г. Хабаровск |
|
29 мая 2023 г. |
А04-7794/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Мильчиной И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ООО "Золотой стандарт": не явились;
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу: Тереховой А.Ю.(он-лайн);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Амурской области (Амурнедра)
на решение от 24.01.2023
по делу N А04-7794/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золотой стандарт" к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Амурской области (Амурнедра)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой стандарт" (далее - ООО "Золотой стандарт", общество, недропользователь, лицензиат) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами и ограничении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент, Комиссия, уполномоченный орган), от 15.06.2022 N 82-а в части досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленное ООО "Золотой Стандарт" по лицензии БЛГ 02398 БР (пункт 17).
Решением суда от 24.01.2023 заявленное требование удовлетворено по мотиву того, что со стороны уполномоченного органа нарушена процедура приятия оспариваемого решения, а также не подтверждены основания, положенные в основу для вывода о досрочном прекращении права пользования недрами.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент заявил апелляционную жалобу, в которой просил его отменить по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства, а также неверного применения норм права, регулирующих спорные отношения.
Общество в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивало на законности судебного решения.
В порядке статьи 158 АПК РФ разбирательство откладывалось по ходатайству апеллянта.
В заседании суда второй инстанции представитель департамента (он-лайн) поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, указывая на соответствие оспариваемого решения положениям Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России и Роснедра от 13.10.2021 N 743/08 (далее - Порядок N743/08), действовавшего в период принятия оспариваемого протокола от 15.06.2022. Кроме того, полагает, что все нарушения невыполнения условий пользования недрами подтверждены доказательствами, представленными в материалы настоящего дела, и не опровергнуты лицензиатом.
ООО "Золотой стандарт" участие в заседании апелляционного суда не принимало, несмотря на заявленное ходатайство об участие в режиме веб-конференции, удовлетворенное определением суда от 19.05.2023.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя апеллянта, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 08.06.2012 ООО "Золотой стандарт" выдана лицензия на пользование недрами БЛГ 02398 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота в бассейне р. Молчан в Зейском районе Амурской области, сроком действия лицензии до 31.12.2027.
Письмом от 17.04.2020 N СЖ-08-01-30/12288 Федеральное агентство по недропользованию поручило Дальнедра по результатам мониторинга исполнения условий пользования недрами рассмотреть ситуацию с проведениям работ по лицензиям с выявленными нарушениями, и принять решения в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО "Золотой стандарт" проведена проверка обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, выполнения условий пользования недрами по названной выше лицензии на пользование недрами, в ходе которой установлены следующие нарушения условий пользования недрами к лицензии БЛГ 02398 БР:
не обеспечено выполнение установленного лицензией объема буровых работ (объем буровых работ в 2019 году меньше 1000 пог.м.), что является нарушением подпункта 4.1.2 лицензионного соглашения;
не обеспечено завершение геологического изучения участка недр, не представлен на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых геологический отчет по результатам поисков и оценки месторождений с подсчетом запасов по категории С2, что является нарушением подпункта 4.1.3 лицензионного соглашения;
не обеспечено завершение разведочных работ и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, что является нарушением подпункта 4.1.6 лицензионного соглашения;
нарушены сроки подготовки технического проекта освоения участка недр, что является нарушением подпункта 4.1.7 лицензионного соглашения;
не обеспечено соблюдение технического проекта разработки месторождения в части годовой производительности предприятия, что является нарушением подпункта 4.2.2 лицензионного соглашения;
полевые геологоразведочные работы на участке недр проводятся в отсутствие утвержденного и согласованного в установленном порядке (действующего) проекта геологоразведочных работ, что является нарушением подпункт 4.1.7 лицензионного соглашения;
не обеспечено представление статистической отчетности по форме 2-лс за 2017-2018 гг. в территориальный фонд геологической информации, а отчетность по форме 2-лс за 2016 и 2019 гг. представлена с нарушением установленного срока, что является нарушением абзаца 4 пункта 6.1 лицензионного соглашения.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 03.04.2020 N 108/2020-А.
06.08.2020 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов, в том числе о досрочном прекращении права пользования участками недр, на котором рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Золотой стандарт" по вышеназванной лицензии (протокол от 06.08.2020 N 1689-а)
Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 07.08.2020 N 06-37 о допущенных недропользователем нарушениях условий лицензии с указанием на необходимость устранения допущенных нарушений в течение 12 месяцев со дня получения уведомления, и возможность досрочного прекращения действия лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям с сайта почты России данное уведомление направлено 10.08.2020 заказным письмом в адрес лицензиата; 12.08.2020 осуществлена неудачная попытка вручения; 12.09.2020 почтовое отправление возвращено с отметкой "истечение срока хранения".
