г. Самара |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А72-15417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.05.2023 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РМ/МР" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2023 по делу N А72-15417/2022 (судья Лубянова О.А.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМ/МР" (ИНН 7302043349, ОГРН 1097302002291), г.Димитровград Ульяновской области, к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ИНН 7325161645, ОГРН 1187325014326), г.Ульяновск, третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902), г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "С-Строй" (ИНН 6450111223, ОГРН 1206400014963), г.Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Техносфера" (ИНН 7328109795, ОГРН 1217300010773), г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (ИНН 7728483148, ОГРН 1197746498861), г.Москва, об оспаривании распоряжения,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РМ/МР" (далее - ООО "РМ/МР", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о признании незаконным распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство) от 13.09.2022 N 600 об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Ульяновской области; об обязании Министерства оформить лицензии на пользование недрами на участках недр местного значения Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3 с победителем аукциона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "С-Строй", общество с ограниченной ответственностью "Техносфера", общество с ограниченной ответственностью "Фаворит".
Решением от 15.03.2023 по делу N А72-15417/2022 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "РМ/МР" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Министерство вынесло распоряжения от 27.06.2022 N N 406, 407 и 408 о проведении аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участках недр Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3, расположенных на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области. Указанными распоряжениями были утверждены порядок и условия проведения аукционов.
28.06.2022 в ГИС Торги (torgi.gov.ru) были размещены извещения:
- 22000077070000000002 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения Тиинский, расположенном на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области; начальная цена - 121 546 руб.;
- 22000077070000000003 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения Тиинский 2, расположенном на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области; начальная цена - 109 391 руб.;
- 22000077070000000004 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения Тиинский 3, расположенном на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области; начальная цена - 109 391 руб.
Организатор аукционов - Министерство, дата и время начала подачи заявок - 28.06.2022 12:00, дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2022 12:00, дата рассмотрения заявок - 08.08.2022, дата и время проведения аукциона - 17.08.2022 11:00.
Согласно протоколам заседания аукционной комиссии от 18.08.2022 победителем аукционов признано ООО "РМ/МР", предложившее цену 6 952 431 руб. 20 коп. (Тиинский), 4 933 543 руб. 10 коп. (Тиинский 2) и 4 933 543 руб. 10 коп. (Тиинский 3).
24.08.2022 в антимонопольный орган поступили жалобы ООО "Техносфера" на действия организатора аукционов, которые антимонопольный орган признал обоснованными (решения от 31.08.2022 по делам N N 073/10/18.1-459/2022, 073/10/18.1-460/2022, 073/10/18.1-461/2022).
В ходе рассмотрения жалоб ООО "Техносфера" антимонопольный орган установил, что Министерство неправильно установило минимальный размер разового платежа за пользование участками недр. Между тем, учитывая, что предложение ООО "Техносфера" и иных участников аукциона многократно превысило минимальный размер разового платежа, в том числе рассчитанный в соответствии с Методикой расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами (утв.Приказом Минприроды России N 242, Роснедр N 01 от 31.03.2022; далее - Методика N 242/01), антимонопольный орган решил предписания не выдавать.
На основании указанных решений антимонопольного органа, в целях устранения нарушений законодательства Министерство вынесло распоряжение от 13.09.2022 N 600 об отмене аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3, расположенных на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области.
Не согласившись с распоряжением Министерства, ООО "РМ/МР" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст.1.2 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст.6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование, в том числе для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
На основании ст.10.1 Закона N 2395-1 право пользования недрами с целью для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, возникает по результатам проведения аукционов.
Согласно ст.11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Принятие решений о проведении аукциона на право пользования участками недр, о составе аукционной комиссии осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения (ст.13.1 Закона N 2395-1).
В соответствии со ст.13.1 Закона N 2395-1 основным критерием выявления победителя при проведении аукциона является наибольший размер разового платежа за пользование участком недр.
Ст.39 Закона N 2395-1 установлено, что при пользовании недрами уплачиваются разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, регулярные платежи, сбор за участие в конкурсе (аукционе), а также другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, размер разового взноса за пользование недрами является существенным условием для получения права пользование недрами.
Согласно ст.40 Закона N 2395-1 пользователи недр, получившие право на пользование недрами, лица, признанные победителями аукциона, и иные лица, которым предоставляется право пользования недрами и оформляется лицензия на пользование недрами в соответствии с ч.8 ст.13.1 данного закона, уплачивают разовый платеж за пользование недрами, предусмотренный соответственно лицензией на пользование недрами, протоколом о результатах аукциона, протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе (разовый платеж за пользование недрами).
Минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в размере не менее десяти процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации, за исключением разового платежа за пользование недрами, устанавливаемого в отношении нефти и (или) газового конденсата, а также в отношении трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Окончательный размер разового платежа за пользование недрами устанавливается по результатам аукциона или в соответствии с ч.8 ст.13.1 Закона N 2395-1.
Не допускается устанавливать по результатам аукциона окончательный размер разового платежа за пользование недрами ниже размера, заявленного в предложении победителя аукциона, или размера, установленного условиями аукциона, увеличенного на "шаг аукциона".
Разовый платеж за пользование недрами зачисляется в федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2499 утверждены Правила проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, в п.16 которых установлено, что порядок и условия проведения аукциона содержат, в том числе: з) минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами; к) размер "шага аукциона", составляющий 10 процентов величины минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами.
Судом первой инстанции установлено, что в приложении N 4 к распоряжениям Министерства от 27.06.2022 N N 406, 407 и 408 определен минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами и указано, что расчет минимального (стартового) размера разового платежа подготовлен на основании ст.40 Закона N 2395-1 и Методики N 242/01.
Согласно п.5 Методики N 242/01 минимальный размер разового платежа за пользование недрами определяется по формуле: РПи1Ш - НДПИпл х П, где:
НДПИпщ - расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (среднегодовая добыча полезного ископаемого) (далее - расчетная величина суммы налога);
П - коэффициент, характеризующий минимальный процент расчетной величины суммы налога в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (установлен коэффициент 0,1).
В соответствии с п.6 Методики N 242/01 расчетная величина суммы налога для полезных ископаемых рассчитывается по формуле: НДПИгод = Цпи x Vср x СндпиСТ, где:
Цпи - стоимость единицы добытого полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих полугодию, в котором объявляется аукцион (рублей);
Vcp - среднегодовая мощность добывающей организации (среднегодовая добыча полезного ископаемого) (тонн, куб. метров, граммов, карат);
СндпиСТ - ставка налога на добычу полезных ископаемых: при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии - 5,5 %.
Средняя рыночная цена реализации единицы добытого полезного ископаемого определяется на основании сведений о ценах производителей на отдельные виды полезных ископаемых за 6 месяцев, запрашиваемых 2 раза в год по состоянию на 30 июня и 31 декабря Федеральным агентством по недропользованию или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) в Федеральной службе государственной статистики с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Также вышеуказанная информация размещается в открытом и бесплатном доступе Росстатом в разделе "Средние цены производителей промышленных товаров с 2017 г." на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы в информационно-телекоммуникационной сети интернет www.fedstat.ru.
Суд первой инстанции указал, что поскольку аукционы были объявлены в первом полугодии 2022 года, то показатель Цпи подлежал определению исходя из стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за второе полугодие 2021 года.
В данном случае Министерство определило показатель Цпи как стоимость единицы добытого полезного ископаемого равного средней рыночной цене реализации в регионе за период 6 месяцев, предшествующих дате объявления аукциона.
Как отметил суд первой инстанции, в приложении N 4 расшифровка показателя Цпи отличается от расшифровки показателя в Методике N 242/01. Расчет по приложению N 4 показателя Цпи рассчитан за период с декабря 2021 года по май 2022 года. Таким образом, указанный в приложении N 4 порядок определения Цпи не соответствует Методике N 242/01. Неверное определение размера Цпи в данном случае привело к занижению стартового размера разового платежа за пользование недрами.
Стартовый размер разового платежа за пользование недрами на участке недр местного значения для Тиинский должен был составлять 147 549 руб. 60 коп. (фактически составил 121 546 руб.), Тиинский 2 должен был составлять 132 794 руб. 64 коп. (фактически составил 109 391 руб. 04 коп.), Тиинский 3 должен был составлять 132 794 руб. 64 коп. (фактически составил 109 391 руб. 04 коп.).
Неправильное определение минимального (стартового) размера разового платежа привело к неправильному определению "шага аукциона", составляющего 10 процентов величины минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами и неправомерному определению размера разового платежа за пользование недрами.
Размер разового взноса за пользование недрами является существенным условием для получения права пользования недрами и в силу ст.13.1 Закона N 2395-1 служит основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования недрами.
Аукцион по предоставлению права пользования недрами, в котором неправильно определены минимальный размер разового платежа, размер "шага аукциона" и неправомерно определен размер разового платежа за пользование недрами, не соответствует закону и посягает на публичные интересы в силу того, что недра являются государственной собственностью.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невозможность получения ООО "РМ/МР" права пользования недрами в связи с принятием Министерством оспариваемого распоряжения не свидетельствует о нарушении этим распоряжением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При повторном объявлении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи на участке недр общество вправе принять в нем участие.
На основании изложенного, принимая во внимание положения п.52 Порядка проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2499; далее - Порядок N 2499) и решения антимонопольного органа от 31.08.2022 по делам N N 073/10/18.1-459/2022, 073/10/18.1-460/2022 и 073/10/18.1-461/2022, а также то, что лицензии по результатам аукционов оформлены не были, суд первой инстанции признал оспариваемое распоряжение Министерства законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами для Тиинский, Тиинский 2 и Тиинский 3 Министерством был определен неверно, с нарушением Методики N 242/01.
Между тем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "РМ/МР" суд апелляционной инстанции признает ошибочным.
Как уже указано, согласно размещенным 28.06.2022 в ГИС Торги (torgi.gov.ru) извещениям N 22000077070000000002, 22000077070000000003, 22000077070000000004 о проведении аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участках недр местного значения Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3, расположенных на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, дата и время начала подачи заявок - 28.06.2022 12:00, дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2022 12:00, дата рассмотрения заявок - 08.08.2022, дата и время проведения аукциона - 17.08.2022 11:00.
Согласно протоколам заседания аукционной комиссии о результатах аукционов от 18.08.2022 победителем аукционов признано ООО "РМ/МР", предложившее цену 6 952 431 руб. 20 коп. (Тиинский), 4 933 543 руб. 10 коп. (Тиинский 2) и 4 933 543 руб. 10 коп. (Тиинский 3).
В соответствии с п.4 Регламента работы аукционной комиссии для проведения аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участках недр Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3, расположенных на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области (приложение N 1 к распоряжениям Министерства от 27.06.2022 N N 406, 407 и 408) аукционная комиссия осуществляет:
а) рассмотрение поданных заявителями заявок и прилагаемых к ним документов на предмет соответствия требованиям Закона N 2395-1 и Правил N 2499, распоряжению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона и требованиям к аукционной документации;
б) принятие решения о допуске заявителя к участию в аукционе и признании заявителя участником аукциона либо об отказе в приеме заявки;
в) принятие решения о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения либо о предоставлении права пользования участком недр местного значения и об оформлении лицензии на пользование недрами лицу, заявка которого соответствует требованиям Закона N 2395-1, Правил N 2499, решению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона и требованиям к аукционной документации, или единственному участнику аукциона в соответствии с ч.8 ст.13.1 Закона N 2395-1.
Данным регламентом и Порядком N 2499 не предусмотрена возможность отмены итогов проведенных аукционов.
Между тем абз.1 п.52 Порядка N 2499 предусмотрено право уполномоченного органа принять решение об отмене аукциона. Такое решение размещается организатором аукциона на официальном сайте не позднее чем за 7 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок. Не позднее одного часа с момента размещения решения об отмене аукциона на официальном сайте оператор электронной площадки размещает указанное решение на сайте электронной площадки. Оператор электронной площадки возвращает заявителям заявки и прилагаемые к ним документы в течение одного часа с момента размещения решения об отмене аукциона на сайте электронной площадки с одновременным направлением заявителям уведомлений об отмене аукциона.
В извещениях от 28.06.2022 N 22000077070000000002, 22000077070000000003, 22000077070000000004 установлен срок для отказа организатора от проведения процедуры торгов - 19.07.2022.
Абз.2 п.52 Порядка N 2499 предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством, при наличии решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленных при организации и проведении аукциона нарушений, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, или на основании вступившего в силу судебного акта решение об отмене аукциона может быть принято вплоть до дня проведения аукциона.
Таким образом, Министерство могло отказаться от проведения процедуры торгов в соответствии с абз.1 п.52 Порядка N 2499 до 19.07.2022, а принять решение об отмене аукционов в соответствии с абз.2 п.52 Порядка N 2499 - вплоть до 17.08.2022 (день проведения аукционов).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия распоряжения N 600 об отмене аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участках недр местного значения Тиинский, Тиинский 2, Тиинский 3, расположенных на территории муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, 13.09.2022, то есть по истечении трех недель с момента проведения аукционов, подведения их итогов и определения победителя.
Следует также отметить, что решения антимонопольного органа от 31.08.2022 по делам N N 073/10/18.1-459/2022, 073/10/18.1-460/2022 и 073/10/18.1-461/2022 не могут быть расценены в качестве решений контрольного (надзорного) органа, предусмотренных абз.2 п.52 Порядка N 2499, поскольку как таковых требований об устранении выявленных при организации и проведении аукционов нарушений не содержат. Кроме того, эти решения антимонопольным органом приняты также после даты проведения аукционов и определения победителя.
В силу п.4 ст.447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Результатом таких торгов является заключение договора с лицом, отвечающим всем требованиям документации о таких торгах и признанным их победителем.
Положениями ст.447-448 ГК РФ не предусмотрено право отказаться от заключения договора с победителем.
Исходя из п.6 ст.447 ГК РФ, правила, предусмотренные ст.448 и 449 ГК РФ, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.
Аукцион, как процедура конкурентного способа определения победителя на право пользования участками недр, обеспечивающего равный доступ хозяйствующих субъектов к получению права, является способом определения лица, с которым будет заключен договор или в отношении которого наступят иные правовые последствия (в рассматриваемом случае - которому будет предоставлено право пользования участками недр местного значения).
В силу п.1 ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Согласно п.2 ст.449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст.167 ГК РФ.
В п.44 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу п.1 ст.449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Отмена аукционов самим организатором торгов после их проведения действующим законодательством не предусмотрена, поскольку исходя из положений ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица только судом.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства от 13.09.2022 N 600 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "РМ/МР" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
На основании п.2 ст.269 АПК РФ суд апелляционной инстанции отменяет решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт, которым признает распоряжение Министерства от 13.09.2022 N 600 незаконным.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "РМ/МР".
На основании ст.110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Министерства в пользу ООО "РМ/МР" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб., понесенные обществом при обращении в суды первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 марта 2023 года по делу N А72-15417/2022 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 13 сентября 2022 года N 600 об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Ульяновской области.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РМ/МР".
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ИНН 7325161645, ОГРН 1187325014326) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РМ/МР" (ИНН 7302043349, ОГРН 1097302002291) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15417/2022
Истец: ООО "РМ/МР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области
Третье лицо: ООО "С-СТРОЙ", ООО "ТЕХНОСФЕРА", ООО "ФАВОРИТ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФАС по Ульяновской области