г. Саратов |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А12-25145/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционные жалобы Комитета здравоохранения Волгоградской области
Государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2023 года по делу N А12-25145/2022
по заявлению государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" (400117, г. Волгоград, ул. им. Константина Симонова, д. 21, пом. 1, ОГРН 1023402975760, ИНН 3443027617)
к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 28А, ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571),
заинтересованные лица: Комитет здравоохранения Волгоградской области (400119,
г. Волгоград, ул. Туркменская, д. 6, ОГРН 1023403443744, ИНН 3444050369), Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 56А, ОГРН 1023403856123, ИНН 3445916210) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (127055, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, ул. Новослободская, д. 37, к. 4А, ОГРН 1027739712857, ИНН 7727032382), Волгоградская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (400005, г. Волгоград, ул. Советская, д. 5, ОГРН 1023400005056, ИНН 3444050175)
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании с использованием систем ВКС при содействии Волгоградского областного суда представителей:
Комитета здравоохранения Волгоградской области - Федорова Д.В, дов. от 30.09.2022 г.,
Государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" - Ефимовой А.А., дов. от 19.07.2022 г.
УФК по Волгоградской области - Шлыковой И.В., дов. от 29.12.2021 г.
ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" - Почепцовой И.В., дов. От 09.01.2023 г.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" (далее - ГУЗ "КП N 28", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, Управление) о признании недействительным представления N 29-24-10/05 от 18.07.2022 в части обеспечения возврата в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области (далее - ТФОМС Волгоградской области) средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению в сумме 416 260,5 руб., для последующего возврата в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет здравоохранения Волгоградской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Комитетом указано, что право предоставления работникам материальной помощи отражено в коллективном договоре. Оплата материальной помощи произведена по группе расходов КВР 111 (в увязке с подстатьей КОСГУ 211 "заработная плата"). Учреждением не нарушен принцип целевого направления при расходовании средств ОМС на выплату материальной помощи. Решение Дзержинского районного суда от 18.11.2023 г. по делу N 12-862/2022 не имеет преюдициального значения для настоящего дела. Решение суда не мотивировано.
Государственное учреждение здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба Учреждения содержит доводы аналогичные доводам Комитета здравоохранения Волгоградской области.
УФК по Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в соответствии со статьей 262 АПК РФ.
В судебное заседание явились представители Комитета здравоохранения Волгоградской области, Государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28", УФК по Волгоградской области, ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Определением Двенадцатого арбитражного суда от 29.05.2023 г. произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Комнатную Ю.А.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 22.04.2022 N 262-ОД "О назначении плановой выездной проверки государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28"", в соответствии с пунктом 3 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Волгоградской области на 2022 год, утвержденного 27 декабря 2019 года, проведена выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.
Результаты проверки отражены в Акте выездной проверки от 03.06.2022 (т. 4 л.д. 87-150, т. 5 л.д.1-51).
По результатам плановой выездной проверки, УФК по Волгоградской области вынесено представление N 29-24-10/05 от 18.07.2022, согласно которому, ГУЗ "КП N28" в срок до 31 января 2023 года необходимо, в том числе, обеспечить возврат в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 416 260,50 руб., для последующего возврата в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (т. 1 л.д. 17-21).
ГУЗ "КП N 28", не согласившись с предписанием УФК по Волгоградской области N 29-24-10/05 от 18.07.2022 в части обеспечения возврата в бюджет ТФОМС Волгоградской области средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 416 260,5 руб., для последующего возврата в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что в оспариваемой части представление УФК по Волгоградской области является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
Характерной особенностью ненормативного правового акта как результата проверки является содержание в нем обязательных для исполнения предписаний, влекущих юридические последствия. Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 АПК РФ.
Исходя из части 2 статьи 272.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК России), под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской о Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что участниками обязательного медицинского страхования являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов 15 субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (часть 3 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованных не по целевому назначению. Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением.
Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
В силу подпункта 1 пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила от 28.02.2019 N 108н), тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
В соответствии с пунктом 193 Правил от 28.02.2019 N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Согласно пункту 195 Правил от 28.02.2019 N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
1) затраты на коммунальные услуги;
2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на содержание объектов движимого имущества;
4) затраты на приобретение услуг связи;
5) затраты на приобретение транспортных услуг;
6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
8) прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Как следует из материалов дела, территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 06.12.2019 N 127-ОД и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 26.12.2020 N 130-ОД установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Подпунктом 1 пункта 3.2 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2020 год от 30.12.2019 определено, что структура тарифов на оплату медицинской помощи устанавливается в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010N 326-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Законом Волгоградской области от 06.12.2019 N 127-ОД "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Расходование средств ОМС (расходы, входящие в структуру тарифа на оплату медицинской помощи) производится медицинскими организациями по соответствующим статьям (подстатьям) расходов и включает: расходы на заработную плату, включая денежные выплаты: врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам по проведению профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации с учетом работы за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени; начисления на оплату труда, прочие выплаты.
01 января 2019 года между ГУЗ "КП N 28" и акционерным обществом "Страховая компания "Согаз-Мед" (далее - АО "Страховая компания "Согаз-Мед") заключен договор N ОМС-21, согласно пункту 5.10 которого, Учреждение обязуется использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
31 декабря 2019 года между ГУЗ "КП N 28" и Обществом с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (далее - ООО "Капитал Медицинское страхование") заключен договор N 21-12/20, согласно пункту 5.10 которого, Учреждение обязуется использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту 8.11 пункта 8 Договора от 24.01.2021 N 76, заключенного между ГУЗ "КП N28" и государственным учреждением "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области", ООО "Капитал Медицинское страхование", АО "Страховая компания "Согаз-Мед", Учреждение обязуется использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках Договора от 24.01.2021 N 76, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Исходя из буквального содержания указанных нормативных правовых актов, Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2020 год от 30.12.2019 и Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2021 год от 30.12.2020, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию не включают в структуру тарифа на оплату медицинской помощи расходы на выплату материальной помощи за счет средств ОМС.
Пунктом 2 Общих требований к положениям об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 19.01.2016 N 4-п (далее - Общие требования от 19.01.2016 N 4-п) установлено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами Волгоградской области, Положениями об оплате труда.
В силу пункта 10, подпункта 10.1 Общих требований от 19.01.2016 N 4-п раздел "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера учреждения" включает условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера учреждения, а также критерии и особенности определения размера должностного оклада руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера учреждения, предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников этих учреждений. Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера учреждения состоит из: должностного оклада; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.
Пунктом 11, подпунктом 11.1 Общих требований от 19.01.2016 N 4-п раздел "Другие вопросы оплаты труда" урегулированы вопросы оказания из фонда оплаты труда работникам материальной помощи, установление доплаты до минимального размера оплаты труда, установления сдельных систем оплаты труда работников и другие вопросы. Из фонда оплаты труда учреждения работникам (в том числе руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру) может предоставляться материальная помощь в порядке и на условиях, определенных правовым актом учредителя, локальным нормативным актом учреждения и (или) коллективным договором. Решение об оказании материальной помощи руководителю учреждения и ее конкретных размерах принимает учредитель. Размер материальной помощи не должен превышать 200 процентов оклада (должностного оклада), ставки в расчете на год.
Абзацем 8 пункта 1.1 Положения об оплате труда работников медицинских и фармацевтических организаций, подведомственных Комитету здравоохранения Волгоградской области, утвержденного приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 12.04.2016 N 1181 (далее - Положение об оплате труда от 12.04.2016 N 1181) установлено, что системы оплаты труда работников медицинских организаций, в том числе сдельные, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иных представителей, избираемых работниками, и включают размеры окладов (должностных окладов), а также выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 1.2 Положения об оплате труда от 12.04.2016 N 1181 заработная плата работников медицинских организаций включает оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера согласно условиям оплаты труда, определенным Положением об оплате труда работников медицинских и фармацевтических организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области, и действующим трудовым законодательством. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК России.
