г. Красноярск |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А33-16254/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Инхиреевой М.Н., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Аббасова Аббасали Ильгара оглы: Пушкиной А.В., представителя по доверенности от 07.11.2022, Ахмедовой Т.Г.-к представителя по доверенности от 21.06.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аббасова Аббасали Ильгара оглы
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 января 2023 года по делу N А33-16254/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Аббасов Аббасали Ильгар оглы (далее - заявитель, апеллянт, истец, ИП Аббасов А.И.о.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - ответчики) о признании недействительными:
- уведомления от 03.06.2022 N 10802-дг о расторжении договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621 и возобновлении действия договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Петра Словцова, 9;
- уведомления департамента градостроительства администрации города Красноярска от 26.05.2022 N 05/3080-дг о расторжении договора на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375 и возобновлении действия договора на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- ИП Аббасов А.И.о., являясь стороной спорного договора, к административной ответственности не привлекался за нарушение законодательства, допущенного при эксплуатации временного сооружения, в деле об административном правонарушении участия не принимал, возможности обжаловать постановление о привлечении продавца к административной ответственности не имел;
- продавец Сухотина С.В. в момент продажи алкоголя в качестве работника истца не числилась, следовательно, продавала алкоголь от своего имени, вследствие чего и была привлечена к административной ответственности;
- департамент градостроительства действовал недобросовестно, поскольку расторг спорный договор аренды почти через год после правонарушения.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 07.04.2023 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 08.04.2023 06:43:41 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От департамента градостроительства администрации города Красноярск поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент настаивал на законности обжалуемого судебного акта.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, между администрацией города Красноярска и индивидуальным предпринимателем Кулиевым Ровшаном Ахмедом оглы (владельцем) подписан договор на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375 (далее - договор на размещение временного сооружения, договор от 23.09.2015 N К/4375), в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), на основании пункта 11 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 28.11.2014 N 809, договора купли - продажи торгового павильона от 19.05.2015, в соответствии с номером 4420 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 (далее - схема), по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Словцова, 9, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1).
В соответствии с пунктом 1.2 договора на размещение временного сооружения срок действия договора установлен до 01.07.2018.
Согласно пункту 2.2.3 договора на размещение временного сооружения владелец обязан эксплуатировать временное сооружение в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. При размещении, эксплуатации временного сооружения обеспечить соблюдение правил благоустройства города Красноярска, законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, в том числе приобретение и продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, архитектурных, градостроительных, строительных, пожарных, санитарных и экологических норм и правил и иных требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5.1 договора на размещение временного сооружения стороны предусмотрели, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством. Пунктом 5.3 договора стороны предусмотрели основания для досрочного расторжения договора.
Дополнительным соглашением от 30.10.2015 N А/5157/вс по тексту договора на размещение временного сооружения слова "индивидуальный предприниматель Кулиев Ровшан Ахмед оглы" заменены словами "индивидуальный предприниматель Аббасов Аббасали Ильгар оглы" в соответствующем падеже.
Между администрацией города Красноярска и ИП Аббасовым А.И.о. подписано дополнительное соглашение от 04.03.2016 N А/647/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 на размещение временного сооружения, согласно которому раздел 3 договора изложен в представленной редакции, в том числе:
3.2. Администрация имеет право:
3.2.1. Осуществлять контроль за исполнением владельцем обязательств по договору.
3.2.2. Отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
3.2.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1 настоящего договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
3.2.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.
3.2.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
3.2.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
3.2.2.5. В случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором.
3.2.3. Осуществить демонтаж временного сооружения, если самим владельцем такой демонтаж не осуществлен в течение срока, установленного пунктом 2.2.10. настоящего договора.
3.2.4. Предпринимать иные предусмотренные законодательством меры по демонтажу временного сооружения, размещенного или эксплуатируемого с нарушением установленного порядка и условий договора, а также по возмещению понесенных в связи с этим расходов.
Пункт 5.3 в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2016 N А/647/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 изложен в следующей редакции: основанием для досрочного расторжения договора является:
5.3.1 Наличие у иного лица в отношении земельного участка, котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, или иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
5.3.2 Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой.
5.3.3. Наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям, датированных с разницей во времени не менее одного месяца, и (или) вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства в сфере реализации алкогольной продукции (в том числе Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
5.3.4. Иные случаи, предусмотренные договором.
Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты расторжения договора.
Дополнительным соглашением от 13.09.2018 N А/5400/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 на размещение временного сооружения срок действия договора продлен до 01.07.2021, пункт 5.3.3. договора изложен в следующей редакции: наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям, датированных с разницей во времени не менее одного месяца, и (или) двух вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства, связанные с эксплуатацией временного сооружения.
Дополнительным соглашением от 23.07.2021 N А/3557/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 на размещение временного сооружения срок действия договора продлен до 01.01.2024.
Согласно пункту 3.2 в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 администрация имеет право:
- осуществлять контроль за исполнением владельцем обязательств по договору (пункт 3.2.1 договора);
- отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях (пункт 3.2.2):
3.2.2.1. Если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 настоящего договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
3.2.2.2. В случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.
3.2.2.3. В случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
3.2.2.4. Если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
3.2.3. Отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором, уведомив об этом владельца временного сооружения в письменной форме не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
3.2.4. Осуществить демонтаж временного сооружения, если самим владельцем такой демонтаж не осуществлен в течение срока, установленного пунктом 2.2.10 настоящего договора.
3.2.5. Предпринимать иные предусмотренные законодательством меры по демонтажу временного сооружения, размещенного или эксплуатируемого с нарушением установленного порядка и условий договора, а также по возмещению понесенных в связи с этим расходов.
Пункт 5.3 в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с к договору от 23.09.2015 N К/4375 изложен в следующей редакции: основанием для досрочного расторжения договора является:
5.3.1 Наличие у иного лица в отношении земельного участка, котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, или иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
5.3.2 Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной или государственной нуждой.
5.3.3 Наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям, датированных с разницей во времени не менее одного месяца.
5.4.4. Наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства, связанные эксплуатацией временного сооружения.
5.3.5. Иные случаи, предусмотренные договором.
В случае расторжения договора по основаниям, предусмотренными подпунктами 3.2.2.1. - 3.2.2.4, уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
В случае расторжения договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3.2.3, уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
На основании договора на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Аббасовым Аббасали Ильгар Оглы (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621 (далее - договор аренды земельного участка, договор от 31.05.2016 N 621), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 01 00 204:0108, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Петра Словцова, 9, (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 60 кв.м. (приложение 1).
По акту приема-передачи земельный участок передан принимающей стороне, датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование принимающей стороне стороны согласовали 01.10.2015.
Срок аренды участка установлен с 04.03.2016 по 03.02.2017 (одиннадцать месяцев) (пункт 2.1 договора аренды).
В пункте 6.3 договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621 установлено, что договор может быть расторгнут в случае отмены распорядительного акта, являющегося основанием для заключения договора.
Дополнением от 16.12.2016 N 5704 к договору от 31.05.2016 N 621 аренды земельного участка срок действия договора продлен до 03.01.2018, дополнением от 26.01.2018 N 226-вс - продлен до 30.06.2018, дополнением от 20.11.2018 N 3729вс - продлен по 30.05.2019, дополнением от 14.06.2019 N 1543вс - продлен по 30.04.2020, дополнением от 05.06.2020 N 761вс - по 29.03.2021, дополнением от 02.09.2021 N 1541вс пункт 2.1 изложен в следующей редакции: срок действия договора аренды продляется с 30.03.2021 по 28.02.2022. Дополнением от 03.02.2022 N 159вс срок действия договора аренды продлен с 01.03.2022 по 27.01.2023.
Дополнением от 26.01.2018 N 226-вс к договору от 31.05.2016 N 621 также установлено, что договор подлежит досрочному расторжению в случае прекращения (отказа от исполнения в одностороннем порядке) договора на размещение временного сооружения, являющегося основанием для заключения договора, путем направления арендатору уведомления.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 67 в Октябрьском районе г. Красноярска от 01.07.2021 N 5-1024/67/2021 Сухотина Светлана Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Как следует из постановления, 25.05.2021 в 16 час. 25 мин. продавец в магазине "Продукты", расположенном по ул. П. Словцова, д. 9, в г. Красноярске, Сухотина С.В. реализовала 1 бутылку пива "Жигулевское" с содержанием этилового спирта 4%, объемом 1,5 л., по цене 100 рублей за одну бутылку, несовершеннолетнему.
Письмом от 05.05.2022 N 421-доб администрация города Красноярска направила департаменту градостроительства администрации города Красноярска копию постановления от 01.07.2021 N 5-1024/67/2021, предложив рассмотреть вопрос о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения.
Уведомлением 26.05.2022 N 05/3080-дг, направленным 07.06.2022 в адрес предпринимателя, департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил ИП Аббасову А.И.о. о прекращении с 01.07.2022 договора от 23.05.2015 N К/4375 на размещение временного сооружения, в связи с нарушением действующего законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, в том числе приобретение и продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции (постановление от 01.07.2021 N 5-1024/67/2021).
Письмом от 03.06.2022 N 10802ги, направленным 06.06.2022 и врученным 09.06.2022 (почтовый идентификатор N 80080373014534), департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в соответствии с уведомлением департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 26.05.2022 N 05/3080-дг о расторжении договора на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375 сообщил индивидуальному предпринимателю Аббасову Аббасали Ильгар оглы о прекращении с 01.07.2022 договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621, указав на необходимость передачи земельного участка по акту приема-передачи представителям департамента горимущества, необходимость демонтажа временного сооружения.
Уведомлением от 13.07.2022 N 1938 администрация Октябрьского района в городе Красноярске обратилась к предпринимателю с требованием о демонтаже временного сооружения - павильона, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Словцова, 9 в 7-дневный срок с момента получения уведомления.
Не согласившись с односторонними расторжениями договоров на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375 и договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из представленных материалов дела, учитывая содержание спорных договоров и дополнительных соглашений к ним, пришел к выводу о нарушении истцом условий данных договоров и наличию оснований для их досрочного одностороннего расторжения, установив соблюдение сроков и порядка процедуры расторжения, в удовлетворении иска отказал.
При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положениями статей 153, 154, 156, 168, 310, 450, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
По мнению апеллянта, выводы суд первой инстанции ошибочны, поскольку ИП Аббасов А.И.о., являясь стороной спорного договора, к административной ответственности не привлекался за нарушение законодательства, допущенного при эксплуатации временного сооружения, в деле об административном правонарушении участия не принимал, возможности обжаловать постановление о привлечении продавца к административной ответственности не имел. Заявитель также ссылается на то, что продавец Сухотина С.В. в момент продажи алкоголя в качестве работника истца не числилась, следовательно, продавала алкоголь от своего имени, вследствие чего и была привлечена к административной ответственности. Также апеллянт полагает, что уведомление о расторжении договора должно было поступить не ранее чем за 90 дней.
Данные доводы расцениваются апелляционным судом как несостоятельные на основании следующего.
Предметом настоящего спора является материально-правовое требование истца к ответчикам о признании незаконными уведомлений о досрочном расторжении договора аренды земельного участка от 31.05.2016 N 621 и договора на размещение временного сооружения от 23.09.2015 N К/4375.
Уведомления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 03.06.2022 N 10802-дг и от 26.05.2022 N 05/3080-дг являются односторонними сделками, направленными на прекращение прав и обязанностей сторон по договору аренды земельного участка и договору на размещение временного сооружения.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3).
По правилам указанной нормы материального права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2.2.3 договора на размещение временного сооружения владелец обязан эксплуатировать временное сооружение в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. При размещении, эксплуатации временного сооружения обеспечить соблюдение правил благоустройства города Красноярска, законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, в том числе приобретение и продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, архитектурных, градостроительных, строительных, пожарных, санитарных и экологических норм и правил и иных требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.2.3 договора на размещение временного сооружения в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с предусмотрено право администрации отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором, уведомив об этом владельца временного сооружения в письменной форме не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
Пунктом 5.4.4 договора на размещение временного сооружения в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с предусмотрено, что основанием для досрочного расторжения договора является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства, связанные эксплуатацией временного сооружения.
