город Самара |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А72-16395/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Ключников А.С., доверенность от 18 ноября 2022 года,
от третьих лиц:
от МКУ "Организатор пассажирских перевозок" - Арбузова О.Э., доверенность от 29 ноября 2022 года N 07/22,
от остальных третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года по делу N А72-16395/2022 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), город Ульяновск,
к Индивидуальному предпринимателю Юдаевой Марине Валериановне (ОГРНИП 304732704700060, ИНН 732700962301), город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска (ОГРН 1097325002961, ИНН 7325089100), город Ульяновск,
Муниципальное казённое учреждение "Организатор пассажирских перевозок" (ОГРН 1217300014271, ИНН 7325175790), город Ульяновск,
Министерство транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444), город Ульяновск,
Автономная некоммерческая организация "Центр организации дорожного движения" (ОГРН 1177325011346, ИНН 7327083431), город Ульяновск,
с участием Прокуратуры Ульяновской области, город Ульяновск,
о прекращении действия выданного Управлением дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска Индивидуальному предпринимателю Юдаевой Марине Валериановне свидетельства серии 007301 N 000226 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 38 "Центробанк - ж/д поликлиника",
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ульяновска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Юдаевой Марине Валериановне (далее - ответчик, предприниматель), с привлечением в качестве третьих лиц Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска (далее - 1 третье лицо), Муниципальное казённое учреждение "Организатор пассажирских перевозок" (далее - 2 третье лицо), Министерство транспорта Ульяновской области (далее - 3 третье лицо), Автономную некоммерческую организацию "Центр организации дорожного движения" (далее - 4 третье лицо), с участием в деле в порядке ст. 52 АПК РФ Прокуратуры Ульяновской области (далее - прокуратура), о прекращении действия выданного Управлением дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска Индивидуальному предпринимателю Юдаевой Марине Валериановне свидетельства серии 007301 N 000226 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 38 "Центробанк - ж/д поликлиника".
Решением суда от 13.03.2023 г. в удовлетворении заявления администрации отказано.
Администрация, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым заявление администрации удовлетворить полностью.
Муниципальное казённое учреждение "Организатор пассажирских перевозок" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержало, по основаниям, изложенном в отзыве, приобщенном к материалам дела, в порядке ст. 262 АПК РФ, и также в судебном заседании просило решение суда отменить, а заявление администрации удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура, доводы апелляционной жалобы отклонила, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей администрации и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска выдало Индивидуальному предпринимателю Юдаевой Марине Валериановне свидетельство серии 007301 N 000226 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 38 "Центробанк - ж/д поликлиника" сроком действия с 29.12.2021 г. по 28.12.2028 г.
В соответствии с п. 12 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "город Ульяновск", утв. Постановлением администрации г. Ульяновска от 20.12.2021 г. N 2060, Администрацией г. Ульяновска проведены контрольные мероприятия, в результате которых выявлены нарушения расписания движения по маршруту, а именно:
- 09, 16, 23, 30.10.2022 г. установлено нарушение расписания, выразившееся в несоблюдении времени прибытия транспортных средств к остановочным пунктам (составлен Акт от 01.11.2020 г. N 30);
- 04, 05, 10, 29.10.2022 г. установлено нарушение требований к пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта (составлены Акты N 9, 10, 12, 13 от 09.11.2022 г.);
- 01, 04, 16, 18, 29.10.2022 г. установлено нарушение расписания, выразившееся в самовольном уменьшении количества рейсов, предусмотренных расписанием (составлены Акты N 14, 15, 16, 17, 18 от 10.11.2022 г.).
Кроме того, администрацией установлено, что ИП Юдаевой М.В. неоднократно в течение года, а именно в 1, 2 и 3 квартале 2022 г. допущено превышение максимально допустимого соотношения - 5 % между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, а именно:
Согласно отчёту о выполнении расписания движения системы РНИС по маршруту N 38 невыполнение рейсов составило:
За 1 квартал - 15,3 %,
За 2 квартал - 5,8 %,
За 3 квартал - 7,2 %,
В связи с выявленными нарушениями, администрация обратилась в суд с заявлением, с учетом принятых судом уточнений и дополнений, и просила прекратить в судебном порядке выданное ИП Юдаевой М.В. свидетельство серии 007301 N 000226 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 38 "Центробанк - ж/д поликлиника".
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе администрации в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчик требования не признал, и указывал, что проверки, на основании которых администрация просила суд досрочно прекратить действие свидетельства, были проведены в нарушение постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в период моратория на плановые контрольно-надзорные мероприятия в 2022 г.
Нарушения временного интервала движения маршрутного транспорта, несоблюдение пути следования, не передача от одного транспортного средства в течение 3 дней данных в региональную навигационную информационную систему, вывод на маршрут большего количества транспортных средств, носит устранимый характер и не свидетельствует о грубом нарушении предпринимателем требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
Расписание движения транспортных средств на маршруте N 38 утверждено в 2020 г. За этот период дорожная ситуация в г. Ульяновске значительно изменилась. Так, городскими властями на улицах, по которым проходит данный маршрут, установлено большое количество дополнительных светофорных объектов, изменена дорожная разметка (появились дополнительные пешеходные переходы), что влияет на трафик и интенсивность движения, в том числе на интервалы движения маршрутных автобусов. В настоящее время предпринимателем в адрес МКУ "Организатор пассажирских перевозок" направлено на согласование новое расписание движения транспортных средств на маршруте N 38.
МБУ "Центр управления городом" представляет каждую неделю результаты мониторинга работы общественного транспорта, опираясь на данные региональной навигационно-информационной системы (РНИС), использующей возможности ГЛОНАСС. Ульяновские маршруты распределяют по трем цветовым зонам: те, на которых смогли выполнить как минимум 95 % запланированных рейсов, попадают в зеленую зону, где перевозчик сумел выполнить 75 - 94 % выездов - желтую, остальные в красную. Согласно данным Интернет-портала "БЕZФОРМАТА" в период с июля по ноябрь 2022 г. маршрут N 38 почти всегда находился в "зеленой зоне".
Согласно письма сервисного центра ООО "Онлайн" N 154 от 28.12.2022 г. на автомобиль К 937 СВ 73 ГАЗ НЕКСТ (к которому имелись претензии из-за отсутствия спутникового оборудования) установлено оборудование (Глонасс), в данный момент оборудование работает исправно, таким образом, указанное нарушение предпринимателем в настоящее время устранено.
Согласно нотариально удостоверенных пояснений водителей Хасанова М.З., Манаева А.А., Подмарева С.С. по фактам отклонения от маршрута (проезд по улице Школьная) в трех случаях (04, 05 и 10.10.2022 г.) имел место объезд пробки, что относится к категории форс-мажорных обстоятельств и объясняется необходимостью соблюдения интервалов движения, а в одном случае - 29.10.2022 г. в Железнодорожном районе г. Ульяновска проходила ежегодная сельскохозяйственная ярмарка, в связи с чем, движение было перекрыто УГИБДД по Ульяновской области (объезд осуществлялся по ул. Щорса и Инзенской).
Кроме того, предприниматель указывал, что акты, которые были составлены после обращения в суд с настоящим иском (после 09.11.2022 г.) являются новыми основаниями, которые дают истцу право обратиться в суд с новым иском, но никак не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Привлечение ИП Юдаевой М.В. к административной ответственности по ст. 13.2 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по передаче в региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области информации о месте транспортного средства не является основанием для обращения администрации в суд с рассматриваемым заявлением.
По мнению предпринимателя, требование администрации о прекращении действия свидетельства ставит предпринимателя на грань банкротства, лишает рабочего места широкий круг граждан-водителей и влечет полное прекращение бизнеса. Мотивом обращения в суд администрации считает затяжной конфликт с предпринимателем, вызванный коррупционными действиями ряда должностных лиц.
Прокуратура Ульяновской области считает требования администрации не подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные нарушения являются незначительными и не свидетельствует о грубом нарушении предпринимателем требований действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в РФ" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч. 1 ст. 17).
Согласно Устава муниципального образования "город Ульяновск", утв. решением Ульяновской городской Думы от 25.09.2014 г. N 119, уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа является Администрация г. Ульяновска, действующая непосредственно и через подведомственные управления (учреждения).
Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ N 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ N 220 допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из:
- максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом;
- обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок.
Согласно ч. 5 ст. 29 ФЗ N 220 уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в ч. 4 и 5 ст. 11.33 КоАП РФ;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены ч. 15 ст. 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами РФ (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта РФ (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
В соответствии со ст. 5.2 Закона Ульяновской области от 04.12.2007 г. N 209-ЗО от 04.12.2007 г. "О правовом регулировании отдельных вопросов, возникающих в сфере организации в границах территории Ульяновской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (далее - Закон Ульяновской области N 209-ЗО) иными, кроме перечисленных в п. 2 - 4.1 ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 220-ФЗ обстоятельствами, при наступлении хотя бы одного из которых уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, выдавшие свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия данного свидетельства (далее - свидетельство), являются:
1) неоднократное в течение одного месяца несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, хотя бы одним из участников договора простого товарищества, которым выдано свидетельство (далее - перевозчик), при осуществлении регулярных перевозок, предусмотренных свидетельством, требований к пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок, установленных свидетельством, а равно к времени и (или) интервалам прибытия транспортных средств в такие остановочные пункты либо отправления транспортных средств из этих остановочных пунктов, за исключением случаев возникновения чрезвычайной ситуации;
2) неоднократное в течение одного года несоблюдение перевозчиком установленных соответственно постановлением Правительства Ульяновской области или постановлением местной администрации муниципального образования Ульяновской области, регулирующими отношения по организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (далее - нормативные правовые акты об организации регулярных перевозок), требований к максимальному количеству транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;
3) неоднократное в течение одного года несоблюдение перевозчиками установленных нормативными правовыми актами об организации регулярных перевозок требований к максимально допустимому соотношению между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом Ульяновской области, муниципальным нормативным правовым актом;
4) неоднократное в течение одного месяца необеспечение перевозчиками установленных нормативными правовыми актами об организации регулярных перевозок требований по передаче соответственно в региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых на маршруте регулярных перевозок;
5) неоднократное в течение одного года необеспечение выполнения перевозчиками установленных нормативными правовыми актами об организации регулярных перевозок требований к исправной работе установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;
6) неоднократное в течение срока действия свидетельства нарушение перевозчиками установленных нормативными правовыми актами об организации регулярных перевозок требований к установленным срокам информирования об изменении тарифов на регулярные перевозки.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, согласно п. 3, 4 которых расписание регулярных перевозок (далее - расписание) определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
В соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 20.12.2021 г. N 2060 "Об утверждении Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Положение), расписание движения по маршрутам регулярных перевозок автомобильного транспорта на территории г. Ульяновска разрабатывается перевозчиком и представляется в уполномоченный орган для согласования и утверждения (п. 4.1 Положения).
Согласно п. 2.1 Положения муниципальные маршруты регулярных перевозок устанавливаются, изменяются, отменяются администрацией города Ульяновска в лице МКУ "Организатор пассажирских перевозок" (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 4.13 Положения перевозчик обязан соблюдать положения постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Пунктом 9 Положения установлены требования к перевозчикам, которые, в том числе должны:
- обеспечить выполнение расписания движения с количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, составляющим не более 5 % от количества рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала. К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом;
- обеспечить передачу в региональную навигационно-информационную систему (РНИС) Центра организации дорожного движения Ульяновской области информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок.
В соответствии с п. 12 Положения контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных настоящим Положением, условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организовывается уполномоченным органом в пределах своих полномочий, в том числе и с использованием данных РНИС. Соблюдение параметров пассажирских перевозок характеризуется количественным уровнем выполнения рейсов, запланированных в соответствии с расписаниями, пути следования муниципального маршрута регулярных перевозок, установленного паспортом маршрута, количеством, классом и характеристикой транспортных средств.
Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области издан приказ N 28-од от 27.09.2019 г., согласно которому утверждено Положение о специализированном программном комплексе "Центр организации дорожного движения Ульяновской области", приказано организовать передачу в режиме реального времени мониторинговой информации от транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, в ЦОДД.
Пунктом 5 вышеуказанного приказа установлено, что информация, полученная с помощью ЦОДД, используется для выявления обстоятельств, предусмотренных ст. 5.2 Закона Ульяновской области N 209-ЗО и обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Юдаевой М.В. выдано свидетельство серия 007301 N 000226 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 38 сроком с 29.12.2021 г. по 28.12.2028 г.
В соответствии с п. 12 Положения истцом проведены контрольные мероприятия, в результате которых выявлены нарушения расписания движения по маршруту N 38, выразившиеся в несоблюдении времени прибытия транспортных средств к остановочным пунктам, а также в уменьшении количества рейсов, предусмотренных расписанием.
Также установлено нарушение требований к пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта (изменение маршрута).
Кроме того, администрацией установлено, что ИП Юдаевой М.В. неоднократно в течение года, а именно в 1, 2 и 3 квартале 2022 г. допущено превышение максимально допустимого соотношения - 5 % между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, а именно:
Согласно отчёту о выполнении расписания движения системы РНИС по маршруту N 38 невыполнение рейсов составило:
За 1 квартал - 15,3 %,
За 2 квартал - 5,8 %,
За 3 квартал - 7,2 %,
Также администрацией установлено, что предпринимателем неоднократно не выполнялась обязанность по передаче в региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области информации о месте нахождения транспортного средства.
Указанные нарушения подтверждаются актами, составленными в одностороннем порядке администрацией и подведомственного учреждения МКУ "Организатор пассажирских перевозок", которые в порядке главы 12 Положения направлялись предпринимателю, и по которым мотивированных возражений от него не поступало.
Довод предпринимателя, что в данном случае нарушен мораторий на проведение проверок, судом обоснованно отклонен, поскольку сведения о нарушениях получены администрацией в том числе в автоматическом режиме, с использованием данных РНИС и ЦОДД.
Вышеуказанные сведении о нарушениях подтверждаются материалами дела и предпринимателем не опровергнуты, при этом приведены заслуживающие внимания по мнению судов обоснования, такие как отсутствие изменения расписания маршрута N 38 при изменившейся дорожной обстановки.
Указанные предпринимателем обстоятельства - ухудшение дорожной обстановки, появление новых пешеходных переходов, в том числе регулируемых, и светофоров, на всем протяжении следования маршрута N 38 на ул. Кирова, Локомотивной, Хрустальной, Гая - является общеизвестным фактом для жителей г. Ульяновска, не нуждающимся в доказывании по правилам ст. 69 АПК РФ, как и факт постоянного наличия пробок в районе Центрального железнодорожного вокзала (ул. Локомотивной и Школьной), по пути следования маршрута N 38.
Таким образом, суд счел обоснованными доводы прокурора, выступающего в процессе на стороне предпринимателя, что если водители транспортных средств на маршруте N 38 объезжали пробку - они допускали нарушение пути следования маршрута, а если не объезжали - нарушали расписание движения маршрута, таким образом, фактически и объективно сложились такие условия, при которых осуществлять деятельность по перевозке пассажиров без нарушений или отклонений от расписания на территории муниципального образования невозможно.
При этом, исходя из отчетов о движении транспортных средств по маршрутам Центра организации дорожного движения, предоставленных прокурором в дело, на дату рассмотрения спора (декабрь 2022 г. - февраль 2023 г.) отклонений от планового количества рейсов по расписанию на маршруте N 38 составляет от 7 до 12 из 264 запланированных расписанием, что составляет не более 5 % допустимого отклонения в соответствии с разделом 9 Положения.
Привлечение предпринимателя Юдаевой М.В. к административной ответственности по ст. 13.2 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях за невыполнение обязанности по передаче в региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области информации о месте нахождения транспортных средств на маршруте N 38 в соответствии со ст. 29 Закона N 220-ФЗ не может являться основанием для прекращения свидетельства перевозчика.
Довод административных органов о превышении количества транспортных средств на маршруте, что приводит к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности осуществляющих регулярные перевозки по другим маршрутам, имеющим в своем расписании те же остановочные пункты, что и маршрут N 38, не согласуется с представленными жалобами пассажиров, в том числе и на недостаток транспортных средств на маршруте.
С учетом вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о том, что указанные выявленные нарушения не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры как прекращение действия свидетельства по маршруту N 3 8, что будет означать прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12.05.1998 г. N 14-П, определениях от 14.12.2000 г. N 244-О, от 05.07.2001 г. N 130-О, от 07.02.2002 г. N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности на маршруте, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов РФ, прав и законных интересов граждан и иных лиц.
Из вышеизложенного следует, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела.
Суд обоснованно посчитал совершенные предпринимателем в 2022 г. нарушения носящими устранимый характер, а прекращение действия свидетельства (права осуществлять регулярные перевозки по спорному маршруту), крайней и чрезмерной совершенным деяниям мерой административного воздействия, несоразмерной и не соответствующей характеру правонарушений.
Суд также учел, что предпринимателем ведется работа по изменению расписания маршрута N 38 и его согласованию; приняты меры к устранению технических нарушений при предоставлении информации с транспортных средств на маршруте в РНИС.
Кроме того, суд учел социальную значимость деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом.
Судами не установлено и материалы дела не содержат факты намеренного уклонения предпринимателя от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 220-ФЗ.
Учитывая устранимый характер допущенных с предпринимателем нарушений, отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении предпринимателя такой крайней меры административного воздействия как прекращение действия выданного ему свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту N 38.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе администрации в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года по делу N А72-16395/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16395/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Ответчик: Юдаева Марина Валериановна
Третье лицо: АНО "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ", Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОРГАНИЗАТОР ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК", Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, ПРОКУРАТУРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