г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А56-87973/2021/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будариной Е.В.
судей Морозовой Н.А., Серебровой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Воробьевой А.С.
при участии:
участвующие в деле лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11527/2023) общества с ограниченной ответственностью "КБ "Антарес" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 по делу N А56-87973/2021/ход.1, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КБ "Антарес" о признании общим обязательством супругов требования кредитора к должнику
ответчик по обособленному спору: Шеватурин Сергей Николаевич,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина Шеватурина Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
гражданин Шеватурин Сергей Николаевич (далее - Шеватурин С.Н., Должник) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 04.10.2021 указанное заявление принято к производству.
Решением арбитражного суда от 29.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 22.12.2021) в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Запаренко С.В.
Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 42 от 12.03.2021.
14 ноября 2022 года от общества с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес" (далее - Общество, ООО "КБ "Антарес", кредитор) поступило ходатайство о признании требования кредитора по кредитному договору от 22.03.2021 N 0576221071 в размере 178 582 руб. 76 коп. общим обязательством должника и его супруги - Васильевой Карины Артемовны.
Определением от 27.01.2023 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Васильеву К.А.
Определением от 27.03.2023 арбитражный суд в удовлетворении заявления отказал.
Общество, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 27.03.2023 отменить, удовлетворить заявление Общества о признании требования общим обязательством супругов.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что денежные средства полученные должником в банке были потрачены на общесемейные нужды, кредитная карта, выданная Шеватурину С.Н., использовалась для приобретения продуктов питания, иных предметов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности семьи должника. При этом, доводы кредитора, должником и его супругой надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Общество также просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции, в период брака с Васильевой К.А. между Должником и ООО "КБ "Антарес" заключен кредитный договор от 22.03.2021 N 0576221071.
Кредитор, полагая, что указанные обязательства являются общими обязательствами супругов, поскольку приняты должником, состоящим в браке с Васильевой К.А., и направлены на обеспечение нужд семьи, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" (далее - Постановление N 48), в деле о банкротстве гражданина учитываются как требования кредиторов по личным обязательствам самого должника, так и требования по общим обязательствам супругов. Погашение этих требований за счет конкурсной массы осуществляется в следующем порядке. Сначала погашаются требования всех кредиторов, в том числе кредиторов по текущим обязательствам, из стоимости личного имущества должника и стоимости общего имущества супругов, приходящейся на долю должника. Затем средства, приходящиеся на долю супруга должника, направляются на удовлетворение требований кредиторов по общим обязательствам (в непогашенной части), а оставшиеся средства, приходящиеся на долю супруга должника, передаются этому супругу (пункты 1 и 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации; далее - СК РФ).
Вопрос о признании обязательства общим разрешается арбитражным судом в деле о банкротстве по ходатайству кредитора при установлении его требования (пункт 2 статьи 213.8, пункт 4 статьи 213.19, пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве). К участию в таком обособленном споре привлекается супруг должника, который обладает правами ответчика. Если кредитор, заявляя в деле о банкротстве требование, не ссылался на наличие общего обязательства супругов, вследствие чего арбитражный суд установил требование как личное, то впоследствии такой кредитор вправе обратиться с заявлением о признании его требования общим обязательством супругов; соответствующее заявление подлежит разрешению по правилам пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве с участием супруга должника (абзац второй пункта 6 Постановления N 48).
В силу пункта 2 статьи 45 СК РФ взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи.
Пунктом 2 статьи 35 СК РФ, пунктом 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлена презумпция согласия супруга на действия другого супруга по распоряжению общим имуществом.
Однако положения о том, что такое согласие предполагается также в случае возникновения у одного из супругов долговых обязательств перед третьими лицами, действующее законодательство не содержит.
Как следует из материалов дела, денежные обязательства по кредитному договору от 22.03.2021 N 0576221071 приняты должником в период брака с Васильевой К.А.
Действительно, пунктом 2 статьи 35 СК РФ, пунктом 2 статьи 253 ГК РФ установлена презумпция согласия супруга на действия другого супруга по распоряжению общим имуществом. Однако положения о том, что такое согласие предполагается также в случае возникновения у одного из супругов долговых обязательств с третьими лицами, действующее законодательство не содержит.
Напротив, согласно пункту 1 статьи 45 СК РФ допускается существование у каждого из супругов собственных обязательств.
Следовательно, в случае совершения одним из супругов сделки (иных действий), связанных с возникновением задолженности, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из пункта 2 статьи 45 СК РФ.