В соответствии с пунктами 26, 28 Порядка N 743/08 посредством электронной почты в адрес ООО "Золотой стандарт" 06.06.2022 направлено извещение о заседании 15.06.2022 Комиссии по принятию решения о досрочном прекращении права пользования недрами (г.Владивосток); возможности участия в заседании с использованием видеоконференц-связи; о праве предоставления письменных пояснений не позднее 1 рабочего дня до даты заседания. Уведомление получено обществом 07.06.2022.
09.06.2022 и 13.06.2023 общество направило свои возражения в адрес территориального органа Дальнедра - Амурнедра (г.Благовещенск), почтовым отправлением, которое получено 14.06.2023.
15.06.2022 Комиссией принято решение, оформленное протоколом от 15.06.2022 N 82-а, о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Золотой стандарт" (пункт 17). В обоснование данного решения указано, что в соответствии частью 4 статьи 21 Закона РФ "О недрах", подпункта 1 пункта 33 и пункта 34 Порядка N 743/08 решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу о совокупности этих условий. При этом судебное решение мотивировано тем, что стороны уполномоченного органа нарушена процедура приятия оспариваемого решения, а именно департамент руководствовался Положением 748/08, тогда как необходимо было Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N315). Кроме того, комиссией не учтены при принятии оспариваемого решения возражения лицензиата, направленные в орган. Также полагает, что со стороны уполномоченного органа не представлены доказательства, подтверждающие основания для досрочного прекращения права пользования недрами.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данным выводом.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно части 1 статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 3 указанной статьи лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Как следует из материалов дела, 08.06.2012 ООО "Золотой стандарт" выдана лицензия на пользование недрами БЛГ 02398 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота в бассейне р. Молчан в Зейском районе Амурской области, сроком действия лицензии до 31.12.2027.
Выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Основания и порядок прекращения нрава пользования недрами предусмотрены положениями статей 20, 21 Закона о недрах, а также Порядком прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденным Приказом Минприроды России и Роснедра от 13.10.2021 N 743/08, и введенным в действие с 01.01.2022.
Оспариваемое решение принято комиссией 15.06.2022, то есть в период действия Порядка N 748/08.
Вывод арбитражного суда о том, что уполномоченному органу следовало руководствоваться Административным регламентом N 315, утратившим силу с 01.01.2022, является ошибочным.
В силу абзацев 1 и 3 пункта 1 Порядка N 743/08 указано, что Порядок регламентирует процедуру прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, в том числе рассмотрения заявлений о досрочном прекращении права пользования недрами и заявлений о приостановлении осуществления права пользования недрами.
Заявления на досрочное прекращение права пользования недрами и заявления на приостановление осуществления права пользования недрами, представленные в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их представления.
Из указанного следует, что в случае, если процедура досрочного прекращения права пользования недрами начата до 01.01.2022 по инициативе пользователя недр, то она подлежит завершению по Административному регламенту. В иных случаях, в том числе, если процедура досрочного прекращения права пользования недрами начата до 01.01.2022 по инициативе государственных органов, переходные положения Порядка N 743/08 не регулируют возможность применения Административного регламента.
Таким образом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами по спорной лицензии БЛГ 02398 БР по инициативе уполномоченного органа могла быть завершена в 2022 году только в соответствии с Порядком N 743/08, который является действующим нормативным актом и обязательным для применения Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу.
Вывод суда о том, что органу надзора следовало провести проверку по истечении 12 месяцев после получения обществом уведомления от 07.08.2020, также признается ошибочным, поскольку в связи с вступлением в силу с 01.01.2022 Порядка N 743/08 из процедуры досрочного прекращения права пользования недрами исключено проведение проверок Росприроднадзора с целью установления устранения нарушений, указанных в уведомлениях. Кроме того, проведение проверки Росприроднадзора в отношении лицензиата не предусматривалось нормативными актами, в том числе приказом Росприроднадзора от 17.11.2020 N 1593, утвердившим Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, регулирующим деятельность самого Росприроднадзора.
В соответствии с письмом Роснедра от 17.04.2020 N СЖ-08-01-30/12288, по результатам проверки 03.04.2020 Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, выявлен ряд нарушений условий пользования недрами по лицензии БЛГ 02398 БР: не завершены разведочные работы и не представлен отчет по результатам разведки месторождений на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; не соблюдены требования технического проекта разработки в части годовой производительности предприятия; геологоразведочные работы проводятся в отсутствие действующего проекта.
06.08.2020 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов, в том числе о досрочном прекращении права пользования участками недр, на котором рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Золотой стандарт" по вышеназванной лицензии (протокол от 06.08.2020 N 1689-а)
Уведомлением от 07.08.2020 недропользователь извещен о необходимости устранить выявленные нарушения в течение 12 месяцев. Данное извещение считается полученным адресатом с учетом статей 54 и 165.1 ГК РФ 12.09.2020
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 и приказом Роснедр от 30.06.2020 N 253 срок устранения нарушений был продлен на 12 месяцев. Таким образом, срок устранения нарушений, указанный в письменном уведомлении, истек 12.09.2021.
Как следует из материалов дела, 15.06.2022 проведено заседание комиссии Роснедр, на котором повторно рассмотрены материалы о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Золотой стандарт". При принятии решения комиссией принято во внимание, что ранее выданное уведомление не исполнено.
Данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр и содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, являются самостоятельным основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 ПорядкаN 743/08.
Согласно пункту 34 названного Порядка решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 7 Порядка.
Таким образом, все действия уполномоченного органа в области недропользования по реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах.
Ссылка общества на то, что лицензиатом представлены письменные пояснения, но которые не рассмотрены Комиссией, и это отражено в оспариваемом протоколе 82-а, что, по мнению заявителя по делу, нарушает его права, не принимается во внимание суда второй инстанции.
Действительно, возражения от 09.06.2022 N 11 и 13.06.2022 N 12 направлены почтовыми уведомлениями в адрес территориального орган - Амурнеда (г. Благовещенск) и получены последним 14.06.2022. Вместе с тем, извещением от 06.06.2022 N 07-37/776 недропользователь уведомлен о заседании Комиссии Дальнедра в г.Владивостоке и необходимостью представления возражений именно этому органу.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об обратном признается неправильным.
Также признается ошибочным вывод арбитражного суда, что имело место существенное нарушение прав общества несвоевременным извещением лицензиата о дате заседания комиссии.
Действительно, пунктом 26 Порядка 743/08 предусмотрено направление извещения не позднее 7 рабочих дней до даты заседания.
В настоящем споре извещение N 07-37/776 получено лицензиатом посредством электронной почты 07.06.2022 вместо 05.06.2022. Однако это обстоятельство позволило обществу подготовить возражения, датированные, как установлено выше, 09.06.2022 и 14.06.2022. Направление данных документов не в тот территориальный орган не может ставиться в вину Дальнедра.
Кроме того, в спорном извещении указано на возможность участия в заседании Комиссии как очно, так и с использованием системы видеоконференцсвязи, где общество могло представить дополнительно свои пояснения, но это не сделало.
При таких обстоятельствах, нарушение порядка принятия оспариваемого решения признается документально неподтвержденным.
Относительно довода апеллянта о невыполнении со стороны недропользователя Условий пользования недрами по спорной лицензии суд второй инстанции приходит к следующему.
В определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О указано, что Закон о недрах, определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами
В соответствии с пунктом 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона 12 о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
С учетом разъяснений Конституционного суда РФ, данный механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможность исправления выявленных нарушений условий лицензионного соглашения, допущенных обществом и данное регулирование обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и тем самым направлено на установление баланса публичных и частных интересов в сфере недропользования
В Определении Конституционного суда РФ от 09.03.2017 N 565-О указано, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.
Понятие существенного условия лицензии относится к числу оценочных. При этом при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона о недрах, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.
Из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявления о признании незаконным решения о досрочном прекращении лицензии на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, судам необходимо исследовать фактические обстоятельства, объективно препятствовавшие заявителю исполнить лицензионные обязательства в сфере недропользования, а также все иные обстоятельства, на которые он ссылается, не ограничиваясь только лишь формальным установлением необходимых условий применения такой меры принуждения, и дать оценку данной мере на предмет ее соответствия требованиям справедливости, пропорциональности, соразмерности и адекватности ее применения допущенному нарушению, необходимости обеспечения защиты, баланса публичных и частных интересов в данной сфере правоприменения.
Из представленных в материалы дела доказательств судебной коллегией установлено, ООО "Золотой стандарт" являлось с 08.06.2012 владельцем лицензии на право пользования недрами БЛГ 02398 БР, выданной с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота в бассейне р. Молчан в Зейском районе Амурской области. Условия пользования недрами установлены в Приложении N 1 к лицензии.
Согласно пункту 4.1.1 Условий, владелец лицензии обязуется обеспечить не позднее 31.01.2012 подготовку и согласование в установленном порядке проекта геологического изучения - поисков и оценки, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
Пунктом 4.1.4 Условий установлено, что владелец лицензии обязуется обеспечить не позднее 31.10.2014 подготовку и согласование в установленном порядке проекта разведки месторождений на площади участка недр с предварительно оцененными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
Во исполнение указанных выше пунктов Условий общество подготовило проект на поисковые, оценочные и разведочные работы на россыпное золото в бассейне р. Молчан от 05.12.2011 N 10-11-179, срок проведения работ 2 кв. 2012 - 1 кв. 2017 гг., срок представления отчета 3 кв. 2017 года.
На основании договора с ООО "Золотой стандарт" от 26.10.2012 N 77 ООО "Россзолото" в период 2013-2014 гг. проведены геологоразведочные работы в долине р. Молчан. (среднее течение), где выявлен участок россыпи золота с промышленными содержаниями, пригодный для отработки открытым раздельным способом, а именно блок 1 -Ci с запасами в количестве: 63,4 тыс. м3 песков и 307,2 кг россыпного золота.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Условий владелец лицензии обязуется обеспечить не позднее 31.07.2014 завершение геологического отчета по результатам поисков и оценки месторождений с подсчетом запасов по категории С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Пунктом 4.1.6 Условий установлено, что владелец лицензии обязуется обеспечить не позднее 31.07.2017 завершение разведочных работ и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Во исполнение пунктов 4.1.3 и 4.1.6 Условий лицензиатом подготовлены Материалы подсчета запасов россыпного золота по месторождению р. Молчан, п.п. р. Деп, по состоянию на 01.12.2014 (объект Молчан), данные запасы утверждены протоколом АмурТКЗ от 26.02.2015 N 983 (далее - Протокол АмурТКЗ N 983).
Вместе с тем, согласно пунктам 2.5.2 и 2.5.3 Протокола АмруТКЗ N 983, обществу рекомендовано продолжить геологоразведочные работы и при подготовке окончательного отчета учесть замечания экспертной комиссии.
Согласно пункту 4.1.7 Условий, владелец лицензии обязуется обеспечить не позднее 31.01.2018 подготовку и согласование в установленном порядке технического освоения участка недр на площади с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
В целях разработки месторождения в долине р. Молчан разработан Технический проект разработки месторождения россыпного золота руч. Молчан в Зейском районе Амурской области в 2019-2020 гг., утвержденный протоколом комиссии ТКР от 08.04.2019 N 118/3 (далее - Протокол комиссии ТКР N 118/3).
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона о недрах разведка месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным казенным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов, за счет средств заявителей.
Так, согласно Техническому проекту разработки месторождения россыпного золота руч. Молчан в Зейском районе Амурской области проведение работ предусматривалось в период 2019-2020 гг.
Учитывая положения указанного выше Закона истечение сроков действия Технического проекта, утвержденного Протоколом комиссии ТКР N 118/3, обществом подготовлен Технический проект разработки месторождения россыпного золота р. Молчан в 2021-2024 гг., согласованный Протоколом ТКР по Амурской области от 18.03.2021 N 143/3.
При этом указанные выше Технические проекты разработки месторождения подготовлены и согласованы в целях разработки месторождения на участке россыпи золота, то есть на участке с утвержденными запасами золота. Разработка месторождения возможна лишь на участке с утвержденными запасами золота.
При этом окончательный отчет по геологоразведочным работам с подсчетом запасов в установленные сроки не предоставлен, разведочные работы не окончены.
При таких обстоятельствах не соответствует фактическим обстоятельствам выводы суда первой инстанции, что протоколом от 18.03.2021 N 143/3 были согласованы материалы Технического проекта разработки месторождения россыпного золота р. Молчан в Зейском районе Амурской области в 2021-2024 гг., и учитывая согласование ТКР по Амурской области Технических проектов разработки месторождения россыпного золота р. Молчан в Зейском районе Амурской области до 2024 года, указание на отсутствие отчета по результатам разведки месторождения, не может служить безусловным и достаточным основанием, свидетельствующим о необходимости досрочного прекращения права пользования недрами.
Также суд второй инстанции не может согласиться с выводом, что не является существенным условием пользования недрами условие в части уровня добычи.
На дату повторного рассмотрения материалов Комиссией работы по разработке месторождения проводились в соответствии с Техническим проектом разработки месторождения россыпного золота р. Молчан в 2021-2024 гг., согласованным протоколом ТКР по Амурской области от 18.03.2021N 143/3.
Так, в 2020 году добыто 8,0 кг (по проекту - 150,0 кг), в 2021 году добыто 1,0 кг (по проекту- 101,1 кг).
При этом распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 N 2914-р утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, разделом II разделу которой установлено, что по количеству и качеству балансовых запасов минерального сырья в России (с учетом наличия или отсутствия геологических перспектив наращивания минерально-сырьевой базы) все значимые для экономики страны полезные ископаемые можно разделить на три группы. Ко второй группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года. К данной группе относятся золото.
Выдавая лицензию на право пользования недрами, государство, как собственник недр, предполагает соблюдение сроков, эффективное пользование недрами, в том числе своевременное осуществление добычных работ. Кроме того, государство предполагает получение налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых.
Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр - неотъемлемое условие обеспечения устойчивого, эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Учитывая установленное, апелляционная коллегия соглашается с апеллянтом в части того, что действия лицензиата не свидетельствуют о соблюдении интересов государства при разработке всего спорного месторождения.
Также принимается во внимание апелляционный довод, касающийся вопроса возможности устранения нарушений с учетом общего срока действия лицензии.
Арбитражный суд в данной части принял во внимание то, что такой срок (до 2027 года) позволяет продолжение освоение месторождения до его истечения. При этом им не учтено, что в спорной ситуации имеет место существенный и длительный характер выявленных и вмененных обществу нарушений, при которых у Дальнедра не имелось оснований, исключающих принятие оспариваемого приказа о прекращении права пользования недрами, принимая во внимание факт выдачи лицензии 08.06.2012.
Ссылки на наличие обстоятельств непреодолимой силы в 2019-2021г.г. не имеют в данном случае правовое значение с учетом также срока выдачи лицензии - 2012 год.
Таким образом, суд второй инстанции установил, что со стороны ООО "Золотой стандарт" допущены следующие нарушения условий пользования недрами: не завершено геологическое изучение и не представлен отчет по результатам поисков и оценки месторождений на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (пп. 4.1.3 п. 4.1 Условий пользования недрами); не завершены разведочные работы и не представлен отчет по результатам разведки месторождений на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (пп. 4.1.6 п. 4.1 Условий пользования недрами); не соблюдены требования технического проекта разработки в части годовой производительности предприятия (пп. 4.2.2 п. 4.2 Условий пользования недрами); геологоразведочные работы проводятся в отсутствие действующего проекта (пп. 4.7.1 п. 4.7 Условий пользования недрами).
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, определений ВАС РФ от 28.08.2012 N ВАС-11235/12, от 31.05.2011 N ВАС-3866/11, недропользователь обязан соблюдать все требования лицензионного соглашения; при решении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами устанавливается наличие обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему исполнению обязательств в сфере недропользования.
Неисполнение недропользователем существенных условий лицензии в отсутствие объективных, не зависящих от него и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, предоставляет органу, выдавшему лицензию на пользование недрами, право принятия решения о досрочном прекращении права такого пользования в установленный законом срок.
Общество заключило с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, следовательно, приняло на себя обязательства по его исполнению; нарушение условий лицензионного соглашения влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
ООО "Золотой стандарт" с учетом положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Таким образом, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 АПК РФ, апелляционный суд приходит к тому, что со стороны ООО "Золотой стандарт" в течение длительного периода времени имело место не выполнение в установленные сроки Условий пользования недрами по предоставленной лицензии, а также не были предприняты надлежащие действия по устранению выявленных нарушений.
Учитывая выше установленное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение департамента принято на законных основаниях, в связи с чем в заявленных требованиях недропользователю надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24.01.2023 по делу N А04-7794/2022 отменить.
В удовлетворении требования ООО "Золотой стандарт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7794/2022
Истец: ООО "Золотой стандарт"
Ответчик: Отдел геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Амурской области (Амурнедра)
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу