г. Самара |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А72-5539/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.05.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 18.05.2023 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2023 по делу N А72-5539/2022 (судья Слепенкова О.А.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Согласие" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о взыскании 2 078 788 руб. 85 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска,
в судебное заседание явились:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом уточнений Общество с ограниченной ответственностью "УК Согласие" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о взыскании долга в размере 2 078 788 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2023 удовлетворен в полном объеме: с ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 2 078 788 руб. 85 коп., а также 33 394 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2023, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 18.05.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что управление не является собственником помещений в МКД и не ведет реестр муниципальной собственности, в связи с чем основания для взыскания долга с управления отсутствуют.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, и, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного Ульяновской области от 28.02.2023 по делу N А72-5539/2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности муниципального образования город Ульяновск находятся жилые помещения (квартиры), расположенные в многоквартирных домах по адресам: N 12 по проспекту 50-летия ВЛКСМ, N 37 по улице Автозаводской, N 48 по улице Автозаводской, N 54 по улице Автозаводской, N 11 по улице Богдана Хмельницкого, N 13 по улице Богдана Хмельницкого, N 14 по улице Богдана Хмельницкого, N 19А по улице Богдана Хмельницкого, N 21 по улице Богдана Хмельницкого, N 24 по улице Богдана Хмельницкого, N 25 по улице Богдана Хмельницкого, N 4 по проезду Высотному, N 18 по улице Доватора, N15 по улице Ефремова, N31 по улице Ефремова, N85 по улице Ефремова, N3 по проезду Караганова, N4 по проезду Караганова, N6 по проезду Караганова, N8 по проезду Караганова, N4А по улице Лихачева, N25 по улице Минина, N37 по шоссе Московскому, N41 по шоссе Московскому, N49 по шоссе Московскому, N67 по шоссе Московскому, N69 по шоссе Московскому, N71 по шоссе Московскому, N77 по шоссе Московскому, N21 по улице Октябрьской, N25 по улице Октябрьской, N31 по улице Октябрьской, N43 по улице Октябрьской, N45 по улице Октябрьской, N49 по улице Октябрьской, N53 по улице Октябрьской, N53А по улице Октябрьской, N55 по улице Октябрьской, N59 по улице Октябрьской, N27 по улице Пожарского, N16 по проезду Полбина, N24 по проезду Полбина, N36А по улице Полбина, N40А по улице Полбина, N42 по улице Полбина, N44 по улице Полбина, N46 по улице Полбина, N49 по улице Полбина, N5 по проезду Полтавскому, N1А по улице Рябикова, N8 по улице Рябикова, N9 по улице Рябикова, N10 по улице Рябикова, N20 по улице Рябикова, N66А по улице Рябикова, N17 по улице Станкостроителей, N13Б по улице Стасова, N14А по улице Стасова, N24 по улице Стасова, N20 по улице Терешковой, N30 по улице Терешковой.
Общество с ограниченной ответственностью "УК Согласие" осуществляет управление вышеуказанными МКД.
Обращаясь в суд, истец указал, что общими собраниями собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах были приняты решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном банковском счете с перечислением взносов на капитальный ремонт общего имущества на специальный банковский счет, утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД с 1 кв.м общей площади помещения доме, принадлежащего собственнику, равный установленному нормативно-правовым актом минимальному размеру ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД, Общество с ограниченной ответственностью "УК Согласие" избрано владельцем специальных банковских счетов и лицом, уполномоченным на открытие таких счетов, на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальных банковских счетах, в том числе подписания необходимых документов, касающихся заключения договора на открытие специальных банковских счетов и совершения расчетно-кассовых операций с денежными средствами, находящихся на банковских счетах.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, истец обратился в суд с настоящим иском, поскольку ответчиком обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт не исполнены.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указанные истцом помещения является муниципальной собственностью, в связи с чем согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (далее по тексту - Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно с п. 4 ст. 60 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.1. Положения).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ранее согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 13014, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах также являлось Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
На основании изложенного, а также п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска как главный распорядитель бюджетных средств по рассматриваемой статье расходов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба не содержит доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2023 по делу N А72-5539/2022является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2023 по делу N А72-5539/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5539/2022
Истец: ООО "УК СОГЛАСИЕ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА