г. Вологда |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А13-8771/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СРВ Логистик" Грибова Д.А. по доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СРВ Логистик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 января 2023 года по делу N А13-8771/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СРВ Логистик" (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, Пречистенская набережная, дом 34А, офис 6; ОГРН 1163525101739, ИНН 3525388981;
далее - Общество) обратилось к администрации города Вологды (адрес: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) с иском о признании незаконным распоряжения от 31.05.2022 N 241 Департамента имущественных отношений администрации города Вологды (далее - Департамент), возложении на Администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление Общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2079.
Решением суда от 20 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.02.2019 Обществом (арендатор) и Администрацией (арендодатель) был заключен договор N 24-1519гс о предоставлении в аренду земельного участка, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование, а арендаторы принимают земельный участок, государственная собственность на который не разграничена: кадастровый номер 35:24:0303006:2079, площадь 8000 кв. м, адрес (описание местоположения): Вологодская область, город Вологда, улица Северная, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания склада с открытой автостоянкой, ограничения (обременения): санитарно-защитная зона: СЭЗ от 10.11.2017 N 35.ВЦ.02.000.Т.000781.11.17, СЭЗ от 29.09.2009 N 35.ВЦ.02.000.Т.000604.09.09, зона санитарной охраны источников водоснабжения: заключение от 14.02.2011 N 34-п, СЭЗ от 26.11.2009 N 35.ВЦ.02.000.Т.000761.11.09.
На участке находится объект незавершенного строительства (с кадастровым номером 35:24:0303006:11644) площадью 103,5 кв. м, степень готовности 80%, находящийся в собственности Общества, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 01.02.2019 внесена запись регистрации N 35:24:0303006:11644-35/001/2019-1 (пункт 1.2 договора).
Договор о предоставлении в аренду земельного участка от 07.02.2019 N 24-1519гс прекратил свое действие 04.02.2022 (пункт 1.3 договора).
Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду под существующим объектом недвижимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2079 площадью 8000 кв. м сроком на 49 лет для продолжения строительства (лист дела 30).
Распоряжением от 31.05.2022 Департамент отказал в предоставлении в аренду Обществу земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:2079 без проведения торгов ввиду значительного превышения площади испрашиваемого земельного участка площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером 35:24:0303006:12739 и непредставления доказательств необходимости использования всей площади для эксплуатации объекта (лист дела 31).
Общество, полагая, что отказ Департамента в заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 указанного Кодекса.
При этом на основании пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно статье 11.2 указанного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования к образуемым земельным участкам установлены статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статьи 11.9 Кодекса).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 ЗК РФ. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
Предоставление земельных участков в собственность без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежде всего исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, в связи с чем площадь передаваемого в собственность участка определяется в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 11.9 этого же кодекса.
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
Условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
Так, заявитель обязан обосновать площадь земельного участка, занятую зданием и необходимую для их использования.
Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. Указанные правовые позиции изложены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N и от 03.06.2014 N 1152/14, определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 (далее - Правила) земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:2079 расположен в территориальной зоне ПЗ "Зона застройки промышленными объектами не выше IV класса опасности".
Согласно установленным параметрам, содержащимся в таблице 10.1 статьи 34 главы 9 части III Правил градостроительным регламентом предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка с видом разрешенного использования "склад" (пункт 25 таблицы 10.1) не установлены.
Как следует из установленных в таблице 10.1 статьи 34 главы 9 части III Правил показателей максимальный процент застройки земельного участка с видом разрешенного использования "склад" составляет 60%, в связи с чем, максимальный процент застройки для земельного участка площадью 8000 кв. м составляет 4800 кв. м.
В представленной проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство здания склада, содержится информация о площади участка под благоустройство и размещение объекта капитального строительства в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка".
Согласно указанной проектной документации площадь застройки составляет 121,40 кв. м, площадь покрытий 445,20 кв. м, площадь отмостки - 43,45 кв. м, площадь озеленения - 7389,95 кв. м.
Таким образом, учитывая технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, минимальный допустимый размер земельного участка для склада составляет 610 кв. м.
Доказательства того, что весь испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303006:2079 необходим заявителю для эксплуатации принадлежащего ему здания в материалах дела отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств дела оспариваемый отказ Департамента соответствует действующему законодательству и не нарушает предоставленное статьей 39.20 ЗК РФ исключительное право Общества на приобретение земельного участка, на котором находится принадлежащее ему недвижимое имущество.
При этом Общество не лишено возможности сформировать земельный участок, занятый принадлежащим ему объектом недвижимости, размер которого подлежит определению в соответствии с действующим законодательством, для предоставления его в порядке статьи 39.20 ЗК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 января 2023 года по делу N А13-8771/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СРВ Логистик" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СРВ Логистик" (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, Пречистенская набережная, дом 34А, офис 6; ОГРН 1163525101739, ИНН 3525388981) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.02.2023 N 12.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8771/2022
Истец: ООО "СРВ Логистик"
Ответчик: Администрация города Вологды