город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2023 г. |
дело N А53-34776/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2023 по делу
N А53-34776/2022
по заявлению Государственного унитарного предприятия Ростовской области
"Управление развития систем водоснабжения"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской
области
об отмене постановления о наложении административного штрафа,
при участии (до и после перерыва):
от Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения": представитель Столяров А.О. по доверенности от 07.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - заявитель, предприятие, ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Ростовской области) с заявлением об отмене постановления от 28.09.2022 N 1218; признании постановления от 28.09.2022 N 1218 не подлежащим исполнению в части наложения административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях предприятия состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ГУП РО "УРСВ" в силу действующих норм законодательства не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения. Материалы дела не содержат информации о том, каким образом в рассматриваемом случае установлены границы эксплуатационной ответственности ГУП РО "УРСВ" и управляющей компании, обслуживающей вышеуказанные адреса, не определены причины и место порыва сетей. Апеллянт полагает, что подвальные помещения, затопленные канализационными стоками, относятся к внутридомовым инженерным системам, которые в силу норм п. 31 (2) Правил N 644 относятся к эксплуатационной ответственности соответствующей управляющей организации, обслуживающей дома по ул. Ленина, д. 41, д. 13, ул. Машиностроителей 3, г. Зерноград.
Дело слушанием откладывалось.
Определением от 25.05.2023 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начато с самого начала в порядке, предусмотренном статьей 18 АПК РФ.
В материалы дела от ГЖИ Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ГУП РО "УРСВ" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей заинтересованного лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой Зерноградского района Ростовской области (далее - прокуратура) по поступившей информации проведена проверка соблюдения ГУП РО "УРСВ" требований федерального законодательства, в ходе которой выявлены нарушения при предоставлении услуг по водоотведению потребителям в г. Зернограде Ростовской области.
По результатам проверки прокуратурой установлено, что по адресу: ул. Ленина, д. 41, д. 13. ул. Машиностроителей д. 3 в г. Зернограде подвальные помещения затоплены канализационными стоками, колодцы канализации переполнены канализационными стоками.
В период с 12.02.2022 по 14.02.2022 Зерноградским филиалом ГУП РО "УРСВ" не обеспечено предоставление потребителям в г. Зернограде услуг по водоотведению.
15.02.2022 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ и направлении постановления в ГЖИ Ростовской области для рассмотрения по существу (т. 1, л.д. 84-86).
28.09.2022 заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области вынесено постановление N 1218, в соответствии с которым ГУП РО "УРСВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1, л.д. 20-22).
Несогласие с постановлением инспекции послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 по коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по отведению сточных вод.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
В разделе III Приложения N 1 к Правилами N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги водоотведения: бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года; допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии) (пункт 8).
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 21 Правил N 354, установлена ответственность субъектов водоснабжения за качество водоотведения, а именно: договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В силу статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
При исследовании материалов дела судом первой инстанции верно установлено, что постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 10.12.2018 N 229 ГУП РО "УРСВ" наделено статусом гарантирующей организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории Зерноградского городского поселения с 01.01.2019.
Водоснабжение населения г. Зернограда Ростовской области осуществляет ГУП РО "УРСВ" через филиал "Зерноградский" с использованием находящихся в муниципальной собственности Зерноградского городского поселения водопроводных сетей, переданных по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 N 2 для обеспечения водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории муниципального образования "Зерноградское городское поселение".
Проверкой прокуратуры установлено, что по адресу: ул. Ленина, д. 41, д. 13., ул. Машиностроителей д. 3 в г. Зернограде подвальные помещения затоплены канализационными стоками, колодцы канализации переполнены канализационными стоками. Зерноградским филиалом ГУП РО "УРСВ" не обеспечено предоставление потребителям в г. Зернограде услуг по водоотведению в период с 12.02.2022 по 14.02.2022.
25.01.2022 между администрацией Зерноградского городского поселения и ГУП РО "УРСВ" заключено соглашение о расторжении договора хранения муниципального имущества N 2 от 10.12.2018.
Пунктом 2 соглашения установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области.
Согласно пункту 3 соглашения о расторжении стороны не освобождаются от ответственности за нарушение своих обязательств по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 N 2, если таковые имели место при заключении или исполнении данного договора.
Соглашение о расторжении договора муниципального имущества N 2 от 10.12.2018 и акт приема передачи (возврата) с приложением, содержащим перечень возвращаемого имущества, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области 25.03.2022.
Судом первой инстанции принято во внимание, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2021 по делу N А53-10571/2021, оставленным без изменения судом апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: признана недействительной сделкой договор аренды муниципального имущества N 2 от 10.12.2018 в редакции дополнительного соглашения от 12.09.2019; применены последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" возвратить администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области имущество, перечень которого определен приложением N 1 к договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 N 2 в редакции дополнительного соглашения от 12.09.2019; признана недействительной сделкой договор хранения муниципального имущества с правом эксплуатации N 3 от 10.12.2018 в редакции дополнительного соглашения от 12.09.2019 и применены последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" возвратить администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области имущество, перечень которого определен актом приема-передачи к договору хранения муниципального имущества с правом эксплуатации от 10.12.2018 N 3 в редакции дополнительного соглашения от 12.09.2019.
Кроме того, определением Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2022 по делу N А53-10571/2021 отказано в наложении судебного штрафа и указано, что Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" не является взыскателем по настоящему делу. Напротив, согласно выводам резолютивной части решения именно оно обязано к передаче имущества. Довод заявителя о том, что при уклонении от принятия имущества он не может его передать обоснован. Однако это не создает оснований для наложения на администрацию муниципального образования штрафа. В данном случае с учетом физических характеристик и назначения имущества (сети водоснабжения), а также факта их постоянного вовлечения в процесс водоснабжения муниципального образования непосредственное принятие имущества администрацией городского поселения невозможно. Для принятия имущества необходимо создание или избрание в состязательных процедурах специального субъекта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что на момент совершения правонарушения (14.02.2022) ГУП РО "УРСВ" осуществляло услуги по водоснабжению и водоотведению в городе Зернограде.
При таких обстоятельствах довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ГУП РО "УРСВ" является ненадлежащим субъектом правонарушения, подлежит отклонению судом как необоснованный и противоречащий материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Довод предприятия о возможности применения в данном случае положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку в материалы настоящего дела не представлены доказательства соблюдения все предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Сам факт привлечения к административной ответственности должностного лица либо работника предприятия не является основанием для освобождения юридического лица от ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Факт совершения предприятием административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и наличие условий для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку совершенное обществом правонарушение несет угрозу охраняемым общественным отношениям, доказательств наличия исключительных обстоятельств для снижения штрафа суду не представлено.
Кроме того, ГУП РО "УРСВ" ранее неоднократно было привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Административным органом назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., что является минимальным по данной статье.
При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалованного судебного акта отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы предприятия направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2023 по делу N А53-34776/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34776/2022
Истец: Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения", ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