г. Челябинск |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А34-8528/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2023 по делу N А34-8528/2022.
В судебное заседание явился представитель публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Соловьева Юлия Валерьевна (паспорт, доверенность от 30.12.2021, срок действия до 31.12.2024, диплом).
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - истец, ПАО "КГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества) о взыскании с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества 951 304 руб. 87 коп. неосновательного обогащения в результате уплаты арендных платежей по договору от 07.12.2004 N 45-04-64 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, процентов за пользование чужим денежными средствами в размере 82 927 руб. 26 коп. за период с 08.05.2019 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятых определением от 19.09.2022, т. 2 л.д. 56-59, т. 3 л.д. 10-11).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2023 (резолютивная часть от 21.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось ПАО "КГК" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582), приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), полагал, что поскольку земельный участок находится в федеральной собственности, на нем размещены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, размер арендной платы по договору не может превышать 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка в связи с чем, на стороне истца образовалась переплата по договору аренды. Апеллянт отметил, что земельный участок может быть не только предоставлен, но и занят для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что факт передачи истцу спорного земельного участка для обслуживания производственной базы не исключает факта размещения на нем объектов, используемых в сфере теплоснабжения, что сам факт наличия на земельном участке только тепловой трассы уже предполагает расчет размера арендной платы согласно Приказу N 217. Апеллянт указал, что объекты, используемые в сфере теплоснабжения, - это любые объекты, которые используются для обеспечения потребителей тепловой энергией, теплоносителе, тогда как все расположенные на арендуемом земельном участке объекты недвижимости вовлечены в процесс теплоснабжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (реорганизованным путем присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях) (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Курганэнерго" (арендатор) был заключен договор N 45-04-64 от 07.12.2004 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (т. 1 л.д. 55-59).
Согласно условиям данного договора арендодатель предоставляет арендатору во владение и пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005, находящийся по адресу -местоположение: установлено относительно ориентировки - производственная база, расположенная в границах участка, адрес ориентира: г. Курган, ул. Куртамышская, 9 (далее - Участок), для использования в целях обслуживания производственной базы в границах, указанных в кадастровой карте Участка N 2-25/04-1353/2 от 03.06.2004, прилагаемом к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадь 7697 кв.м (п. 1 договора).
Договор действует с 07.12.2004 по 05.12.2009 и вступает в силу с момента подписания договора (п. 2.1 договора).
Размер арендной платы за Участок составляет 31 693 руб. 60 коп. в год на основании материалов об оценке земельного участка и 2 641 руб. 13 коп. в месяц (п. 5.1 договора).
Размер арендной платы определен в приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора (п. 5.2 договора).
Размер арендной платы пересматривается:
- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы на земельный участок, но не реже одного раза в 5 лет (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка);
- в случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами (п. 5.3 договора).
Все изменения, вносимые в договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, за исключением случаев, предусмотренных п. 5.3 договора.
Земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005 передан арендатору по акту приема-передачи от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 60).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
01.01.2008 между сторонами заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору N 45-04-64 от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 60), согласно которому стороны договорились произвести замену стороны 1 (ОАО "Курганэнерго") на сторону 2 (ОАО "Курганская генерирующая компания").
Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 61).
03.12.2009 дополнительным соглашением N 2 внесены изменения:
- в преамбулу договора аренды N 45-04-64 от 07.12.2004 (п. 1.1 соглашения);
- пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Договор действует с 07.12.2004 по 06.12.2014 и вступает в силу с момента государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- раздел 5 договора аренды N 45-04-64 от 07.12.2004 изложен в новой редакции: "5.1. Размер арендной платы за Участок составляет 152 400 руб. в год, размер арендной платы в месяц составляете 12 700 руб. 05 коп.
5.2. Расчет арендной платы определен в Приложении N 2 к Договору, которое является его неотъемлемой частью.
5.3. Размер арендной платы изменяется Арендодателем:
5.3.1. В одностороннем порядке ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год с предварительным уведомлением Арендатора.
5.3.2. При изменении рыночной стоимости земельного участка, при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка), но не чаще одного раза в год, на основании дополнительных соглашений к Договору.
5.3.3. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами".
Также были внесены изменения в пункты 5.4, 5.5, раздел 6 "Права и обязанности сторон", разделы 7 "Изменение и прекращение договора", раздел 8 "Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств сторонами", раздел 9 "Ответственность сторон", а также разделы 10, 11 договора аренды N 45-04-64 от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 62-64).
20.11.2012 сторонами подписано дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка N 45-04-64 от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 66), которым внесены изменения в пункт 2.1 договора, который изложен в следующей редакции: "Договор действует с 07.12.2004 по 06.12.2049 и вступает в силу с момента государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
28.02.2014 между сторонами подписано дополнительное соглашение N 4 к договору аренды земельного участка N 45-04-64 от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 69-70), которым внесены изменения в раздел 5 договора "Размер и условия внесения арендной платы", который изложен в следующей редакции:
"5.1. Размер арендной платы за пользование Участком составляет 172 085 руб. 68 коп. в год, размер арендной платы в месяц - 14 340 руб. 47 коп.
