г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А26-8028/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 17.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7792/2023) публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2023 по делу N А26-8028/2022, принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Электрокомплект" о взыскании 150 332 руб. 33 коп. и об обязании устранить нарушения, допущенные при использовании лесов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - ответчик, ПАО "Россети Северо-Запад", Общество) о взыскании неустойки в размере 150.332 руб. 33 коп. в бюджет Республики Карелия, об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале 153, лесотаксационных выделах 11.1, 17, 17.1, 24, 28, 31 Вокнаволокского участкового лесничества путем укладки порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров и об обязании находящуюся в квартале 153, лесотаксационных выделах 11.1, 17, 17.1, 24, 28, 31 Вокнаволокского участкового лесничества вырубленную древесину очистить от сучьев, складировать данную древесину на открытых местах в штабеля или поленницы на расстоянии не менее 40 метров от прилегающего леса и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, либо в случае, если выполнение требований при складировании древесины на расстоянии не менее 40 метров невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки собранную в штабеля или поленницы вырубленную древесину отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 27.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Электрокомплект".
Иск обоснован ссылками на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями договора аренды лесного участка N 146 от 08.11.2021.
Решением от 02.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что исковые требования документально надлежащими доказательствами не подтверждены. Договор аренды лесного участка N 146 от 08.11.2021 расторгнут 10.08.2022, лесной участок принят арендодателем без замечаний. Акт осмотра N65-В от 28.07.2022 составлен до окончания лесосечных работ, в том числе работ по очистке от порубочных остатков и складированию древесины, в связи с чем, по мнению Общества, не может отражать действительное состояние лесосеки на момент расторжения договора.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (арендодатель) и публичным акционерным обществом "Россети Северо-Запад" (арендатор) был заключён договор аренды лесного участка N 146 от 08.11.2021, предметом которого является передача в аренду лесного участка в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - размещение линейного объекта - "Строительство ВЛ-10 кВ с устройством линейного ответвления от ВЛ-10 Кв Л-11к-03 от ПС-ПК и установкой ПКУ-10 кВ, Республика Карелия, г. Костомукша (технологическое присоединение дачных домов СНТ "Луонто") в Костомукшском городском округе Республики Карелия площадью 2,9606 гектар. Местоположение: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, в границах квартала N 153 Вокнаволокского участкового лесничества Костомукшского лесничества.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.4.договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 3.4.договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров и осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору аренды.
В соответствии с приложением N 6 к договору аренды общество обязуется осуществлять обеспечение пожарной безопасности и санитарной безопасности на лесном участке постоянно.
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 проекта освоения лесов (прошедшего государственную экспертизу) по договору аренды лесного участка от 08.11.2021 N 146 ПАО "Россети Северо-Запад" обязано обеспечивать пожарную и санитарную безопасность в лесах в квартале 153 выделах 11.1, 17, 17.1, 24, 28, 31 на площади 2,9606 гектар, производить очистку территории участка от захламлённости, мусора, отходов, выполнять санитарные требования к использованию лесов, (таблицы N 5.4, N5.5 проекта).
Обществом была подана лесная декларация от 15.12.2021 на использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка от 08.11.2021 N 146, согласно которой арендатор производит рубку древесины в квартале 153, в лесотаксационных выделах 11.1, 17, 17.1, 24, 28, 31 на площади 2.96 га в объёме 322 кубометра.
В адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия поступило уведомление от ПАО "Россети Северо-Запад" от 29.04.2022 N МР2/3-51/297/481 о завершении рубки лесных насаждений на арендуемом лесном участке, об отказе от договора аренды лесного участка от 06.05.2022 N МР2/3-51/297/503, а также акт приемки законченного строительством объекта от 29.04.2022 (л.д. 31-35).
В связи с данным обстоятельством сотрудниками ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" 28.07.2022 проведен осмотр лесосеки в квартале N 153 выделах 11.1, 17, 17.1, 24, 28, 31 Вокнаволокского участкового лесничества.
В результате осмотра выявлены следующие нарушения лесного законодательства, отраженные в акте N 65-В от 28.07.2022: порубочные остатки не сложены в кучи или валы с приминанием для перегнивания, а разбросаны по всей площади лесного участка в неизмельченном виде, в том числе в непосредственной близости от стены леса; заготовленная древесина, сложенная в штабеля в объёме 350,25 кубометров, не отделена минерализованной полосой от стены леса и находится на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса.
За невыполнение работ по очистке мест рубок в соответствии с пунктом 4.2 договора аренды лесного участка истцом рассчитана неустойка исходя из площади нарушения.
Размер неустойки составил 150 332 руб. 33 коп. (2,96 га-площадь нарушения* 10 157, 59*5).
Ссылаясь на неустранение ответчиком выявленных нарушений, оставление претензии от 17.08.2022 N 178 без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 названного Кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 названного Кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Согласно пункту 1 статьи 51 названного Кодекса леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 названного Кодекс правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 11 Правил для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 17 Правил лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса,- искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог,- осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также - ликвидации их последствий. Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
В соответствии с пунктом 45 названных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил.
Пунктом 26 названных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29, 30 названных Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от горючих материалов в виде срубленных стволов деревьев и порубочных остатков (ветви деревьев, кустарников), что зафиксировано в акте проверки от 28.07.2022 N 65-В и на приложенном к нему фотоматериале.
Довод ответчика об отсутствии обязательств по выполнению противопожарных мероприятий и оплате неустойки после истечении срока действия договора аренды противоречит пункту 23 Правил N 160, пункту 17 Правил N 434, пункту 45 Правил пожарной безопасности в лесах, а также пункту 4 статьи 425 Гражданского кодекса РФ согласно которому окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Положения Лесного кодекса РФ как и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 июня 2016 г. N 367 не содержат требований проводить осмотр лесосек исключительно по истечении действия договора аренды лесного участка.
Кроме того ответчик письмом от 28.04.2022 N МР2/3-51/297/475 уведомил Министерство о завершении рубки лесных насаждений на арендуемом лесном участке, также направил уведомление об отказе от договора аренды лесного участка, и акт приёмки законченного строительством объекта ( ВЛ-10 Кв Л-11к-03 с монтажом ТП-10/0,4 Кв) от 31.03.2022 N1/03/21.
Осмотр мест рубок проводился после завершения ответчиком работ по рубке древесины на арендуемом лесном участке.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности N 1614 в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Оставление порубочных остатков на лесосеке после завершения рубки лесных насаждении тем более в пожароопасный период не допускается и является нарушением пункта 3.4 договора аренды лесного участка, Приложения N 6 к договору и проекта освоения лесов.
Таким образом, осмотр мест рубок, оформленный актом от 28.07.2022 N 65-В, проведён правомерно. Арендатор вправе начислять неустойку за не очистку мест рубок, которую ответчик должен производить одновременно с заготовкой древесины.
С учетом изложенного представленные доказательства подтверждают факт нарушения требований пожарной и санитарной безопасности в лесах на площади 2,96 га.
За невыполнение работ по очистке мест рубок в соответствии с пунктом 4.2 договора аренды лесного участка истцом рассчитана неустойка исходя из площади нарушения.
Размер неустойки составил 150 332 руб. 33 коп. (2,96 га-площадь нарушения* 10 157, 59*5).
Расчет неустойки проверен судом и признан правильным.
В данном случае ответчик длительное время (с декабря 2021 года и по настоящие время) не исполняет свою обязанность по очистке мест рубок, кроме того очистка мест рубок не производилась ответчиком и в период пожароопасного сезона (с 20.05.2022 по 30.09.2022 ), что причиняло угрозу возникновения лесного пожара. Невыполнение работ по очистке мест рубок создает угрозу возникновения лесных пожаров в будущем, поэтому нарушение правил пожарной безопасности в лесах должны быть устранены в кратчайшие сроки, однако ответчиком данные работы не выполняются.
Бездействие ответчика по соблюдению требований пожарной безопасности и его позиция изложенная в апелляционной жалобе не отвечают публичным интересам в том числе обеспечению безопасности граждан, предупреждению причинения вреда окружающей среде.
При указанных обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ и уменьшения неустойки.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2023 по делу N А26-8028/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8028/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Россети Северо-Запад", "Питкяранский муниципальный район" в лице Администрации Питкярантского муниципального района
Третье лицо: ООО "Электрокомплект"