г. Пермь |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А60-14/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский": Махнев И.В., доверенность от 27.07.2022, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: Рафикова А.С., доверенность от 28.12.2022, удостоверение, диплом;
от третьего лица - Прокуратуры Свердловской области: Захаров Е.В., удостоверение, поручение от 12.05.2023,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 января 2023 года по делу N А60-14/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский" (ИНН 6659170598, ОГРН 1086659005410)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: Прокуратура Свердловской области
о признании недействительным решения от 29.12.2021 N 29-05-01/54821 о внесении изменений в реестр лицензий, об обязании восстановить незаконно исключенные многоквартирные дома в реестре лицензий, по объединенному делу о признании недействительным решения N 29-05-01/18704 от 06.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский" (далее также - заявитель, ООО УК ЖК "Адмиральский", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными, нарушающими пп. "а" п. 14 Приказа Минстроя России N 938/пр, действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) по исключению 30 декабря 2021 года всех многоквартирных домов из реестра лицензии ООО УК ЖК "Адмиральский"; признании решения Департамента о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 29.12.2021 N 29-05-01/54821 недействительным, решений и действий его должностных лиц незаконными.
Определением суда от 24.02.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Свердловской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК ЖК "Адмиральский" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, которым заявленные обществом требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что при вынесении оспариваемого решения от 29.12.2021 года N 29-05-01/54821 Департамент не верно определил даты события административного правонарушения, и следовательно незаконного применил к ООО УК ЖК "Адмиральский" положения ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ. Многоквартирные дома, находившиеся в реестре лицензий ООО УК ЖК "Адмиральский" исключены Департаментом с нарушением действующего законодательства, решение N 29-05-01/54821 от 29.12.2021 незаконно, как и исключение многоквартирных домов 30.12.2021 из реестра лицензий ООО УК ЖК "Адмиральской" и подлежит отмене.
Департамент и третье лицо по основаниям, изложенным в представленных в суд апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявителем представлены возражения на отзыв заинтересованного лица.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил жалобу удовлетворить, обжалуемое решение суда отменить.
Представители Департамента и прокуратуры в судебном заседании указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от 07.04.2021 N 52-ЛК ООО УК ЖК "Адмиральский" предоставлена лицензия от 07.04.2015 N 047 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД).
В адрес ООО УК ЖК Адмиральский" от Департамента поступило решение N 29-05-01/54821 от 29.12.2021, из которого следует, что по результатам мониторинга лицензиатов в отношении ООО УК ЖК "Адмиральский" назначены административные наказания по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ в части непередачи технической документации на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими многоквартирными домами документами, технических средств и оборудования уполномоченным собственникам помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Циолковского, 27, ул. Ломоносова, 59а, в связи с чем, Департамент исключает из реестра лицензий все многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества, с 30 декабря 2021 года.
Полагая, что решение N 29-05-01/54821 от 29.12.2021 и действия Департамента по исключению 30 декабря 2021 года всех многоквартирных домов из реестра лицензии ООО УК ЖК "Адмиральский" не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое решение и действия Департамента не противоречат жилищному законодательству Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
На основании части 1 статьи 198, статей 200, 201 названного Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, ООО УК ЖК "Адмиральский" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 047 от 07.04.2015.
Постановлением Департамента по делу об административном правонарушении от 02.06.2021 N 29-05-32-167 общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в непередаче технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, д. 113. Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2021 по делу N А60-29280/2021, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по тому же делу, постановление Департамента оставлено без изменения.
Постановлением Департамента по делу об административном правонарушении от 14.07.2021 N 29-05-44-67 общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в непередаче технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Циолковского, д. 27. Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2021 по делу N А60-36606/2021, постановление Департамента оставлено без изменения.
29 декабря 2021 года Департаментом принято решение N 29-05-01/54821 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, в соответствии с которым из Реестра исключены сведения о 5 домах, деятельность по которым ООО УК ЖК "Адмиральский" прекратило с 30.12.2021 осуществлять в связи с назначением обществу дважды в течение двенадцати месяцев административного наказания за нарушение лицензионного требования, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.
Не согласившись с указанным решением от 29.12.2021, ООО УК ЖК "Адмиральский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования общество указывало на отсутствие у Департамента предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия оспариваемого решения, в соответствии с которым из реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО УК ЖК "Адмиральский", исключены все МКД. По мнению заявителя, в данном случае совершение ООО УК ЖК "Адмиральский" второго нарушения лицензионных требований имело место до назначения обществу наказания за совершение первого нарушения, следовательно, отсутствует необходимый состав для применения части 5.2. статьи 198 ЖК РФ и исключения многоквартирных домов из реестра лицензий ООО УК ЖК "Адмиральский".
Признавая оспариваемое решение и действия Департамента законными, суд первой инстанции исходил из того, что судебными актами установлено, что ООО УК ЖК "Адмиральский" допущены нарушения лицензионных требований, которые отнесены к числу грубых, в соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ и департамент обязан был исключить сведения из реестра лицензий о всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Апелляционная коллегия не соглашается с выводами суда и усматривает основания для их переоценки.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), которым в частности установлены лицензионные требования к лицензиату (лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами) помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. "б" п. 3 Положения).
В подпункте "е" пункте 4(1) Положения установлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
В абзаце 2 пункта 4(2) Положения установлено, что при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в", "е", "ж" пункта 4(1) настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
На основании подпункта "а" пункта 14 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора.
Между тем, вопреки аргументам Департамента и позиции арбитражного суда первой инстанций по данному вопросу, перечисленными выше нормами Жилищного кодекса, Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД установлено, что сведения о МКД или домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены, подлежат исключению при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение таких требований, которое отнесено к грубым нарушениям этих требований.
Как указано выше, ООО УК ЖК "Адмиральский" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за совершение грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренного пп. "е" п. 4 (1) Положения N 1110, на основании постановления Департамента от 02.06.2021 N 29-05-32-167 по дому, расположенному по адресу: город Екатеринбург, улица Бакинских Комиссаров, 113 (вступило в законную силу 10.12.2021 на основании решения Арбитражного суда Свердловской области (дело NА60-29280/2021).
ООО УК ЖК "Адмиральский" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за совершение грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренного пп. "е" п. 4 (1) Положения N 1110, на основании постановления Департамента от 14.07.2021 N 29-05-44-67 по дому, расположенному по адресу: город Екатеринбург, улица Циолковского, 27 (вступило в законную силу 22.09.2021 на основании решения Арбитражного суда Свердловской области (дело N А60-36606/2021).
События административных правонарушений, вмененных ООО УК ЖК "Адмиральский", имели место 01.04.2021 согласно постановлению N 29-05-32-167 от 02.06.2021 и 13.05.2021 согласно постановлению N29-05-44-67 от 14.07.2021.
Следовательно, повторное грубое нарушение лицензионных требований, обстоятельства которого установлены в постановлении N 29-05-44-67 от 14.07.2021, совершено 13.05.2021, то есть до 10.12.2021 - дня назначения первого административного наказания.
Таким образом, следует признать обоснованным аргумент общества о том, что второе нарушение совершено до назначения наказания по постановлению N 29-05-32-167, поэтому вновь совершенное нарушение лицензионных требований не допущено, основания для исключения спорных МКД из реестра лицензий общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский" отсутствуют.
Следовательно, доводы Департамента и выводы суда первой инстанции о том, что для исключения из реестра сведений о МКД достаточно совершения лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований вновь (а не назначение наказания за его совершение) в течение двенадцати месяцев со дня назначения лицензиату административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований, а также достаточности наличия двух вступивших в силу административных наказаний за грубое нарушение лицензионных требований, являются несостоятельными.
Доказательств повторного совершения обществом грубого нарушения лицензионных требований в течение двенадцати месяцев с того дня, когда уже было назначено административное наказание за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, Департаментом не представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемые действия и решения Департамента не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в силу ч 2 ст. 201 АПК РФ подлежат признанию незаконными, заявленные требования общества - удовлетворению.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе относятся на заинтересованное лицо.
При оглашении резолютивной части постановления от 16.05.2023 по делу N А60-14/2022 и изготовлении машинописного текста резолютивной части в виде отдельного судебного акта Семнадцатым арбитражным апелляционным судом допущена техническая опечатка, сумма в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ошибочно указана "3 000 руб.", а следовало писать "1 500 руб.".
Настоящим постановлением суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ исправляет указанную опечатку.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2023 года по делу N А60-14/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными, нарушающими пп. "а" п. 14 Приказа Минстроя России N 938/пр, действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по исключению 30 декабря 2021 года многоквартирных домов из реестра лицензии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский".
Признать недействительным решение от 29.12.2021 N 29-05-01/54821, вынесенное Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский" (ИНН 6659170598, ОГРН 1086659005410) 6 000 (Шесть тысяч) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖК АДМИРАЛЬСКИЙ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