г. Ессентуки |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А20-5313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Джамбулатова С.И., Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы РФ в лице УФНС по Кабардино-Балкарской Республике - Вологиров А.А. (доверенность от 18.01.2022), представитель общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" - Хачетлов И.О. (доверенность от 10.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице УФНС России по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2022 по делу N А20-5313/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилась Федеральная налоговая служба (далее - налоговый орган, ФНС РФ) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" (ИНН 0707013572), введении процедуры наблюдения, просит утвердить арбитражного управляющего из числа членов Саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих"; заявитель просит, с учетом уточнений, включить в реестр требований кредиторов ООО "Маслозавод-ЗЭТ" с суммой задолженности 18 391 573 рубля 73 копейки, из которых: 8 671 057 рублей 51 копейка - основной долг, 5 400 002 рубля 25 копеек - пени, 270 617 рублей 56 копеек - штрафы, 4 049 896 рублей 41 копейка - проценты.
Определением от 03.09.2009 г. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал заявление ООО "Банк "Петрокоммерц" о признании должника несостоятельным (банкротом) обоснованным, определил, что дальнейшее рассмотрение дела должно осуществляться по правилам статей 224 - 226 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением суда от 10.08.2020 в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании банкротом общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствием признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована наличием признаков банкротства.
В судебном заседании представитель налогового органа, поддержал доводы, изложенные апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя налогового органа и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
При этом пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2, 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 1 статьи 62 Закона о банкротстве процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
На основании пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
По смыслу приведенных правовых норм, проверка обоснованности требований к должнику - юридическому лицу заключается в установлении совокупности таких фактов, как определение обязательства, из которого возникло требование кредитора к должнику, сумма этого обязательства в размере не менее чем триста тысяч рублей, его неисполнение должником в течение трех месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено, доказанность оснований возникновения задолженности и факт ее непогашения должником на дату судебного заседания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 Закона о банкротстве (абзац шестой пункта 3 статьи 48 закона).
Суд первой инстанции, отказывая, в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании банкротом общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" исходил из следующих обстоятельств.
Поскольку заявление о признании должника банкротом подано в суд 25.12.2020 по требованиям от 14.05.2018 N 574890, от 18.04.2018 N 573629, от 26.03.2018 N 572448, от 07.03.2018 N 572072, от 12.05.2017 N 548883, от 14.03.2017 N 511599 истекли двух годичные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Кроме того, по требованию от 29.01.2020 N 5515 администрированы страховые платежи на 50 520 рублей и пени по ним на 380 рублей 59 копеек; как установлено в заседании, указанные платежи уплачены налогоплательщиком, что подтверждается уточнением к заявлению от 24.01.2022 N 26-13/00109, из которого следует, что остаток по данному требованию - 0 рублей.
По требованию от 05.04.2019 N 583485 (л.д.59 т.1) также не истек 2-хгодичный срок возможности судебного взыскания недоимки: срок исполнения требования N 583485 установлен до 25.04.2019; вынесено решение от 08.05.2019 N58682 о взыскании недоимки за счет денежных средств; двухгодичный срок истекает 25.04.2021.
Из текста требования N 583485 следует, что уплате подлежит налог на имущество за 2018 год в сумме 2 490 583 рубля и пени по нему на 1 347 276 рублей 02 копейки.
Суд первой инстанции указал, что за период с 2018 по 2020 годы у ООО "Маслозавод-ЗЭТ" имелась обязанность уплачивать налог на имущество только в отношении указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 07:07:0100000:227 и 07:07:0100000:204.
С учетом, решения Верховного Суда КБР от 03.02.2021, по административному исковому заявлению ООО "Маслозавод-ЗЭТ" к Правительству Кабардино-Балкарской Республики об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества ООО "Маслозавод-ЗЭТ", суд первой инстанции сделал вывод о необоснованности недоимки по требованию от 05.04.2019 N 583485.
