г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А56-99234/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Дмитриев С.А., на основании доверенности от 13.03.2023,
от 3-го лица: представитель Афанасьева Н.А., на основании доверенности от 14.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9842/2023) федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-99234/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску:
истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
ответчик: федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об обязании и взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте культурного наследия регионального значения "Ограда вдоль Суворовского проспект между Сушильным корпусом и Главным корпусом", входящим в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. А, Суворовский пр., д. 63, лит. З, информационной надписи и обозначений; об установлении размера денежных средств, в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 50 000 руб. в месяц по требованию, указанному в пункте 1 просительной части искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), осуществляющее полномочия собственника имущества ответчика (казенного учреждения).
Решением от 21.02.2023 Учреждение обязано в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте культурного наследия регионального значения "Ограда вдоль Суворовского проспект между Сушильным корпусом и Главным корпусом", входящем в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. А, Суворовский пр., д. 63, лит. З, информационной надписи и обозначений; установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с Учреждения в пользу Комитета в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 10 000 руб. в месяц по требованию, указанному в первом абзаце резолютивной части настоящего решения, до месяца фактического исполнения решения суда.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица представил отзыв, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, сооружение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. А, Суворовский пр., д. 63, лит. З, на основании распоряжения Комитета от 13.11.2015 N 10-527 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя", об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия" является объектом культурного наследия регионального значения "Ограда вдоль Суворовского проспект между Сушильным корпусом и Главным корпусом", входящим в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя".
Предмет охраны объекта утвержден распоряжением Комитета от 04.12.2015 N Ю-583.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2022 N 99/2022/475587967 объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:6, собственником которого является Российская Федерация, и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
Распоряжением Комитета от 22.04.2019 N 07-19-167/19 утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца объекта, копия которого в соответствии с пунктом 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) направлена Комитетом в адрес ответчика письмом от 22.04.2019 N 07-20-131/17-107-0.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства в течение 36 месяцев со дня утверждения обязательства (в срок до 22.04.2022) необходимо в установленном порядке обеспечить установку информационных надписей и обозначений на объекте.
В рамках государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Комитетом 27.07.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которого установлен факт неисполнения требований, установленных подпунктом 1 пункта 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства.
Как зафиксировано в акте Комитета N 01-33-194/22-0-0 от 27.07.2022, по состоянию на указанную дату проект информационной надписи на объекте культурного наследия в Комитет на согласование не поступал, уведомление о выполненных работах с указанием даты проведения работ по установке информационной надписи и с приложением цветной фотофиксации объекта культурного наследия до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи в Комитет не поступало.
Указав в иске, что Учреждением как пользователем объекта в нарушение условий охранного обязательства действия, направленные на обеспечение сохранности объекта не принимаются, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Суд, руководствуясь положениями, предусмотренными Законом N 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 N 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка", указав на отсутствие доказательств надлежащего исполнения установки на объекте культурного наследия регионального значения информационной надписи и обозначений, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Возражая против иска, ответчик указал, что функции собственника имущества в структуре Министерства распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями; при этом Учреждение не уполномочено на содержание объектов Министерства, денежные лимиты на проведение работ по содержанию объектов Министерства Учреждению не выделяются, а обязательства, не обеспеченные бюджетными средствами, Учреждение принимать не вправе, лимиты бюджетных обязательств доводятся до Учреждения только для исполнения возложенных на него функций.
Указанный довод ответчика отклонен судом правомерн как безосновательный с учетом положений пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, предусматривающих обязанность законного владельца объекта культурного наследия, которым в данном случае является Учреждение, по выполнению требований охранного обязательства.
Более того, суд верно отметил, что указанные ответчиком обстоятельства, в том числе отсутствие лимитов бюджетных обязательств на выполнение соответствующих работ по сохранению спорного объекта, сами по себе не являются основанием для освобождения Учреждения от выполнения требований охранного обязательства.
Довод ответчика и третьего лица о том, что организацией, уполномоченной осуществлять функции по ремонту и содержанию объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением, является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, в порядке статьи 65 АПК РФ, суд обоснованно признал не подтвержденным надлежащими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-99234/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99234/2022
Истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации