г. Саратов |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А57-23896/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2023 года по делу N А57-23896/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11, ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671) о привлечении арбитражного управляющего Федоровой Алины Анатольевны к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: арбитражный управляющий Федорова Алина Анатольевна (г. Саратов), Михайлова Зоя Ивановна (г. Саратов), Волжский районное отделение судебных приставов г. Саратова Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Некрасова, д.17),
при участии в судебном заседании:
представитель Управления - Королев С.Ю., дов. от 09.01.2023 г.
представитель арбитражного управляющего - Гришина В.В., дов. от 12.02.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление, административный орган, Управление Росреестра по Саратовской области) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Федоровой Алины Анатольевны (арбитражный управляющий, Федорова А.А., управляющий) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2023 в удовлетворении требования Управления Росреестра по Саратовской области о привлечении арбитражного управляющего Федоровой А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отказано.
Управление Росреестра по Саратовской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административным органом в полной мере соблюден порядок привлечения лица к административной ответственности. На момент составления протокола о привлечении к административной ответственности Управление располагало сведениями, позволяющими считать Федорову А.А. надлежащим образом извещенной о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Отношения, связанные с почтовым обслуживанием адресата отделением связи, не свидетельствуют о нарушении административным органом прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебное заседание явились представители Управления Росреестра по Саратовской области и арбитражного управляющего.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Саратовской области поступила жалоба Михайловой З.И. на действия (бездействие) арбитражного управляющего Федоровой А.А. при исполнении обязанностей финансового управляющего Михайловой З.И. (т. 1 л.д. 52-57).
В ходе рассмотрения указанной жалобы Управлением Росреестра по Саратовской области установлены следующие нарушения арбитражным управляющим Федоровой законодательства о банкротстве:
- не обеспечила сохранность имущества должника;
- не обратилась в суд с целью признания действий судебного пристава исполнителя Волжского РОСП г. Саратова, относительно незаконного наложения ареста, незаконного изъятия и незаконной передачи имущества должника третьим лицам.
Административным органом установлено, что ранее решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2021 по делу N А57-34613/2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021, арбитражный управляющий Федорова А.А. была привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения 02 сентября 2022 года в отношении арбитражного управляющего Федоровой А.А. составлен протокол N 00666422 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Федоровой А.А. к административной ответственности по ч. 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил процессуальные нарушения, допущенные Управлением при составлении протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В свою очередь, часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических, физических лиц.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в повторном неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о процессуальных нарушениях, допущенных Управлением при составлении протокола об административном правонарушении.
Судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.2 КоАП предусмотрено, что протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть использован в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного административного правонарушения является соблюдение административным органом предусмотренного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в протоколе делается соответствующая запись.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если указанное лицо извещено в установленном порядке.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 24 Постановления Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
То есть, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 02.09.2022 N 00666422 составлен без участия арбитражного управляющего.
В подтверждение факта извещения управляющего о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом представлен список внутренних почтовых отправлений от 08.08.2022 N 257 (том 1 л.д. 47-49), согласно которому, уведомление в отношении арбитражного управляющего Федоровой А.А. о необходимости явки в Управление 02.09.2022 в 15 час. 00 мин. направлено в ее адрес 08.08.2022 по следующим адресам:
- а/я 1014, г. Саратов, 410071;
- ул. Шелковичная, жилой комплекс Царицынский, д. 1, кв. 125, г. Саратов, 410071.
Указанным отправлениям были присвоены следующие трек-номера:
- по адресу: а/я 1014, г. Саратов, 410071 - 80089475304833;
- по адресу: ул. Шелковичная жилой комплекс Царицынский, д. 1, кв. 125, г. Саратов, 410071 - 80089475304840.
Согласно отчетам об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами: 80089475304833 и 80089475304840, размещенным на официальном сайте Почты России: https://www.pochta.ru/tracking. указанные отправления были возвращены в адрес отправителя, то есть Управления, 17.08.2022 в 14 час. 04 мин.
На основании указанных данных, 02.09.2022 в 15 час. 00 мин. Управлением в отношении арбитражного управляющего Федоровой А.А. составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно отчетам об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами: 80089475304833 и 80089475304840, размещенными на официальном сайте Почты России: https://www.pochta.ni/tracking, указанным отправлениям были присвоены новые статусы: вручение адресату 05.09.2022 в 08 час 42 мин.
Таким образом, почтовая корреспонденция вручена арбитражному управляющему 05.09.2022 г.
Федорова А.А. указывает, что извещение Управления о возбуждении дела об административном правонарушении получено на почте 05.09.2022, что подтверждается распечаткой с сайта Почты России отслеживания почтового отправления по трек-номеру. В указанном извещении управляющий вызывалась на рассмотрение административного материала на 02.09.2022 к 15.00 часам по адресу: г. Саратов ул. Кутякова, д. 5 каб. 704 а. 08.09.2022 управляющим в Управление направлено объяснение по существу нарушений, указанных в жалобе Михайловой З.И. с приложением документов в обоснование позиции по жалобе. Как указывает управляющий, поскольку срок рассмотрения на момент получения корреспонденции уже был пропущен, она ожидала следующего назначения срока рассмотрения. Однако, управляющему стало известно, что 02.09.2022 Управлением в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении, который впоследствии направлен в Арбитражный суд Саратовской области. Таким образом, по мнению Федоровой А.А., на момент рассмотрения административного материала она не была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения материалов проверки, не имела возможности апеллировать против доводов жалобы, чем нарушены права на объективную защиту своих интересов при рассмотрении административного материала.
Определением суда от 02.02.2023 г. от УФССП по Саратовской области истребованы сведения о доставке почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами 80089475304833 и 80089475304840.
Во исполнение определения суда от АО "Почта России" поступили сведения от 14.02.2023 N МР63-09/241, согласно которым, проведенной проверкой установлено, что заказные письма разряда "административное" с почтовыми идентификаторами 80089475304833 и 80089475304840 с простыми уведомлениями выданы 05.09.2022 адресату Федоровой А.А. Информация о возврате указанных отправлений на сайт АО "Почта России" занесена ошибочно по техническим причинам. Информация о приеме, обработке и вручении почтовых отправлений, размещенная на сайте АО "Почта России", не предусмотрена нормативными правовыми актами о почтовой связи, носит справочный характер и не является официальной информацией.
Иных доказательств направления извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола (таких как конверт, уведомление о вручение, телеграмма, телефонограмма и т.д.) в материалы дела не представлено.
Управление считает, что на момент составления протокола об административном правонарушении Управление располагало сведениями с сайта Почта России о том, что извещение не получено Федоровой А.А., в связи с истечением срока хранения, срок хранения почтовой корреспонденции Почтой соблюден, в связи с чем, у Управления отсутствовали основания считать, что арбитражный управляющий не извещен. Отношения, связанные с почтовым обслуживанием адресата отделением связи, не свидетельствуют о нарушении административным органом прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отношении лица только при надлежащем извещении. КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи. Однако при выборе способа доставки извещения надлежит учитывать, что конкретный способ должен позволять контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено. Вместе с тем, независимо от способа извещения, оно должно обеспечивать соблюдение процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица, в том числе права на подготовку возражений по обстоятельствам выявленных нарушений. То есть извещение о времени и месте совершения процессуального действия не должно быть формальным, а должно быть направлено таким образом, что лицо, которому оно направлено, имело реальную возможность в связи с получением такого извещения реализовать предоставленное ему право на защиту. Таким образом, надлежащим извещение будет являться только в том случае, если предусмотрена возможность фиксации его получения адресатом, в связи с чем, отсутствие со стороны отправителя возможности контроля за получением сообщения не может свидетельствовать о выполнении административным органом обязанности по надлежащему уведомлению такого лица.
Информация с сайта ФГУП "Почта России" с сервиса отслеживания почтовых отправлений носит справочно-информационный характер. Информация сайта ФГУП "Почта России" может использоваться заинтересованным лицом, если в последующем подтверждается первичными документами или в совокупности с иными подтверждающими отправку и получение почтовой корреспонденции документами, то есть уведомлениями Почты России.
Данный вывод соотносится с фактической направленностью воли законодателя, установившего обязанность административного органа по надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, именно на обеспечение фактической возможности такого лица представить свою позицию по существу административного дела и изложить свои возможные возражения и доводы, а не на формальное исполнение административным органом процессуальных требований, что по различным, в том числе и не зависящим от административного органа причинам могло бы ущемить права лица, привлекаемого к административной ответственности.
То обстоятельство, что административный орган руководствовался сведениями с сайта АО "Почта России" с сервиса об отслеживании почтовых отправлений, не свидетельствует о наличии фактической возможности у лица, привлекаемого к административной ответственности по защите своих прав в рамках административного дела либо о недобросовестности его процессуального поведения, поскольку судом установлено, что информация, внесенная на сайт АО "Почта России" относительно почтовых отправлений, адресованных арбитражному управляющему, являлась недостоверной.
В рассматриваемом случае, суд пришел к верному выводу, что приоритетным, с точки зрения необходимости соблюдения баланса прав органа публичной власти и субъекта привлекаемого к административной ответственности, является именно оценка наличия действительной возможности у арбитражного управляющего возможности защитить свои права в рамках административного дела (при отсутствии в его действиях недобросовестного процессуального поведения), а не констатация наличия либо отсутствия в действиях Управления формальных признаков процессуального нарушения.
При таких обстоятельствах, не представляется возможным сделать вывод, что, принимая решение о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие арбитражного управляющего, административный орган располагал достаточными доказательствами надлежащего извещения его о совершении указанного процессуального действия и действительного наличия у арбитражного управляющего возможности представить правовую позицию по административному делу.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя Управления определение о возбуждении в отношении арбитражного управляющего Федоровой А.А. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.08.2022 г., в котором указано на разъяснение прав предоставленных ст. ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, направлено в адрес управляющего 08.08.2022 г. вместе с извещением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и получено арбитражным управляющим 05.09.2022 г.
Таким образом, арбитражному управляющему не были разъяснены права, которые он может реализовать при проведении в отношении него административного расследования и составлении протокола, предоставленные статьями 24.2, 25.1 КоАП РФ.
Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 03.08.2022 г. направлено в адрес управляющего 08.08.2022 г. вместе с извещением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и получено арбитражным управляющим 05.09.2022 г., что лишило управляющего возможности предоставить объяснения и соответствующие документы по доводам жалобы.
Таким образом, о возбуждении в отношении арбитражного управляющего Федоровой А.А. дела об административном правонарушении, последняя не была извещена. Объяснения, пояснения, документы в свою защиту представить не имела возможности, в связи с не извещением.
Таким образом, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования арбитражный управляющий была лишена возможности реализовать права, предоставленные КоАП РФ как лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае право на защиту законных прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, нарушено.
Нарушения, установленные статьей 25.15 КоАП РФ порядка извещения, допущенные заявителем, являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Управлением в материалы дела не представлено иных доказательств направления извещения арбитражному управляющему о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (заказное письмо с уведомлением о вручении, повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма или телеграмма, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату).
Указанные обстоятельства исключают возможность считать Федорову А.А. надлежащим образом извещенной о времени и месте совершения процессуального действия.
В рассматриваемом случае, составление протокола об административном правонарушении 02.09.2022 состоялось в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о совершении соответствующего процессуального действия.
Доказательств уведомления Федоровой А.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не представлено.
Таким образом, административный орган лишил арбитражного управляющего возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, что в свою очередь является нарушением предусмотренных КоАП РФ требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что порядок составления протокола об административном правонарушении не соблюден, что свидетельствует о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности. При существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, административная ответственность не может быть применена, независимо от совершения лицом правонарушения. Протокол, составленный с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ не может являться доказательством совершения правонарушения и являться основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 АПК, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что привлечение к ответственности применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Поскольку существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки административным органом, не подлежат оценке и не могут быть восполнены иными доказательствами по делу (постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 N 304-АД16- 10429 по делу N А67-4940/2015).
Суд пришел к верному выводу, что уполномоченный орган не лишен возможности повторно составить протокол об административном правонарушении при наличии на то соответствующих оснований и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Ссылка Управления на судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому делу и принята по иным обстоятельствам.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
У апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2023 года по делу N А57-23896/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23896/2022
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО
Ответчик: А/У Федорова А.А., Арбитражный управляющий Федорова А.А.
Третье лицо: Волжский РОСП ГУФССП России по Саратовской области, Михайлова Зоя Ивановна, УФПС по Саратовской области, УФПС Самарской области