Согласно выработанной судебной правоприменительной практике, исходя из норм действующего законодательства отсутствует презумпция наличия совместного долга супругов - напротив, долг считается индивидуальным, пока не будет доказано, что денежные средства по нему были потрачены на нужды семьи - при этом бремя доказывания возлагается на лицо, требующее признания долга общим (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016). В частности, пунктом 5 названного Обзора разъяснено, что в случае заключения одним из супругов договора займа или совершения иной сделки, связанной с возникновением долга, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из пункта 2 статьи 45 СК РФ, бремя доказывания которых лежит на стороне, претендующей на распределение долга.
То есть для возложения на супругу должника солидарной обязанности по возврату заемных средств, обязательство должно являться общим, как следует из пункта 2 статьи 45 СК РФ, возникнуть по инициативе обоих супругов в интересах семьи, либо являться обязательством одного из супругов, по которому все полученное было использовано на нужды семьи.
В то же время, исходя из специфики дел о банкротстве (конфликт между кредиторами и должником ввиду недостаточности средств, конкуренция кредиторов, высокая вероятность злоупотребления правом) в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 1446/14 изложен подход о справедливом распределении судом бремени доказывания, которое должно быть реализуемым.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 также следует, что бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Таким образом, если кредитор приводит достаточно серьезные доводы и представляет существенные косвенные свидетельства, которые во взаимосвязи позволяют признать убедительным его аргумент о предоставлении денежных средств на нужды семьи, в силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания личного характера данного обязательства переходит на супругов.
Существуют объективные основания для возложения на супругов, возражающих против обращения взыскания на общее имущество или против признания обязательства общим, бремени опровержения общего характера обязательства, поскольку в силу доверительных, личных и, как правило, закрытых от третьих лиц внутрисемейных отношений пояснить обстоятельства и представить доказательства того, что денежные средства, полученные от кредитора одним из супругов (или обоими), были израсходованы на личные нужды или на нужды семьи, могут лишь сами супруги.
Очевидно, что супруги не заинтересованы в том, чтобы обязательство, оформленное на одного из них, было признано общим, поскольку это увеличит объем ответственности того супруга, который не был стороной договора. Поэтому они не заинтересованы и в том, чтобы оказывать кредитору содействие и представлять доказательства того, что все полученное по обязательству потрачено на нужды семьи. В этой связи кредитор в целях доказывания своей позиции о расходовании должником полученных от него денежных средств на нужды семьи может воспользоваться механизмом истребования доказательств через суд (статья 66 АПК РФ).
В законодательстве отсутствует четкое определение нужд семьи, однако и в доктрине, и в судебной практике сложилось понимание под указанным определением расходов на жилище, питание, одежду, медицинские услуги, образование детей, приобретение и ремонт жилья для совместного проживания и иные расходы на поддержание необходимого уровня жизни семьи.
В данном случае, кредитор не представил каких-либо доводов и свидетельств, которые во взаимосвязи позволили бы признать убедительным его аргумент о предоставлении денежных средств на нужды семьи.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Кредитор в подтверждение своих доводов ссылается на факт заключения кредитного договора в период брака, со ссылкой на детализацию по счету указывает на расходование денежных средств на нужды семьи.
Заключение одним из супругов в период брака кредитного договора, само по себе, не влечет безусловный вывод об общем характере такого обязательства.
Представленная кредитором детализация по счету кредитной карты также однозначно не свидетельствует о том, что денежные средства, которые были взяты в кредит, расходовались супругами совместно.
Представленные кредитором сведения о расходных операциях по кредитной карте должника (операции в торговых сетях розничной торговли) сами по себе не подтверждают, что в результате данных расходов были удовлетворены именно нужды (интересы) семьи, а не личные нужды самого должника, с учетом отсутствия возможности идентификации покупок в розничных магазинах, что не исключает приобретение товара в личных интересах должника
В результате анализа и оценки исследованных в порядке статьи 71 АПК РФ доказательств, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности в данном случае того обстоятельства, что означенные в выписке по банковскому счету перечисления денежных средств свидетельствуют об их трате именно на нужды семьи.
Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения заявления Общества.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 по делу N А56-87973/2021/ход.1 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Бударина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87973/2021
Должник: Шеватурин Сергей Николаевич
Кредитор: АО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ, Шеватурин Сергей Николаевич
Третье лицо: "Ассоциация арбитражных управляющих "Гарантия", Васильева Карина Артемовна, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, УФНС России по Ленинградской области, ф/у Запаренко Сергей Васильевич, А56-112123/2020, Запаренко Сергей Васильевич, ОАО "Сбербанк России", ООО КБ АНТАРЕС, ООО МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ "КЭШДРАЙВ", ПАО "СОВКОМБАНК"