г. Самара |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А49-3167/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 мая 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" - представители Флягин А.А. (доверенность от 04.07.2022), Гришина Е.В. (доверенность от 04.07.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 февраля 2023 года по делу N А49-3167/2022 (судья Алексина Г.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714)
к акционерному обществу "Молочный комбинат "Пензенский" (ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709)
о взыскании 9 791 171 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Молочный комбинат "Пензенский" о взыскании задолженности в сумме 10 764 512 руб. 85 коп., в том числе плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по акту отбора проб от 26.02.2021 в сумме 4 736 266 руб. 78 коп., плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сброшенных в городскую канализацию по акту отбора от 26.02.2021 г. в сумме 669 377 руб. 50 коп., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи со сбросом в систему канализации запрещенных к сбросу веществ по акту отбора от 26.02.2021 в сумме 2 298 266 руб. 10 коп., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по акту отбора проб от 29.01.2021 в сумме 376 121 руб. 70 коп., плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сброшенных в городскую канализацию, по акту отбора проб от 29.01.2021 в сумме 303 963 руб. 67 коп., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи со сбросом в систему канализации запрещенных к сбросу веществ по акту отбора проб от 29.01.2021 в сумме 2 380 517 руб. 10 коп.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 07.02.2023 судом в порядке ст. 130 АПК РФ требования ООО "Горводоканал" к АО "Молочный комбинат "Пензенский" о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в общем размере 973 341 руб. 17 коп. по актам отбора проб от 29.01.2021, от 26.02.2021 выделены в отдельное производство.
Предметом спора по настоящему делу является требование ООО "Горводоканал" к АО "Молочный комбинат "Пензенский" о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 9 791 171 руб. 68 коп. по актам отбора проб от 29.01.2021, 26.02.2021.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены, расходы по госпошлине отнесены на ответчика, постановлено взыскать с акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" (ИНН 5837006078) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790) долг в сумме 9 791 171 руб. 68 коп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 69 877 руб.
Не согласившись с выводами суда, акционерное общество "Молочный комбинат "Пензенский" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены/истолкованы нормы материального права (ПНД Ф 12.15.1-08 Методические указания по отбору проб сточных вод) и не применены нормы материального права (ГОСТ 31861-2012 "Вода. "Общие требования к отбору проб), подлежащие применению и регулирующие порядок и правила проведения отбора проб, в связи с чем суд ошибочно посчитал, что истцом соблюден порядок и температурные условия транспортировки отобранных проб, а также срок проведения анализов, результаты которых стали основанием для выставления взысканной судом платы.
В суд от общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" поступил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание акционерное общество "Молочный комбинат "Пензенский", извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилось, своих представителей в суд не направил.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Горводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" (в настоящее время - АО "Молочный комбинат "Пензенский", абонент) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 140 от 21.05.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 23.10.2015), в соответствии с условиями которого истец обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объект абонента по адресу: г. Пенза, ул. Курская, 70, а ответчик обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (т. 1 л.д. 19-43).
В соответствии с разделом IV п. 14 пп. "т" договора ответчик принял на себя обязательство соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод Абонента, места и порядок отбора проб сточных вод определен в разделе VIII договора.
Контроль за составом и свойствами сточных вод абонента осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства путем отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб сточных вод (п. 28.1 договора).
Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки Абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без Абонента. При отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (п. 28.2, п. 28.3, п. 28.8 договора).
В соответствии с п. 28.5 договора, Абонент обязан: обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающим свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Пунктом 28.9 договора установлено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Согласно п. 28.10 договора при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (п. 28.11 договора).
В соответствии с условиями договора параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод (3 экземпляра), которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (п. 28.12, п. 28.13, п. 28.14 договора).
Согласно пункту 69 договор вступает в силу с 01.12.2015. Договор заключен сторонами на срок один год. Если ни одна из сторон в письменной форме не заявила о расторжении или изменении договора в месячный срок до момента истечения срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (п.п. 70, 71 договора).
Поскольку доказательства направления сторонами уведомления о расторжении, изменении или заключении нового договора в материалах дела отсутствуют, арбитражный суд приходит к выводу о том, что договор холодного водоснабжения и водоотведения N 140 от 21.05.2008 являлся действующим на тех же условиях в спорный период.
С целью контроля состава и свойств сточных вод 29.01.2021 истцом был произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца N 1 по адресу: г. Пенза, ул. Курская, д. 70, согласованного в схеме согласования контрольных колодцев, являющейся приложением N 5 к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 140 от 21.05.2008 (т. 1 л.д. 36-37).
Факт согласования контрольного колодца подтверждается подписью генерального директора ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" Калентьева В.А. и оттиском печати ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" (т. 1 л. д. 36-37), доказательства внесения изменений в договор в данной части сторонами не представлены.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - главного энергетика Малиничева В.Н. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, N 39 от 29.01.2021, который подписан представителем абонента без замечаний с особым мнением (т. 1 л.д. 44).
В протоколе испытаний N 39-21 от 10.01.2021 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, ХПК, ХПК/БПК5, водородного показателя pH, предусмотренных приложением N5 к Правилам N644 (т. 1 л.д. 45).
Результаты анализов сточных вод (выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам количественного химического анализа проб сточных вод) направлены в адрес ответчика письмом от 11.02.2021 N 439/22-1711 и получены ответчиком 19.02.2021, что подтверждается почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 46-48).
Ответчику предъявлен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2021 года в сумме 2 756 638 руб. 80 коп. (т. 1 л.д. 49-53).
С целью контроля состава и свойств сточных вод 26.02.2021 истцом был произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца N 1 по адресу: г. Пенза, ул. Курская, д. 70, согласованного в схеме согласования контрольных колодцев, являющейся приложением N 5 к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 140 от 21.05.2008 (т. 1 л.д. 36-37).
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента - главного энергетика Малиничева В.Н. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 99 от 26.02.2021, который подписан представителем абонента без замечаний (т. 1 л.д. 57).
В протоколе испытаний N 91 -21 от 11.03.2021 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, ХПК, БПК5, взвешенные вещества, фосфор общий, жиры, водородного показателя pH, предусмотренных приложением N5 к Правилам N644 (т. 1 л.д. 59).
Результаты анализов сточных вод (выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам количественного химического анализа проб сточных вод) направлены в адрес ответчика письмом от 15.03.2021 N 717/22-2947 и получены 19.03.2021, что подтверждается почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 60-62).
Ответчику предъявлен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2021 года в сумме 7 034 532 руб. 88 коп. (т. 1 л.д. 63-67).
Ссылаясь на то, что ответчик до настоящего времени плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не произвел, ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Молочный комбинат "Пензенский" о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 9 791 171 руб. 68 коп., в том числе за январь 2021 года в сумме в сумме 2 756 638 руб. 80 коп. по акту N 39 от 29.01.2021, за февраль 2021 года в сумме 7 034 532 руб. 88 коп. по акту N99 от 26.02.2021.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) и условиями договора холодного водоснабжения и водоотведения N 140 от 21.05.2008.
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения и утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
В силу п. 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с п.п. "и" п. 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно п.п. "в" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
В силу п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно п. 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с п. 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Истец произвел расчет платы ответчика за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с результатами анализов контрольных проб сточных вод, на основании формулы, установленной в пункте 123 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 119 Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Довод ответчика о том, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является необоснованным и не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, поскольку канализационный колодец оснащен двумя канализационными выпусками, отбор проб сточных вод при наличии двух выпусков должен осуществляться из падающей
струи трубы и из потока в лотке, в рамках контроля был проведен отбор проб только из одного выпуска сети N 1, в связи с чем, расчет выполнен истцом без определения фактического показателя свойства сточных вод из второго выпуска контрольного колодца
и приращения объема сброса от предыдущего пробоотбора в нарушение п. 123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и п. 9.3 ПНД Ф 12.15.1-08 Методические указания по отбору проб сточных вод, арбитражным судом первой инстанции верно не принят во внимание. При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Методические указания по отбору проб сточных вод, арбитражным судом не принимается. При этом суд исходит из следующего.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в п. 123 Правил N 644:
П = (Макс(Кi1) + Сумм(Кi2) + Макс(Кi3) + Сумм (Кi4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Кiпхб +Макс(Кi5) x T x Qпр,
где:
Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (КГ) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, при этом кратность превышения (Ю) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123(1) настоящих Правил;
Сумм(Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Ю) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (КГ) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Сумм (Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (КГ) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Kiрн - значение кратности превышения (КГ) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
KiT, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (КГ) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (КГ) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, место отбора проб сточных вод у абонента - АО "Молочный комбинат "Пензенский" определено в схеме согласования контрольного колодца (КК) в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Из представленной в материалы дела схемы расположения места отбора проб сточных вод (согласование контрольных колодцев (КК)) следует, что ответчиком согласован контрольный канализационный колодец по адресу: г. Пенза, ул. Курская, 70, что подтверждается подписью генерального директора АО "Молочный комбинат "Пензенский" Калентьева В.А. и оттиском печати АО "Молочный комбинат "Пензенский" (т. 1 л. д. 36-37).
Согласованный в рамках Договора контрольный канализационный колодец (КК) оборудован двумя выпусками внутри площадочной канализационной сети АО "Молочный комбинат "Пензенский".
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности (Приложение N 1 к договору холодного водоснабжения и водоотведения, т. 1 л.д. 32) границей раздела балансовой принадлежности по канализационным сетям колодец в районе жилого дома N15 по 2-му Липовскому проезду на месте присоединения канализационной линии от здания к городской канализации, то есть АО Молочный комбинат "Пензенский" один выпуск в централизованную систему водоотведения.
Согласно данной схеме, указанный контрольный канализационный колодец находится в границах балансовой и эксплуатационной ответственности ответчика и является последним колодцем на канализационной сети ответчика перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения, что соответствует положениям пункта 2 Правил N 644.
Довод ответчика о том, что отбор проб сточных вод при наличии двух выпусков должен осуществляться из падающей струи трубы и из потока в лотке правомерно признан судом ошибочным, поскольку ни условия договора, ни Правила N 644 не содержат указания на необходимость отбора проб одновременно из всех выпусков абонента.
В соответствии с п. 2 Правил N 644 контрольным канализационным колодцем признается колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно п. 15 Правил N 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Пунктами 18, 19 Правил N 728 предусмотрено, что отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
Объем пробы сточных вод определяется исходя из объема, необходимого для проведения исследований в соответствии с нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод. При этом для получения указанного объема одной пробы в целях определения фактических показателей состава и свойств сточных вод в одном месте отбора допускается осуществлять неоднократный забор сточных вод в этом месте отбора за максимально короткий период времени (общей продолжительностью не более 2 часов подряд) с учетом требований к максимальному сроку хранения проб сточных вод, установленных нормативными документами, регулирующими методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществлялся из лотка согласованного контрольного колодца, который учитывает весь объем сбрасываемых с территории предприятия сточных вод. У ответчика отсутствует прибор учета сточных вод.
В пункте 123 Правил N 644 установлено, что при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФК принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 Правил N 644.
Редакция пункта 123 Правил N 644, действовавшая в спорный период, регламентировала алгоритм платы за сброс сточных вод именно с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, то есть за сброс сточных вод с нарушением требований, установленных приложением N 3 к Правилам N644.
Соответственно, Правилами N 644 не предусмотрено усреднение всех фактически измеренных концентраций (показателей), включая показатели, соответствующие нормативному сбросу. Усредненное значение концентрации должно рассчитываться только по тем выпускам, на которых зафиксировано превышение концентраций, так как в противном случае может сложиться ситуация, когда усредненное значение концентрации будет соответствовать установленным требованиям, в то время как фактически эти требования нарушались.
Правилами N 644 предусмотрен и порядок определения в подобной ситуации объема сточных вод для целей расчета платы. Так, в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 для расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в качестве показателя Опр формулы по общему правилу используется объем сброшенных абонентом через канализационный выпуск сточных вод, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Таким образом, истец обоснованно, руководствуясь п. 123 Правил N 644, определил период, за который взимается плата, в 3 календарных месяца и объем водоотведения по данным прибора учета холодного водоснабжения. Иного порядка определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения Правила N 644 не содержат.
Ссылка ответчика на п. 9.3. ПНД Ф 12.15.1-08 Методические указания по отбору проб сточных вод о том, что "Сведения об отборе проб при проведении производственного контроля" удостоверяются актом отбора, где должно быть указано в т.ч. приращение объема сброса от предыдущего пробоотбора (фактическое Vn) несостоятельна, поскольку требования к оформлению результатов проб не содержит требований к обязательному указанию в Акте отбора проб сточных вод сведений об объемах водоотведения.
На основании пункта 85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно п. 3 Правил N 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем: обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль); отбора проб сточных вод; анализа отобранных проб сточных вод.
В соответствии с п. 9 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.
В соответствии с п. 12 Правил N 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в присутствии представителя абонента, за исключением случая его неявки к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод и случая, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется. В случае неявки представителя абонента к месту визуального контроля или отбора проб сточных вод до истечения времени, указанного в уведомлении о проведении контроля состава и свойств сточных вод, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются без представителя абонента.
В случаях, установленных пунктом 23 данных Правил, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией. Отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (пункт 15 Правил N 728).
Согласно пункту 22 Правил N 728 по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме согласно приложению N 1, который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента.
При этом акт отбора проб сточных вод подписывается представителем аккредитованной лаборатории, представителем абонента, а также представителем организации, осуществляющей водоотведение (если отбор проб сточных вод производился аккредитованной лабораторией, не являющейся аккредитованной лабораторией организации, осуществляющей водоотведение) (п. 23 Правил N 728).
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Один экземпляр акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса остается у организации, осуществляющей водоотведение, второй передается представителю абонента на месте после его составления. В случае отсутствия представителя абонента при осуществлении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод направление абоненту акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса осуществляется в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил (п. 27 Правил N 728).
Требования к оформлению результатов проб содержатся также в п. 6.3 ГОСТ Р 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб", утв. Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст, введенного в действие с 14.01.2014.
Как следует из Приложения N 1 к Правилам N 728, а также п. 6.3 ГОСТ Р 31861-2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию:
- расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении;
- дату отбора;
- метод отбора;
- время отбора;
- климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости);
- температуру воды при отборе пробы (при необходимости);
- метод подготовки к хранению (при необходимости);
- цель исследования воды;
- другие данные в зависимости от цели отбора проб;
- должность, фамилию и подпись исполнителя.
Из содержания актов отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему N 39 от 29.01.2021, N 99 от 26.02.2021 следует, что данные акты содержат все данные, а именно: место отбора - контрольный колодец N 1 согласованный с абонентом, расположенный по адресу: ул. Курская,70; дату и время отбора: 29.01.2021 с 09 час. 12 мин. до 09 час. 35 мин., 26.02.2021 с 11 час. 35 мин. до 12 час. 05 мин.; климатические условия окружающей среды: температура воздуха, давление, осадки; метод отбора - ручным пробоотборником; комплект посуды; материал посуды (полимер, стекло); объем каждого из показателей пробы; номера контрольной, параллельной, резервной пломбы; должность, фамилию и подпись исполнителя, а также иные данные - методы хранения (консервации) отдельных показателей, для которых такие методы предусмотрены, указание на методики, применяемые ООО "Горводоканал" при отборе проб, дата и время получения проб и принятия их к исполнению лабораторией организации ВКХ.
Акты подписаны представителем абонента без замечаний, в том числе, без указания на нарушения, допущенные в процедуре отбора контрольной пробы.
Согласно п. 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.
Правила N 728 не предусматривают предоставление возражений по процедуре отбора сточных вод отдельным письмом после отбора проб.
Таким образом, подписав акты, стороны подтвердили правомерность отбора проб из контрольного канализационного колодца, утвержденного схемой сетей канализации АО "Молочный комбинат "Пензенский".
В связи с чем, довод ответчика о том, что в актах не дана характеристика места отбора проб, не указан вид отобранной пробы, опровергается представленными в материалы дела актами отборов проб.
Довод ответчика о том, что акты отбора проб составлены в нарушение требований, а именно не указан вид отобранной пробы, судом правомерно отклонен, поскольку акты отбора проб лаборатории в полном объеме соответствуют требованиям ГОСТ 31861 -2012 "Вода. Общие требования к отбору проб". В Постановлении Правительства РФ от 22.05.2020 N 728, приложениях и тексте Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод требование об указании в акте отбора проб вида отобранной пробы отсутствует.
Ответчик также указывает, что в спорных актах отбора отсутствует характеристика места отбора в части указания невозможности отбора при наличии подпора со стороны централизованной системы водоотведения. В силу норм действующего законодательства, отбор проб осуществляется только в отсутствии подпора, а при его наличии ставится соответствующая отметка в графе "Особые отметки" акта отбора проб, что не противоречит требованиям п. 4.2 ПНД Ф 12.15.1 -08 и п.22 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728. Отбор проб производится только из контрольных колодцев, согласованных с абонентом, о чем сделана запись в акте отбора. Акты отбора подписаны представителем абонента без возражений.
Таким образом, исследовав данные акты отбора проб в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к верному выводу о том, что представленные ООО "Горводоканал" акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения 39 от 29.01.2021, N 99 от 26.02.2021 по форме соответствуют требованиям ГОСТ 31861-2012 и Правилам N 728.
Ответчик также заявляет возражения в отношении метода отбора проб "ручным пробоотборником". Методы отбора имеют обширную классификацию в зависимости от классифицирующего признака. ГОСТ 31861-2012 не указывает конкретный классифицирующий признак. Кроме того, в ГОСТ 31861-2012 отсутствует указание на необходимость указывать в акте отбора проб материал, из которого изготовлен пробоотборник. Лаборатория производит отбор проб при помощи ручных пробоотборников, выполненных из нержавеющей стали, что соответствует требованиям п. 4.7. ГОСТ 31861 -2012. В связи с чем, данный довод является несостоятельным.
Довод ответчика о том, что отобранная проба являлась составной, а не точечной, судом первой инстанции обоснованно отклонен в силу следующего.
Согласно п. 3.5 ГОСТ 31861-2012 объем взятой пробы должен соответствовать установленному в ПНД на метод определения конкретного показателя с учетом количества определяемых показателей и возможности проведения повторного исследования.
При этом для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать воду в этой точке отбора за максимально короткий период времени. В соответствии с таблицей Б.1 ГОСТ 31861-2012 составные пробы применяют в случаях, когда требуются усредненные данные о составе воды. Отбор составных проб - это четко планируемый процесс, с установленными показателями по времени и объему, которые необходимо соблюдать для достижения цели отбора.
Согласно ПНД Ф 12.15.1-08, составная проба характеризует средний состав воды за определенный промежуток времени (усреднение по времени), в поперечном сечении потока (усреднение по сечению) или в определенном объеме (усреднение по объему). Усредненные по времени пробы получают смешением простых разовых проб равных объемов, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени. Составная проба - это всегда смешение точечных проб, поэтому п. 3.5 ГОСТ 31861-2012 о допуске неоднократного отбора воды в точке отбора за максимальный короткий период времени для взятия необходимого объема (необходимый объем может достигать 30 л) относится к точечным пробам.
Согласно таблице Б.1 ГОСТ 31861-2012 отбор точечных проб применяют, когда поток воды не однороден; значения определяемых показателей не постоянны; использование составной пробы делает неясными различия между отдельными пробами; при исследовании возможного наличия загрязнения или для определения времени (в случае автоматического отбора проб) его появления, а также при проведении обширной программы отбора проб.
Точечные пробы предпочтительнее, если цель программы отбора проб - оценить качество воды по отношению к нормативам содержания (предельно допустимых концентраций) показателей в воде, установленных в НД, а также рекомендуются для определения неустойчивых показателей (концентрация растворенных газов, остаточного хлора, растворимых сульфидов и др.)
В настоящее время разработан ГОСТ Р 59024-2020 "Вода. Общие требования к отбору проб", заменяющий ГОСТ 31861-2012. В определяющей таблице Б1 "Типы проб и их преимущественное использование" для точечных проб указано, что в случае, если объема для точечного отбора, единоразово отобранного вручную пробоотборным устройством, недостаточно для выполнения анализов, допускается получать точечную пробу смешением многократно отобранных порций за максимально короткий промежуток времени, не превышающий 20 минут, а для составных проб - пробы, полученные смешением многократно отобранных порций воды за максимально короткий промежуток времени (например, при отборе сточной воды из колодца), относят к точечным.
Отобранные пробы после завершения отбора и подписания акта об отборе проб доставлены в лабораторию истца для исследования, доставка проб сточных вод в лабораторию для проведения количественного химического анализа осуществлялась на транспортном средстве истца, что подтверждается приказом о закреплении транспортного средства за лабораторией ОККПС.
Направленные в адрес ответчика выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод по результатам отборов проб сточных вод также содержат сведения о точечном методе отбора проб сточных вод.
Довод ответчика о несоблюдении сотрудниками ООО "Горводоканал" температурного режима транспортировки пробы, арбитражным судом первой инстанции также обоснованно отклонен. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с 8.1 ПНД Ф 12.15.1-08 транспортирование проб сточных вод в лабораторию осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность и быструю доставку. После отбора пробы сточных вод, отдельные емкости укладывается в ведро, ведро помещается в полиэтиленовый пакет, который пломбируется в присутствии абонента. Номер пробы указывается в Акте отбора проб сточных вод.
Доставка проб сточных вод в лабораторию для проведения количественного химического анализа осуществлялась на транспортном средстве истца, что подтверждается приказом о закреплении транспортного средства за лабораторией ОККПС.
В соответствии с п. 8.2. ПНД Ф 12.15.1-08 без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды.
Согласно п. 8.2.1 ПНД Ф 12.15.1-08 не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15°С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять обеспечивающие меры хранения проб при температуре 2-5 °С.
В акте N 39 от 29.01.2021 указаны климатические условия окружающей среды: t- 1 °C, осадки - нет.
В акте N 99 от 26.02.2021 климатические условия окружающей среды: t составила - 2 °C, осадки - снег.
Согласно Акту отбора проб N 39 от 29.01.2021 температура окружающего воздуха составляла 1°С, температура отобранной пробы составляла +38°С., следовательно, температурный режим при транспортировке пробы нарушен не был.
Согласно Акту отбора проб N 99 от 26.02.2021 температура окружающего воздуха составляла -2°С, температура отобранной пробы составляла +18°С, следовательно, температурный режим при транспортировке пробы нарушен не был.
В соответствии с Актом отбора проб N 39 и журналом приема проб сточной воды (т. 2 л.д. 34-36) пробы сточных вод приняты в лабораторию 29.01.2021 в 11 час. 00 мин.
В соответствии с Актом отбора проб N 99 и журналом приема проб сточной воды пробы (т. 2 л.д. 44-46) сточных вод приняты в лабораторию 26.02.2021 в 13 час. 00 мин.
Согласно Рабочему журналу регистрации результатов измерений лаборатории ОККПС (фотометрический метод) А1.7а-21 (т. 2 л.д. 41 -43) анализ пробы проведен 29.01.2021 с 12 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин., что не противоречит требования методики измерений ПНД Ф 14.1:2.214-06.
В соответствии с Рабочим журналом регистрации результатов измерений лаборатории ОККПС (фотометрический метод) А1.7а-21 (т. 2 л.д. 47-49) анализ пробы проведен 26.02.2021 г. с 13 час. 15 мин. до 15 час. 55 мин., что не противоречит требования методики измерений ПНД Ф 14.1:2.214-06.
В связи с чем, применение специального устройства для транспортировки пробы не требовалось.
Таким образом, проанализировав спорные акты, арбитражный суд, вопреки доводам ответчика, пришел к верному выводу, что применение специального устройства, обеспечивающего охлаждение проб, не требовалось. Кроме того, положения п. 8.2 ПНД Ф 12.15.1-08, указывающие на возможность охлаждения пробы до 2 - 5 °С, носят рекомендательный характер и не являются императивной нормой.
На основании вышеизложенного, доводы ответчика о нарушении условий транспортировки пробы сточной воды несостоятельны.
Возражая против заявленных требований, ответчик также ссылается на то, что ООО "Горводоканал" принимает поверхностные воды, а, следовательно, эксплуатирует общесплавную и (или) комбинированную централизованную систему водоотведения, однако при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истец использовал нормативы БПК и ХПК, установленные для хозяйственно-бытовой системы водоотведения (БПК - 300 мг/дм3, ХПК - 500 мг/дм3 соответственно), а не нормативы, установленные для общесплавной системы водоснабжения (БПК - 500 мг/дм3, 700 мг/дм3). Таким образом, истец использовал пониженные нормативы на водоотведение в отношении показателей БПК и ХПК, что повлекло увеличение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Пензы.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то есть комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных и непосредственно используемых для водоотведения. Транспортировка - это перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
Постановлением администрации г. Пензы от 27.08.2014 N 1001 утверждена схема водоснабжения и водоотведения г. Пензы с перспективой развития до 2026 года.
Согласно письму Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы N 7708 от 05.10.2020 сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, являются сведениями, отнесенными к государственной тайне. Таким образом, материалы Схемы водоснабжения г. Пензы с перспективой развития до 2026 года, разработанной ОАО "МосводоканалНИИпроект", являются сведениями, отнесенными к государственной тайне. В соответствии с разделом 1 данной схемы система канализации принимается в соответствии с действующей полной раздельной системой, в которой: - хозяйственно-бытовые и производственные стоки отводятся и очищаются от дождевых на единых общегородских очистных сооружениях, размещенных в Северном промрайоне на левом берегу р. Суры; - дождевые, талые, поливомоечные стоки собираются, отводятся и очищаются отдельными системами водосборных бассейнов на специальных локальных сооружениях.
Согласно п. 107 Правил N 644 в зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды: а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее - производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод; в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Проанализировав представленные истцом документы, арбитражный суд, с учетом положений п. 107 Правил N 644, пришел к правильному выводу о том, что централизованная система водоотведения г. Пензы является централизованной бытовой системой водоотведения, а потому применение истцом максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу бытовых систем водоотведения, является обоснованным и правомерным.
В данном случае факт превышения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, ответчиком подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами - актами отбора проб и соответствующими протоколами исследований, которые ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отбор сточных вод проведен истцом без нарушений требований нормативных актов.
Кроме того, пробоотборщиками истца по заявлению представителя ответчика был произведен отбор параллельных проб сточной воды, о чем имеется отметка в акте отбора проб N 39 от 29.01.2021, параллельная проба сточной воды опломбирована пломбой N 53363462, в акте отбора проб N 99 от 26.02.2021, параллельная проба сточной воды опломбирована пломбой N 53363342.
Согласно п. 34 Правил N 728 при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную. Наличие емкостей для резервной пробы обеспечивает организация, осуществляющая водоотведение.
В соответствии с п. 36 Правил N 728 резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, осуществившей отбор проб сточных вод, для разрешения возможных разногласий, не менее 12 и не более 30 календарных дней со дня отбора.
Согласно абз. 2 п. 38 Правил N 728 протокол исследований параллельной пробы сточных вод не позднее 10 рабочих дней (при исследовании по показателю БПКполн - не позднее 20 рабочих дней) со дня отбора проб сточных вод представляется абонентом в организацию, осуществляющую водоотведение, любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения протокола организацией, осуществляющей водоотведение. На основании результатов анализов контрольной и параллельной проб организация, осуществляющая водоотведение, проводит оценку сопоставимости данных результатов и уведомляет о результатах абонента в течение 2 рабочих дней со дня проведения оценки сопоставимости.
Протоколы исследования сточных вод с результатами исследования параллельных проб сточной воды, отобранных 29.01.2021, 26.02.2021 в адрес истца не поступали.
Поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом возложенную на него обязанность по предоставлению в течение суток истцу результатов исследования параллельной пробы, арбитражный суд, учитывая положения п. 38 Правил N 728, приходит к выводу о том, что АО "Молочный комбинат "Пензенский" утратило право на сопоставление результатов контрольной и параллельной проб и корректировку размера задолженности перед истцом.
Таким образом, ответчик имел возможность действовать в соответствии с пунктом 38 Правил N 728 и своевременно направить результаты отбора параллельной пробы в организацию ВКХ для проведения оценки сопоставимости результатов, а в случае разногласий сторон провести анализ резервной пробы, но по своему усмотрению не воспользовался своим правом и по своей воле лишил себя эффективного способа защиты своих прав.
Допустимых и относимых доказательств того, что несоблюдение при отборе проб требований ГОСТ 31861-2012, Методических указаний и Инструкции привело к нарушениям процедуры отбора проб и искажению лабораторных исследований, ответчиком не представлено, в связи с чем, замечания ответчика, касающиеся процедуры отбора проб, носят формальный характер и при отсутствии опровержения результатов анализа проб в предусмотренном Правилами N 728 порядке не могут свидетельствовать о недостоверности лабораторных исследований.
Таким образом, заявленные ответчиком возражения относительно процедуры отбора/анализа проб сточных вод фактически направлены на освобождение от внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и в отсутствие надлежащего опровержения результатов анализа не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205, доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела.
Проверив расчет истца, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он выполнен в соответствии с действовавшими в спорный период вышеуказанными нормативными правовыми актами. В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства, опровергающие результаты проведенного лабораторией истца анализа проб сточных вод, ответчиком не представлены.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.03.2015 N АКПИ15-167, на абоненте лежит обязанность соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, а также, если сточные воды содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
Доказательств того, что истец при отборе проб сточных вод действовал с нарушением Правил N 728, в материалы дела не представлено. Документального подтверждения осуществления абонентом в спорный период контроля за составом сбрасываемых сточных вод в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также доказательств отсутствия превышения нормативных показателей загрязняющих веществ в сточных водах ответчик в материалы дела не представил.
Результаты лабораторных исследований, представленные истцом, в установленном порядке ответчик не опроверг. Расчет негативного воздействия судом проверен, признан правильным и соответствующим законодательству. Факт негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения подтвержден материалами дела, и ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнут. Доказательств оплаты задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допустим.
Учитывая, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы произведен истцом с учетом нормативного регулирования, факт несоответствия сточных вод абонента требованиям п. 113 Правил N 644 в спорный период подтверждается материалами дела, доказательств оплаты долга ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с АО "Молочный комбинат "Пензенский" суммы долга в размере 9 791 171 руб. 68 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях со стороны ООО "Горводоканал" при отборе проб и их транспортировке, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с 8.1 ПНД Ф 12.15.1-08 транспортирование проб сточных вод в лабораторию осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность и быструю доставку.
Доставка проб сточных вод в лабораторию для проведения количественного химического анализа осуществлялась на транспортном средстве истца. В соответствии с п.8.2. 1 ПНД Ф 12.15,1-08 не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15°С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять обеспечивающие меры хранения проб при температуре 2-5 °С.
В соответствии с пунктом 8.2 ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" пробы, подлежащие немедленному исследованию, группируют отдельно и отправляют в лабораторию. Без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды. Не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15 °С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять устройства, обеспечивающие хранение проб при температуре 2-5 °С.
В Актах отбора проб указана температура окружающей среды: в акте N 39 от 29.01.2021 указаны климатические условия окружающей среды: t- 1 °C, осадки - нет; в акте N 99 от 26.02.2021 климатические условия окружающей среды: t составила - 2 °C, осадки - снег, пробы были доставлены в лабораторию в тот же день в течение непродолжительного времени после отбора, поэтому применение специального устройства, обеспечивающего охлаждение проб при отборах проб от 29.01.2021 и 26.02.2021 не требовалось.
Перегрев и переохлаждение проб истцом не допущено, доказательств обратного ответчиком не представлены. Кроме того, положения п. 8.2 ГШД Ф 12.15.1 -08, указывающие на возможность охлаждения пробы до 2 - 5 °С, носят рекомендательный характер и не являются императивной. Таким образом доставка отобранных проб сточных вод производилась в пределах температурного режима -15 °С и выше +30 °С без применения специального устройства. Выводы суда согласуются с позицией, изложенной судами при рассмотрении дела N А49-13542/2019.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий на проведение отбора проб и проведение исследований у сотрудников ООО "Горводоканал" отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.07.2019 г. N 385-ст, приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 30.05.2014. N 326 в отношении, представленных ООО "Горводоканал" документов, проведена проверка соблюдения перечня документов и критериев аккредитации аккредитованного лица. Управлением Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу по результатам проверки доводов ОАО "Молочный комбинат "Пензенский", изложенных в обращении от 17 августа 2020 года, и документов представленных ООО "Горводоканал" 30.09.2020 не выявило не соответствия ООО "Горводоканал" при осуществлении своей деятельности критериям аккредитации. Федеральной службой по аккредитации была проведена оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, где ООО "Горводоканал" подтвердило свою компетентность осуществлять деятельность в утвержденной области аккредитации, включая квалификацию, навыки и профессиональные знания, необходимые для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, соответствующее образование и опыт работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации своих работников, а также соблюдение при осуществлении ими деятельности требований системы менеджмента качества, в том числе по предоставлению сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, что подтверждено приказом Федеральной службы по аккредитации от 10.04.2018 NПК 1-704.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец при расчете платы применил заниженные нормативы БПК5 и ХПК (установленные для хозяйственно-бытовой системы водоотведения), что привело к увеличению платы за негативное воздействие в связи с превышением допустимого значения данных загрязняющих веществ, апелляционным судом отклоняются.
Постановлением администрации города Пензы от 27.08.2014 г. N 1001 утверждена схема водоснабжения и водоотведения города Пензы. Постановление администрации от 27.08.2014 N 1001 опубликовано в средствах массовой информации: "Муниципальные ведомости. Пенза", N 59, 28.11.2014 и размещено на официальном сайте администрации г. Пензы в сети "Интернет":
http://documents.penza-gorod.ru/download/documents/27.08.2014/1001/1001.pdf.
В соответствии с пунктом 42.1. Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, являются сведениями отнесенными к государственной тайне.
Таким образом, с учетом того, что Схема водоснабжения и водоотведения города Пензы утверждена в виде единого документа, сведения данного документа не опубликованы в полном объеме и подлежат защите в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Решением Пензенской городской Думы от 24.10.2014 N 31-3/6 создано Управление градостроительства и архитектуры города. Управление является органом местного самоуправления муниципального образования - города Пензы с правами юридического лица, действующим в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 4 Положения об Управлении Градостроительства и архитектуры города Пензы, утвержденного постановлением администрации города Пензы от 06.09.2019 г. N 1720, в целях выполнения основных задач Управление осуществляет следующие функции и полномочия: организует в порядке, установленном действующим законодательством, разработку, актуализацию (корректировку) и утверждение схем сетей инженерно-технического обеспечения города Пензы. Текст Положения об Управлении Градостроительства и архитектуры города Пензы размещен на официальном сайте _администрации г. Пензы: https://penza-gorod.in/line_of_activity/town-planning/urban-planning/polozhenie-ob-upravlenii/.
Учитывая вышеуказанную компетенцию Управления градостроительства и архитектуры города Пензы ООО "Горводоканал" обратилось в адрес Управления с запросом от 18.09.2020 г. N 06-10592.
Согласно ответу Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от 05.10.2020 г. N 7708 на вышеуказанное обращение ООО "Горводоканал" в соответствии с разделом 1 "Существующее положение в сфере водоотведения г. Пензы. 1.1. Описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории города Пензы" Схемы водоотведения города Пензы с перспективой развития до 2026 года, разработанной ОАО "МосводоканалНИИпроект", система канализации принимается в соответствии с действующей полной раздельной системой, по которой:
-хозяйственно-бытовые и производственные стоки отводятся и очищаются отдельно от дождевых на единых общегородских очистных сооружениях, размещенных на Северном промрайоне на левом берегу р. Суры;
-дождевые, талые, поливомоечпые стоки собираются, отводятся и очищаются отдельными системами водосборных бассейнов на специальных локальных сооружениях.
Согласно п. 2.2.12 Устава МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", утвержденного постановлением администрации города Пензы от 9 февраля 2017 года N 190, основные цели Учреждения организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, ливне-дренажной сети, мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, переданных Учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление.
Согласно п. 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно- бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
На основании изложенного, учитывая Схему водоснабжения и водоотведения города Пензы, сведения об объектах водоотведения, включенные в Генеральный план города Пензы, истец указывает, что централизованная система водоотведения города Пензы является централизованной бытовой системой водоотведения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу, содержащиеся в нем сведения, ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А49-3490/2020, N 49-3339/2022, по спору между те ми же сторонами, что и в настоящем деле.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на пункт 9.3. ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и указание на то, что истец неправомерно не фиксировал фактический объем сброса за период от предыдущего пробоотбора, не может быть принят во внимание, поскольку требования об обязательном указании в акте отбора проб сточных вод сведений об объемах водоотведения отсутствуют, контроль качества сточных вод абонента, производимый организацией ВКХ, не является производственным контролем, где используется соответствующий показатель.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 февраля 2023 года по делу N А49-3167/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3167/2022
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: АО "Молочный комбинат "Пензенский", ОАО "Молочный комбинат "Пензенский"