5.2. Размер арендной платы определен в Приложении N 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
5.3. Размер арендной платы изменяется Арендодателем:
5.3.1. В одностороннем порядке ежегодно путем корректировки на коэффициент-инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год с предварительным уведомлением арендатора;
5.3.2. При изменении рыночной стоимости земельного участка, при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка), но не чаще одного раза в год, на основании дополнительных соглашений к Договору.
5.3.3. В случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования Участка в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.
5.3.4. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами".
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения N 4 приложение N 2 изложено в новой редакции, согласно которому арендная плата рассчитывается в соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также согласно отчету независимого оценщика от 16.09.2013 N 189.13.10, выполненному ООО "Эксперт-О", и составляет 172 085 руб. 68 коп. в год (т. 1 л.д. 70).
11.01.2016 сторонами подписано дополнительное соглашение N 5 к договору аренды земельного участка N 45-04-64 от 07.12.2004 (т. 1 л.д. 71), которым внесены изменения в пункт 5.1 раздела 5 договора "Размер и условия внесения арендной платы".
Пункт 5.1 договора изложен в новой редакции: "5.1. Размер арендной платы за пользование Участком составляет 277 004 руб. 97 коп. в год, размер арендной платы в месяц - 23 083 руб.75 коп.".
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения N 5 приложение N2 изложено в новой редакции, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 2 518 227 руб., размер ставки - 11%. Арендная плата рассчитывается в соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также согласно отчету от 24.09.2015 N ОН-15088/45, выполненному ИП Вольхиным А.В.
Ежегодно арендодатель (ответчик) устанавливал размер арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка - 2 518 277 руб. и коэффициента инфляции, в том числе на 2019 год размер арендной платы составил 312 491 руб. 75 коп.; на 2020 год - 321 866 руб. 50 коп.; на 2021 год - 333 775 руб. 56 коп., на 2022 год - 347 126 руб. 58 коп.
Истцом за спорный период вносилась арендная плата по указанному договору с учетом подписанных дополнительных соглашений, в том числе за период с 07.05.2019 по 06.04.2022 в общем размере 979 678 руб. 73 коп.
Полагая, что размер арендной платы определен ответчиком неверно, к спорному земельному участку необходимо применять ставку 0,7 % от кадастровой стоимости как к земельному участку, находящемуся в собственности Российской Федерации и предоставленному для размещения объектов, используемых в сфере теплоснабжения, ПАО "КГК" обратилось к МТУ Росимущества с претензией от 22.04.2022 N 905, в которой потребовало возврата излишне уплаченных арендных платежей в размере 861 111,65 руб. (т. 2 л.д. 1-2, 3).
Оставление МТУ Росимущества указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "КГК" в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен арендатору по его заявлению в целях обслуживания производственной базы, а не для размещения объектов, используемых в сфере теплоснабжения, земельный участок не предназначен для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, следовательно требования истца лишены законного основания.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
На основании пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если иное не установлено законом и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
С учетом указанных норм права, применительно к рассматриваемой ситуации плата за пользование земельным участком может являться неосновательным обогащением в том случае, если такая плата уплачена в отсутствие на то правовых оснований либо уплачена излишне.
Как следует из материалов дела, на основании договора N 45-04-64 от 07.12.2004, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору N 45-04-64 от 07.12.2004 между МТУ Росимущества (арендодатель) и ПАО "КГК" (арендатор) возникли обязательственные правоотношения по аренде обществом земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005 для использования в целях обслуживания производственной базы в границах, указанных в кадастровой карте участка N 2-25/04-1353/2 от 03.06.2004, общей площадь 7 697 кв.м.
Указанный земельный участок был предоставлен арендатору по его заявлению распоряжением ТУ Росимущества от 07.12.2004 N 874 с видом разрешенного использования - в целях обслуживания производственной базы (т. 1 л.д. 67).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития РФ во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, издало приказ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, земельный участок с кадастровым номером 45:25:070102:0005 имеет вид разрешенного использования - для использования в целях обслуживания производственной базы.
Под указанный вид разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером 45:25:070102:0005 был предоставлен арендатору, с которым был заключен договор аренды N 45-04-64 от 07.12.2004.
Земельный участок с кадастровым номером 45:25:070102:0005 для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ПАО "КГК" или его правопредшественнику не предоставлялся.
Пунктом 5.1 договора было определено, что размер арендной платы за Участок составляет 31 693 руб. 60 коп. в год на основании материалов об оценке земельного участка.
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения N 5 к договору стороны определили, что арендная плата рассчитывается в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также согласно отчету от 24.09.2015 N ОН-15088/45, выполненному ИП Вольхиным А.В.
В ходе судебного разбирательства сторонами произведен совместный осмотр земельного участка, по результатам которого оформлен акт от 06.10.2022 с фотоматериалами (т. 3 л.д. 20-29).
В результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070102:5 расположены следующие объекты:
1) контрольно-пропускной пункт площадью 31,1 кв.м, количество этажей 1, кадастровый номер 45:25:070102:353 (фото N 1, 2);
2) 4 движимых контейнера/бокса (2 красных и 2 серых с бежевыми элементами), используемых ПАО "КГК" для хранения ТМЦ (фото N 3,4);
3) Гараж, количество этажей 1, используется ПАО "КГК" для хранения ТМЦ (фото N 5);
4) Гараж, количество этажей 1, используется ПАО "КГК" для хранения ТМЦ (фото N 6);
5) Навес на 2 места специализированной техники, используется ПАО "КГК" (фото N 7);
6) Здание холодного склада, общей площадью 124,4 кв.м, количество этажей 1, кадастровый номер 45:25:070102:353 (фото N 8), собственность Российской Федерации, не используется;
7) Административно-производственное здание площадью 2 011 кв.м., количество этажей 3, кадастровый номер 45:25:070102:3409 (фото N 9, 10), используется ПАО "ГКГ" для размещения персонала;
8) Служебно-бытовое здание площадью 986,8 кв.м, количество этажей 2, кадастровый номер 45:25:070102:352 (фото N 11, 12, 13, 14), используется ПАО "КГК" для размещения транспортных средств, их ремонта и обслуживания;
9) Гараж на 3 бокса, используется ПАО "КГК" для хранения ТМЦ (фото N 15);
10) Тепловая трасса с компенсаторами от ПСЗ-1а (ПС), СТ-3\1 (ПС), Ст-3А (ОС) до ул. Коли Мяготина N 42, до ул. Юргамышской, вдоль железной дороги, ул. Джамбула, ул. Куртамышской, ул. Невежина, воздушной и подземной прокладки с кадастровым номером 45:25:00000:28222 (фото N 16), используется ПАО "КГК";
11) Кабельная линия электропередач с кадастровым номером 45:25:070102:4095, используется ПАО "КГК".
На объекте находятся многочисленные транспортные средства, трубы разной длины, листы железа (фото N 17, 18).
Содержание указанного акта осмотра от 06.10.2022 подтверждает целевой характер использования истцом арендуемого земельного участка - размещение и обслуживание производственной базы.
То обстоятельство, что по части земельного участка проходит тепловая трасса, вопреки суждениям апеллянта, не подтверждает довода о том, что спорный земельный участок был предоставлен арендатору для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, в частности указанной теплотрассы.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца подтвердил, что теплотрасса пролегает по краю земельного участка, транзитом.
Доказательства того, что имеющееся на арендуемом земельном участке движимое и недвижимое имущество истца не образует производственную базу, а имеет единственной целью - обслуживание указанной теплотрассы, материалы дела не содержат.
Пункт 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) определяет понятие объектов теплоснабжения как источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности.
В соответствии с пунктами 3, 5, 8 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Исходя из норм пункта 5.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, к объектам теплоснабжения относятся источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.
То есть, к объектам теплоснабжения следует отнести весь комплекс устройств, при помощи которых производится теплоснабжение - это теплогенерирующие станции или установки, тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные, тепловые сети, предназначенные для производства и транспортировки тепловой энергии, а также объекты и сооружения, основное и вспомогательное оборудование, используемые для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации тепловых сетей.
Суд первой инстанции верно отметил, что объекты, расположенные на спорном земельном участке: контрольно-пропускной пункт, навес для размещения техники, служебно-бытовое здание, административно-производственное здание, гаражи, движимые контейнеры, навесы не могут быть задействованы для производства и транспортировки тепловой энергии, поскольку предназначены для иных целей.
Вопреки доводам апеллянта, в том случае, если бы земельные участки, расположенные (занятые) под всеми объектами, принадлежащими теплоснабжающим организациям, имели льготный режим арендной платы, необходимости перечисления таких объектов в нормативно-правовых актах, устанавливающих соответствующие льготы, не имелось бы, поскольку достаточным для применения льготы должен был выступать сам статус арендатора.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что законодательно избран иной подход - льготирование применительно к назначению объекта, под которым расположен земельный участок. По этой причине применение льготного режима арендной платы за землю ко всем участкам, используемым теплоснабжающими организациями, представляется неправомерным.
Из буквального толкования пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, пункта 5 Правил N 582, приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 следует, что целью приведенного в них нормативного регулирования явилось льготирование эксплуатации трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для целей размещения которых и должен был быть предоставлен земельный участок.
Суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, что указанная льгота может быть применена только к земельным участкам, которые были предоставлены и заняты объектами функционального оборудования, непосредственно обеспечивающими теплоснабжение.
Поскольку спорный участок не был предназначен и не был предоставлен арендатору для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, следовательно, суд пришел к верному выводу, что требования истца лишены законного основания и удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что податель апелляционной жалобы не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "КГК".
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции, а представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств и применения судом первой инстанции к спорным правоотношениям норм материального права, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2023 по делу N А34-8528/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8528/2022
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: в лице Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях
Третье лицо: РФ в лице Министерства финансов РФ, УФК по Курганской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом