г. Саратов |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А12-27781/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49/42, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице филиала "Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2023 года по делу N А12-27781/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49/42, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице филиала "Волгоградэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
заинтересованные лица: публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211), публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (121353, г. Москва, МО Можайский, ул. Беловежская, д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979),
при участии в судебном заседании:
представителя публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" Турченкова А.В., по доверенности от 13.12.2022,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Скуратовой Д.В., по доверенности от 09.01.2023,
представителя публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" Максимовой Е.И., по доверенности от 01.01.2023,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "Россети Юг", общество, заявитель) в рамках дел N N А12-27781/2022, А12-27778/2022 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 04.10.2022 N 034/04/9.21-870/2022 и от 04.10.2022 N 034/04/9.21-869/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому постановлению.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2022 данные дела на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство с присвоением общего номера А12-27781/2022.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Юг", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Волгоградским УФАС России, публичным акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), публичным акционерным обществом "Федеральная сетевая компания - Россети" (прежнее наименование - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", далее - ПАО "Россети") в порядке статьи 262 АПК РФ представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ПАО "Россети Юг" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Волгоградского УФАС России, ПАО "Волгоградэнергосбыт" в судебном заседании возражали против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Волгоградским УФАС России установлено нарушение ПАО "Россети Юг" требований пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившееся в превышении общей продолжительности отключения электрической энергии в 2021 году на объектах ФГУП "РТРС", расположенных в п. Комсомольский Палласовского района Волгоградской области, а также в превышении общей продолжительности отключения электрической энергии в 2021 году на объектах ФГУП "РТРС", расположенных в п. Эльтон Палласовского района Волгоградской области.
По факту выявленных нарушений 18.08.2022 в отношении ПАО "Россети Юг" составлены протоколы N 41/22 и N 40/22 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлениями по делам об административных правонарушениях от 04.10.2022 N 034/04/9.21-870/2022 и от 04.10.2022 N 034/04/9.21-869/2022 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что события и составы административных правонарушений и вина общества в их совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В свою очередь, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила N 861), определяющие общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Согласно пункту 31(6) Правил N 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ПАО "МРСК Юга" (после переименования - ПАО "Россети Юг") заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 425 от 28.12.2012, по условиям которого ПАО "Россети Юг" приняло обязательства осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю (субисполнителю), производителям электрической энергии, бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, присоединенным к сети исполнителя, а заказчик принял на себя обязательство оплачивать оказанные исполнителем услуги в порядке, установленном настоящим договором.
Одной из точек поставки по договору является объект ФГУП "РТРС", расположенный по адресу: Волгоградская обл., Палласовский р-н, п. Комсомольский, ул. Рабочая.
Другой точкой поставки выступает объект ФГУП "РТРС", расположенный по адресу: Волгоградская обл., Палласовский р-н, п. Эльтон, 75 м северо-восточное здание АТС.
19.01.2021 ПАО "Волгоградэнергосбыт" направило в адрес ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" письмо с требованием о принятии мер, направленных на недопущение превышения лимита отключений электроснабжения энергопринимающих устройств ФГУП "РТРС".
Письмом от 14.12.2021 N 09/13821 ПАО "Волгоградэнергосбыт" направило запрос в ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" с просьбой предоставить сведения относительно принятых сетевой организацией мер, направленных на недопущение превышения лимита часов отключений, предусмотренных для третьей категории надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств ФГУП "РТРС".
Общая продолжительность отключения электрической энергии в течение 2021 года на объекте ФГУП "РТРС" в п. Комсомольский составила 147,78 час., что обусловлено возникновением как аварийных ситуаций в работе объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих внешнее электроснабжение энергопринимающих устройств потребителя, так и многократным выводом в ремонт электрооборудования объектов электросетевого хозяйства ПАО "Россети Юг" и смежной сетевой компании - ПАО "ФСК ЕЭС" с целью проведения плановых ремонтных мероприятий.
Общая продолжительность отключения электрической энергии в течение 2021 года на объекте ФГУП "РТРС" в п. Эльтон 104,23 час., что обусловлено возникновением как аварийных ситуаций в работе объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих внешнее электроснабжение энергопринимающих устройств потребителя, так и многократным выводом в ремонт электрооборудования объектов электросетевого хозяйства ПАО "Россети Юг" и смежной сетевой компании - ПАО "ФСК ЕЭС" с целью проведения плановых ремонтных мероприятий.
По объекту ФГУП "РТРС" в п. Комсомольский ПАО "Россети Юг" в своих письмах, направленных в ПАО "Волгоградэнергосбыт", указывало о причинах прекращения подачи электроэнергии (выводы в ремонт электрообъектов, принадлежащих ПАО "ФСК ЕЭС", согласованных с ФГУП "РТРС" заблаговременно), общая продолжительность составила 133 часа.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей от 2012 года, составленным между ФГУП "РТРС" и ПАО "Россети Юг", непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств телевизионной передающей станции наземного цифрового вещания РТРС в п. Комсомольский, осуществлено к сетям ПАО "Россети Юг", а именно: к РУ-0,4 кВ ТП N 164/25 кВ, которая в свою очередь подключена от ПС Светлана.
По объектам ФГУП "РТРС" в п. Эльтон ПАО "Россети Юг" в своих письмах, направленных в ПАО "Волгоградэнергосбыт", указывало о причинах прекращения подачи электроэнергии (выводы в ремонт электрообъектов, принадлежащих ПАО "ФСК ЕЭС", согласованных с ФГУП "РТРС" заблаговременно), общая продолжительность составила 97 часов.
При этом 95 из 97 часов отключения происходили по причине вывода в ремонт энергообъектов, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПАО "ФСК ЕЭС". Указанное количество часов подтвердило ПАО "ФСК ЕЭС" в своих пояснениях (исх. N 115/9/565 от 12.08.2022).
Довод заявителя об отнесении большей части произошедших в течение 2021 года отключений электрической энергии на объекте ФГУП "РТРС" по причине осуществления смежной сетевой организацией - ПАО "ФСК ЕЭС" плановых и внеплановых ремонтных работ на своих объектах электросетевого хозяйства, был надлежащим образом исследован Волгоградским УФАС России и правомерно отклонен.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей от 2012, составленным между филиалом РТРС "Вогоградский ОРТПЦ" и Палласовским РЭС ПАО "Россети Юг", непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств телевизионной передающей станции наземного цифрового вещания РТРС в п. Эльтон, осуществлено к сетям ПАО "Россети Юг", а именно: к ЩУ-0,4 кВ ТП N 166/25 кВ, которая в свою очередь подключена от ПС Эльтон.
В обоих случаях непосредственное электроснабжение объектов ФГУП "РТРС" осуществляется от электрических сетей филиала ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго".
По условиям договора N 425 от 28.12.2012 на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ПАО "Россети Юг", одной из точек поставки в котором является объект ФГУП "РТРС", расположенный по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, п. Комсомольский, именно ПАО "Россети Юг" приняло на себя обязательства осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю (субиспонителю), производителям электрической энергии, бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, присоединенным к сети исполнителя (пункт 2.1).
Согласно пункту 3.3.1 договора именно к обязанности ПАО "Россети Юг" отнесено обеспечение передачи принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) в пределах максимальной мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
В силу подпункта "б" пункта 3.3.5 договора ПАО "Россети Юг" обязано самостоятельно урегулировать отношения с субисполнителями по передаче электрической энергии потребителям, а в соответствии с подпунктами "б", "в", "д", "е" пункта 8.2.2 договора исполнитель, то есть ПАО "Россети Юг" несет ответственность за нарушение установленного законом и (или) договором порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии со стороны исполнителя, отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством РФ, нарушение электроснабжения в связи с вмешательством в работу сети третьих лиц, нарушение электроснабжения в связи с проведением ремонта.
При таких обстоятельствах, исходя из акта разграничения балансовой принадлежности и условий договора на передачу электрической энергии, именно ПАО "Россети Юг", будучи сетевой организацией, к сетям которой непосредственно подключены объекты ФГУП "РТРС" несет ответственность перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" и потребителем за обеспечение передачи качественной электроэнергии, как в части соответствия требованиям ГОСТ, так и в части продолжительности производимых отключений.
Вне зависимости от работ, производимых в сетях смежной сетевой компании, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 трансформаторные подстанции ПАО "Россети Юг" N 164 и 166, посредством которых осуществляется электроснабжение объектов ФГУП "РТРС", также отключались, что указывает именно на нарушение ПАО "Россети Юг" условий договора N 425 и пункта 31(6) Правил N 861 путем необеспечения надлежащего контроля за характеристиками и качеством оказываемых услуг, нарушения порядка взаимодействия со смежной сетевой организацией при согласовании планируемых в 2021 году отключений и их продолжительности.
