23 мая 2023 г. |
Дело N А83-23073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 202 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Кравченко В.Е.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аконс Инжиниринг" - Соценко А.С., представитель по доверенности от 06.07.2022, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом; Колесникова Г.С., представитель по доверенности от 12.05.2023, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
в отсутствие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, надлежаще извещённого о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2023 года по делу N А83-23073/2022, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аконс Инжиниринг" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным уведомления, по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Аконс Инжиниринг" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аконс Инжиниринг" (далее - заявитель, общество, ООО "Аконс Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Филиал N 1 (далее - Фонд), в котором просит признать недействительным и несоответствующим Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" решение, оформленное уведомлением от 20.04.2022, об определении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40% к суммам выплат и иных вознаграждений в соответствии с ОКВЭД 77.32 "аренда и лизинг строительных машин и оборудования" и применить для него тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3% к суммам выплат и иных вознаграждений в соответствии с ОКВЭД 33.12 "ремонт машин и оборудования".
В свою очередь, Фонд обратился со встречным исковым заявлением, в котором, с учетом принятых судом уточнений, просил взыскать с общества штраф, начисленный на основании решения N 910122100121003 от 07.11.2022 за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности в соответствии со статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), в размере 5 184,81 руб.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Филиал N 1 на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2023 заявленные обществом требования удовлетворены, оспоренное уведомление признано незаконным, на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, установив для ООО "Аконс Инжиниринг" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в размере 1,3% к суммам выплат и иных вознаграждений в соответствии с ОКВЭД 33.12 "ремонт машин и оборудования". В удовлетворении встречного заявления Фонда отказано. Судом разрешен вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и норам права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Аконс Инжиниринг" отказать и удовлетворить встречные исковые требования Фонда. Полагает, что судом неправильно применены положения Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), в соответствии с которыми при непредставлении страхователем в срок до 15 апреля документов, подтверждающих основной вид его экономической деятельности, Фонд относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД. Поскольку страхователь предоставил позже установленного законодательством срока документы, необходимые для подтверждения основного вида экономической деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по результатам финансового 2021 года, Фонд при отсутствии информации о фактически осуществляемой деятельности, правомерно основывался на данных, указанных в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ и отнес в соответствующем году такого страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, тем самым обеспечивая права застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.
В судебном заседании представители ООО "Аконс Инжиниринг" не согласились с доводами апелляционной жалобы, считая их несостоятельными, просили судебное решение оставить без изменений.
Фонд, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, общество (ОГРН 1189112041612) зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 1 регионального отделения фонда 28.12.2018 и согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) его основным видом экономической деятельности является "строительство жилых и нежилых зданий" код ОКВЭД 41.20, что соответствует 1 классу профессионального риска с тарифом 0, 2 %, дополнительными видами деятельности являются еще 40 кодов, в том числе "ремонт машин и оборудования" код ОКВЭД 33.12, что соответствует 12 классу профессионального риска с тарифом 1,3 %.
В связи с непредставлением в установленный срок - до 15.04.2022 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, Фондом 20.04.2022 выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому Фондом с 01.01.2022 определен основной вид деятельности "аренда и лизинг строительных машин и оборудования" (код 77.32) и установлен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 %.
21.09.2022 Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 43 264,31 руб. образовавшаяся за период с 01.04.2022 по 30.06.2022, начислен штраф в размере 5 184,81 руб. и пеня в размере 53,21 руб., что отражено в акте N 910122100121001.
06.10.2022 общество почтовой связью направило в адрес филиала N 1 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2021 год по коду ОКВЭД 33.12, приложив справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Письмом от 19.10.2022 за исх.N 001-03-36/03-13033 Фонд отказал заявителю в установлении иного размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в связи с тем, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности подано позже установленного срока.
В порядке досудебного урегулирования спора, общество обратилось в Фонд с претензией, в которой просило рассмотреть возможность урегулирования ситуации и применить для общества соответствующий тарифа на 2022 год в размере 1,3% по фактическому виду деятельности соответствующему ОКВЭД 33.12 "ремонт машин и оборудования", аннулировать недоимку ООО "Аконс Инжиниринг", начисленную по акту камеральной проверки и отменить наложенный штраф.
В ответ на досудебную претензию письмом от 20.10.2022 Фонд отказал заявителю в пересмотре и изменении размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в связи с непредставлением в установленный срок документов, подтверждающих основной вид деятельности.
Не согласившись с указанным уведомлением от 20.04.2022, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В связи с тем, что штраф в размере 5 184,81 руб., начисленный по результатам проведенной камеральной проверки на основании решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 07.11.2022 N 910122100121003 не уплачен, Фонд обратился в арбитражный суд со встречным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании штрафа.
Удовлетворяя заявленные в рамках настоящего дела обществом требования и отказывая в удовлетворении встречного требования Фонда, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 21 Закона N 125-ФЗ, пункта 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Пункт 13 Правил N 713 и пункт 5 Порядка N 55 предусматривают, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
По смыслу указанных нормативных положений страхователь, не представивший в установленный срок документы, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Из смысла Порядка N 55 и Правил N 713 следует, что целью представления страхователями до 15 апреля текущего отчетного года основного вида экономической деятельности является актуализация текущих изменений видов предпринимательской деятельности, в связи с чем и введена обязанность ежегодного представления соответствующих сведений.
В то же время, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Как верно отметил суд, право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае Фондом не представлено доказательств обоснованности отнесения предприятия к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех перечисленных в Едином государственном реестре юридических лиц, доказательств того, что определенный Фондом вид деятельности "аренда и лизинг строительных машин и оборудования" (код ОКВЭД 77.32) являлся основным видом деятельности общества в 2021 году также не представлено. В свою очередь, обществом документально подтверждено, что основным видом его экономической деятельности в 2021 году являлся "ремонт машин и оборудования" (код ОКВЭД 33.12), относящийся к 12 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3 %. Данное обстоятельство Фондом не оспаривается.
То обстоятельство, что у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия решения об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия Фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Таким образом, непредставление в установленный срок необходимых документов для подтверждения основного осуществляемого им вида экономической деятельности, само по себе не является основанием для произвольного определения Фондом вида основной осуществляемой страхователем деятельности.
Приводимая Фондом позиция о том, что действия Фонда по установлению страхователю тарифа ввиду непредставления им в установленный срок предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 документов законны, так как основаны на положениях пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, несостоятельна.
По мнению суда апелляционной инстанции, такой подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции по праву удовлетворил заявленные обществом требования, признав, что определение Фондом страховых взносов в повышенном размере является неправомерным, и учитывая, что спорное уведомление признано судом незаконным, в связи с чем отсутствуют правовые оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, правомерно отказал в удовлетворении уточненного встречного требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании приведенных норм закона.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, влекущим отмену судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2023 года по делу N А83-23073/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23073/2022
Истец: ООО "АКОНС ИНЖИНИРИНГ", ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: ФИЛИАЛ N 1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