23 мая 2023 г. |
Дело N А84-8207/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мкртчяном Д.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Крымнефтесервис" - Василихин Игорь Борисович, представитель на основании доверенности от 23.03.2021 N 92/73-н/92-2021-1-488, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Крымнефтесервис" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2023 года по делу N А84-8207/2022,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Крымнефтесервис" (г. Севастополь, ОГРН: 1149204019271, ИНН: 9201006369)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН: 1149204004025, ИНН: 9204002115, г. Севастополь)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (г.Севастополь; ОГРН: 1149204007083, ИНН: 9204003736)
о разрешении разногласий, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымнефтесервис" (далее 0 истец, ООО "Крымнефесервис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, Департамент, ДИЗО) о разрешении разногласий, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в котором просил суд разрешить разногласия, возникшие между ООО "Крымнефтесервис" и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по договору аренды от 28.11.2018 года N 2441 в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:460, площадью 615 кв.м. по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева 40, изложив пункты договора в следующей редакции:
пункт 2.1: "Годовая арендная плата за пользование участком устанавливается в соответствии с Порядком расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219- ПП с учётом постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582";
пункт 2.2: "Величина годовой арендной платы за пользование Участком определяется по формуле: Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) х Ставка арендной платы (%) х = Сумма годовой арендной платы (руб.). Кадастровая стоимость Участка составляет 3 738 283,65 рублей.
Ставка арендной платы в размере земельного налога 1,2%.
Величина годовой арендной платы за пользование Участком, согласно расчету, составляет: 3 738 283,65 руб. х 0,012 = 44 859,40 руб.
Также истец просил суд распространить действие дополнительного соглашения на отношения, возникшие с начала действия договора.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "Крымнефтесервис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
Апеллянт полагает, что арендованный земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку расположен в пересечении с красными линиями (границами территорий общего пользования), а решение суда по делу N А84-4444/2021 имеет преюдициальное значения для настоящего спора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
В судебном заседании 16.05.2023 представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28.11.2018 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Крымнефтесервис" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор 2018 года), предметом которого выступает земельный участок с кадастровым номером 91:02:001016:460, площадью 615 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Фадеева, 40, с разрешенным видом использования - "для реконструкции существующей автозаправочной станции в автозаправочную станцию евростандарта и ее обслуживание".
28.11.2018 земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи земельного участка. (т. 1, л.д. 12)
В соответствии с пунктом 6.1 Договора срок его действия - 48 лет.
Согласно пункту 2.1 договора, годовая арендная плата за пользование участком устанавливается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением правительства Севастополя от 16.06.2015 N 527-ПП.
Пунктом 2.2 договора установлена величина годовой арендной платы за пользование участком - 448 594,04 рубля.
Истец полагает, что указанный участок находится в пересечении с красными линиями (границами территорий общего пользования), в связи с чем является ограниченным в обороте.
По мнению истца, данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-4444/2021, в котором указано, что согласно представленным Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя сведениям, границы земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:460 накладываются на функциональную зону "зелень общественного пользования", установленную Корректировкой фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением сессии Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N1272.
Поскольку земельный участок ограничен в обороте, истец полагает, что размер арендной платы необходимо устанавливать с учетом ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
16.06.2022 истцом в адрес ответчика было направлено предложение о внесении изменений в договор аренды: пункт 2.1: "Годовая арендная плата за пользование участком устанавливается в соответствии с Порядком расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219- ПП с учётом постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582";
пункт 2.2: "Величина годовой арендной платы за пользование Участком определяется по формуле: Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) х Ставка арендной платы (%) х = Сумма годовой арендной платы (руб.). Кадастровая стоимость Участка составляет 3 738 283,65 рублей.
Ставка арендной платы в размере земельного налога 1,2%.
Величина годовой арендной платы за пользование Участком, согласно расчету, составляет: 3 738 283,65 руб. х 0,012 = 44 859,40 руб.
Также истец просил распространить действие дополнительного соглашения на отношения, возникшие с начала действия договора.
02.08.2022 Департамент направил в адрес общества ответ N 11845/01-10-04-13/02/22, в котором указал, что, исходя из положений постановления Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП, основания для установления размера арендной платы в размере земельного налога и подготовки дополнительного соглашения к договору отсутствуют.
Поскольку в досудебном порядке спор урегулирован не был, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Частью 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статьи 614 ГК РФ, части 4 статьи 22 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 года N 531, вступившим в законную силу с 12.08.2017 года, "Основные принципы определения арендной платы" были дополнены принципом N 7, согласно которому арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из Основных принципов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, направленных на эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, включающих Принцип N 7, предполагающий учет наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Как указал ВС РФ в решении от 12.09.2018 года по делу N АКПИ18-667, оставленным без изменений определением апелляционной коллегии ВС РФ от 13.12.2019 года по делу N АПЛ18-523, положения Принципа N 7 "Основных принципов определения арендной платы", предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан Федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу положений пункта 1 статьи 424 ГК РФ и правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
При этом, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (статья 424 ГК РФ).
Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП утвержден Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, предоставленных в аренду без торгов (далее - Порядок N 524-ПП).
В соответствии с разделом 2 указанного Порядка, годовой размер арендной платы за пользование землей рассчитывается по формуле: нормативная цена земельного участка (руб./кв. м) Х площадь земельного участка (кв. м) Х ставка арендной платы (%) Х сумма годовой арендной платы (руб.).
Сторонами по договору аренды N 2441 от 28.11.2018 согласовано, что годовая арендная плата за пользование участком устанавливается в соответствии с порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП.
Истец полагает фактически внести изменения в договор аренды в части размера арендной платы, ввиду расположения земельного участка в границах красных линий общего пользования.
В предмет доказывания по данному делу входит установление наличия или отсутствия обстоятельств, которые являются основанием для внесения изменения в договор, а именно: находится ли предоставленный в аренду истцу земельный участок в границах красных линий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, поскольку он расположен за границами красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (в зоне застройки), в соответствии с документацией по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25.04.2018 N 248-ПП (согласно представленной схемы); в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории в районе ул. Парковая - ул. Щитовая - ул. Адмирала Фадеева в г. Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 02.12.2022 N 616-ПП). (т. 1, л.д. 113-116)
В судебном заседании апелляционного суда податель апелляционной жалобы не возражал, что на день принятия решения в соответствии с документацией по планировке территории, спорный земельный участок не находится в границах красных линий.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 91:02:001016:460 расположен в границах образуемого земельного участка с видом разрешенного использования "заправка транспортных средств" (4.9.1.1) и в границах элемента планировочной структуры (квартал).
Ссылка истца на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-4444/2021 суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку предметом спора по делу N А84-4444/2021 являлась оценка действий (решения) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.04.2021 NГУ-исх-3304/21 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату. Обстоятельства относительно расположения земельного участка в границах/за границами красных линий не являлись предметом исследования, в связи с чем решение по указанному делу не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Оценив и исследовав предоставленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание расположение спорного земельного участка за границами красных линий, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования ООО "Крымнефтесервис" удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
На основании статьи 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2023 года по делу N А84-8207/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Крымнефтесервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-8207/2022
Истец: ООО "Крымнефтесервис"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