г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А41-1146/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского округа Серпухов Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Аксёнова М.В. - Балахчи А.Л. представитель по доверенности от 07.09.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-1146/23 по заявлению администрации городского округа Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 5043014695)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299)
третье лицо: Аксенов М.В.,
о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Серпухов Московской области (истец, Администрация) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ответчик, Росреестр) со следующими требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ:
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020202:1465;
- указать, что решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН;
- восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:32:0020202:298.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-1146/23 в иске отказано.
Администрация городского округа Серпухов Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Дополнительно от Администрации поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Аксенов М.В. представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции по делу N А41-1146/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Администрации и Росреестра, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя третьего лица, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено арбитражным апелляционным судом, третье лицо обратилось в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020202:298, площадью 2 333 кв.м., принадлежащего ему на праве собственности и земельного участка площадью 477 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
По результатам рассмотрения было подписано Постановление N 4801 от 16.09.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель.
24.02.2022 осуществлен кадастровый учет земельного участка площадью 2790 кв.м. - кадастровый номер 50:32:0020202:1465.
Поскольку соглашение о перераспределении земельного участка между истцом и третьим лицом не заключено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации, руководствуясь следующим.
Согласно ст. 2 ЗК РФ Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Положения ст. 11.7. ЗК РФ регламентируют порядок перераспределения земельных участков, а именно: При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
При этом, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ-218) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч.7 ст. 1 ФЗ-218 Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст. 3 ФЗ-218 Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изменения указанных сведений в данном реестре и исключения указанных сведений из данного реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7).
Согласно ст. 13 ФЗ-218 внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены ст. 14 ФЗ-218.
Так, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Положением ст. 15 ФЗ-218 установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: органа государственной власти, органа местного самоуправления, органа государственной власти или органа местного самоуправления - при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц.
Суд первой инстанции указал, что действующее законодательство устанавливает заявительный порядок для осуществления действий, как при осуществлении государственного кадастрового учета, так и при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае Администрация в порядке, установленным ФЗ-218, в уполномоченный орган с соответствующим заявлением не обращалась.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на неприменение судом первой инстанции норм пункта 2 части 18 статьи 41 ФЗ-2018.
Проверив данный довод апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет его как не влияющий на выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 41 ФЗ-218 земельные участки, которые образованы путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, снимаются с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
Данная норма является специальной и подлежит применению к спорным правоотношениям.
В рассматриваемом случае с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учёта обращался Аксёнов М.В., но действовал он при этом от имени Администрации на основании специального полномочия, оговоренного в пункте 8 Постановления Главы г.о. Серпухов Московской области от 16.09.2019 N 4801. Следовательно, именно Администрация является лицом, уполномоченным в силу приведённых норм законодательства обращаться с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учёта.
Следовательно, выводы суда первой инстанции являются правильными.
Суд первой инстанции также указал на избранный Администрацией неправильный способ защиты своего нарушенного права.
Согласно положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
В данном случае истец в исковом порядке просит снять земельный участок с кадастрового учёта, тогда как данный вопрос подлежит разрешению в административной процедуре путём обращения с соответствующим заявлением в Росреестр. Администрация в Росреестр с соответствующим заявление не обращалась, Росреестр не принимал решения об отказе в снятии земельного участка с кадастрового учёта, в связи с чем вывод суда первой инстанции о выборе истцом неправильного способа защиты является верным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее. Снятие с кадастрового учёта земельного участка, который образован путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, не может быть произвольным, а должен иметь под собой законные основания.
В апелляционной жалобе Администрация в качестве основания для снятия земельного участка с кадастрового учёта ссылается на то, что акт, изданный органом местного самоуправления - постановление Главы г.о. Серпухов Московской области от 16.09.2019 N 4801 - на момент осуществления кадастрового учёта спорного земельного участка утратил своё действие в связи с истечением срока своего действия.
Между тем, вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда Московской области от 20 октября 2022 года признано незаконным решение Администрации об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в частной собственности" от 26.05.2022 N Р001-3866447494-59186319. На Администрацию возложена обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Аксёнова М.В. N Р001-3866447494-59186319 от 14.05.2022. При принятии указанного решения суд указал, что основания для отказа, предусмотренные пунктом 14 статьи 39.29. ЗК РФ отсутствуют, при этом Аксёновым М.В. поэтапно выполнены все требования статьи 39.29. ЗК РФ.
Данные обстоятельства имеют для настоящего дела преюдициальное значение в силу части 3 статьи 69 АПК РФ.
Администрация, являясь стороной по указанному гражданскому делу, достоверно знала о существовании данного судебного акта.
При таких обстоятельствах действия Администрации, направленные на снятие с кадастрового учёта спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции расценивает как попытку дезавуировать судебный акт суда общей юрисдикции, принятый не в её пользу, вне установленных законом процедур, поскольку снятие спорного земельного участка с кадастрового учёта при таких обстоятельствах повлечёт невозможность исполнения решения суда общей юрисдикции.
Данное поведение истца отклоняется от общеустановленных принципов разумности и добросовестности, не соответствует целям и задачам деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем признаётся недопустимым в силу части 1 статьи 10 ГК РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Решение суда первой инстанции является по существу правильным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-1146/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1146/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Аксенов Михаил Вячеславович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3408/2024
26.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23592/2023
01.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8836/2023
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1146/2023