Абзацем 2 пункта 1.3 Положения об оплате труда от 12.04.2016 N 1181 установлено, что фонд оплаты труда работников медицинских организаций формируется на календарный год исходя из объема средств областного бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, включая средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с порядком формирования фонда оплаты труда, утвержденным нормативным актом комитета здравоохранения Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения об оплате труда от 12.04.2016 N 1181 установлено, что работникам медицинских организаций (в том числе заместителям руководителя медицинской организации и главному бухгалтеру) в отдельных случаях в порядке и на условиях, определенных коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым медицинской организацией с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иных представителей, избираемых работниками, может быть оказана материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда.
Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимается руководителем медицинской организации на основании письменного заявления работника и оформляется приказом медицинской организации.
По решению Комитета здравоохранения Волгоградской области руководителю медицинской организации может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи руководителю медицинской организации и ее конкретных размерах принимается Комитетом здравоохранения Волгоградской области на основании письменного заявления руководителя медицинской организации.
Выплата материальной помощи руководителю медицинской организации производится при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного должностного оклада в год, в пределах средств фонда оплаты труда медицинской организации на текущий год.
В отдельных случаях по решению комитета здравоохранения Волгоградской области при наличии экономии фонда оплаты труда материальная помощь руководителю медицинской организации может выплачиваться также в связи со смертью близких родственников, утратой личного имущества в результате пожара или иного стихийного бедствия, потребностью в лечении или восстановлении здоровья в связи с болезнью (травмой), несчастным случаем, аварией или в иных случаях на основании его заявления с приложением подтверждающих документов.
Размер материальной помощи не должен превышать 200 процентов оклада (должностного оклада) в расчете на год.
Пунктом 3 Порядка формирования фонда оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области, утвержденного приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 08.11.2016 N 3631, установлено, что фонд оплаты труда работников медицинских организаций состоит из объема средств, исчисленных на год, на:
а) выплаты по окладам (должностным окладам) согласно Тарификационным спискам;
б) выплаты компенсационного характера;
в) выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 11 указанного порядка, установлено, что сложившаяся экономия по фонду оплаты труда работников медицинских организаций может направляться медицинскими организациями на выплаты стимулирующего характера и материальную помощь, предусмотренные локальными нормативными актами медицинских организаций по оплате труда, разработанными на основании Положения об оплате труда от 12.04.2016 N 1181.
Судом первой инстанции правомерно указано, что региональное законодательство предусматривает возможность медицинским организациям предусматривать в своих локальных актах выплаты материальной помощи за счет средств, сложившихся из экономии фонда оплаты труда.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ни один из нормативных правовых актов, в том числе региональных, не содержит указание на то, что выплата материальной помощи возможна за счет средств ОМС, поскольку это прямо противоречит императивным нормам, закрепленным в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.2.6 Коллективного договора ГУЗ "КП N 28" на 2019-2021 годы, утвержденного 20.12.2018 (далее - Коллективный договор от 20.12.2018) Первичная профсоюзная организация Учреждения (далее - Профком) совместно с работодателем обязуется оказывать материальную помощь нуждающимся работникам.
Согласно пункту 8.13, 8.14 Коллективного договора от 20.12.2018 Профком обязуется оказывать материальную помощь работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака впервые, смерти близких родственников (мать, отец, брат, сестра); оказывать материальную помощь членам семьи (родителей, детей и супруга) умершего сотрудника.
В силу пункта 1.2 Положения об оплате труда работников ГУЗ "КП N 28", являющегося приложением N 1 к Коллективному договору от 20.12.2018 (далее - Положение об оплате труда от 20.12.2018) заработная плата работников включает оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера согласно условиям оплаты труда, определенным Положением об оплате труда от 20.12.2018 и действующим трудовым законодательством.
Пунктами 3.1, 4.1 Положения предусмотрены выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 1.3 Положения об оплате труда от 20.12.2018 определено, что размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются в пределах средств фонда оплаты труда, сформированного на календарный год, по соответствующим источникам финансирования.
Фонд оплаты труда работников формируется на календарный год исходя из объема средств областного бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, включая средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и средств Фонда социального страхования Российской Федерации за проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, в соответствии с порядком формирования фонда оплаты труда, утвержденным приказом по учреждению.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения об оплате труда от 20.12.2018 работникам учреждения (в том числе заместителям главного врача учреждения и главному бухгалтеру) в отдельных случаях в порядке и на условиях, определенных локальным нормативным актом "Об утверждении Положения о премировании, оказании материальной помощи работникам ГУЗ "КП N 28", принимаемым учреждением с учетом мнений Профкома может быть оказана материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимается руководителем учреждения на основании письменного заявления работника и оформляется приказом учреждения.
Согласно пункту 6.1 Положения о премировании и материальной помощи работников ГУЗ "КП N 28", являющегося приложением N 2 к Коллективному договору от 20.12.2018 (далее - Положение о премировании и материальной помощи от 20.12.2018) работникам учреждения (в том числе заместителям главного врача учреждения и главному бухгалтеру) может быть оказана материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимается главным врачом учреждения на основании письменного заявления работника и оформляется приказом учреждения.
Пунктом 6.2 Положения о премировании и материальной помощи от 20.12.2018 определено, что выплата материальной помощи производится:
в связи с тяжелым материальным положением;
в связи со смертью близкого родственника;
утратой личного имущества в результате пожара или иного стихийного бедствия;
потребностью в лечении или восстановлении здоровья в связи с болезнью (травмой);
к ежегодному отпуску.
В силу пункта 3.1 Положения о распределении денежных средств, полученных за счет оказания платных медицинских услуг в ГУЗ "КП N 28", являющегося приложением N 8 к Коллективному договору от 20.12.2018 (далее - Положение о распределении денежных средств от 20.12.2018) определено, что при оказании платных услуг подразделения учреждения распределению подлежит весь полученный доход в отчетном периоде.
В соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 Положения о распределении денежных средств от 20.12.2018 определено, что размер фонда оплаты труда составляет не более 52 % от доходов, полученных при оказании платных медицинских услуг, в том числе 6% составляет резервный фонд, необходимый для выплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск, премиальных выплат и материальной помощи по заявлениям.
Однако, ГУЗ "КП N 28" в 2020-2021 годах осуществлялись расходы на выплату материальной помощи за счет средств ОМС.
В проверяемом периоде на основании заявлений сотрудников Учреждения, по приказам Учреждения и Комитета здравоохранения Волгоградской области осуществлено начисление материальной помощи (в связи с тяжелым материальным положением; в связи со смертью близкого родственника; потребностью в лечении или восстановлении здоровья в связи с болезнью (травмой); к ежегодному отпуску) за счет средств ОМС в 24 случаях на общую сумму 416 260,50 руб. (из них в 2020 году 5 случаев на общую сумму 136 661,00 руб., в 2021 году 19 случаев на общую сумму 279 599,50 руб.).
Факт выплаты материальной помощи сотрудникам ГУЗ "КП N 28" за счет средств ОМС Учреждением не оспаривается, как и размер выплаченной за счет средств ОМС материальной помощи.
Таким образом, УФК и суд первой инстанции пришли к верным выводам, что ГУЗ "КП N 28" в нарушение пункта 1 статьи 147 БК России, части 5 статьи 15, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 1 пункта 186, пунктов 192, 193, 195 Правил от 28.02.2019 N 108н, подпункта 1 пункта 3.2 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2020 год от 30.12.2019, подпункта 1 пункта 3.2 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2021 год от 30.12.2020, подпункта 5.10 пункта 5 Договора от 01.01.2019 N ОМС-21, подпункта 5.10 пункта 5 Договора от 31.12.2019 N 21-12/20, подпункта 8.11 пункта 8 Договора от 24.01.2021 N 76, в 2020-2021 годах средства ОМС использованы не по целевому назначению, а именно: на выплату материальной помощи, не предусмотренной Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 06.12.2019 N127-ОД, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Законом Волгоградской области 26.12.2020 N 130-ОД, всего в 24 случаях на общую сумму 416 260,50 руб.
Судом первой инстанции законно и обоснованно установлено, что утверждения Учреждения о том, что выплата материальной помощи произведена по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" не свидетельствуют о правомерности выплаты материальной помощи за счет средств ОМС.
В данном случае, отнесение в бухгалтерском (бюджетном) учете Учреждения выплаты материальной помощи по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" свидетельствует лишь о том по какому коду вида расходов в Учреждении была отражена выплата материальной помощи, и не может являться основанием для отнесения материальной помощи к заработной плате.
Комитет и ГУЗ "КП N 28" считают, что возможность выплаты материальной помощи за счет средств ОМС предусмотрена законодательством, поскольку структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя прочие выплаты, в связи с чем, материальная помощь относится к прочим выплатам.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 06.12.2019 N 127-ОД и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Законом Волгоградской области от 26.12.2020 N 130-ОД установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Таким образом, в структуру тарифа включены прочие выплаты.
К материальной помощи относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. Материальная помощь выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Выплата материальной помощи связана исключительно с возможностями работодателя.
Согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н материальная помощь не относится к прочим выплатам.
На подстатью 212 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме" КОСГУ относятся осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев, не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников), в том числе:
подъемное пособие при переезде на новое место службы военнослужащим и приравненным к ним лицам; подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; единовременное пособие при перезаключении трудового договора; возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания); продовольственно-путевые, полевые деньги; выплата на первоначальное обзаведение хозяйством сотрудникам учреждений, исполняющих наказания; премирование персонала за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 N 288 "О размерах средств на премирование за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов"; выплаты депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе; ежемесячные денежные выплаты членам государственных академий наук; выплата стипендий ученым, научным работникам, работникам организаций оборонно-промышленного комплекса; другие аналогичные выплаты и пособия персоналу.
Планами финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на 2020 год и 2021 год, согласованными ТФОМС Волгоградской области в расходной части по выполнению Территориальной программы ОМС по подстатье КОСГУ 212 Учреждением расходы средств ОМС не предусмотрены.
Отнесение в бухгалтерском (бюджетном) учете Учреждения выплаты материальной помощи по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" свидетельствует о том, по какому коду вида расходов в Учреждении была отражена выплата материальной помощи, и не может являться основанием для отнесения материальной помощи к заработной плате.
Ссылка Комитета и ГУЗ "КП N 28" на письмо Минтруда России от 28.09.2020 г. N 14-1/ООГ-15412, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в указанном письме указано, что мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Нормативные правовые акты не содержат указание на то, что выплата материальной помощи возможна за счет средств ОМС, поскольку это прямо противоречит императивным нормам, закрепленным в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Доводы Комитета и ГУЗ "КП N 28" об обратном основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
Судом первой инстанции учтено, что должностные лица Учреждения привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации за нецелевое использование бюджетных средств; постановления административного органа вступили в законную силу (Решение Дзержинского районного суда от 18.11.2023 г. по делу N 12-862/2022).
Основанием для привлечения должностных лиц Учреждения к ответственности послужило нарушение ГУЗ "КП N 28" пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 15, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, подпункта 1 пункта 186, пунктов 192, 193, 195 Правил от 28.02.2019 N 108н, подпункта 1 пункта 3.2 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2020 год от 30.12.2019, подпункта 1 пункта 3.2 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2021 год от 30.12.2020, подпункта 5.10 пункта 5 Договора от 01.01.2019 N ОМС-21, подпункта 5.10 пункта 5 Договора от 31.12.2019 N 21-12/20, подпункта 8.11 пункта 8 Договора от 24.01.2021 N 76, отраженное в оспариваемом представлении и являющееся предметом настоящего спора.
Доводы заявителей жалоб о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта (часть 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в связи с не указанием мотивов, на основании которых был сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются несостоятельными, поскольку решение Арбитражного суда Волгоградской области содержит доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2023 года по делу N А12-25145/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25145/2022
Истец: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 28"
Ответчик: УФК по Волгоградской области
Третье лицо: Волгоградская областная организация профсоюза раюотников здравоохранения РФ, Волгоградский областной суд, Комитет здравоохранения Волгоградской области, Арбитражный суд Волгоградской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования