г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А56-114641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Лаврентьев Е.Ю. - директор на основании выписки из ЕГРЮЛ (онлайн), Комаровских Ю.В. по доверенности от 09.01.2023 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5444/2023) ООО "Ланкс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 по делу N А56-114641/2022, принятое
по заявлению ООО "Ланкс"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: УФСИН России по Республике Коми
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ланкс" (ОГРН: 1105476035488, адрес: 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 167/2, кв. 172, далее - ООО "Ланкс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 16.08.2022 N 078/10/104-1012/2022 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании исключить ООО "Ланкс" из реестра недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (ОГРН: 1021100527744, адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Домны Каликовой, д. 19 А, далее - УФСИН, третье лицо).
Решением от 30.12.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Ланкс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что не имело намерения умышленно уклоняться от заключения контракта, предприняло все действия по получению банковской гарантии, осуществило предоплату за поставляемый товар. Кроме того, по мнению Общества, в связи с подачей заявителем жалоб на действия Заказчика в УФАС по Санкт-Петербургу, процедура определения поставщика была приостановлена. Общество также полагает, что Заказчиком нарушены требования, установленные законодательством РФ о контрактной системе, в части определения участника закупки лицом, с которым заключается контракт. Указанное обстоятельство является основанием для отказа во включении информации о подрядчике (поставщике, исполнителе) в РНП в силу пп. "а" пункта 14 Правил N 1078.
В судебном заседании представители ООО "Ланкс" поддержали доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Санкт-Петербургу и УФСИН России по Республике Коми, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, УФСИН (Заказчик) 13.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0307100002322000065 о проведении электронного аукциона на закупку "персонально электронно-вычислительных машин".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 12 149 100 руб.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2022 N ИЭА1 победителем аукциона признано Общество.
В УФАС поступило обращение Заказчика (вх. от 10.08.2022 N 20541-ЭП/22) о включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Из обращения следует, что ООО "Ланкс" уклонилось от заключения контракта на поставку товаров для нужд уголовно-исполнительной системы.
Решением УФАС от 16.08.2022 N 078/10/104-1012/2022 сведения в отношении Общества включены в РНП сроком на 2 (два) года.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом N 44-ФЗ.
Статьей 51 Закона N 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2022 N ИЭА1 победителем аукциона признано Общество.
26.07.2022 Заказчиком в порядке части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в единой информационной системе без своей подписи размещен проект контракта.
02.08.2022 Участником направлен протокол разногласий.
04.08.2022 Заказчик разместил доработанный проект Контракта.
По состоянию на 05.08.2022 ООО "Ланкс" подписан контракт электронной подписью и предоставлены сведения о добросовестности поставщика, однако обеспечение исполнения контракта, установленное условиями контракта, Обществом не предоставлено.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что не имело намерения умышленно уклоняться от заключения контракта, предприняло все действия по получению банковской гарантии, осуществило предоплату за поставляемый товар.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Управлением установлено, что проект банковской гарантии выслан Заказчику 10.08.2022, в то время как 09.08.2022 комиссией УФСИН составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключение контракта по причине невыполнения участником закупки требований части 6 статьи 37 Закона N 44-ФЗ (непредставление обеспечение контракта согласно части 1 и 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ).
Доводы Общества о том, что в связи с подачей заявителем жалоб на действия Заказчика в УФАС по Санкт-Петербургу, процедура определения поставщика была приостановлена, основаны на неверном толковании норм законодательства о контрактной системе.
Общество также полагает, что Заказчиком нарушены требования, установленные законодательством РФ о контрактной системе, в части определения участника закупки. Указанное обстоятельство является основанием для отказа во включении информации о подрядчике (поставщике, исполнителе) в РНП в силу пп. "а" пункта 14 Правил N 1078.
Вместе с тем, решениями УФАС от 08.08.2022 N N 078/06/106-967/2022, 078/06/106-968/2022, вынесенными по результатам рассмотрения жалоб о нарушении законодательства РФ о контрактной системе, жалобы Общества признаны необоснованными (л.д.41-46).
Доказательств признания указанных решений в судебном порядке недействительными материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Согласно пункту 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных Законом N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае поведение Общества, уклонившегося от подписания контракта по результатам проведения спорного аукциона свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки. Доводы Общества об отсутствии недобросовестного поведения участника закупки и намеренного уклонения заявителя от подписания контракта отклоняются судом апелляционной инстанции.
Довод Общество о частичной оплате товара, подлежащего поставке в рамках контракта, заключенного с Заказчиком, подлежит отклонению апелляционным судом. Согласно представленному заявителем платежному поручению от 08.08.2023 N 212 Обществом оплачено 91895,30 руб. ООО "Новый Ай Ти Проект" (л.д.53). При этом начальная (максимальная) цена контракта составляла 12149100,00 руб.. что несопоставимо с произведенной ООО "Ланкс" оплатой. Кроме того, заявителем в материалы дела представлено коммерческое предложение иного юридического лица - ООО "КАРТАС" (л.д.54). Доказательств того, что предоплата внесена Обществом за поставку товара, предусмотренного контрактом с заказчиком (персональные ЭВМ), в материалы дела не представлено.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ (в том числе сроки подписания контракта), и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Доказательства возникновения у Общества каких-либо объективных обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших своевременно разместить на электронной площадке подписанный в установленный срок проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела документы, существенность нарушения, степень вины Общества, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестность поведения Общества при отказе от заключения контракта по результатам спорного аукциона, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления и суда первой инстанции о наличии оснований для включения сведений об ООО "Ланкс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2022 года по делу N А56-114641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланкс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114641/2022
Истец: ООО "ЛАНКС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