город Томск |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А67-9739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровской таможни (N 07АП-3356/23 (1)) на решение от 03.04.2023 Арбитражного суда Томской области (судья - Сулимская Ю.М.) по делу N А67-9739/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Тухтаева Абдурахмона Абдухоликовича к начальнику Томского таможенного поста Борисенко Марине Анатольевне, Кемеровской таможне о признании незаконными и отмене:
- постановления начальника Томского таможенного поста Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-938/2022;
- решения Кемеровской таможни от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1 по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении;
- постановления начальника Томского таможенного поста Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-939/2022;
- решения Кемеровской таможни от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении;
- постановления начальника Томского таможенного поста Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-940/2022;
- решения Кемеровской таможни от 27.10.2022 N 10608000/3ф/3А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении;
- постановления начальника Томского таможенного поста Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-941/2022;
- решения Кемеровской таможни от 27.10.2022 N 10608000/4ф/4А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении;
- постановления начальника Томского таможенного поста Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-942/2022;
- решения Кемеровской таможни от 27.10.2022 N 10608000/5ф/5А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Имерели Е.Г., представитель по доверенности от 07.11.2022, удостоверение;
от Кемеровской таможни: Волков Ф.Д. по доверенности от 09.01.2023, паспорт; Остапенко К.С., представитель по доверенности от 28.12.2022, удостоверение;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тухтаев Абдурахмон Абдухоликович (далее - ИП Тухтаев А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к начальнику Томского таможенного поста Борисенко Марине Анатольевне (далее - Борисенко М.А., должностное лицо), Кемеровской таможне (далее - таможня) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
- изменить постановление начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-938/2022, решение Кемеровской таможни от 27.10.2022 N10608000/1ф/1, в части назначенного ИП Тухтаеву А.А. наказания. Назначить ИП Тухтаеву А.А. административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
- признать незаконными и отменить: - постановление начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-939/2022, решение Кемеровской таможни от 27.10.2022 N10608000/2ф/2А, - постановление начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-940/2022, решение Кемеровской таможни от 27.10.2022 N10608000/3ф/3А, - постановление начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-941/2022, решение Кемеровской таможни от 27.10.2022 N10608000/4ф/4А, - постановление начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни Борисенко М.А. от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-942/2022, решение Кемеровской таможни от 27.10.2022 N10608000/5ф/5А.
Определением Арбитражного суда Томской области от 22.12.2022 объединены дела N N А67-9739/2022, А67-9740/2022, А67-9741/2022, А67-9742/2022, NА67-9743/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением номера А67-9739/2022.
Решением от 03.04.2023 Арбитражного суда Томской области постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-938/2022 от 06.10.2022 и Решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенные Кемеровской таможней в отношении ИП Тухтаева А.А. изменено в части назначения наказания. Определена мера ответственности ИП Тухтаеву А.А. по Постановлению N 10608000-938/2022 от 06.10.2022 и Решению от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.10.2022 N 10608000-939/2022; N 10608000-940/2022, N 10608000- 941/2022; N 10608000-942/2022, а также Решения по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А, вынесенные Кемеровской таможней в отношении ИП Тухтаева А.А. признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кемеровская таможня обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что выводы Арбитражного суда Томской области о применении положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства. Законодатель определил особый порядок возбуждения дел по результатам государственного контроля (надзора), муниципального надзора (статья 28.1 КоАП РФ), рассмотрения (часть 8 статьи 22.2 КоАП РФ) и назначения административного наказания (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ), который применяется по результатам проведении контрольных мероприятий в рамках государственного контроля (надзора). Правонарушение, совершенное ИП Тухтаевым А.А., выявлено Кемеровской таможней не в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, перечень которых определен в статье 56 Федерального закона N 248-ФЗ, проводимых в рамках государственного контроля (надзора), а при непосредственном представлении Заявителем статистической формы в таможенный орган. Действие нормы части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не распространяется на случаи выявления таможенными органами в соответствии с Правилами нарушений при предоставлении статистических форм, так как применение данной нормы поставлено в зависимость от условий, установленных КоАП РФ (при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора)). Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ применима только к физическим лицам, а возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица. Каких-либо документов о своем тяжелом имущественном положении Заявитель в ходе судебного разбирательства не представил. Вывод суда о возможности применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 АПК РФ, не представлен.
Представитель Кемеровской таможни при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Начальник Томского таможенного поста Борисенко Марина Анатольевна, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Кемеровской таможни, заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Тухтаев Абдурахмон Абдухоликович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 319703100082232, ИНН 701750181091. Из материалов дела следует, что 13.08.2022 ИП Тухтаев А.А. представил в Кемеровскую таможню на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20220813050140784 (регистрационный номер 10608000/130822/С095076), согласно которой ИП Тухтаев А.А. вывез из Российской Федерации в Республику Казахстан в адрес Воншонло Софиян Исхаровны товары (пиломатериалы обрезные х/п, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, доска обрезная ГОСТ 8486-86, сорт 3-4, ТНВЭД 4407129906, 4407119406, размеры: толщина 25 мм, 50 мм, ширина 100-200 мм, длина 6 м). В соответствии с графой 10 статформы отправка товаров ИП Тухтаевым А,А. осуществлялась на основании счета - фактуры (инвойса) N 100 от 11.07.2022, договора N 10-07/2022 от 10.07.2022, декларации о сделках с древесиной (ДСД) N 0002039800048119701750181091 от 10.07.2022. Согласно сведениям, указанным ИП Тухтаевым А.А. в статформе, отчетный период - июль 2022 года, дата заполнения документа - 13.08.2022. Согласно представленным ИП Тухтаевым А.А. пояснениям и счету - фактуре N 100 от 11.07.2022, отправка товаров в Республику Казахстан произведена в июле 2022 года. Таким образом, ИП Тухтаев А.А. не позднее 12.08.2022 обязан был представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузке товара, осуществленной в июле 2022 года.
Статформа представлена ИП Тухтаевым А.А. на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 13.08.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
Также, 13.08.2022 ИП Тухтаев А.А. представил в Кемеровскую таможню на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20220813044418590 (регистрационный номер 10608000/130822/С095074), согласно которой ИП Тухтаев А.А. вывез из Российской Федерации в Республику Кыргызстан в адрес ИП Турдуева Н.О. товары (пиломатериалы обрезные х/п, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, доска обрезная ГОСТ 8486-86, сорт 3-4, ТНВЭД 4407129906, 4407119406; всего 4 товара).
В соответствии с графой 10 статформы отправка товаров ИП Тухтаевым А.А. осуществлялась на основании счета - фактуры (инвойса) N 106 от 18.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 107 от 18.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 112 от 29.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 113 от 29.07.2022, договора N 03-06/2022 от 03.06.2022, декларации о сделках с древесиной (ДСД) N 0002041700047259701750181091 от 03.06.2022.
Согласно сведениям, указанным ИП Тухтаевым А.А. в статформе, отчетный период - июль 2022 года, дата заполнения документа- 13.08.2022.
Согласно представленным ИП Тухтаевым А.А. пояснениям и счетам - фактурам N 106 от 18.07.2022, N 107 от 18.07.2022, N 112 от 29.07.2022, N 113 от 29.07.2022, отправка товаров в Республику Кыргызстан произведена в июле 2022 года.
Таким образом, ИП Тухтаев А.А. не позднее 12.08.2022 обязан был представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузке товара, осуществленной в июле 2022 года.
Статформа представлена ИП Тухтаевым А.А. на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 13.08.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
13.08.2022 ИП Тухтаев А.А. представил в Кемеровскую таможню на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20220813045211655 (регистрационный номер 10608000/130822/С095075), согласно которой ИП Тухтаев А.А. вывез из Российской Федерации в Республику Казахстан в адрес ИП Айдирова Х.И. товары (пиломатериалы обрезные х/п, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, доска обрезная ГОСТ 8486-86, сорт 3-4, ТНВЭД 4407129906, 4407119406).
