-001/2022-20658162/6.
Решением суда от 25.01.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.05.2022 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружение, в связи с его созданием (заявление N КУВД-001/2022-2065 8162).
К заявлению, в том числе были приложены технический план сооружения на оптическом носителе.
Уведомлением от 04.06.2022 N КУВД-001/2022-20658162/1 было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
16.06.2022 заявителем в Управление Росреестра по Москве направлены дополнительные документы.
24.06.2022 управление Росреестра по Москве уведомило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлениями от 05.09.2022 N N КУВД-001/2022-20658162/5, КУВД001/2022-20658162/6 управление отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на сооружение на основании ст.27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления и не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указав, что согласно представленному акту, начало и окончание строительства, заявленного к осуществлению учетно-регистрационных действий объекта было осуществлено в 2016 году.
При этом характеристики заявленного для осуществления учетно-регистрационных действий объекта отсутствуют в Постановлении N 432-ПП в редакции от 22.03.2016, действующей на момент начала и завершения строительства, в связи с чем осуществление строительства заявленного объекта должно было осуществляться после получения Разрешения на строительство.
Если характеристики объекта соответствуют ч.1 Постановления от 27.08.2012 N 432-ПП и разрешение на строительство объекта недвижимости не требуется, то в соответствии с ч.4 ст.71 Закона о недвижимости сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов.
В противном случае, согласно п.10 ст.40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Заявитель посчитал оспариваемые решения нарушающими его права и законные интересы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в управление были представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы жалобы о том, что препятствием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности АО "МКЖД" на сооружение явилось предоставление в составе Технического плана Акта технической приемки вместо Акта о приемке в эксплуатацию согласно требованиям Постановления от 17.08.2012 N 432-ПП, отклоняются судом.
В соответствии с ч.10 ст.40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Из положений ст.135 Гражданского кодекса РФ следует, что к объектам вспомогательного характера, относятся объекты, предназначенные для обслуживания другой, главной, вещи и связанные с ней общим назначением.
При этом инженерные коммуникации (сети канализации) могут быть использованы, при подключении к ним посторонних объектов, не только для обслуживания главной вещи, в данном случае домов, но и других объектов, в связи с чем, являются самостоятельным объектом недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
В соответствии с ч.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав на земельные участки собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется. Это положение подтверждается позицией Минэкономразвития России (п.8 Письма N ОГ-Д23-3893 от 24.04.2019).
Сооружение по своим техническим характеристикам относится к категории объектов, для которых не требуется оформление разрешения на строительство согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", соответственно, не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п.20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что представленный технический план, приложенный к заявлению N КУВД-001/2022-20658162 от 19.05.2022, содержит в своем составе Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (технической приемки) N б/н от 28.11.2021, подтверждающий окончание строительства и приемку объекта в эксплуатацию.
Указанный акт подписан заказчиком и собственником, которые заключили, что объект недвижимости соответствует проекту и готов к эксплуатации. Форма данного акта законодательно не установлена, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять выдачу и подписание данного акта, действующим законодательством также не предусмотрено.
Указанный акт составлен не по форме N КС-14 в связи с тем, что с 01.01.2013 типовая межотраслевая форма N КС-14, содержащаяся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не является обязательной к применению (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Ранее АО "МКЖД" подавало в Росреестр аналогичные заявления по кадастровому учету и государственной регистрации права на линейные сооружения, приложив в составе Технического плана - Акт технической приемки на сооружение, при этом приостановления и отказы отсутствовали: на сооружение канализации (опись MFC-0558/2021-892550-1 от 26.05.2021), о чем зарегистрировано право собственности и сделана запись в ЕГРН от 08.09.2021 на объект с кадастровым номером 77:03:0005001:11776; на сооружение канализации, о чем зарегистрировано право собственности и сделана запись в ЕГРН от 30.04.2020 на объект с кадастровым номером 77:08:0009029:3812; на сооружение канализации, о чем зарегистрировано право собственности и сделана запись в ЕГРН от 30.04.2020 на объект с кадастровым номером 77:09:0005017:1433; на сооружение канализации, о чем зарегистрировано право собственности и сделана запись в ЕГРН от 30.04.2020 на объект с кадастровым номером 77:08:0009029:3813.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2022 N Ф05-27500/2022 по делу N А41-89024/21.
Как предусмотрено п.8 ст.24 Закона N 218-ФЗ, сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости.
Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется.
В техническом плане указываются сведения о такой документации.
Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2023 по делу N А40-221650/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221650/2022
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГРАНД КАДАСТР"