город Воронеж |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А14-12243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Бурдова С.П. - представителя по доверенности N Вт/1276 от 23.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от ООО "КДВ Воронеж": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2022 по делу N А14-12243/2020, по заявлению ООО "КДВ Воронеж", Воронежская область, Рамонский район, д.Богданово (ОГРН 1117017010285 ИНН 7017286512) к ЦентральноЧерноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1043600077762 ИНН 3664060362) о признании недействительным и отмене предписания N 20 от 29.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (далее - заявитель, общество, ООО "КДВ Воронеж") обратилось в арбитражный с заявлением к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) о признании недействительным и отмене предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора N 20 от 29.06.2020.
Решением от 30.12.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным предписание Управления Росприроднадзора N 20 от 29.06.2020. В части требований об отмене предписания Управления Росприроднадзора N 20 от 29.06.2020 производство по делу прекращено.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Управление Росприроднадзора пришло к обоснованному выводу о нарушении Обществом обязательных требований и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений. Считает, что судом первой инстанции ошибочно установлено, что Управление Росприроднадзора не представило достоверных доказательств превышения в сточной воде концентраций загрязняющих веществ, указанных в разделе 5 Декларации о воздействии на окружающую среду ООО "КДВ Воронеж", что опровергается заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений испытаний филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (исх. N 1214 от 10.06.2020), заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений испытаний филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (исх. N 1266 от 22.06.2020). Указывает на то, что по результатам анализа проб сточных вод, отобранных 16.06.2020 (протокол результатов анализов проб сточных вод от 22.06.2020 N 2/647) согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений испытаний (исх. N 1266 от 22.06.2020) выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ, указанных в п. 5 декларации о воздействии на окружающую среду по БПК5 в 1,2 раза, нитрит-иону в 1,8 раз, меди в 1,1 раза. Кроме того, внеплановой выездной проверки установлено, что план мероприятий по охране окружающей среды не разработан и не утверждён. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "КДВ Воронеж" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ООО "КДВ Воронеж" не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора N 67-пр/в/в от 20.05.2020 в отношении ООО "КДВ Воронеж" проведена внеплановая проверка по соблюдению природоохранного законодательства в рамках федерального государственного экологического надзора, срок проведения проверки не более 20 рабочих дней: с 25.05.2020 по 22.06.2020, проверка проведена с целью проверки фактов, изложенных в обращении по вопросу негативного воздействия на окружающую среду вх. N 14/2107 от 24.04.2020 и в мотивированном представлении должностного лица от 15.05.2020.
ООО "КДВ Воронеж" - кондитерская фабрика является объектом негативного воздействия на окружающую среду 20-0136-001425-П, II категория негативного воздействия, согласно свидетельству N DLHKND от 25.11.2019.
В ходе проверки проведен осмотр территории предприятия, а также здания и оборудования локальных очистных сооружений производственно-бытовых сточных вод, очистных сооружений ливневой канализации, выпуск N 1 АЗО ДОН/1461-2 км от устья.
ООО "КДВ Воронеж" является водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 36.05.01.01.008-Р-РСБХ-С-2019-01674/00 от 30.06.2019, выданного Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, срок водопользования установлен с 03.06.2019 по 29.06.2026.
ООО "КДВ Воронеж" осуществляет сброс сточных вод по выпуску N 1 в водный объект без названия у клх. им. Мичурина, на северо-западе д. Богданово Рамонского района Федеральным агентством водных ресурсов Донского БВУ ООО "КДВ Воронеж" утверждены нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты, срок действия нормативов с 29.07.2014 по 29.07.2019.
На основании приказа Управления Росприроднадзора по Воронежской области N 02/02 от 16.01.2015 ООО "КДВ Воронеж" выдано разрешение N 18 на сброс веществ (за исключением радиоактивных) в водные объекты. В соответствии с данным разрешением обществу в период с 16.01.2015 по 29.07.2019 разрешалось осуществлять сброс загрязняющих веществ в реку Буровлянка по выпуску N 1 - ООО "КДВ Воронеж" АЗО ДОН/1461 -2 км от устья.
По истечении срока действия разрешения после 27.07.2019 и до 01.02.2020 ООО "КДВ Воронеж" не обращалось в Управление Росприроднадзора за согласованием нормативов допустимого сброса и разрешением на сброс веществ в водные объекты.
В 2015 году введено в эксплуатацию здание очистных сооружений, установлено оборудование для очистки стоков. С 2019 года обществом проводится реконструкция очистных сооружений фабрики, в период проверки осуществляется процедура пуско-наладочных работ, на фабрике эксплуатируются только очистные сооружения ливневых стоков.
В ходе проверки выявлены допущенные обществом нарушения законодательства в области природопользования:
1.Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: не разработан и не утвержден план мероприятий по охране окружающей среды, нарушен п. 1. ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 667 "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды").
18.05.2020 вх. N 45/2422 ООО "КДВ Воронеж" подана декларация о воздействии на окружающую среду по объекту 20-0136-001425-П, в соответствии с которой общество задекларировало нормативы допустимых сбросов, при этом сброс с превышением установленных нормативов не задекларирован.
При осуществлении производственного контроля в 2019 году обществом фиксировались факты превышения нормативов допустимого сброса по БПК5, нитрит-иона: протоколы результатов анализов проб сточной воды от 23.09.2019 N 2/974 (отбор проб 11.09.2019), от 29.10.2019 N 2/1096, протокол от 20.01.2020 N2/13.
По результатам анализа проб сточных вод, отобранных 04.06.2020 (протокол результатов анализа проб сточных вод от 09.06.2020 N 2/602) согласно заключения по результатам проведения лабораторных исследований от 10.09.2020 (исх. N 1214 от 10.06.2020) выявлены превышение концентраций загрязняющих веществ, указанных в п. 5 Декларации о воздействии на окружающую среду по БПК5 в 1, 3 раза, по нитрит -иону в 3, 3 раза.
На протяжении длительного времени в сбрасываемых ООО "КДВ Воронеж" сточных водах по выпуску N 1- ООО "КДВ Воронеж" АЗО ДОН/1461-2 км от устья наблюдается превышение нормативов по БПК5 в 1, 3 раза, по нитрит-иону.
2. Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: по выпуску N 1 ООО "КДВ Воронеж" - АЗО ДОН/1461-2 км. от устья сброс сточных вод в водный объект - р. Буровлянка осуществляется с превышением по БПК5, и нитрит-иону, установленных предельно-допустимых концентраций вредных веществ для воды водоемов рыбохозяйственного значения (Приказ Минсельхоза РФ N 552 от 12.12.2016). БПК5-2.1. мг/дм. куб. нитрит-ион- 0,08 мг/дм. куб. (нарушена ч. 1. ст. 34, ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст.44, ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, ст.60 Водного кодекса РФ, приказ Минсельхоза РФ от 13.12.2016 N 552).
В ходе проверки 04.06.2020, 16.06.2020 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ ""ЦЛАТИ по ЦФО" был произведен отбор проб сточной воды после очистки на выпуске N 1 в водный объект без названия у клх.им. Мичурина и природной воды - водный объект без названия у клх. им.Мичурина на 500 м выше выпуска N 1 (акт отбора проб от 04.06.2020 N2/601, акт отбора проб природной воды от 04.06.2020 N1/601, протокол отбора проб от 04.06.2020, протокол отбора проб от 16.06.2020; акт отбора проб сточных вод от 16.04.2020 N2/647, акт отбора проб природной воды от 16.06.2020 N1/648).
По результатам анализа проб сточных вод, обобранных 04.06.2020, 16.06.2020 выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ, указанных в п.5 Декларации о воздействии на окружающую среду соответственно по БПК5 в 1,3 раза, по нитрит-иону в 3,3 раза, по БПК5 в 1,2 раза, по нитрит-иону в 1,8 раза.
По результатам проверки должностными лицами Управления 29.06.2020 был составлен акт проверки N 25, а также было выдано 29.06.2020 предписание N 20, в соответствием с которым в срок до 24.08.2020 обществу необходимо устранить нарушения.
В отношении общества Управлением 07.07.2020 составлены протоколы об административных правонарушениях N N 109-112 по ст.8.1, ч.1 ст.8.1.4 КоАП РФ.
ООО "КВД Воронеж" считая оспариваемое предписание незаконным, нарушающим права общества на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ).
Согласно 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещено при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений. (пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ).
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации с 01.01.2014, предусмотрены ГОСТ 31861-2012, действовавшим на момент проведения проверки.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТ 31861-2012 все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя (п. 6.3 ГОСТ 31861-2012).
Таким образом, определенная процедура отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов является обязательной.
В этой связи результаты анализа проб могут быть признаны достоверными только при доказанности соблюдения процедуры отбора проб сточных вод.
Таблица 2 ГОСТ 31861 -2012 содержит требования к емкостям для отбора проб. Так, БПК5 - только в стеклянной емкости.
В ходе проверки 04.06.2020, 16.06.2020 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" был произведен отбор проб сточной воды после очистки на выпуске N 1 в водный объект без названия у клх.им. Мичурина и природной воды - водный объект без названия у клх. им.Мичурина на 500 м выше выпуска N 1 (акт отбора проб от 04.06.2020 N2/601, акт отбора проб природной воды от 04.06.2020 N1/601, протокол отбора проб от 04.06.2020, протокол отбора проб от 16.06.2020; акт отбора проб сточных вод от 16.04.2020 N2/647, акт отбора проб природной воды от 16.06.2020 N1/648).
Судом установлено, что из содержания акта отбора проб от 04.06.2020 N 2/601, акта отбора проб природной воды от 04.06.2020 N 1/601, протокола отбора проб от 04.06.2020, протокола отбора проб от 16.06.2020; акта отбора проб сточных вод от 16.04.2020 N 2/647, акта отбора проб природной воды от 16.06.2020 N 1/648 не представляется возможным определить, в какие емкости были отобраны указанные пробы, а также каким образом пробы маркированы.
Доказательств соблюдения пункта 7.3 ГОСТ 31861 -2012, согласно которому пробы, подлежащие немедленному исследованию, группируют отдельно и отправляют в лабораторию, также не представлено.
Пунктом ГОСТ 31861-2012 предусмотрено, что максимальный рекомендуемый срок хранения проб для определения таких показателей, как БПК-5, нитриты, аммоний-ион, составляет 24 часа.
Судом установлено, что содержание протоколов результатов анализа проб: N 1/602 от 09.06.2020, N 2/602 от 09.06.2020, N 1/648 от 22.06.2020, N 2/647 от 22.06.2020 не позволяет сделать вывод о том, что результаты испытаний указанных показателей были получены в течение 24 часов с момента выполнения исследований и были проведены соответственно в течение 3 дней и 5 дней, что значительно превышает рекомендуемый срок хранения проб.
Доводы Управления о том, что таблица 2 ГОСТ 31861-2012 не содержит требований к емкостям для отбора проб, а в методике предусмотрен максимальный срок хранения пробы до начала анализа, верно отклонены судом, поскольку способы консервации, требования к хранению и сроки хранения проб для каждого вещества определяются в методиках измерений, которые являются обязательными для применения (пункты 3.5, 3.7 ГОСТ 31861-2012).
В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ 31861-2012 пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 ГОСТ 31861 -2012, с соблюдением условий хранения, которые устанавливаются в зависимости от исследуемого вещества.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела бесспорных доказательств опломбирования и маркировки отобранных проб, установив невозможность определения в какие емкости отбирались пробы, и невозможность установления того, какая из отобранных проб исследовалась на показатель - "БПК5" (биохимическое потребление кислорода) и на показатель "нитрит-ион", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае невозможно сделать вывод о сохранности в неизменном виде отобранных проб, а также произвести безусловную идентификацию отобранных проб для испытаний, и объектов, которые были исследованы филиалом ЦЛАТИ, поскольку в актах отбора проб воды и протоколах отсутствуют указанные сведения.
Таким образом, акт отбора проб от 04.06.2020 N 2/601, акт отбора проб природной воды от 04.06.2020 N 1/601, протокол отбора проб от 04.06.2020, протокол отбора проб от 16.06.2020; акт отбора проб сточных вод от 16.04.2020 N 2/647, акт отбора проб природной воды от 16.06.2020 N 1/648 не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, поскольку акты составлены с грубым нарушением ГОСТ 31861-2012, регламентирующим порядок составления акта отбора проб.
Кроме того, судом учтено, что согласно протоколам N 2/696 и N 1/697 результатов анализов проб сточной воды, отобранных 22.06.2020 (выпуск N 1 сточных вод после очистки в р.Безымянная у клх. им. Мичурина АЗО ДОН 1461 на 2 км. от устья) не выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ, указанных в разделе 5 Декларации о воздействии на окружающую среду ООО "КДВ Воронеж".
По общему правилу Закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должно быть исполнимым. Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Изложенное означает, что законность и обоснованность предписания связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.
Поскольку Управление Росприроднадзора не представило достоверных доказательств превышения в сточной воде концентраций загрязняющих веществ, указанных в разделе 5 Декларации о воздействии на окружающую среду ООО "КДВ Воронеж", вступившим в законную силу 02.07.2021 решением Рамонского районного суда Воронежской области от 14.05.2021 установлено, что 07.08.2020 план мероприятий по охране окружающей среды был утвержден генеральным директором ООО "КДВ Воронеж", суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что оспариваемое предписание Управления Росприроднадзора N 20 от 29.06.2020 следует признать недействительным, как несоответствующее приведенным нормам закона и нарушающее права и законные интересы заявителя, производство по делу в части требований об отмене предписания следует прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Представленный Управлением в суд апелляционной инстанции План мероприятий по охране окружающей среды ООО "КДВ Воронеж" не опровергает выводы суда первой инстанции и правовую позицию Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Управление Росприроднадзора освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2022 по делу N А14-12243/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12243/2020
Истец: ООО "КДВ Воронеж"
Ответчик: Центрально-Черноземное межригиональное УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ВО