В соответствии с графой 10 статформы отправка товаров ИП Тухтаевым А.А. осуществлялась на основании счета - фактуры (инвойса) N 99 от 11.07.2022, договора N 13-01/2022 от 13.01.2022, декларации о сделках с древесиной (ДСД) N 0004039800043141701750181091 от 13.01.2022.
Согласно сведениям, указанным ИП Тухтаевым А.А. в статформе, отчетный период - июль 2022 года, дата заполнения документа- 13.08.2022.
Согласно представленным ИП Тухтаевым А.А. пояснениям и счету - фактуре N 99 от 11.07.2022, отправка товаров в Республику Казахстан произведена в июле 2022 года.
Таким образом, ИП Тухтаев А.А. не позднее 12.08.2022 обязан был представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузке товара, осуществленной в июле 2022 года.
Статформа представлена ИП Тухтаевым А.А. на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 13.08.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
13.08.2022 ИП Тухтаев А.А. представил в Кемеровскую таможню на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20220813050622146 (регистрационный номер 10608000/130822/С095077), согласно которой ИП Тухтаев А.А. вывез из Российской Федерации в Республику Казахстан в адрес Крестьянского хозяйства "Адан" товары (пиломатериалы обрезные х/п, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, доска обрезная ГОСТ 8486-86, сорт 3-4, ТНВЭД 4407129906, 4407119406).
В соответствии с графой 10 статформы отправка товаров ИП Тухтаевым А.А. осуществлялась на основании счета - фактуры (инвойса) N 98 от 05.07.2022, договора N 02-07/2022 от 02.07.2022, декларации о сделках с древесиной (ДСД) N 0002039800047619701750181091 от 02.07.2022.
Согласно сведениям, указанным ИП Тухтаевым А.А. в статформе, отчетный период - июль 2022 года, дата заполнения документа - 13.08.2022.
Согласно представленным ИП Тухтаевым А.А. пояснениям и счету - фактуре N 98 от 05.07.2022, отправка товаров в Республику Казахстан произведена в июле 2022 года.
Таким образом, ИП Тухтаев А.А. не позднее 12.08.2022 обязан был представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузке товара, осуществленной в июле 2022 года.
Статформа представлена ИП Тухтаевым А.А. на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 13.08.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
13.08.2022 ИП Тухтаев А.А. представил в Кемеровскую таможню на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20220813103414166 (регистрационный номер 10608000/130822/С095104), согласно которой ИП Тухтаев А.А. вывез из Российской Федерации в Республику Кыргызстан в адрес ООО "Тайга Групп" товары (пиломатериалы обрезные х/п, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, доска обрезная ГОСТ 8486-86, сорт 3-4, ТНВЭД 4407129906, 4407119406; всего 14 товаров).
В соответствии с графой 10 статформы отправка товаров ИП Тухтаевым А.А. осуществлялась на основании счета - фактуры (инвойса) N 93 от 01.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 94 от 04.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 95 от 04.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 96 от 04.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 97 от 05.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 101 от 14.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 102 от 14.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 103 от 15.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 104 от 18.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 105 от 18.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 108 от 20.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 109 от 21.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 110 от 22.07.2022, счета - фактуры (инвойса) N 111 от 25.07.2022, договора N 11-05/2022 от 11.05.2022, декларации о сделках с древесиной (ДСД) N 0002041700047132701750181091 от 11.05.2022. Согласно сведениям, указанным ИП Тухтаевым А.А. в статформе, отчетный период - июль 2022 года, дата заполнения документа - 13.08.2022.
Согласно представленным ИП Тухтаевым А.А. пояснениям и счетам - фактурам N 93 от 01.07.2022, N 94 от 04.07.2022, N 95 от 04.07.2022, N 96 от 04.07.2022, N 97 от 05.07.2022, N 101 от 14.07.2022, N 102 от 14.07.2022, N 103 от 15.07.2022, N 104 от 18.07.2022, N 105 от 18.07.2022, N 108 от 20.07.2022, N 109 от 21.07.2022, N ПО от 22.07.2022, N 111 от 25.07.2022, отправка товаров в Республику Кыргызстан произведена в июле 2022 года.
Таким образом, ИП Тухтаев А.А. не позднее 12.08.2022 обязан был представить в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузке товара, осуществленной в июле 2022 года.
Статформа представлена ИП Тухтаевым А.А. на сайте ФТС России в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, 13.08.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
22.09.2022 должностным лицом отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 2 Томского таможенного поста Кемеровской таможни в отношении ИП Тухтаева А.А., составлены протоколы об административном правонарушении (далее - АП) N 10608000-938/2022, N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022, N 10608000-942/2022, по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (далее - статформа).
Постановлениями начальника Томского таможенного поста Кемеровской таможни от 06.10.2022 о назначении административного наказания по делам об АП N 10608000- 938/2022, N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022, N 10608000- 942/2022, ИП Тухтаев А.А. признан виновным в совершении АП, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание с учетом примечания 1 к статье 19.7.13 КоАП РФ, в соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ - в виде административного штрафа в размере минимальной санкции - 50 000 рублей (по каждому постановлению).
Решениями по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 вынесенными Кемеровской таможней N 10608000/1ф/1А, N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А, указанные постановления оставлены без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлениями, ИП Тухтаев А.А. обратился с настоящим заявлением в суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из доказанности события и состава вмененного административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений. При этом принимая во внимание статус заявителя (микропредприятие), незначительный срок не исполнения предусмотренной законом обязанности, арбитражный суд счел, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-938/2022 от 06.10.2022 и решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенные Кемеровской таможней подлежат изменению в части размера штрафа (25 000 руб.).
Признавая постановления таможенного органа от 06.10.2022 N 10608000- 939/2022; N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022; N 10608000-942/2022, а также Решения по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А, вынесенные Кемеровской таможней, незаконными, суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона N70-ФЗ, пришел к выводу, что заявитель подлежал привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения (постановление о привлечении к административной ответственности N 10608000-938/2022 от 06.10.2022).
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с частью 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) обязанность предоставлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами. В соответствии с пунктом 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" (далее - Правила N 891) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения (пункт 6 Правил N 891).
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
ИП Тухтаев А.А. был обязан представить в Кемеровскую таможню (Томский таможенный пост) статформы за июль 2022 года не позднее 12.08.2022 (включительно), вместе с тем, статформа с системными номерами
- ED20220813050140784 (регистрационный номер 10608000/130822/С095076)
- ED20220813044418590 (регистрационный номер 10608000/130822/С095074)
- ED20220813045211655 (регистрационный номер 10608000/130822/С095075)
- ED20220813050622146 (регистрационный номер 10608000/130822/С095077)
- ED20220813103414166 (регистрационный номер 10608000/130822/С09510)
были представлена с использованием электронной подписи заявителя на официальном сайте Федеральной таможенной службы РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.customs.ru) лишь 13.08.2022.
Согласно информации, полученной из федеральной базы данных КПС "Правоохрана - Административные правонарушения" ИП Тухтаев А.А. ранее привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ по делу об АН N 10608000-1638/2021. Постановление по указанному делу об АП вынесено 07.12.2021 с назначением наказания ИП Тухтаеву А.А. с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Дата вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по делу об АП N 10608000-1638/2021 - 21.12.2021 Следовательно, ИП Тухтаев А.А. повторно совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина предпринимателя выразилась в том, что он в соответствии с таможенным законодательством не исполнил надлежащим образом свои обязанности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, хотя имел и правовую, и реальную возможность своевременно подать в таможенный орган статистическую форму.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель предпринял исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, предприниматель (являясь постоянным участником внешнеэкономической деятельности) должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, предприниматель не доказал принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства. Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Предприниматель ранее совершил правонарушение, ответственность, за которые предусмотрена статьей 19.7.13 КоАП РФ, то есть правонарушение совершено повторно, в связи с чем его действия правомерно квалифицированы по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Совершенное заявителем правонарушение посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли и свидетельствует в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовой обязанности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие последствий само по себе не является основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В данном случае, невыполнение предпринимателем установленных требований представляет существенную угрозу общественным отношениям в области таможенного регулирования, выразившееся в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, поскольку препятствуют таможенному органу обеспечивать надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечения регулятивных требований для обеспечения адекватности и эффективности принимаемых управленческих решений.
Состав данного правонарушения формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт совершения правонарушения, вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.
Учитывая характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, суд не установил оснований для признания правонарушения малозначительным и применения по отношению к обществу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку обстоятельства совершения учреждением рассматриваемого административного правонарушения не обладают свойством исключительности.
Оснований для применения статьи 4.1.1. КоАП РФ рассматриваемом случае также не имеется. Судом не усматривается, что в рассматриваемом случае соблюдаются условия статьи 3.4 КоАП РФ для целей такого административного наказания, как предупреждение.
Вместе с тем, арбитражный суд счел возможным изменить оспариваемое постановление N 10608000-938/2022 от 06.10.2022 в части назначенного предпринимателю наказания, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
При этом суд учел положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П. Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП Российской Федерации внесены изменения и дополнения, относящиеся к основаниям привлечения к административной ответственности и вопросам назначения наказания.
Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4- П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти 16 положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определил особый порядок исполнения данного Постановления, в частности допустил возможность в исключительных случаях и только в судебном порядке снижать размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся элементы массива обстоятельств в совокупности.
Принимая во внимание статус заявителя (микропредприятие), незначительный срок не исполнения предусмотренной законом обязанности, арбитражный суд первой инстанции правомерно счел, что Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10608000-938/2022 от 06.10.2022 и Решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенные Кемеровской таможней в отношении индивидуального предпринимателя Тухтаева Абдурахмона Абдухоликовича, подлежат изменению в части размера штрафа (25 000 руб.).
Федеральным законом N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Оспариваемыми постановлениями, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. (по каждому постановлению). Вместе с тем, вышеуказанные постановления и решения вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов об административных правонарушениях, датой составления протоколов об административном правонарушении, а также сроком представления отчетности. Таким образом, учитывая положения Федерального закона N 70-ФЗ заявитель подлежал привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения (постановление о привлечении к административной ответственности N 10608000-938/2022 от 06.10.2022).
Доводы таможенного органа о том, что Таможня не проводила контрольнонадзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществляла функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем, не применяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, являются необоснованными и формальными, противоречащими целям принятия Федерального закона N 70-ФЗ, принятого в целях снижение административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса. Понятие государственного контроля согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности. В соответствии с Типовым положением о подразделении таможенной статистики службы таможенного контроля после выпуска товаров таможни, утвержденного приказом ФТС России от 30.10.2020 N 952, задачами подразделения таможенной статистики являются обеспечение контроля соблюдения российскими лицами установленного порядка представления сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и необходимых для формирования официальной статистической информации о взаимной торговле товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС (пункт 11 типового положения), выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, при проведении контроля за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений ((пункт 17 типового положения).
Оспариваемые в настоящем деле постановления таможенного органа вынесены Таможней в рамках одной проверки, что подтверждается уведомлением на составление протоколов от 25.08.2022, статистическими формами учета. Принимая во внимание изложенное, а также то, что доказательства исполнения оспариваемых постановлений в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания постановлений таможенного органа от 06.10.2022 N 10608000- 939/2022; N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022; N 10608000-942/2022, а также Решений по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А, вынесенных Кемеровской таможней, незаконными.
Ссылка на судебную практику, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела судебный акт не имеет, принят судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела. Сама по себе, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и иное толкование ими положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствуют о существенных нарушениях судом первой инстанции норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, и соответственно, не облагаются государственной пошлиной и апелляционные жалобы по таким делам.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9739/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9739/2022
Истец: Тухтаев Абдурахмон Абдухаликович
Ответчик: Кемеровская таможня, Начальник Томского таможенного поста Борисенко Марина Анатольевна
Третье лицо: Имерели Елена Геннальевна