город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2023 г. |
дело N А32-50825/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.03.2023 по делу N А32-50825/2021 по заявлению Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края о признании незаконными отказов в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района г. Новокубанск, Краснодарский край (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо) в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю включить в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости сооружений, расположенных по адресам: 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Сливовая; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Абрикосовая; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Айвовая; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Веселая; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Земляничная; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Ландышевая; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Полевая; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Залесская; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Малиновая; с указанием, что принятое решение является основанием о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости сооружений.
Решением суда от 17.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района на момент подачи искового заявления в Арбитражный суд Краснодарского края, было исполнено большая часть решения Новокубанского районного суда, а единственное, что оставлено было без исполнения, это постановка на кадастровый учет дорог местного значения и последующая регистрации права. Заявитель указывает, что объект отвечает всем признакам недвижимой вещи применительно к требованиям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет который должен осуществляться в соответствии с Законом. Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района включила спорные дороги в Перечень автомобильных дорог, тем самым подтвердив функциональное значение данных дорог в виде обеспечения безопасного движения транспортных средств. Судом не была дана оценка в части перечню дорог согласно Закону Краснодарского края N 1115-КЗ от 26 октября 2006 года "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новокубанский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Новокубанский район, в состав которого они входят" и перечня дорог согласно приложению постановления администрации Новокубанского района. Данные дороги согласно вышеуказанному закону субъекта должны быть были зарегистрированы в рамках прямого указания данного закона. Судом не учтено то, обстоятельство, что постановлением администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29 декабря 2018 года N 1099 было установлен точный метраж данных дорог, также был установлен вид покрытия. Кроме того, указанные в перечни дорог в краевом законе были указаны не все дороги местного значения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.05.2019 Новокубанским районным судом вынесено решение по делу N 2а-714/2019 по заявлению прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципальное образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района о признании незаконным бездействия по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения и регистрации права на имущество, о понуждении устранения выявленных нарушений, о возложении обязанностей зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории поселения.
В соответствии с данным решением, Новокубанский районный суд возложил на администрацию муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района обязанность совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района согласно постановлению главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29.12.2018 N 1099, с последующей регистрацией права собственности.
Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлениями:
- от 16 августа 2021 года N КУВД -001/2021-33663382 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Сливовая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33644820 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Абрикосовая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33655321 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Айвовая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33658014 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Веселая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33658040 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Земляничная;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33659807 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Ландышевая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001 /2021-33663310 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Полевая;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33658035 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Залесская;
- от 16 августа 2021 г N КУВД-001/2021-33659878 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Рассвет, ул. Малиновая.
Рассмотрев указанные заявления администрации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю направило заявителю решения об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, выраженные в уведомлениях от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333342382/1, от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33663310/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001 /2021-33659807/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33658040/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33658014/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33655321/1; от 20 августа 2021 года N КУ ВД-001 /2021-33663382/1; от 23 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33658035/, от 23 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33659878/1.
Решения управления мотивированы тем, что гравийная (грунтовая) дорога не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, поскольку покрытие какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка. Заявленные администрацией объекты не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решения регистрирующего органа являются незаконными и нарушают права заявителя, индивидуальный администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, на основании проектной документации, с предварительным получением разрешения на строительство, реконструкцию и последующим вводом в эксплуатацию (пункт 5 статьи 10, статья 16).
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона.
Стабильность гражданского оборота обеспечивается законодательно установленной необходимостью государственной регистрации прав только на недвижимые вещи.
Как верно отметил суд, объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором они находятся, представляют собой его неотъемлемую составную часть, а потому следуют его юридической судьбе. Замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Такое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд находит обоснованными выводы суда о том, что такие объекты не являются сооружениями и не подлежат государственному кадастровому учету. Аналогичная правовая позиция нашла отражение в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения настоящего заявления администрации
Поддерживая выводы суда, апелляционная коллегия отмечает, что в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорные грунтовые дороги ранее возводились как сооружения на основании проектной документации и разрешения на строительство и были введены в эксплуатацию.
Администрация не представила в Управление Росреестра по Краснодарскому краю проектную документацию, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию или технический паспорт спорных объектов, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы; вследствие чего они не могли быть признаны ранее учтенными объектами недвижимости и не подлежали включению в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование доводов жалобы администрация ссылается на решение Новокубанского районного суда от 14.05.2019 по делу N 2а-714/2019, которым на администрацию муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района возложена обязанность совершить предусмотренные на тот момент действующий Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района согласно постановлению главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29.12.2018 г N 1099, с последующей регистрацией права собственности.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что предметом рассмотрения дела N 2а-714/2019 являлось бездействие Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, суд общей юрисдикции не рассматривал вопроса об отнесении спорных дорог к объектам недвижимости.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание движимый характер спорного объекта, суд пришел к выводу о законности оспариваемых уведомлений, и, как следствие, о невозможности удовлетворения заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении основного требования заявителя о признании незаконным уведомлений судом отказано, основания для удовлетворения дополнительных требований заявителя в виде обязания включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорных объектах судом не установлены.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 по делу N А32-50887/2021.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2023 по делу N А32-50825/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50825/2021
Истец: Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского р-на
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю