г. Киров |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А17-5530/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 по делу N А17-5530/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (ОГРН 1093711001042, ИНН 3711025287)
к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ОГРН 1023700547584, ИНН 3731001044)
о признании недействительным уведомления и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным уведомления Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее - Фонд) от 25.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, установив организации на 2023 год класс профессионального риска и соответствующий страховой тариф в соответствии с фактическим основным видом экономической деятельности: 42.11 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Фонд действовал в полном соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения требований Общества не имеется.
Фонд в апелляционной жалобе указывает, что поскольку Общество не подтвердило основной вид экономической деятельности в установленный срок, то Фонд вынужден был отнести его к виду деятельности, имеющему максимальный класс профессионального риска (указанных в ЕГРЮЛ). Следовательно, направленное в адрес Общества уведомление является законным и обоснованным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось, просит решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Фонд направил Обществу уведомление от 25.04.2023, в котором установил ему страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5,0% по виду деятельности "Добыча камня, песка и глины" (ОКВЭД 08.1), относящегося к 26 классу профессионального риска.
Не согласившись с уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ) установлены страховые тарифы в размере от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска.
Данные тарифы применяются в 2023 году в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2022 N 517-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Как следует из материалов дела, Общество не представило в установленный срок документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2023 год.
В этой связи Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 5,0% по виду деятельности "Добыча камня, песка и глины" (ОКВЭД 08.1), из видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ, относящегося к наиболее высокому 26 классу профессионального риска.
Вместе с тем, Общество, не представившее в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Материалами дела подтверждается, что Общество в письме от 15.05.2023 выразило несогласие с установленным тарифом, просило Фонд принять документы о подтверждении основного вида экономической деятельности 42.11 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" и установить страхователю соответствующий тариф.
Фонд не пересмотрел страховой тариф, соответствующие изменения не внес.
Доказательств того, что Фонд располагал информацией о том, что Общество фактически осуществляло деятельность по "Добыча камня, песка и глины", относящуюся к наиболее высокому классу профессионального риска, в материалы дела заинтересованным лицом не представлено.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку тот факт, что Общество несвоевременно представило документы, подтверждающие его основной вид экономической деятельности, не может служить основанием для вывода о правомерном установлении Фондом Обществу страхового тарифа, указанного в оспариваемом уведомлении.
При таких обстоятельствах решением Арбитражный суд Ивановской области обоснованно и правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования. Оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами суда и иная оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки. Выводы суда соответствуют представленным в дело доказательствам.
На основании изложенного апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 по делу N А17-5530/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5530/2023
Истец: ООО "Союз Автодор"
Ответчик: ОСФР по Ивановской области