В случае расторжения договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3.2.3, уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Подпунктом 4 пункта 20 Положения N 809 в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого уведомления, установлено основание для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения, аналогичное тому, что указано в пункте 5.4.4 договора на размещение временного сооружения, в том числе такое основание, как наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства, связанные с эксплуатацией временного сооружения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере торговли, причем в качестве непосредственного объекта следует рассматривать правоотношения в сфере торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Факт привлечения продавца - Сухотиной С.В., осуществлявшего продажу алкоголя в временном сооружении ИП Аббасова А.И.о. к административной ответственности по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ подтвержден вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 67 в Октябрьском районе г. Красноярска от 01.07.2021 N 5-1024/67/2021
Как следует из постановления, 25.05.2021 в 16 час. 25 мин. продавец в магазине "Продукты", расположенном по ул. П. Словцова, д. 9, в г. Красноярске, Сухотина С.В. реализовала 1 бутылку пива "Жигулевское" с содержанием этилового спирта 4%, объемом 1,5 л., по цене 100 руб. за одну бутылку, несовершеннолетнему.
Апеллянт не оспаривает, что правонарушение совершено в его временном сооружении, при этом ссылается на то, что Сухотина С.В. не является его работником, полагает, что бутылка пива, реализованная ею не принадлежит владельцу временного сооружения, в связи с чем предприниматель не имеет никакого отношения к указанному административному правонарушению.
Апелляционным судом отклоняется данный довод, поскольку независимо от обстоятельств реализации алкогольной продукции и лица, осуществляющего такую реализацию, данный вид деятельности не подлежал осуществлению в нестационарном торговом объекте, принадлежащем ИП Аббасову А.И.о.
На истца возложена обязанность по осуществлению надлежащего контроля за работой своего торгового павильона. Индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями). Вместе с тем материалами дела не подтвержден факт осуществления владельцем павильона такого контроля.
Нарушение законодательства имело место со стороны лица, привлеченного индивидуальным предпринимателем для продажи продукции, истец не обеспечил должный контроль за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Учитывая нарушение истцом пункта 3.2.3 договора на размещение временного сооружения в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с, у ответчика имелись основания для одностороннего расторжения договора на размещение временного объекта и уведомления об этом не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора, что и было сделано. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Как верно отметил суд первой инстанции, несогласие истца с сокращенным сроком уведомления о расторжении договора - 30 дней подлежит отклонению с учетом выводов о действии договора в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2021 N А/3557/с к договору от 23.09.2015 N К/4375, которым предусмотрено, что в случае расторжения договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3.2.3 - уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора, подпунктом 5.3 - в случае расторжения договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3.2.3, уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
В данном случае основанием для досрочного расторжения договора является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за выявленные нарушения законодательства, связанные с эксплуатацией временного сооружения. Связь нарушения с эксплуатацией торгового павильона, принадлежащего истцу, установлена, поскольку нарушение имело место непосредственно в торговом павильоне.
Доводы апеллянта о наличии/отсутствии возможности обжаловать постановление от 01.07.2021 N 5-1024/67/2021 не могут быть оценены судом апелляционной инстанции в рамках настоящего дела, поскольку не входят в предмет доказывания по настоящему спору. Более того, истец не мог не знать о спорном правонарушении продавца, так как оно произошло во временном сооружении истца, обязанного осуществлять надлежащий контроль за работой своего торгового павильона и за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
Ссылка апеллянта на то, что департамент градостроительства действовал недобросовестно, поскольку расторг спорный договор аренды почти через год после правонарушения не принимается апелляционной коллегией, поскольку не ухудшает положение истца, а наоборот, такой срок позволил истцу длительное время продолжать осуществлять свою деятельность в спорном павильоне и получать прибыль.
Иные доводы апелляционной жалобы были оценены судом первой инстанции и мотивированно отклонены на страницах 17 и 18 оспариваемого решения, с чем апелляционный суд соглашается.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2023 года по делу N А33-16254/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
М.Н. Инхиреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16254/2022
Истец: АББАСОВ АББАСАЛИ ИЛЬГАР ОГЛЫ
Ответчик: Департамент градостроительства администрации города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4188/2023
30.05.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1138/2023
24.01.2023 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16254/2022
14.10.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5032/2022