По требованиям вынесены решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и постановления о взыскании за счет имущества должника, однако отсутствуют доказательства их направления или повторного их направления в службу судебных приставов для принудительного взыскания, а именно:
- по требованию от 28.02.2017 N 510827, решение от 05.04.2017 N 45251, постановление от 22.04.2017 N 18747;
- по требованию от 31.07.2015 N 75836: решение от 26.08.2015 N 37153, постановление от 17.10.2015 N 10015;
- по требованию от 28.01.2015 N 75661: решение от 18.02.2015 N 34940, постановление от 05.03.2015 N 9095;
- по требованию от 14.10.2014 N 75585: решение от 07.11.2014 N 34056, постановление от 23.12.2014 N 8746;
- по требованию от 08.09.2014 N 342691: решение от 30.09.2014 N 33867, постановление от 15.10.2014 N 8342;
- по требованию от 01.07.2014 N 75095: решение от 23.07.2014 N 32988, постановление от 28.08.2014 N 8033;
- по требованию от 24.04.2014 N 340634: решение от 23.05.2014 N 32264, постановление от 03.06.2014 N 7687;
- по требованию от 01.04.2014 N 74863: решение от 28.04.2014 N 31749, постановление от 03.06.2014 N 7687;
- по требованию от 01.04.2014 N 74862: решение от 28.04.2014 N 31748, постановление от 03.06.2014 N 7687;
- по требованию от 04.02.2014 N 323666: решение от 25.02.2014 N 31033, постановление от 26.03.2014 N 7044.
Суд первой инстанции указал, что отсутствие на исполнении перечисленных постановлений подтверждается ответами Урванского межрайонного отделения службы судебных приставов УФССП по КБР от 05.03.2022 N 07014/22/48310, из которого следует, что на исполнение к ним постановление от 22.04.2017 N 18747 не поступал, а также от 05.03.2022 N 07014/22/48252, из которого следует, что из представленных налоговым органом в данное дело постановлений на исполнении находятся следующие исполнительные документы: постановление от 18.12.2020 N 724003853 (по требованию от 30.10.2020 N 58430) и постановление от 13.10.2020 N724003481 (по требованиям от 10.08.2020 N 57241, от 12.07.2020 N 55681, от 17.02.2020 N 24648, от 02.03.2020 N 24812).
Так, постановление от 18.12.2020 N 724003853 (л.д.34 т.3) вынесено по требованию от 30.10.2020 N 58430 (л.д.43 т.2), решение о взыскании недоимки за счет имущества вынесено 11.12.2020 N 4576; указанными документы взыскивается недоимка по земельному налогу на общую сумму 446128 рублей 54 копейки, из которых основной долг 388 947 рублей, пени 57 181 рубль 54 копейки.
В ходе рассмотрения дела должником уплачен земельный налог в сумме 388 947 рублей, что подтверждается платежным поручением 02.12.2021 N 573 об уплате земельного налога за 2019 год, а также реестром, приложенным к письму Урванского МО УФССП по КБР от 05.03.2022, согласно которому по исполнительному документу N 724003853 остаток задолженности составляет 57 181 рубль 54 копейки.
Из материалов дела следует, что постановление от 13.10.2020 N 724003481 (л.д.32 т.3) вынесено по следующим требованиям:
- требование от 10.08.2020 N 57241, решение от 02.10.2020 N 4040;
- требование от 12.07.2020 N 55681, решение 04.09.2020 N 3669;
- требование от 17.02.2020 N 24648, решение от 24.07.2020 N 3245;
- требование от 02.03.2020 N 24812, решение 08.07.2020 N 3104.
Общая сумма недоимки по постановлению от 13.10.2020 N 724003481 составило 936 485 рублей 20 копеек, из них налог - 876 436 рублей, пени- 60 049 рублей 20 копеек; на дату рассмотрения вопроса об обоснованности требования налогового органа остаток долга по нему составил 41 582 рубля 39 копеек, из которых 41 572 рубля - налог и 10 рублей 39 копеек - пени.
Указанные обстоятельства подтверждается реестром, приложенным к письму Урванского МО УФССП по КБР от 05.03.2022, согласно которому по исполнительному документу N 724003481 остаток задолженности составляет 41 582 рубля 39 копеек.
Суд первой инстанции указал, что по двум постановлениям от 18.12.2020 N 724003853 и от 13.10.2020 N724003481 остаток задолженности составляет 98 753 рубля 554 копейки основного долга, 57 191 рубль 93 копейки пени.
По требованию от 26.04.2021 N 8243, предложено должнику уплатить 1 980 803 рубля налога на доходы физических лиц и 89 288 рублей 51 копейку водного налога.
Поскольку должник не имеет лицензии на пользование водными объектами, суд указал, что отсутствуют основания для уплаты водного налога.
Из требования от 26.04.2021 N 8243 следует, что основанием взыскания указано решение суда от 12.08.2019 N А20-2670/2014; при этом не возможно установить период возникновения указанной задолженности; представитель налогового органа также не смог пояснить период образования и оснований начисления заявленной задолженности.
Кроме того, в заседании установлено, что в рамках дела А20-2670/2014 о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" суд определением от 20.10.2016 включил в реестр требований должника требование Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике второй очереди в размере 1 980 803 рублей задолженности по налогам на доходы физических лиц, третьей очереди в размере 2 196 987 рублей 51 копейка задолженности по иным налогам и сборам, 1 418 856 рублей 06 копеек пени и 255 317 рублей 56 копеек штрафов.
В рамках указанного дела определением Арбитражного суда КБР от 12.09.2019 по делу N А20-2670/2014 между должником и кредиторами утверждено мировое соглашение, согласно которому задолженность должника перед ФНС РФ в лице УФНС России по КБР в размере 3 871 161 рубль 13 копеек погашается должником в соответствии с утвержденным графиком.
Суд первой инстанции указал, что мировое соглашение не расторгнуто. Таким образом, в заседании установлено, что администрированная требованием от 26.04.2021 N 8243 сумма недоимки представляет собой повторное администрирование задолженности, включенной в мировое соглашение по делу А20-2670/2014, а потому не может быть принята во внимание при рассмотрении вопроса об обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание в целях признания должника банкротом, требования налогового органа по начислению процентов в сумме 4 049 896 рублей 41 копейка (расчет на 4 031 025 рублей 84 копейки), начисленных ввиду несвоевременного исполнения должником условий мирового соглашения, поскольку сумма в требовании и в расчете не соответствуют, то сделал вывод, что требования налогового органа по начислению процентов ничем не обоснованы.
Так же, налоговым органом не представлены правовые обоснования начисления таких процентов, в том числе являются ли эти проценты мораторными по отношению к задолженности, включенной в реестр требований кредиторов по делу А20-2670/2014, или иное основание их начисления, поскольку мораторные проценты следует начислять и предъявлять в рамках дела А20-2670/2014.
Кроме того, заявителем в обоснование наличия задолженности представлены требование от 13.11.2020 N 58922; в заседании установлено, что по требованию от 13.11.2020 N 58922 остаток задолженности составил 117 рублей 52 копейки, что подтверждается заявлением налогового органа об уточнении требований от 24.01.2022 N 26-13/00109.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции, из заявленной налоговым органом суммы недоимки судом признана обоснованной следующая задолженность:
- по постановлению от 13.10.2020 N 724003481 остаток долга составил 41 582 рубля 39 копеек, из которых 41 572 рубля - налог и 10 рублей 39 копеек - пени;
- по постановлению N 724003853 остаток задолженности составляет пени 57 181 рубль 54 копейки;
- по требованию от 13.11.2020 N 58922 остаток задолженности составил 117 рублей 52 копейки.
- налог на имущество за 2018-2020 годы всего составляет 59 989 рублей 08 копеек. Следовательно, всего задолженность по налогам составила 107 407 рублей 01 копейка,
При этом судом первой инстанции не учтено в полной мере, что в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Маслозавод-ЗЭТ" своих обязанностей по уплате налога, налоговым органом были выставлены требования об уплате налога, а именно:
Номер ТУ |
Дата ТУ |
Сумма ТУ |
Дата вручения |
58922 |
13.11.2020 |
17017,09 |
16.11.2020 |
58430 |
30.10.2020 |
446128,54 |
07.11.2020 |
57241 |
10.08.2020 |
38349.73 |
17.08.2020 |
55681 |
12.07.2020 |
196747,22 |
20.07.2020 |
24812 |
02.03.2020 |
8645 |
06.03.2020 |
24648 |
17.02.2020 |
641842,66 |
25.02.2020 |
5515 |
29.01.2020 |
50900,59 |
27.02.2020 |
583315 |
27.02.2019 |
459736,95 |
15.03.2019 |
574890 |
14.05.2018 |
2830642,30 |
14.06.2018 |
573629 |
18.04.2018 |
11038795,76 |
03.05.2018 |
572448 |
26.03.2018 |
15786 |
09.04.2018 |
572072 |
07.03.2018 |
397762,28 |
09.04.2018 |
548883 |
12.05.2017 |
12506,11 |
26.05.2017 |
511599 |
14.03.2017 |
167160,81 |
27.03.2017 |
510827 |
28.02.2017 |
75004,77 |
15.03.2017 |
75836 |
31.07.2015 |
207261,15 |
11.08.2015 |
75661 |
28.01.2015 |
467558,99 |
06.02.2015 |
75585 |
14.10.2014 |
24296,81 |
23.10.2014 |
342691 |
08.09.2014 |
19588,97 |
17.09.2014 |
75095 |
01.07.2014 |
1755,58 |
10.07.2014 |
340634 |
24.04.2014 |
14039,03 |
12.05.2014 |
74863 |
01.04.2014 |
821,55 |
14.04.2014 |
74862 |
01.04.2014 |
588,70 |
14.04.2014 |
323666 |
04.02.2014 |
76865,52 |
14.02.2014 |
Соответственно, в связи с неисполнением ООО "Маслозавод-ЗЭТ" требований об уплате налога, налоговым органом были приняты меры принудительного взыскания задолженности путем обращения взыскания на денежные средства Общества в соответствии со ст. 46 НК РФ. а именно:
Номер документа |
Дата документа |
Сумма документа |
Текущая задолженность |
Номер ТУ |
Дата ТУ |
4735 |
21.12.2020 |
17017,09 |
117,52 |
58922 |
13.11.2020 |
4576 |
11.12.2020 |
446128,54 |
51152,85 |
58430 |
30.10.2020 |
4040 |
02.10.2020 |
38349,73 |
10,39 |
57241 |
10.08.2020 |
3669 |
04.09.2020 |
196747.22 |
21049 |
55681 |
12.07.2020 |
3245 |
24.07.2020 |
641842,66 |
20523 |
24648 |
17.02.2020 |
3104 |
08.07.2020 |
8645 |
0 |
24812 |
02.03.2020 |
2401 |
02.03.2020 |
50900,59 |
0 |
5515 |
29.01.2020 |
58682 |
08.05.2019 |
3837859,02 |
2236189,06 |
583485 |
05.04.2019 |
58584 |
22.03.2019 |
459736,95 |
456750,93 |
583315 |
27.02.2019 |
55647 |
07.06.2018 |
2830642,30 |
849728,45 |
574890 |
14.05.2018 |
55270 |
31.05.2018 |
11038795,76 |
5106277,55 |
573629 |
18.04.2018 |
54518 |
26.04.2018 |
15786 |
15786 |
572448 |
26.03.2018 |
54517 |
26.04.2018 |
397762,28 |
396529,76 |
572072 |
07.03.2018 |
47777 |
07.07.2017 |
12506,11 |
311,11 |
548883 |
12.05.2017 |
45403 |
19.04.2017 |
15786 |
15786 |
511599 |
14.03.2017 |
45251 |
05.04.2017 |
75004,77 |
69193,72 |
510827 |
28.02.2017 |
37153 |
26.08.2015 |
207261,15 |
4444,43 |
75836 |
31.07.2015 |
34940 |
18.02.2015 |
467558,99 |
2959,60 |
75661 |
28.01.2015 |
34056 |
07.11.2014 |
24296,81 |
736,65 |
75585 |
14.10.2014 |
33867 |
30.09.2014 |
19588,97 |
2111,70 |
342691 |
08.09.2014 |
32988 |
23.07.2014 |
1755,58 |
1755,58 |
75095 |
01.07.2014 |
32264 |
23.05.2014 |
14039,03 |
647,03 |
340634 |
24.04.2014 |
31749 |
28.04.2014 |
821,55 |
821,55 |
74863 |
01.04.2014 |
31748 |
28.04.2014 |
588,70 |
0 |
74862 |
01.04.2014 |
31033 |
25.02.2014 |
76865,52 |
462,84 |
323666 |
04.02.2014 |
Материалы дела содержат требования об уплате задолженности, а также расчет пени по данным требованиям, а именно: требование от 13.11.2020 N 58922, расчет пени по требованию от 13.11.2020 N 58922, требование от 30.10.2020 N 58430, расчет пени по требованию от 30.10.2020 N 58430, требование от 10.08.2020 N 57241, расчет пени по требованию от 10.08.2020 N 57241, требование от 26.04.2021 N 8243, требование от 12.07.2020 N 55681, требование от 17.02.2020 N 24648, расчет пени по требованию от 17.02.2020 N 24648, требование от 02.03.2020 N 24812, требование от 29.01.2020 N 5515, расчет пени по требованию от 29.01.2020 N 5515.
Согласно абз. 3 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласие п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В соответствии с положениями абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Из разъяснений данных в п. 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 20.12.2016) "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что в силу абзаца второго пункта 3 статьи 6 и абзаца второго пункта 2 статьи 7 Закона в случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается). По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения суда.
В рассматриваемом случае, основанием для обращения в суд послужили решения налогового органа о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в соответствии со ст. 46 НК РФ. Совокупная сумма решений по налогам заявленная в рамках дела N А20-5313/2020, превышает 300 000 руб.
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого судебного акта судом первой инстанции, задолженность по уплате налога, сбора, пени и штрафов, согласно представленным в материалы дела доказательствам, превышала размер требования к должнику - юридическому лицу который установлен п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, то есть не менее чем триста тысяч рублей.
Подлежит отклонению довод суда первой инстанции о том, что истекли сроки вынесения постановлений о взыскании за счет имущества должника, по требованиям об уплате налога от 13.11.2020 N 58922, от 30.10.2020 N 58430, от 26.04.2021 N 8243, от 10.08.2020 N 57241, от 12.07.2020 N 55681, от 17.02.2020 N 24648, от 02.03.2020 N 24812, от 29.01.2020 N 5515, в том числе 2-х годичный срок обращения в суд, а так же по следующим требованиям налоговым органом вынесены решения о взыскании недоимки за счет денежных средств, однако доказательств вынесения постановления о взыскании недоимки за счет имущества должника не представлено, а именно: по требованию от 29.01.2020 N 5515 (л.д.29 т.2) вынесено решение от 02.03.2020 N 2401; по требованию от 05.04.2019 N 583485 (л.д.59 т.1) вынесено решение от 08.05.2019 N58682; по требованию 27.02.2019 N 583315 (л.д.57 т.1) вынесено решение от 22.03.2019 N 58584; по требованию от 14.05.2018 N574890 (л.д.55 т.1) вынесено решение от 07.06.2018 от N55647; по требованию от 18.04.2018 N573629 (л.д.52 т. 1) вынесено решение от 31.05.2018 N55270; по требованию от 26.03.2018 N 572448 (л.д.51 т.1) вынесено только решение от 26.04.2018 N 54518; по требованию от 07.03.2018 N 572072 (л.д.49 т.1) вынесено решение от 26.04.2018 N54517; по требованию от 12.05.2017 N 548883 (л.д.47 т.1) вынесено решение от 07.07.2017 N47777; по требованию от 14.03.2017 N 511599 (л.д.46, т.1) вынесено решение от 19.04.2017 N 45403, так же истекли сроки вынесения по ним постановлений о взыскании за счет имущества должника, в том числе 2-х годичный срок обращения в суд, поскольку не соответствует материалам дела.
В пункте 11 Обзора от 20.12.2016 разъяснено, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции, не установив период возникновения задолженности, по требованию от 26.04.2021 N 8243 в части требования уплатить 1 980 803 рубля налога на доходы физических лиц, указал, что поскольку из содержания требования от 26.04.2021 N 8243 следует, что основанием взыскания указано решение суда от 12.08.2019 N А20-2670/2014, то требование от 26.04.2021 N 8243 с размером недоимки на сумму 1 980 803 рубля не подлежит учету в целях признания общества банкротом.
Указанный вывод суда подлежит отклонению, поскольку совпадение цифр по налогу на доходы физических лиц в требовании от 26.04.2021 N 8243 с цифрами, указанными в определением Арбитражного суда КБР от 12.09.2019 по делу NА20-2670/2014 в части присужденного налога на доходы физических лиц не отменяют факт начисления данного налога за новый период и не могут являться основанием для отказа в части их признания. При этом материалы дела не содержат сведений о начислении действующему предприятию налога на доходы физических лиц в период последующий охваченному мировым соглашением, утвержденном в рамках дела NА20-2670/2014 (2014-2015 г.г.).
Кроме того, в составе требований налоговым органом заявлены проценты на 4 049 896 руб., начисленные ввиду несвоевременного исполнения должником условий мирового соглашения.
Судом первой инстанции не учтены данные суммы, налоговым органом не представлены правовые обоснования начисления таких процентов, в том числе являются ли эти проценты мораторными по отношению к задолженности, включенной в реестр требований кредиторов по делу N А20-2670/2014, или иное основание их начисления, поскольку мораторные проценты следует начислять и предъявлять в рамках дела N А20-2670/2014".
При утверждении мирового соглашения в рамках дела N А20-2670/2014 условия мирового соглашения не предусматривают начисления процентов за неисполнение обязательств. В кассационной жалобе Управление просило отменить определение от 12.08.2019 и направить дело на новое рассмотрение.
Требования пункта 2 статьи 156 Закона о банкротстве о начислении процентов на непогашенную часть требований кредиторов и уполномоченного органа, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, являясь императивными, исполняются, с учетом содержания конкретного соглашения, утвержденного судом, вне зависимости от того, имеется ли на них ссылка в тексте мирового соглашения.
В соответствии с постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2019 по делу N А20-2670/2014, следует, что поскольку определенные законодательством порядок начисления процентов и их размер не изменены мировым соглашением, то отсутствие в соглашении указания на обстоятельства, установленные законом, не является основанием для отказа в утверждении судом такого мирового соглашения.
При этом, сам факт не соответствия требования налогового органа по начислению процентов в сумме 4 049 896 рублей 41 копейка, имеющемуся в деле расчету на сумму 4 031 025 рублей 84 копейки не отменяют факта начисления данных процентов и не могут являться основанием для отказа в части их признания.
Налоговый орган, ссылаясь на положения, ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, указывает, что суммы задолженности ООО "Маслозавод-ЗЭТ" за 2014-2015 гг. признанные Арбитражным судом КБР в рамках дела N А20-2670/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Маслозавод-ЗЭТ", должны быть признаны и в рамках дела N А20-5313/2020
Указанный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению в силу следующего.
В рамках дела А20-2670/2014 о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" суд определением от 20.10.2016 включил в реестр требований должника требование Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике второй очереди в размере 1 980 803 рублей задолженности по налогам на доходы физических лиц, третьей очереди в размере 2 196 987 рублей 51 копейка задолженности по иным налогам и сборам, 1 418 856 рублей 06 копеек пени и 255 317 рублей 56 копеек штрафов.
В рамках дела N А20-2670/2014 решением Арбитражного суда КБР от 25.04.2016 общество с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" (правопредшественник ООО "Маслозавод-ЗЭТ") признано банкротом и открыто конкурсное производство; определением Арбитражного суда КБР от 12.09.2019 по делу N А20-2670/2014 между должником и кредиторами утверждено мировое соглашение; производство по делу N А20-2670/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Агроразвитие" (ИНН 0707013572) прекращено.
Указанное мировое соглашение не расторгнуто. Таким образом, сумма недоимки, включенной в мировое соглашение по делу А20-2670/2014, не может быть принята во внимание при рассмотрении вопроса об обоснованности заявления о признании должника банкротом.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент принятия обжалуемого судебного акта отсутствовало основание для отказа во введении процедуры наблюдения по делу N А20-5313/2020 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Маслозавод-ЗЭТ", на которое сослался суд первой инстанции.
Поскольку при проверке обоснованности заявления ФНС РФ установлено наличие у общества признаков, предусмотренных статьей 3 Закона о банкротстве, решение суд первой инстанции об отказе в признании должника банкротом не может быть признано обоснованным.
Учитывая, что требования ФНС РФ являются обоснованными в связи с подтверждением задолженности, соответствуют условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве и не удовлетворены должником на дату судебного заседания, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении Общества следует ввести процедуру наблюдения.
Порядок утверждения временного управляющего установлен статьей 45 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд. Суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, которое будет признано обоснованным первым, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией, указанной в таком заявлении.
Первый заявитель - ФНС РФ - в заявлении о признании должника банкротом просит утвердить в качестве временного управляющего должника Кумышева Алима Руслановича, члена Саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих".
СРО "Союз менеджеров и арбитражных управляющих" в порядке пункта 1 статьи 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в материалы дела представлены информация о соответствии кандидатуры Кумышева А.Р. требованиям, установленным статьями 20, 20.2 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах Кумышев А.Р. может быть утвержден временным управляющим ООО "Маслозавод-ЗЭТ" с ежемесячным вознаграждением, установленным статьей 20.6 Закона о банкротстве, за счет средств должника.
В соответствии ос статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Маслозавод-ЗЭТ".
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2022 по делу N А20-5313/2020 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать заявление Федеральной налоговой службы в лице УФНС России по Кабардино-Балкарской Республики о признании общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" (ИНН 0707013572) несостоятельным (банкротом) обоснованным.
Ввести в отношении общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" (ИНН 0707013572) процедуру наблюдения на срок до 24.07.2023.
Утвердить временным управляющим общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" - Кумышева Алима Руслановича (ИНН 070201206373; номер в реестре членов Саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих" 403 от 19.11.2013, адрес для направления корреспонденции: 360015, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Циолковского, д. 7, каб. 400).
Установить временному управляющему фиксированную сумму вознаграждения в размере 30 000 рублей в месяц за счет имущества должника.
Временному управляющему:
- не позднее, чем через десять дней с даты его утверждения, направить для опубликования сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения;
- представить в арбитражный суд отчет по итогам проведения процедуры наблюдения, документальные доказательства выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 67 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" (ИНН 0707013572) в Федеральный бюджет 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о признании должника банкротом.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Маслозавод-ЗЭТ" (ИНН 0707013572) в федеральный бюджет 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
С даты вынесения настоящего постановления наступают последствия, предусмотренные статьями 63, 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Основанием для приостановления исполнения по исполнительным документам является настоящее постановление.
О рассмотрении дела уведомить банк, обслуживающий должника, суд общей юрисдикции и главного судебного пристава по месту нахождения должника.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5313/2020
Должник: ООО "Маслозавод - ЗЭТ"
Кредитор: ФНС России
Третье лицо: Вологиров Амир Аронович, Саморегулируемая организация "Союз менеджеров и арбитражных управляющих", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, УФРС по КБР, Хачетлов Ислам Олегович, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7583/2023
15.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12938/2023
04.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4057/2022
07.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7583/2023
29.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4057/2022
10.08.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5313/20