г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А41-8273/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу N А41-8273/22, принятое судьей А.В. Гриневой, по иску ИП Петрова Алексея Николаевича к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) третьи лица, Администрация городского округа Павловский Посад Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, о признании незаконным решение об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:51; о признании незаконным решение об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.09.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:54; о признании незаконным решение комитета лесного хозяйства московской области об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:58;об обязании привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:51, расположенного по адресу: московская область, Павлово-Посадский район, 300 м южнее д. Саурово, участок N225-1, площадь 14 578 кв. км., в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре егрн, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:51, в части наложения границ с землями лесного фонда; об обязании привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:54, расположенного по адресу: московская область, Павлово-Посадский район, ОАО "Евсеевское", поле N214, площадь 192 867 кв. км., в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре егрн, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:54, в части наложения границ с землями лесного фонда; об обязании комитет лесного хозяйства московской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:58, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, сельское поселение Улитинское, площадь 146 411 кв. км, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:58, в части наложения границ с землями лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
ИП Петров А.Н. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
- Признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:51;
- Признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.09.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:54;
- Признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях единого государственного реестра недвижимости, выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 20.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021612:58;
-Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять положительное решение по приведению сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН, привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:51, расположенного по адресу: московская область, Павлово-Посадский район, 300 м южнее д. Саурово, участок N 225-1, площадь 14 578 кв. км, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре егрн, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:51, в части наложения границ с землями лесного фонда;
- Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять положительное решение по приведению сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН, привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:54, расположенного по адресу: московская область, Павлово-Посадский район, ОАО "Евсеевское", поле N 214, площадь 192 867 кв. км, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре егрн, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:54, в части наложения границ с землями лесного фонда;
- Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять положительное решение по приведению сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН, привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:58, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, сельское поселение Улитинское, площадь 146 411 кв. км, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств о земельных участках с кадастровым номером: 50:17:0021612:58, в части наложения границ с землями лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу N А41-8273/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
12.05.2023 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации городского округа Павловский Посад Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ИП Петрова Алексея Николаевича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Петров Алексей Николаевич является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:17:0021612:51, расположенного по адресу: Московская область. Павлово-Посадский район, 300 м южнее д. Саурово, участок N 225-1, площадь 14578 кв. км. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 09.09.2009.
- 50:17:0021612:54, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, ОАО "Евсеевское", поле N 214, площадь 192867 кв. км, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 19.04.2010.
- 50:17:0021612:58, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, сельское поселение Улитинское, площадь 146411 кв. км, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 24.06.2016.
Согласно справкам Комитета Лесного хозяйства Московской области:
- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:51 с землями лесного фонда составляет 40 кв. м;
- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:54 с землями лесного фонда составила 161995,31 кв. м.
- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:58 с землями лесного фонда составила 85461,67 кв. м 10 сентября 2021 г. Петров Алексей Николаевич обратился в Комитет Лесного хозяйства Московской области с просьбой:
Истец просит привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58, принадлежащих на праве собственности Петрову Алексею Николаевичу, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58, принадлежащих на праве собственности Петрову Алексею Николаевичу.
20.09.2021 и 20.10.2021 по итогам рассмотрения заявлениий Комитет Лесного хозяйства Московской области принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям: земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия. В разъяснениях причин отказа в предоставлении государственной услуги указано - земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия (в соответствии с ч. 6 ст. 14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Считая решение об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, ИП Петров А.Н. обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков с кадастровым номером 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58.
Земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021612:51 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, участок поставлен на кадастровый учет 09.09.2009.
Земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021612:54 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, участок поставлен на кадастровый учет 19.04.2010.
Земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021612:58 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, участок поставлен на кадастровый учет 24.02.2016. При этом указанный участок образован из земельных участков 50:17:0021612:50, 50:17:0021612:53, ранее входящих в состав участка 50:17:0000000:79, поставленного на кадастровый учет 25.08.1999.
Согласно справке от 06.09.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:58 с землями лесного фонда составляет 85461,67 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:54 с землями лесного фонда составляет 161995,31 кв. м.
Согласно информации с РГИС ТП площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:51 с землями лесного фонда составляет 40 кв. м;
В материалы дела также представлен акт от 05.08.2021 N 01/2/11-00/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава Ногинского участкового лесничества исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.12.2018 N 26РВ-15 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Административный регламент).
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона 172-ФЗ, в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 указанной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 указанной статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Таким образом, указанное в пункте 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ условие не наступает, то применению подлежат нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, т.е. сведения ГЛР подлежат приведению в соответствие сведениям ЕГРН в не зависимости, что земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий.
Схожий вывод изложен в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2022 N 53-КАД22-13-К8.
Таким образом, собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
Определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, содержащая:
- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости";
- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;
- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Судом первой инстанции установлено, что сведения в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58 не исключены.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя жалобы по следующим основаниям.
Как правомерно отмечено заявителем жалобы, 13.05.2020 Уведомлением ФГБУ "ФКП Росреестра" МО "О внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменениях описания местоположения границ Ногинского лесничества Московской области", спорные земельные участки исключены из границ Ногинского лесничества.
Заинтересованным лицом подтверждается, что границы земель лесного фонда, в местах пересечения с границами участков с КН 50:17:0021612:51; 50:17:0021612:54; 50:17:0021612:58 приведены в соответствие со сведениями ЕГРН, то есть устранены полномочиями Росреестра.
В материалы дела также представлен акт от 05.08.2021 N 01/2/11-00/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава Ногинского участкового лесничества исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021612:51, 50:17:0021612:54, 50:17:0021612:58.
Согласно представленному в материалы дела Уведомлению ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 13.05.2020 г., которым в рамках исполнения требований частей 15 и 16 статьи 34 Закона о регистрации органом регистрации прав внесены изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ Ногинского лесничества Московской области, N 50.00.2.1232 (Наименование лесничества, учетный номер), в соответствии с описанием местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами не включаемых в территорию лесничества, в числе которых перечислены земельные участки Петрова А.Н., на стр. 109, 114 указанного уведомления, строка 4982, 5708, 5709.
С учетом того, что земельный участок не имеет пересечений с границами лесного фонда и не относится к таковым по государственной услуге должно было быть принято положительное решение.
Положением пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ применяются в отношении земельных участков, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ).
В связи с отсутствием уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельные участки, а также в связи с тем, что в 2015 г. Арбитражным судом Московской области по иску Комитета лесного хозяйства Московской области была дана оценка земельному участку с кадастровым номером 50:17:0000000:79, из которого образовались земельные участки с кадастровыми номерами: 50:17:0021612:51; 50:17:0021612:54; 50:17:0021612:58, согласно указанному судебному акту земельный участок не относится к землям лесного фонда, основания для принятия отказа в предоставлении государственной услуги у Комитета Лесного хозяйства Московской области отсутствовали.
Таким образом, принятые Комитетом лесного хозяйства Московской области решения об отказе в предоставлении государственной услуги противоречат представленным в материалы дела доказательствам и являются необоснованными.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Московского округа от 19.03.2020 по делу А41-73891/19.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу N А41-8273/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующийcудья |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8273/2022
Истец: Администрация городского округа Павловский Посад МО, Петров А Н
Третье лицо: ИП Петров А.Н., Комитет Лесного Хозяйства МО