город Омск |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А75-22174/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3391/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2023 по делу N А75-22174/2022 (судья Заболотин А.Н,), принятое по исковому заявлению Государственного учреждения - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794, адрес: 628012, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72) о взыскании 58 000 руб. за нарушение сроков предоставления отчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -заявитель, учреждение, Фонд социального и пенсионного страхования) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее-заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре, управление) о взыскании 58 000 руб. за нарушение сроков предоставления сведений - отчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2023 по делу N А75-22174/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального и пенсионного страхования обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о пропуске Фондом социального и пенсионного страхования срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 58 000 руб. за нарушение сроков предоставления сведений (отчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года), указал на то, что заявление о взыскании спорной суммы в силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, следовательно, срок на подачу заявления о взыскании финансовых санкций Фондом социального и пенсионного страхования не пропущен.
Управлением Роспотребнадзора по ХМАО - Югре представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Фонд социального и пенсионного страхования, Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Управлением Ропотребнадзора по ХМАО - Югре представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М "исх" (исходная форма) за июль 2021 года 14.10.2021.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления Управлением Ропотребнадзора по ХМАО - Югре сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за июль 2021 года, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.01.2022 N 027S19220000142 и принято решение от 22.02.2022 N 027S19220003199, в соответствии с которым Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре привлечено к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 58 000 руб.
С целью досудебного урегулирования спора Фондом социального и пенсионного страхования в адрес Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре направлено требование от 18.03.2022 N 027S01220003684 об уплате суммы финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 05.04.2022.
Неисполнение страхователем требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда 17.11.2022 в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.03.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Управление Ропотребнадзора по ХМАО - Югре является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании части 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда России от 17.07.2019 N 2, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").
К отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57) при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд
С учетом правового подхода, изложенного в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, в отношении срока давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа является допустимым применение по аналогии закона пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 31, 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с управления неуплаченных сумм санкций включает в себя: истечение срока для представления отчетности (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ) + 10 дней на составление акта проверки (статья 101.4 НК РФ) + 5 дней на вручение (направление) акта проверки + 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом +10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения +5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки +10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки + 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на взыскание в судебном порядке финансовых санкций.
Из материалов настоящего дела следует, что факт нарушения учреждением срока представления расчета по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 год подтверждается материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.
Индивидуальные сведения персонифицированного учета за отчетный период (июль 2021 года) по форме СЗВ-М (исходная) в отношении 116 застрахованных лиц представлены заинтересованным лицом с нарушением установленного срока, а именно 14.10.2021, акт о выявлении правонарушения составлен 11.01.2022.
Рассмотрев акт о выявлении правонарушения от 11.01.2022, Фондом социального и пенсионного страхования 22.02.2022 вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности с применением штрафной санкции в размере 58 000 руб.
18.03.2022 страхователю выставлено требование об уплате финансовых санкций N 027S01220003684 на сумму 58 000 руб., направленное по телекоммуникационным каналам связи.
Ввиду неуплаты финансовой санкции в установленный требованием срок Фондом инициировано взыскание задолженности в судебном порядке, в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24.10.2022 подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание штрафных санкций в размере 58 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений ежемесячной формы отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2021 года по решениб от 22.02.2022 N 027S19220003199.
07.11.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках дела N А75-20006/2022 вынесен судебный приказ о взыскании штрафных санкций.
Определением суда от 21.11.2022 по делу N А75-20006/2022 судебный приказ отменен по причине представления возражений.
В рассматриваемом случае заявителем предъявлены требования о взыскании с заинтересованного лица финансовых санкций за непредставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль 2021 года в размере 58 000 руб.
Из абзаца третьего статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что размер ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений зависит от количества застрахованных лиц. О количестве таких лиц страховщик может узнать только в момент представления страхователем соответствующих сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций следует исчислять с момента несвоевременного представления отчетности, а не с момента нарушения установленного Федеральным законом N 27-ФЗ срока на представление таких сведений, поскольку в момент нарушения страхователем срока фонду еще неизвестно количество лиц, в отношении которых не представлены сведения.
Учитывая приведенные выше законоположения, суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае срок обращения за выдачей судебного приказа, составляющий шесть месяцев, начал течь с 07.02.2022, истек 07.08.2022, в силу чего срок для обращения в арбитражный суд Фондом социального и пенсионного страхование пропущен, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа фонд обратился 24.10.2022, то есть за пределами 6-месячного срока.
В силу указанного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно необходимости исчисления срока на подачу заявления о взыскании штрафных санкций с момента отмены судебного приказа, судом апелляционной инстанции отклонятся, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права применительно к установленным обстоятельствам дела.
Шестимесячный срок на обращение органа в арбитражный суд с соответствующим требованием начинает течь заново - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа - при условии соблюдения им срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядка, при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем апелляционной жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2023 по делу N А75-22174/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-22174/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