город Воронеж |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А35-3961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от муниципального образования "Город Курск" в лице администрации города Курска: представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов города Курска: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Курск" в лице администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3961/2021, по исковому заявлению Акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" к муниципальному образованию "Город Курск" в лице администрации города Курска о взыскании 59 856 руб. 71 коп.,
третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов города Курска, Комитет финансов Курской области
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "САБ по уборке г. Курска", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Курска (далее - Администрация, ответчик) о взыскании с муниципального образования "Город Курск" в лице администрации г.Курска за счет средств казны муниципального образования "Город Курск" в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 59 856 руб. 71 коп.
Решением от 20.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что не является собственником земель, расположенных по адресу: г. Курск, в районе дома N 93 по ул.Широкая, координаты места: 51.677855, 36.106584. Полагает, что полномочиями по распоряжению указанными землями наделен субъект - Курская область. Также полагает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод, о том, что, выдавая разрешения на использование земель право собственности, на которые не разграничено, для размещения элементов благоустройства (контейнерных площадок) Администрация города Курска реализовывала полномочия собственника земель, собственность на которые не разграничена. Доказательства наделения Администрацию города Курска полномочиями органа государственной власти по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в установленном Законом N 131-ФЗ порядке в материалы дела не представлено. Кроме того, поступление в бюджет города Курска денежных средств от реализации предоставления в собственность (аренду) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о предоставление денежных средств на ликвидацию несанкционированных мест ТКО, расположенных на таких участках, равно как и распоряжение.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "САБ по уборке г. Курска" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3961/2021 отменено. Исковое заявление АО "САБ по уборке г. Курска" оставлено без рассмотрения.
Постановлением АС ЦО от 19.07.2023 по данному делу Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, АО "САБ по уборке г. Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО по Северо-Восточной зоне на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.10.2017.
АО "САБ по уборке г.Курска" в период 2020 года произвело ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории г.Курска на землях, право собственности на которые не разграничено.
Так, 29.04.2020 комиссией в составе представителя АО "САБ по уборке г.Курска", специалиста-эксперта отдела коммунального хозяйства Администрации Сеймского округа г.Курска, консультанта отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г.Курска, консультанта отдела внешнего благоустройства комитета городского хозяйства г.Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, в районе дома N 93 по ул.Широкая, координаты места: 51.677855, 36.106584, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 29.04.2020 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 2500 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 15 куб.м3.
При этом согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалка), на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, то есть это земли, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на территории муниципального образования "город Курск", АО "САБ по уборке г.Курска" направило в адрес Администрации г. Курска требование от 22.05.2020 N 01-10/20-744 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В ответном письме от 17.06.2020 N 1456/02.2 Комитет городского хозяйства г.Курска сообщил, что земельный участок, на котором было обнаружено место несанкционированного размещения ТКО, не является собственностью муниципального образования "Город Курск", поскольку право муниципальной собственности на него не зарегистрировано; согласно имеющейся информации указанный выше земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена; поскольку Администрация г. Курска не является собственником земельного участка, собственность на который не разграничена, а также не распоряжается данным земельным участком, то Администрация г.Курска не наделена полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, находящихся на данной территории.
Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО "САБ по уборке г.Курска" самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: г.Курск, в районе дома N 93 по ул.Широкая, координаты места: 51.677855, 36.106584, площадь ТКО по результатам ликвидации - 2500 кв.м., объем ТКО по результатам ликвидации - 20 куб.м., о чем 17.11.2020 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанкционированных свалок АО "САБ по уборке г.Курска", начальника отдела охраны окружающей среды комитета городского хозяйства г.Курска, специалиста-эксперта отдела коммунального хозяйства Администрации Сеймского округа г.Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 17.11.2020 с приложением материалов фотофиксации.
Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 59 856 руб. 71 коп., в подтверждение чего АО "САБ по уборке г.Курска" представило локальный сметный расчет и путевые листы от 29.07.2020 N 00000015025, от 28.07.2020 N 00000014892, от 21.10.2020 N 00000021285, от 16.11.2020 N 00000023186 грузовых автомобилей, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
Ссылаясь на несение расходов по ликвидации места размещения твердых коммунальных отходов, АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г.Курска, Администрации Курской области требование (претензию) от 07.12.2020, в которой предлагало в течение 30 дней возместить понесенные расходы.
Учитывая, что претензия была оставлена без исполнния, АО "САБ по уборке г. Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации г. Курска о взыскании за счет казны муниципального образования "город Курск" расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 59 856 руб. 71 коп.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда области соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, руководствуясь следующим.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
Из приведенной правовой нормы следует, что юридически значимыми при рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения являются факт приобретения или сбережения имущества приобретателем за счет потерпевшего, отсутствие законных оснований для такого приобретения или сбережения, а также отсутствие предусмотренных законом оснований для освобождения приобретателя от обязанности возвратить неосновательное обогащение потерпевшему.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7 Закона об охране окружающей среды определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 7-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641" (далее - Постановление N 1156) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 29.09.2014 N 458-ФЗ положения статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами изменены, в объем полномочий включено участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7).
Согласно пунктам 12, 25 статьи 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Курска, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Законом Курской области N 117-ЗКО от 30.11.2015 "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области" (далее - Закон N 117-ЗКО), Законом Курской области N8-ЗКО от 05.03.2018 "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" (далее - Закон N 8-ЗКО) комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв.м., за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку право собственности на него не разграничено, и, как следствие, отсутствие обязанности по уборке места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на таком участке.
Доводы Администрации правильно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с пунктом 18 Постановления N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
На основании Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья" Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск" для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды.
Таким образом, полномочия Комитета по управлению имуществом Курской области как представителя исполнительной власти Курской области в соответствии с перечисленными нормативными актами сводятся лишь к предоставлению земельных участков, расположенных на территории городского округа город Курск, государственная собственность на которые не разграничена, в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров).
Иных полномочий Комитету по управлению имуществом Курской области перечисленными нормативными актами не предоставлено.
В этой связи, ссылки ответчика на то, что субъект РФ - Курская область, наделен полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором было обнаружено и ликвидировано место несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов, а, следовательно, именно у него возникла обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов и возмещению понесенных региональным оператором расходов ответчику, являются ошибочными и правомерно отклонены судом области.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится администрация, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N137-ФЗ) установлено разграничение государственной собственности на землю (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов).
Определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделены, в том числе и органы местного самоуправления муниципальных образований. Однако с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом, которые необходимо исполнять.
Поскольку в данном случае несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального округа город Курск, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании. Соответственно, Администрация несет ответственность за территорию муниципального образования, на которой размещены несанкционированные отходы, а также за организацию работы по их ликвидации.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно положениям норм статьи 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, доходы, полученные от предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которыми управомочен распоряжаться Комитет по управлению имуществом Курской области, поступают в доход бюджета города Курска по нормативу 100%, таким образом именно администрация города, как лицо, получающее весь доход от использования спорных земель (площадь которого в рассматриваемом случае превышает 200 кв.м), обязана нести бремя по его содержанию, и применительно к настоящему случаю - возместить расходы регионального оператора на ликвидацию возникшего на таком земельном участке места несанкционированного размещения ТКО. Поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по проведению мероприятий по очистке спорного земельного участка от несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов правильно отклонены арбитражным судом области как необоснованные.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС ЦО от 16.05.2023 по делу N А35-6429/2021.
В соответствии с требованиями пункта 16 Правил истец направил в адрес Администрации г. Курска требования от 22.05.2020 N 01-10/20-744, от 07.12.2020 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с локально-сметным расчетом.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что Администрация города Курска не проинформировала регионального оператора о намерении провести закупку услуг по ликвидации несанкционированной свалки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, формулировка пунктов 16-18 Правил позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
Таким образом, в случае если орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника, в течение 30 дней после получения уведомления не обеспечил начало закупочных процедур, либо не заключил контракт с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и региональный оператор во исполнение пункта 17 Правил N 1156 ликвидировал несанкционированную свалку самостоятельно, не может быть отказано в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов в связи с отсутствием государственного контракта.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что истцом в нарушение процедуры заключения муниципальных контрактов, предусмотренной Законом о контрактной системе, ликвидирована несанкционированная свалка, верно отклонены судом, поскольку соответствующая ликвидация произведена в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, истцом процедура не нарушена. При этом обязанность по организации заключения муниципального контракта в соответствии с Законом о контрактной системе лежит на Администрации, которая в установленный срок заключение такого контракта не обеспечила.
Поскольку собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, истцом были проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок по адресу: в районе дома N 93 по ул. Широкая, координаты места: 51.677855, 36.106584.
Ликвидация истцом несанкционированной свалки по адресу: г. Курск, в районе дома N 93 по ул. Широкая, координаты места: 51.677855, 36.106584 подтверждается актом ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 17.11.2020, а также путевыми листами от 29.07.2020 N 00000015025, от 28.07.2020 N00000014892, от 21.10.2020 N00000021285, от 16.11.2020 N00000023186 грузовых автомобилей, местом разгрузки в которых указан полигон д. Чаплыгино.
На основании вышеуказанных документов, истцом был составлен локально-сметный расчет уборки места несанкционированного размещения отходов, включающий фактические затраты на оказание услуги по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающий фактическую себестоимость выполненных работ. Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составила 59 856 руб. 71 коп.
Представленный расчет проверен судом, ответчиком не опровергнут.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с муниципального образования город Курск в лице администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования город Курск в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 59 856 руб. 71 коп.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.12.2022 по делу N А35-3961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3961/2021
Истец: АО "Спецавтобаза по уборке города Курска"
Ответчик: Администрация МО "города Курска"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов г. Курска, Комитет финансов Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1541/2023
30.05.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-578/2023
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1541/2023
21.02.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-578/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-3961/2021