Согласно пункту 1 Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 N 86 (далее - Правила N 86), согласованию подлежит вывод в ремонт и из эксплуатации следующих объектов, включенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", в перечень объектов диспетчеризации системного оператора или субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе:
линии электропередачи, оборудование и устройства, входящие в состав объектов электросетевого хозяйства;
оборудование и устройства электрических станций, установленная мощность которых составляет 5 МВт или более;
оборудование и устройства систем накопления электрической энергии установленной мощностью 5 МВт или более, с использованием которых осуществляется производство (преобразование в электрическую энергию) и выдача электрической энергии в электрическую сеть;
изменение объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики, готовность оборудования к участию в регулировании частоты электрического тока, изменение величины располагаемой мощности, регулировочного диапазона по активной мощности генерирующего оборудования и иных параметров технологического режима работы оборудования в операционной зоне диспетчерского центра (далее - изменение технологических параметров), отнесенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления к объектам диспетчеризации этого диспетчерского центра, вследствие вывода в ремонт или из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 86 вывод в ремонт и из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, не указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется собственниками или иными законными владельцами таких объектов самостоятельно, если иное не предусмотрено договорами с другими организациями, имеющими технологическое присоединение к данным объектам электросетевого хозяйства или объектам по производству электрической энергии (мощности).
Пунктом 3 Правил N 86 предусмотрено, что вывод в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, и изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, вследствие вывода в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации, осуществляется по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике - системным оператором или субъектом оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы.
Вывод в ремонт объектов диспетчеризации осуществляется на основании результатов рассмотрения диспетчерских заявок на вывод объектов диспетчеризации в ремонт, подаваемых в диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления, уполномоченный в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления на осуществление оперативно-диспетчерского управления в отношении соответствующего объекта диспетчеризации.
Диспетчерские заявки подаются следующими лицами:
заявки на вывод в ремонт линии электропередачи, оборудования или устройства, отнесенного к объектам диспетчеризации, - собственником или иным законным владельцем этого объекта диспетчеризации;
заявки об изменении технологического параметра, отнесенного к объектам диспетчеризации, - субъектом электроэнергетики, определяемым в соответствии с правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления, с учетом установленного распределения объектов диспетчеризации по способу управления (ведения).
Диспетчерская заявка рассматривается и согласовывается в соответствии с настоящими Правилами, Правилами оперативно-диспетчерского управления и утверждаемыми на их основе субъектом оперативно-диспетчерского управления правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.
Согласно пункту 7 Правил N 86 плановый ремонт объектов диспетчеризации (плановое изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации) производится в соответствии со сводными годовым и месячными графиками ремонта объектов диспетчеризации, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет формирование и утверждение следующих сводных годовых и месячных графиков ремонта:
график ремонта энергетического оборудования электростанций;
график ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования;
график технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики;
график технического обслуживания средств диспетчерского и технологического управления.
Относящиеся к объектам диспетчеризации средства диспетчерского и технологического управления включаются в сводные годовые и месячные графики ремонта в части оборудования и устройств, обеспечивающих функционирование локальной автоматики предотвращения нарушения устойчивости, централизованной системы противоаварийной автоматики и режимной автоматики.
Сроки проведения ремонта линий электропередачи и соответствующего (функционально связанного с ними) электросетевого оборудования на объектах электроэнергетики, принадлежащих разным лицам, должны быть предварительно согласованы всеми владельцами таких линий электропередачи и объектов электроэнергетики. Указанное предварительное согласование сроков проведения ремонта осуществляется до подачи в диспетчерский предложений о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики ремонта (пункт 8).
В соответствии с пунктом 25 Правил N 86 вывод в ремонт объекта диспетчеризации, в том числе включенного в сводный годовой или месячный графи ремонта, осуществляется на основании диспетчерской заявки, поданной и согласованной в порядке, установленном настоящими Правилами и правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования а их основе.
По результатам рассмотрения плановой, внеплановой или неотложной диспетчерской заявки субъект оперативно-диспетчерского управления принимает решение о согласовании вывода объекта диспетчеризации в ремонт или отказывает в согласовании вывода такого объекта в ремонт по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами (пункт 27 Правил N 86).
Решение о согласовании (об отказе в согласовании) диспетчерской заявки принимается на основании проводимых субъектом оперативно-диспетчерского управления расчетов и (или) анализа прогнозного электроэнергетического режима з* Единой энергетической системы России (технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) с учетом:
эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации;
приоритетности реализации плановых ремонтов перед внеплановыми;
необходимости минимизации включения (отключения) и длительной работы генерирующего оборудования в неэкономичных режимах (пункт 28 Правил N 86).
В силу пункта 29 Правил N 86 в случае принятия решения о согласовании диспетчерской заявки в решении указываются согласованные сроки проведения работ, дополнения и режимные указания, которые были внесены при рассмотрении диспетчерской заявки, должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, принявшего решение.
Решение об отказе в согласовании диспетчерской заявки должно содержать причины отказа, а также перечень условий, при выполнении которых вывод в ремонт объекта диспетчеризации может быть согласовано. Субъект оперативно-диспетчерского управления информирует заявителя об устранении обстоятельств, препятствующих согласованию диспетчерской заявки.
На основании пункта 31 Правил N 86 технологические операции по выводу в ремонт объекта диспетчеризации могут производиться только после получения от уполномоченного диспетчерского центра диспетчерской команды (разрешения), которая выдается диспетчером диспетчерского центра уполномоченному дежурному работнику заявителя непосредственно перед выводом соответствующего объекта диспетчеризации в ремонт.
Диспетчерская команда (разрешение) на проведение технологических операций по выводу в ремонт объектов диспетчеризации не выдается в случаях, предусмотренных пунктом 33 настоящих Правил.
Согласно пункту 33 Правил N 86 диспетчерская заявка не подлежит согласованию, если субъектом оперативно-диспетчерского управления будет установлено, что вывод в ремонт этого объекта диспетчеризации может привести к наступлению следующих последствий:
а) выход параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений;
б) нарушение устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (ее части) или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы;
в) угроза жизни людей или повреждение линий электропередачи, оборудования;
г) возникновение недостатка электрической энергии (электрической мощности) в Единой энергетической системе России (ее части) или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, определяемого как превышение спроса на электрическую энергию (электрическую мощность) и резервов, необходимых для надежного обеспечения нормального режима указанных энергосистем, над предложением электрической энергии (электрической мощности) за определенный временной период с учетом перетоков электрической энергии (электрической мощности) из внешних энергосистем.
В случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, диспетчерская заявка не подлежит согласованию при непредставлении собственником или иным законным владельцем объекта диспетчеризации в диспетчерский центр документа, подтверждающего уведомление потребителей электрической энергии о сроках проведения ремонтных работ и сроках ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) для обеспечения их проведения (пункт 34 Правил N 86).
При отказе в согласовании диспетчерской заявки субъект оперативно-диспетчерского управления вправе потребовать от заявителя приостановить вывод в ремонт объекта диспетчеризации на срок не более 6 месяцев. По истечении указанного срока и после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в согласовании диспетчерской заявки, заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный диспетчерский центр с диспетчерской заявкой в установленном настоящими Правилами порядке (пункт 36 Правил N 86).
Согласно пункту 37 Правил N 86 заявитель, которому было отказано в согласовании диспетчерской заявки, вправе повторно обратиться с диспетчерской заявкой в уполномоченный диспетчерский центр.
Диспетчерская заявка, поданная заявителем при повторном обращении, подлежит согласованию в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в согласовании ранее поданной диспетчерской заявки, и отсутствия иных обстоятельств, предусмотренных настоящими Правилами в качестве оснований для отказа в согласовании диспетчерской заявки.
ПАО "Россети Юг", получая заявки от ПАО "ФСК ЕЭС" о плановом ремонте, уведомляло (посредством телефонограмм и диспетчерских переговоров с занесением в оперативный журнал заявок) всех потребителей о предстоящих отключениях (согласно приложению 5 к договору, заключенному между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ПАО "Россети Юг"). ФГУП "РТРС" согласовало все поданные заявки от ПАО "ФСК ЕЭС".
Таким образом, ПАО "Россети Юг" располагало сведениями о предстоящих отключениях ТП-164 и ТП-166, принадлежащих ПАО "Россети Юг", и от которых обеспечивается электроснабжение объектов ФГУП "РТРС", но не предприняло каких-либо мер по согласованию со смежной сетевой компанией продолжительности отключений, а также недопущению превышения смежной сетевой организацией числа часов отключений, предусмотренного пунктом 31(6) Правил N 861, что также свидетельствует о нарушении ПАО "Россети Юг" прав и законных интересов ФГУП "РТРС", путем воспрепятствования доступу к услугам по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, вышеуказанные Правила N 86 свидетельствуют о том, что при планировании сводного годового графика ремонта у ПАО "Россети Юг" имелась возможность не допустить включения смежной сетевой организацией в такой график работ, выполнение которых очевидно повлечет превышение продолжительности отключения энергопринимающих устройств ФГУП "РТРС" в 2021 году, которые повлекут отключение подстанций N 164, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства ФГУП "РТРС".
Более того, со стороны ПАО "Россети Юг" не предпринято действий к выяснению, проверке и понуждению (при наличии таких оснований) смежной сетевой организации к устранению причин и обстоятельств технологических нарушений.
Кроме того, согласно протоколу совместного совещания представителей филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Волго-Донского ПМЭС и ПАО "Россети Юг" от 09.09.2022 обсуждался вопрос о нарушении договорных обязательств со стороны ПАО "Россети Юг" в части превышения количества часов обесточения потребителей третьей категории более 72 часов в год, в связи с проведением регламентных (плановых) работ на объектах ПАО "Россети Юг" и Волго-Донского ПМЭС.
Согласно протоколу с 15.09.2022 ПАО "Россети Юг" и Волго-Донского ПМЭС при направлении плановых заявок на производство работ, влияющих на электроснабжение объектов ФГУП "РТРС", обязаны указывать в поле заявки общее количество часов с начала года перерыва питания объектов ФГУП "РТРС".
13.05.2022 между ПАО "Россети Юг" и ФГУП "РТРС" подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 556221, предусматривающий повышение категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя в п. Эльтон с третьей до второй, путем установки и ввода в эксплуатацию автономного источника электроснабжения: дизельной электростанции 0,4 кВ, в качестве дополнительный схемы электроснабжения.
Таким образом, именно сетевая организация могла и должна была предпринять своевременные меры по восстановлению нарушенных прав и интересов заявителя, при этом каких-либо доказательств невозможности осуществления данных мероприятий ранее, с целью исключения ущемления интересов ФГУП "РТРС" в 2021 году, со стороны сетевой организации не представлено.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Оспаривая законность принятых управлением постановлений, ПАО "Россети Юг", указывает, что превышение часов отключения электрической энергии на объекте потребителя с третьей категорией надежности электроснабжения не создает дискриминационных условий для ФГУП "РТРС" по сравнению с хозяйствующими субъектами, являющимися потребителями на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не подпадает под признаки административного правонарушения, санкция за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 31(6) Правил N 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Отступление от указанных нормативов является нарушением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, санкция за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Поскольку обществу в рассматриваемом случае вменяется нарушение пункта 31(6) Правил N 861 в части превышения лимита продолжительности отключения электроэнергии, за несоблюдение которых статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Волгоградское УФАС России правомерно инициировало возбуждение производства по делам об административных правонарушениях.
При этом субъектом административной ответственности является лицо, фактически обеспечивающее передачу электрической энергии в пользу энергопринимающих устройств ФГУП "РТРС" и допустившее превышение предусмотренной законом продолжительности часов отключения электроэнергии.
Довод ПАО "Россети Юг" о том, что единственным субъектом ответственности перед потребителем электрической энергии за ее качество, в том числе в части, касающейся продолжительности отключений электроснабжения, в силу договорных обязательств, а также требований закона, является гарантирующий поставщик электрической энергии, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Частью 1 статьи 38 указанного Федерального закона установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Действительно, в силу пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12 Правил N 861 в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Пунктом 15 Правил N 861 также установлено, что при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность гарантирующего поставщика перед потребителем по договору не исключает самостоятельную административную ответственность сетевой организации, как непосредственного исполнителя услуг по передаче электрической энергии.
Доводы заявителя об отсутствии в материалах дела доказательств несоответствия параметров качества электрической энергии требованиям ГОСТ не имеют существенного правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку нарушение качественных характеристик передаваемой ПАО "Россети Юг" электрической энергии в пользу потребителя ФГУП "РТРС", вопреки мнению сетевой организации, управлением не менялось и не являлось предметом исследования в рамках дел об административных правонарушениях.
Установленные факты отключения ПАО "Россети Юг" электроснабжения объекта ФГУП "РТРС" в течение 2021 года в п. Комсомольский на 147 час. и в п. Эльтон на 104 час. заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, действующим законодательством не предусмотрено согласование с потребителем ни плановых отключений электроэнергии, связанных с необходимостью проведения ремонтно-восстановительных работ, ни аварийных ограничений режима потребления электроэнергии. Плановость отключений и заблаговременное уведомление потребителей о предстоящих отключениях не исключают необходимость соблюдения лимита продолжительности отключения электроэнергии в год.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств принятия обществом всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Квалификация Волгоградским УФАС России административных правонарушений по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ обусловлена привлечением общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, судом установлен факт совершения ПАО "Россети Юг" правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Юг" составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Относительно доводов об отсутствии в протоколах и в постановлениях указания конкретного времени (даты) совершения правонарушений, а также об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
При вынесении постановления по делу N 034/04/9.21-8702022 об административном правонарушении от 04.10.2022, административный орган руководствовался тем, что факты превышения общей продолжительности отключения электрической энергии в 2021 году на объектах ФГУП "РТРС", расположенных в п. Комсомольский Палласовского р-на Волгоградской обл., должны рассматриваться как единое противоправное действие, за которое установлена административная ответственность частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При вынесении постановления по делу N 034/04/9.21-869/2022 об административном правонарушении от 04.10.2022, административный орган руководствовался тем, что факты превышения общей продолжительности отключения электрической энергии в 2021 году на объектах ФГУП "РТРС", расположенных в п. Эльтон Палласовского р-на Волгоградской обл., должны рассматриваться как единое противоправное действие, за которое установлена административная ответственность частью 2 статьи КоАП РФ.
В связи с этим в протоколах и оспариваемых постановлениях отсутствует упоминание конкретного времени (даты) совершения правонарушения, а указан период с 01.01.2021 по 31.01.2021, который охватывает все факты превышения общей продолжительности отключения электрической энергии в 2021 году на объектах ФГУП "РТРС", расположенных в п. Комсомольском Палласовского р-на Волгоградской обл. и п. Эльтон Палласовского р-на Волгоградской обл.
Исходя из дословной формулировки пункта 31(6) Правил N 861 оценке подлежит общая продолжительность отключений электрической энергии, состоявшихся в течение всего 2021 года, с момента завершения которого началось исчисление годичного срока давности привлечения к административной ответственности, который на момент вынесения спорных постановлений (04.10.2022) не истек.
Довод ПАО "Россети Юг" о том, что вмененные правонарушения по двум оспариваемым постановлениям не могут рассматриваться как два самостоятельных нарушения, является несостоятельным ввиду следующего.
ПАО "Россети Юг" было совершены отдельные противоправные действия, выразившиеся в нарушении Правил N 861 по каждому из двух объектов ФГУП "РТРС", в связи с чем они являются самостоятельными правонарушениями, а не отдельными эпизодами одного правонарушения.
Вменяемые правонарушения не вытекают из одного действия (бездействия) ПАО "Россети Юг".
ПАО "Россети Юг" было совершено два противоправных действия в отношении двух отдельных объектов, из чего следует, что противоправные действия были совершены по двум различным фактам, а не по одному.
Каждое из совершенных противоправных деяний по различным объектам, несмотря на квалификацию по одной статье, содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения в связи с разностью их объективной стороны.
Различие объективной стороны деяний формирует в рассматриваемом случае множественность административных правонарушений, а не одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов, как ошибочно полагает заявитель.
В рамках настоящего рассматриваемого дела по каждому совершенному правонарушению была проведена отдельная проверка.
Нарушения, допущенные на каждом из объектов, являются самостоятельными, образуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусмотренных одной статьей (частью статьи), и влекут назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ПАО "Россети Юг" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административных штрафов назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенных правонарушений, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2023 года по делу N А12-27781/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27781/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ", ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ", ПАО Филиал "Россети" - Волго-Донское предприятие магистральных электрических сетей